Учимся мастерству-1. 2014

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2014/06/06/2323 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2014/09/20/7570 - Итоги конкурса

Начало - о принципах отбора стихов на конкурс - см. http://www.stihi.ru/2014/09/21/6091

Итак, начинаем чтение лучших стихов «Мастер класс-2014».

№1.  Притча о правдах. Ольга Хворост

Где-то там, на краю земли,
где не видно ни зги,
и куда пути замели
годы, страх, и пески,
где четыре ветра поют
стае глупых рыб,
а прилив то ласков, то лют -
вырос город-гриб.

В том грибе, сея свет в ночи,
жили тысячи правд,
горлопанисты, горячи
и у каждой свой нрав,
взгляды, голос, особый путь,
личный царь и Бог,
город-гриб не вникал в их суть
и терпел, как мог.

Но, однажды, других поправ
и вменив им в вину,
объявила одна из правд
прочим правдам войну;
все друг с другом вступили в бой...
Под протяжный скрип,
грузно правды подмяв собой,
рухнул город-гриб.

Кто был крив из них, а кто прав,
кто изгой, кто кумир?
Океан зашумел, забрав,
беспокойный мир,
ветер бросил вслед горсть песка...

там, где нет тропы,
бродит истина между скал
и растут грибы...

Понравился элемент иносказания (близость к жанру «Притча»), есть сюжет, есть авторская мысль. Неизбитый ритм - сложный логаэд из стоп ямба и анапеста, который рубит звучание и (как мне кажется) дает акцент на подтекст стихотворения: благодаря такому ритму понимаешь, что это сказ, из которого надо бы извлечь спрятанную в него мудрость.

№2. Ночь. Ольга Альтовская.

Дом будто вымер. Комната тиха.
А ночь дрожит в предчувствии стиха:
В дверях толпятся образы и тени,
Томятся в ожидании, глядят…
И вот уже потёк по крови яд
Стихов неотвратимых и видений.

И вот уже - во сне ли, наяву? –
Я в мире неизведанном живу,
Плыву по тишине, по светотени,
По времени, по бликам на стене…
Со мной – ещё бесплотны – по волне
Плывут плоты моих стихотворений.

Свобода им. Чего ещё желать?
Но манит берегов бумажных гладь.
А ночь уже отпела, отзвучала…
И в пирамиды строф воплощена,
Оставит след и память тишина,
На белизне тетрадного причала.

Сказать, что здесь есть насыщенный сюжет или мысль, которая «чувства добрые лирой пробуждают» я не могу - это интимная лирика на тему процесса создания стихов, тема широко распространенная среди поэтов, но написано здорово, образно, интересно. Хотя и есть у меня ощущение сотворенности фраз, а не их насущности. Тем не менее, - отлично.

№3. Улетаю в никуда. Хелена Влади

Я уйду очень тихо.
Так тихо, что ты не заметишь
Ни распахнутой двери,
Ни брошенной связки ключей...
Растворюсь, как мираж
В золотистом весеннем рассвете,
Затеряюсь в толпе,
Чтобы стать, как и прежде - ничьей.

Улечу в "никуда",
Пусть из тёплой и сытой - но клетки,
Оборву "по живому"
Все нити и связи с тобой.
Мне наскучила роль
Опостылевшей марионетки.
Убегу от тебя,
Чтобы стать, наконец-то, собой.

Не зови - не вернусь!
Все усилья твои бесполезны:
Рубикон перейдён!
Я сожгла за собой все мосты.
Время вылечит боль
И тогда потихоньку исчезнет,
Тот кусочек души,
В котором когда-то был ты.    

Тоже интимная лирика  и довольно знакомая всем и потому предсказуемая женская тема стихов «Не зови - не вернусь!». Есть небольшая сбивка ритма в последней строке (01 001 001 - нехватка одного безударного слога). Все остальное  мне понравилось:  внятная, правильная речь умного человека, точный язык, но скорее прозаический, чем образный поэтический.   

№4. Племя огненных драконов. Анна-Мария Ситникова

Был свет нестерпимо ярким, а тьма абсолютно чёрной,
Рождая миры Вселенной, планеты и звёзд тепло.
И там, в эпицентре взрыва, возникло от страсти спорной,
Могучих драконов племя… Спекая песок в стекло,
Под звуки раскатов грома, корой застывала лава.
Драконы, расправив крылья, парили в земном ядре,
Из жерла вулкана щурясь чудовищем многоглавым,
Глядели хозяйским оком… В пещере костёр горел.
Послушным дымящим зверем в руках мягкотелых тварей?
За жизнь в вечной мгле и стуже - поленьев сырых очаг?
Попробуй спалить жилище, потомок свободной пары -
Погибнешь, водой задушен, как самый опасный враг.
Но если удастся в сердце людское проникнуть тайно –
Вернёшь времена былые. Горящей стрелой в полёт               
Отправишься. Сколько трупов! Страна на века пустая!
Жаль, мира ошейник давит, но вновь огнемёт поёт…
Нам вместе не жить. Мы - племя, здесь наше по праву место.
А вы городите стены, границы. На брата брат 
Идёте. Вперёд, безумцы! Один, заражённый местью,
Способен поднять весь город лишь связкой ручных гранат!
В бетонных ракетных шахтах, мы дремлем под слоем стали
И ждём, ведь ещё немного… Развеется пепла тень…
Расправив большие крылья над плазменно яркой далью,
Одни в этом новом мире встречать будем новый день!
Ну что ж вы, вперёд, безумцы!..

Еще один сказ с иносказанием. Воспринимается как  фэнтези, как пересказ в стихах чьей-то  истории, но очень выручает произведение его последняя строка - она несёт ненавязчивую мораль - предлагает задуматься над происходящим.

На примере этого стихотворения (поскольку мы с вами на Мастер Классе!) я хочу показать один часто встречающийся недочет разбивки строк. Конец строки в поэзии -это всегда пауза при чтении. Если автор разбил свои стихи на строки, значит, ему была нужна пауза в местах конца строк. Но авторы, подбирая нужную рифму, часто рубят фразу так, что эта пауза в конце строки бывает неестественна для речи - мешает смыслу. В данном стихотворении сразу два таких недочета:

Вернёшь времена былые. Горящей стрелой в полёт      (РАСПАД КОНЦА СТРОКИ)
Отправишься. Сколько трупов! Страна на века пустая!
и
А вы городите стены, границы. На брата брат          (РАСПАД КОНЦА СТРОКИ)
Идёте. Вперёд, безумцы! Один, заражённый местью,

А еще мне не понравился образ «…вновь огнемёт ПОЁТ». Я не военный человек, но мне кажется, что у огнемета иное звучание…

№5. Ночь в первомайском лесу. Алексв

Синюшных туч раскинув телеса,
Упала ночь покойником со стула.
Хлебнули молча сумрака леса,
Река могильным холодом дохнула.

Седое небо, смыв остатки хны,
Себя с востока трауром облило.
Свалившись в омут, рыбий глаз луны
Нырнул на дно и спрятался под илом.

Рукой подать до неба и весны,
Но свечи звезд к чертям задули черти.
А в темноте проснулись злые сны,
Включилась карусель внезапной смерти.

Кто будет сброшен с круга в этот круг?
Кому билет на выход даст природа?
Не знала тьма, где - я, а где - вокруг,
И промахнулась с первого захода.

В молчании клинок свой заточив,
Затмив костер, горевший в полнакала,
Метнулась вспышкой молния в ночи,
Рубаху тьмы от ворота порвала.

Любой бы ошалел, ослеп, оглох,
И я с испугу выронил берданку.
Но - жив пока, и кажется, здоров...
Соседка ель - до корня, -наизнанку.

Лупил всей дурью в рынду первый гром,
И мир дрожал под гулким жбаном неба,
Весна крутила ветром-топором,
И гнала прочь зимы больную небыль.

Хрустел костями древний бурелом,
Поклоны били сосны вековые.
Там, где апрель не справился теплом,
Останки снега майский ливень выел.

Гроза-гюрза, весны шальная дочь,
Дождем шипела, молнии змеила.
С одра подняв измученную ночь,
Живой водой умыла-отпоила.
И унеслась, пролившись, налегке,
А я стоял столбом, как потерпевший.
И все напрасно спички тряс в руке,
Перед костром, оглохший и ослепший...

Пейзажная лирика без особого сюжета, которую тоже нельзя считать «пробуждающей чувства добрые», но жанру пейзажной лирики эти стихи полностью отвечают. Мне здесь показалось интересным особое авторское видение майской грозы как некой  мистической и враждебной человеку сущности. И еще порадовал яркий язык и  единая направленность всех образов и метафор: они все - из одного настроения, из одного восприятия мира, все агрессивные и  пугающие - продуманные! (У слабых авторов сплошь и рядом встречается полная разноголосица образов, их случайность!). Поэтому стихи понравились.

№6. Бегство эмпата. Геннадий Солодилов               
(Эмпат — человек, способный испытывать чувства окружающих как свои собственные).

Вот он – край. Избавление близко.
Даже здесь чью–то чувствую боль.
Нерв дрожит от беззвучного визга.
Шерсть палёная... Жгут её, что ль?
Брат с сестрёнкой (врачи понарошку),
Ставят банки на брюхо коту.
«Злые дети, не мучайте кошку!»
Попытался шепнуть на лету.
Скверный выбор – жилая высотка:
Хор эмоций, подобный лучам,
Из которых мой реквием соткан
Какофонией сфер зазвучал.
Будь ты проклят мой дар, мой мучитель!
Слишком много ещё этажей.
На прощанье хоть миг помолчите!
Расстаёмся. Недолго уже.
Унижения, ссоры, недуги,
Стоны душ, не любимых никем
Тучей стрел, через воздух упругий
Догоняют в прощальном пике.
Вашим криком готов был кричать я
С детских лет в эмпатичном плену.
Доносилась и музыка счастья,
Но страданья глушили волну.
Отпустило – играет ребёнок.
Скрипка плачет. А может быть – альт.
Полсекунды ещё до потёмок.
Микро...Нано... Спасибо, асфа...

Эти стихи просятся в пару к предыдущим. Запоминаются своей нестандартной композицией и темой, а когда стихи хоть чем-то запоминаются, то это уже очень хорошо. Хороший язык, ясное построение фраз, яркий сюжет. Интересно…

№7. Всемогущие. Тали-1

Пока мы ходили по лугу, по кругу,
пока мы сшибали репейников пену,
Пока мы с собакой мешали друг другу
ловить богомола и нюхать вербену,
Пока мы коляску в тенёчке качали,
пока ворожили на завтра прохладу,
Пока собирали шелковицу к чаю,
нашли тайный лаз и чинили ограду,
Пока мы варили овсяную кашу
на масле, кормили дитя и собаку,
Пока обсуждали с соседями кражу
их новенькой Хонды, погоню и драку,
Пока мы событиям мерили цену,
пока временам городили границы,
нас медленный бог уводил с авансцены.
На ней оставались орущие птицы:
из гнёздышка горлицы выпал птенец.
Он маленький, тёплый. Но мертвый.
Конец.

Мне очень понравились эти стихи. Глубокий подтекст в совсем простой истории, талантливое исполнение. Великолепное звучание всех женских рифм и резкий переход на мужские в самом конце стихотворения: вполне сознательный смысловой акцент, сделанный через смену звучания. Сначала был ряд длящихся, не завершенных действий (ворожили, варили, городили, мерили…), а потом резкий переход на мужскую рифму - трагический финал, которого мир не заметил (выпал птенЕц ….мертвый  … конЕц.) Пояснения и мораль уже не нужны, они лишние. Талантливые стихи.

№8.  На огороде. Середина 50-х. Репин В.

Мне лет пять-шесть. Московская Славянка.
От Пушкина четыре километра.
С родителями еду спозаранку
На поле, продуваемое ветром.

Май на дворе, пора сажать картошку
На бывшем материнском огороде.
Славянка - это вроде понарошку:
Две-три избы по довоенной моде.

Пошли на них блиндажные накаты,
Землянок доски - где собрали столько...
Земля вокруг - почти на штык лопаты -
В кроваво-рыжей ржавчине осколков.

А до войны вокруг село гудело,
Там, где сегодня стены иван-чая.
Вот мама с папой принялись за дело,
А я в пруду тритонов изучаю.

Потом узнаю: не пруды, воронки.
Пять метров? Да, сыночек, так бывает...
А голос мамы - молодой и звонкий
(Мне так его сегодня не хватает!)

- А где стоял твой дом? Ну, что ты, мама!
- Соринка в глаз, наверное, попала.
- Вот здесь, а может быть, вот там, где яма?
Молчала мама и не отвечала...

Совсем другой жанр - рассказ в стихах на историческую тему. И дело не в том, насколько точны детали (не так просто писать о времени, в котором не жил, не присутствовал лично), здесь важнее всего выразить чувство сопереживания людям, прикоснувшимся к войне, к бедствию, и сделать это нужно очень деликатно, без пафоса и без использования известных шаблонов. Мне кажется, это автору удалось.


№9. Царь и в Тобольске играл в городки. Виктор Курильчук

Голуби, голуби, так не целуются.
Что же вы клювами врозь?
Не расклевать вам моллюск революции.
Рвётся сквозь яр дикорос.

Экс-императору тоже продкарточку? -
Заухмылялся фигляр.
А за часовенкой вОроны каркают.
Кряжами быть тополям.

Щедрым гостинцем тобольские стерляди -
Что ж, молодцами купцы!
Кем напророчены красные тернии?
Чем не по нраву венцы?

Не восторгает зевак за заборами
Выправка у казаков.
Улочкой тихой с резными подзорами
Козочка без бубенцов.

Эх, упустили сюжетец художницы:
Нижний посад, игроки -
Царь-городошник, княжны-городошницы
И из берёз городки.

Еще одни стихи на историческую тему - про период пребывания царской семьи в Тобольске. Стихи, которые почему-то никем не были номинированы. Отдельными мазками без нудных пояснений здесь дана картинка времени и города, причем, очень выразительная. Предложения не образуют четкой логической цепочки сюжета, но позволяют зримо увидеть  пейзаж провинциального русского города и передают настроение исторического момента - последних дней российской монархии. Точнее объяснить не могу, но мне стихи понравились.

№10. В плену у одиночества. Ирина Анташко

В заложницы попала к одиночеству,
и выкуп не назначен за меня.
Как странно, но на волю и не хочется...
И надо ли, хоть что-нибудь менять?

В твоём плену всё просто и размеренно:
я не прошу, не верю, не боюсь,
глагольных рифм чифирная феерия
да вкус тоски - пустой баланды вкус.

А знаешь, я была почти уверена:
твои стихи, они не для меня...
Я - ложная души твоей беременность,
пожар любви без дыма и огня.

Горю листвою красною осеннею!
Ты только сразу мне не возражай!
Мы чувства одинаковые сеяли,
но разный собираем урожай.

Мой странный друг, ну что же тут поделаешь?
Твой сладок плен, но мой окончен сплин,
меня зовёт дудук, дорога белая,
аквамарин небес и птичий клин...

Поверь, что очень скоро всё изменится,
лишь неизменны будут смысл и суть.
А ты найдёшь себе другую пленницу,
чтоб обо мне скучать совсем чуть - чуть.

Из райских яблок сварится варение,
и будет ароматным чай из трав,
и утро сентября, и воскресение,
и каждый, пусть по - своему, но прав!

Хорошая интимная лирика, и хотя в самой теме здесь нет ничего нового (очень трудно писать стихи о любви и взаимоотношениях, ибо все мысли уже не раз были сказаны поэтами), но очень радует рифмовка: минимум параллельных рифм (рифмовок слов одинаковой части речи и склонения) и множество интересных рифм (меня- менять, уверена-беременность, изменится- пленницу…) При данном виде строф не особо мешает их неточность - рифмы не стоят рядом, а строка достаточна длинная - 6 стоп, именно поэтому неточность рифм слуху не мешает. Сказать, что мне понравилось всё - не могу: ну, при чем тут, например, тюремная лексика в любовной лирике (чифир и баланда)? Да и легкий танцующий ритм напоминает мне по звучанию попсовую песенку - стихи, написанные таким ритмом, не будут восприниматься всерьёз, какой бы драматизм событий в их текст ни заложили…

№11. Эта осень, как женщина падшая... Титова Светлана Юрьевна

Эта осень, как женщина падшая,
Загулявшая под фонарём,
Зазывает листвою опавшею,
Прижимаясь к прохожим дождём.

Под одежду пробраться старается,
Налетая порывом ветров.
Разойдётся в ночи, разгуляется,
В двери ломится, требуя кров.

А потом, протрезвев и раскаявшись,
Завывает, стенает, поёт.
Обессилев под утро, отчаявшись,
Робким снегом уснёт у ворот...

Серебром, самоцветами, золотом
Одарила ты всех, не скупясь...
Жар души ветер выстудил холодом,
Нежность красок повержена в грязь...

Растеряла наряд с листопадами,
Красоту смыл настойчивый дождь:
Словно нищенка, сжавшись под взглядами,
Подаянья на паперти ждёшь...

На заре отзвеневшую росами,
Отпевали тебя журавли...
Поседевшую, грязную, босую
На костёр погребальный снесли...

Прекрасная пейзажная лирика. Использован прием олицетворения - осень выступает в роли женщины, и на протяжении всего стихотворения автор обыгрывает этот прием, наделяя осень очень зримыми и яркими чертами характера и даже судьбою.  Мне очень понравились стихи.


№12.  Мой город спит... Александр Юфик

Мой город спит - наверное устал,
Медовый свет стекает с сотов окон,
Блестит звезда и новолунья кокон
В ночной тиши величественно мал...

Ползёт змеёй остывший автобан,
В далёкий край, разметкою манящий,
Стучится мысль назойливей и чаще
О том, что жизнь – Всевышней Силы план...

Нет робости на жизненном пути,
И вера зарождает вдохновенье,
Защиту от вреда и пораженья
Я знаю, где в дни бедствия найти...

Защитник там: в туманной пелене,
И в сущности, что называют «сердцем»,
Поэтому, взрывает душу скерцо*,
И потому печали не по мне...

Да, Он - мой Друг, мой Светоч, мой Причал,
В Его руках на жизнь смотрю я смело,
Но никому до этого нет дела...
И город спит – наверное устал...

Эти стихи понравились гораздо меньше, чем предыдущие, хотя тоже есть элементы пейзажной лирики, точнее - городской, есть авторские размышления как подтекст описания города. На мой взгляд, стихи портят слова с заглавной буквы - Друг, Светоч, Причал - этот прием всегда простит любые стихи: акценты должны быть в выборе слов, а не в их написании. И что это за Всевышняя Сила? Если используется религиозная лексика, то просто Всевышний (Бог), а если уж какая-то Сила (с заглавной) встала у автора на место Бога, то не стоит к ней приплетать христианский термин…  И почему вдруг про сердце (которое -Защитник) - Он (с заглавной)?

Мне кажется, что человек либо верит в Бога, либо нет, тут среднего не надо, и если не веришь, не трогай религиозных тем всуе ради рифмы: не стоит плодить в стихах выдуманных «богов», записывая их эпитеты заглавными буквами - это как-то по-детски…  Еще мне не понравилось звуковое смыкание «с сотов». Да и лексически  правильнее было бы - «из сотов». Не понравилась и не проверенная кое-где авторская пунктуация. (Придираюсь, потому что стихи поданы на Мастер Класс!).

№13. Гусиное перо. Нина Злаказова

Верста за верстою — ни облака, ни пера,
ни птице прикрыться, ни перину наполнить,
ни у конторки, которой пользовались вчера,
за Музой — пером гусиным... что не мешает вспомнить

поэта, чинившего перья, как карандаш,
как все в ту пору... бывало, пользовался зубами...
скверные перья! гусей, что ли, город наш,
больше не держит?.. ушли, улетели, пропали.

Мальчик курчавый к кипящему солнцем июлю
относился не очень — всё комары, мол, да мухи.
Солнце восьмерку огненным пальцем рисует,
рыба ушла на дно и зевает от скуки.

В беспамятстве дня, в бесписьменности небес
поэзии столько же, сколько в дороге долгой...
вёрсты, шлагбаумы, лица и редкий крест -
пометка гусиным пером — колокольни церковной.

Комментировать это стихотворение и что-то доказывать, объяснять - мне очень сложно. Оно просто нравится, завораживающе нравится, вводит меня в какое-то особое состояние, передает дух времени Пушкина, погружает в ту эпоху… Почему и как - не знаю. Нравится. Может только так и нужно воспринимать стихи?

№14. Царство за коня. Михаил Стихоплётов

Верность бескорыстную ценя,
Не приемля зависть и коварство,
Я отдам полцарства за коня -
Но коня не отдал бы за царство.

Часто вдохновением меня
Радует Пегас, мой конь крылатый...
Оттого и царство за коня -
Лишь весьма умеренная плата.

Сколько седоков из под огня
С поля боя кони выносили...
Потому не жалко за коня
Всё отдать, чего б ни попросили.

И покуда вертится земля,
Жив неистребимый дух гусарства.
Мчатся кони, гривами звеня,
Рушатся империи и царства.

Ненадёжны слава и броня,
Серебро тускнеет, меркнет злато...
Оттого за верного коня
Царство - лишь умеренная плата.

Тоже нравится, но по технике исполнения - это полная противоположность предыдущему произведению. Всё здесь  четко, логично, ясно выражено, правильно по звучанию, мудро по содержанию. Все объяснимо и понятно. Спорить не с чем, возражать нечему. Но и это - тоже хорошие стихи! )))

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/09/25/3131