Музыкальное училище

Сергей Никифоров -Старший
Предыдущая публикация   Дом культуры http://www.stihi.ru/2014/09/15/5329

     Очень многие жизненные ситуации, если на них смотреть сегодняшними глазами, не лишены юмористического оттенка. Хотя в то время, когда эти самые ситуации случались, желания смеяться не возникало. Напротив, иногда казалось – всё, тупик. Как быть, кого винить и что делать – неизвестно.
      Один из таких эпизодов имел место быть в 1976 году. Вернее, целая цепочка взаимосвязанных, переплетённых друг с другом событий, произошедших летом-осенью того года в Астрахани. Занесло меня туда, когда я узнал, что Астраханское музыкальное училище (фото) объявляет дополнительный приём на отделение народных инструментов, в т.ч. по классу гитары. О-о!!!
      Посовещавшись с родителями, убедил их, что без музыкального училища жизнь для меня потеряет всякий смысл, что это моё, что надо ехать, я непременно поступлю и буду учиться. Так оно и случилось. Но, обо всём по порядку.
     Мне было 18 лет. В одиночку на такие расстояния, в такие дали я до тех пор не ездил. Собирался максимум дней на десять – сдать вступительные экзамены (дело было в середине августа) – поэтому взял с собой минимум одежды, денег на обратную дорогу и на пропитание. Остановиться планировал у знакомых, благо, согласие принимающей стороны было предварительно получено. Но домой я не вернулся ни через десять дней, ни через двадцать. А только в январе следующего, 1977 года. На каникулы. Учился же!
      События развивались стремительно. Приехал поездом в Астрахань. Встретили. Вечером за ужином, после того, как я в деталях изложил гостеприимным хозяевам свой стратегический план, мне вежливо дали понять, что десять дней – это большой срок.
      На следующий день я сдал документы в приёмную комиссию музучилища, получил расписание экзаменов и отправился на поиски гостиницы подешевле. Нашёл на окраине города приемлемый вариант с уровнем комфортности (если привязывать к нынешней классификации) примерно минус пять звёзд. Учитывая тот факт, что я вообще не имел представления о гостиницах, что это был 1976 год, а страна называлась СССР, – меня всё устроило.
      В гостинице в период моего там проживания также случилось несколько забавных историй, достойных отдельного рассказа, но основные события  происходили, конечно же, в училище.
     Началось с того, что первым экзаменом в расписании был диктант по русскому языку (?!). Я закончил 10 классов и должен был, по логике, писать сочинение. Но заморачиваться не стал – диктант, так диктант. Кто у них там, в этой неизвестной и загадочной Астрахани, что поймёт!
      Написал диктант без проблем, на 5 баллов. Отдохнул денёк до следующего экзамена. Прихожу, а мне и говорят – дескать, вы, уважаемый абитуриент на прошлом экзамене зашли не в ту аудиторию, не с той группой и сдали не тот экзамен. Ваш экзамен – сочинение! Зря я не стал заморачиваться.
      Ладно, сочинение, так сочинение. Тем сочинения не помню, но одна была свободная. Её-то я и выбрал. По той простой причине, что на стенах аудитории висело много щитов, плакатов с информацией как раз по этой теме (так мне во всяком случае показалось). Впоследствии выяснилось, что я оказался прав – щиты с плакатами принесли четыре балла. Потом был экзамен по истории СССР, который я также успешно сдал, но воспоминаний не осталось совершенно.
      Последний предмет – специальность. И здесь не обошлось без сучка и задоринки. Отстучал ритм, спел, повторил предложенные ноты, музыкальные фразы, что-то ещё. Всё замечательно. Под занавес необходимо было сыграть два произведения на гитаре. А гитары-то у меня с  собой и не было! Надо отдать должное экзаменатору, который впоследствии стал моим преподавателем по специальности – Марату Абубекеровичу Будинову, светлая ему память, – он вышел в коридор и уговорил ожидающего своей очереди на экзамен гитариста дать мне инструмент. Мужик сначала сопротивлялся, но всё-таки гитару дал. Так я сдал все экзамены и был зачислен на дневное (святая простота!) отделение музыкального училища. Свершилось!
     Ехать домой смысла не было – я поступил, деньги на первое время были, к тому же на носу первое сентября. Отправил родителям телеграмму и первого или второго сентября отбыл с другими студентами в совхоз. Обычное дело по тем временам.
     Убирали арбузы и помидоры. Месяц пролетел незаметно. Поистрепался я основательно. Одежды-то брал на десять дней, на колхоз не рассчитывал. Но выкрутился, да и ребята помогли.
     И вот первый день занятий. Наконец-то! Мы все уже давно знакомы, совхозная жизнь сблизила и подружила будущих гитаристов, баянистов, балалаечников, скрипачей, трубачей и других тружеников музыкальных специальностей. В аудиторию входит классный руководитель (пусть будет так, потому что не помню правильного названия) нашей группы с новеньким журналом в руках. Начинается знакомство.  С нетерпением жду свою фамилию. Думаете дождался? Как бы не так! Нет меня в списке группы. По совету преподавателя иду в учебную часть. Начинают искать. Да, документы подавал. Экзамены сдал. Зачислен на первый курс. Чего вам, товарищ, ещё надо? Идите, учитесь.
     Объясняю, что меня нет в журнале группы. В каком, говорят, таком журнале? Ах, в этом. Всё правильно – нет. И не должно быть. Ведь вы зачислены… на заочное отделение!
     Была немая сцена, была. Потом, обретя дар речи, спрашиваю, почему на заочное? Отвечают – дополнительный приём был объявлен на заочное отделение, внимательнее читать надо.
     Начинаю рассказывать, откуда приехал, как поступил, как поехал в совхоз и проч., и проч. А зачем, удивляются, поехал-то? Кто посылал?
     Что теперь? Берите задание, езжайте домой, ждите вызов на зимнюю сессию. Об этом ли я мечтал, передирая цитату за цитатой со стены, адаптируя их для своего сочинения? Мог ли предположить, загружая вагоны арбузами и помидорами, что подобный финал ждёт меня на старте?
     Короче говоря, тот самый тупик. Учиться заочно я был не согласен категорически!  Один из основных аргументов в пользу моего несогласия – работа в совхозе. Целый месяц! Ведь ни один из преподавателей не усомнился в законности моего пребывания там. Я работал (и заработал, пусть и немного), ел, спал. Меня отмечали в списках, как присутствующего, фиксировали объём выполненной мною работы. Бред какой-то!
     Разрешилось всё относительно благополучно – две недели обивал порог управления образования, но добился-таки перевода на дневное отделение, правда, по классу балалайки. Но зато преподаватель остался тот же – Марат Будинов. Так я у него и занимался. Официально балалайкой, дополнительно – гитарой. В общежитие тоже поселили без проблем.
     По поводу «относительно благополучно» – деньги, что я заработал в колхозе, как-то очень быстро кончились. Оно и понятно – дело-то молодое. Хватило на «отмечалы» по случаю завершения сельхозработ и на первую неделю хождения по управлению образования. Оставшиеся копейки приходилось экономить. Были дни, когда весь рацион состоял из нескольких килек и куска хлеба. Стоило это «изысканное» блюдо 5 копеек – сумма для моего отощавшего бюджета была весьма существенная. Позже разведал дорожку на товарную станцию – разгружать по ночам вагоны. Деньги платили не ахти какие, тем не менее, это был стабильный дополнительный финансовый источник.
     Но главное, что я всё-таки поступил в музыкальное училище и приступил к занятиям. Этот позитивный факт без остатка поглотил ком негативных и неприятных событий, так нежданно и, полагаю, незаслуженно свалившихся на меня.
    
 Ещё о Кушалино http://www.stihi.ru/avtor/ryby&book=15#15