Цветок. Дубейти

Алла Акантова
Красив до боли
И пронзителен, как крик.
Цветок! Всевышней волей
Ты на Земле возник.




Про рубаи и дубейти.
РУБАИ (араб., мн. число рубайат) – жанр поэзии; четверостишья, впервые появившиеся в персидской поэзии 9 в. В древнем иранском фольклоре и в арабо-персидской поэзии (а также поэзии на языке урду) основной единицей строфики являлся бейт. Наиболее распространенной формой использования бейта является четверостишье, которое получило название рубаи или дубейти (то есть два бейта).
С точки зрения смысла, бейт должен содержать в себе законченную мысль. Как правило, в первом бейте дается посылка, а в третьей строчке второго бейта – вывод, закрепленный афористической сентенцией четвертого полустишья (строчки).
Жанр рубаи получил широкую известность в связи с тем, что в нем писал свои стихи Омар Хаям.
Обычно четверостишье, состоящее из двух бейтов, рифмуется по типу: а-а – б-а или а-а – а-а.
Для дубейти возможно также рифмование по типу: а-б – б-а или а-б – а-б.
Третья строчка обычно служит в стихосложении медианой. Это явление, называемое цезурой (лат. сaesura – рассечение) является сильной интонационной паузой. Иногда третью строку называют «холостой рифмой».
Рубаи отличаются от дубейти и по кругу тем. В народном устно-поэтическом творчестве, а также классической персидской поэзии рубаи являются самым содержательным жанром, в котором при всей конкретности и определенности темы неизменно присутствует обобщающая мысль. Даже любовные темы в рубаи раскрываются не столько через эмоции (это более присуще дубейти), сколько посредством философских раздумий и медитаций. Впервые подобные четверостишья были использованы персидским поэтом Абу Абдаллахом (или Абу-ль-Хасаном) Джафар ар-Рудаки (р. 860).
В жанре рубаи прославились многие поэты Востока. Среди них Ибн Сина (Авиценна – 980–1037), Фаррухи (ум. в 1037), Унсури (910/980–1040), Туси (11 в.) и более поздние.