Моя Эллиада - 2014

Андрей Пущинский
или поэтическая зарисовка о путешествии по Греции,
с благодарностью сопровождавшей Яне и Янису)

Актёр провинциального театра,
Уставший свою роль играть,
В Элладу улетев, шепчу: «ФиатрО!»
Под «Оuzo», «Ямас!», чтобы прокричать.*
 
Пожить бы здесь ещё лет триста,
Без боли возраста, без стона.
И на Олимп пошлю я Зевсу: «ЭвхаристО!»**
И благодарность понту Посейдона!

Пусть подождёт их третий брат – Аид.*(1)
К нему все в гости, не минуем, будем.
Ему скажу: «СигнОми», без обид.***
В царстве живых пока ещё побудем.

Сперва пусть примет Эпидавр.
От страха стоит всем нам подлечиться,
Чтоб в лабиринте жизни Минотавр,
Не смог бы над моей душой глумиться.

Огонь явившийся с небес,
Геракла подвиги и Спарта,
Всё нам явил Пелопоннес,
Но вновь зовёт в дорогу карта.

Продолжу путь меж двух морей****
Через Коринф и к Парфенону.
В Микены лишь, среди камней,
Я загляну к Агамемнону.

В Афинах меч его хранится.
Корона с маской золотые.
Кто видел раз, тому приснится,
Откроются миры иные…

Был по маршруту Нафплион,
Порт первой греческой столицы,
Потом уже, король Оттон,
Афине ветвь дал как сестрице.

А до того четыре века
Под турками страдал народ.
И в избавлении для греков
Кстати, явился русский флот.

Простите тут мой гордый нрав,
Стал грекам первый президент -
Министр царский, русский граф
Такой в истории акцент.

Девиз: «Свобода или смерть!»
Грек православный каждый знает.
Видна на флаге эта твердь -
Волна полос кресту внимает. *(1)

Грек революцией гордится,
Ведь ей он был освобождён.
Город Афины стал столицей.
Античной эры пантеон.

Тот, кто Акрополь посетит,
Увидит сам вершину мира.
Богини Ники храм парит…
А Парфенон – в лучах эфира,

Ещё немного и взлетит
Над Плакой беленьких домишек.*****
Ареопаг под ним лежит,
Как символ власти для людишек.

Своим размером поражает,
В Афинах Зевса бывший храм.
Из барабанов вырастает
Колонна к вечным небесам.******

Наполним чашу Пифагора
И выпьем сладкого вина!
Не знали б люди много горя,
Коль мера им была б видна.

Прощай театр Диониса.
Продолжит в Дельфы путь пиит.
Придут ли снова из кулисы
Софокл, Эсхил иль Эврипид?...

Откроют ль новые законы,
Чтоб людям стало легче жить
Сократы ль новые, Платоны?...
И Аристотели учить?...

Я ж из Гомер прочитал
На Эпидавре в центре сцены.
Как у Сирены глас звучал
Для ублаженья Мельпомены.

Слегка отвлёкся, извините.
Лечу с Пегасом на Парнас.
Водой кастальской там умоюсь*******
И продолжаю свой рассказ.

Любой из нас, в тайне мечтает,
Хоть раз потрогать «Пуп земли»
Он там, где Пифия вещает,
Где Музы спорят о любви.

Давно не первый кто пленён
Был в Дельфах Аполлона храмом.
Сам Македонский тут «сражён»
Узнав о счастье в жизни главном:

Ему поведал Диоген,
Что счастье просто как свобода.
И не случайно в один день
Они ушли из жизни оба.

Мудрец просил у Александра:
«Не заслоняй солнце собою»
Но, как и вещая Кассандра,
Не спас царя, как та всю Трою…

Кассандра тоже не забыта:
Ведь Аполлона обманула.
Красива словно Афродита,
Любовь за дар так не вернула.

Кто хочет жизнь богов узнать,
Гесиод Вам её расскажет
И Теогонию читать
О Древней Греции прикажет.

Всё выше устремляясь в горы
По серпантину змей средь скал,
Взлетаю я на Метеоры,
Где свой приют монах сыскал.

Себя песчинкой ощущаешь
Поднявшись к самым облакам.
Плечами небо подпираешь.
Вот где природы божий храм!

Оставим слабым духом вздохи.
Места святые ещё есть!
Кто сомневается? Я ж - "Охи!".*********
Попробуй как Дедал взлететь…

Свою ж вершину покорить
Можно ущелье защищая:
Как в Фермопилы путь закрыть
От персов Грецию спасая.

Да, о трёхсот спартанцев речь
И Леонида воспевая,
Под стрелами не сдавшись лечь,
Не каждый сможет погибая…

Мне если смерть прикажет сдаться,
Скажу как он: «МолОн ЛабЭ!» *********
Что раньше времени бояться?
Героем стань в своей судьбе!

В конце, осенний путь в Элладе,
Минуя град СолоникИ,
Под солнцем ласковым в усладе,
На пляж нырну в ХалхидикИ.

Скажу всем утром: «КалимЭра!»**********
Чего о прошлом горевать?..
И даже если жизнь – «химера»,
Как греки надо петь, плясать!

27.09.2014г.

Из рассказов греческого гида:

*«ФиатрО!» - как "производная" от др.гр.: «вижу бога» («фэитэ фэо»); "Оuzo" – анисовая греческая водка; "Ямас" - На здоровье!;
**«ЭвхаристО!» - спасибо; понт – греч. море;
***«СигнОми» - простите;
****Ионическое и Эгейское разделяет Коринфский канал;
*****Плака - старый город Афин;
******из барабанов строились колонны античных храмов (в т.ч. из розового мрамора в Парфеноне);
*******в Древней Греции в Дельфах у подножия горы Парнас - Кастальский священный ключ Аполлона и Муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам;
********"Охи!" - по греч.: нет;
*********«МолОн ЛабЭ!» - с др-гр.: «Придя, возьми!»;
**********«КалимЭра!» - «Доброе утро!».

Историческая справка из интернетэнциклопедии:

*(1) - После подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году (между Россией и Османской империей, завершив первую турецкую войну императрицы Екатерины II) греческим торговым кораблям было разрешено выходить в плавание под флагом России. Период турецкого ига над Грецией длился с 1453 по 1821 год, после захвата османами столицы восточной Римской империи Византии – Константинополя, в которую входила Греция с 395 по 1453 год, до того – покорённая римлянами (146 -395 гг.). Первым президентом независимой Греции (1827-1831 гг.) стал Иоанн Каподистрия (11.02.1776-9.10.1831): граф; министр иностранных дел России (1816-1822 гг.); назначен в 1802 г. статс-секретарем республики Ионических островов (по Конституции адмирала Д.Ф.Ушакова) – прообраза будущей независимой Греции (освобожденных десантом русской эскадры после штурма крепости о.Корфу в 1799 году, принадлежавшие Венецианской республике и занятые войсками Наполеона революционной Франции, направленной императором Павлом I для освобождения Италии в Средиземнопорский поход). Во время Пелопонесского восстания против гнёта Османской империи повстанцы использовали белые флаги с голубым Георгиевским крестом, ставший символом всего революционного движения. 15 марта 1822 года указом временного правительства в качестве государственного символа был утверждён флаг, представлявший собой прямоугольное полотнище синего цвета с белым Гергиевским крестом. В 1928 году было решено, что за пределами Греции должен использоваться флаг (идентичный современному) с крестом в крыже и девятью полосами, которые символизируют 9 слогов национального девиза Греции: «Свобода или смерть» («Э-леф-те-ри-я и Та-на-тос») или 9 букв в слове «Свобода». Также есть версия, что полосы символизируют 9 муз — богинь искусства и наук.

Во второй половине XVIII века в Российской империи времен Екатерины Великой существовал проект возрождения Византии, так называемый «Греческий проект».Российская империя тогда вела войны с Османской империей, и план предусматривал, в случае безоговорочной победы над турками и взятия Константинополя, создание новой «Византийской империи». Императором этой возрожденной Византии должен был стать Константин Павлович, великий князь, сын наследника Павла Петровича (будущего Павла I) и внук Екатерины. Вольтер призывал Екатерину дойти в войне с турками до Стамбула, вновь превратить его в Константинополь, разрушить Турцию, спасти балканских христиан, а для большего сходства с подвигами древности использовать в степных боях против турок колесницы. Однако взятия Константинополя не произошло, и о плане впоследствии забыли.

Из древнегреческой мифологии и истории:

Олимп: наиболее высокий горный массив в Греции; национальный парк; естественная граница Фессалии и Македонии; три самые высокие вершины Олимпа называются Митикас (2917 м), Сколио (2912 м) и Стефани (2905 м); священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

Зевс: бог неба, грома и молний, ведающий всем миром; главный из богов-олимпийцев; третий сын титана Кроноса и Реи; брат Аида, Гестии, Деметры, Посейдона; его жена – богиня Гера; отец богов и людей; (в римской мифологии отождествлялся с Юпитером).

Посейдон: бог морей; при разделении мира после победы над титанами ему досталась водная стихия и он оттеснил древних местных богов моря (Нерея, Океана,Протея и др.); со своей женой Амфитритой и сыном Тритоном обитает в роскошном дворце на дне моря в окружении нереид, гиппокампов и мчится по морю на колеснице, запряженной длинногривыми белыми конями, с трезубцем, которым вызывал бури, разбивал скалы, выбивал источники; в римской мифологии – Нептун. По легенде о причкдливых очертаниях в виде трех пальцев полуострова Халкидики, когда мир подчинился богам Олимпа и немногие пережившие войну титаны покорились Зевсу: Пасейдон разгневанный битвой двух титанов Ситона и Афона за обладание морской богини Палини из наяд (дочери Зевса, нимфы рек, ручьёв и озёр и родственны нереидам, напоминающие славянских русалок), которую они оба полюбили, метнул в них своим трезубцем и расколол землю титанов - единый полуостров Халкидики по лекалу трезубца на три части. Напрасно Афон пытался швырять в Посейдона огромные камни из которых возникла священная гора Афон. Одну из них греки назвали Афоном, среднюю Ситоном (Ситонией), а другую Палини (в IV веке н.э. его переименовали в честь царя Македонии - Кассандра: 309-297 до н.э.; восстановил Фивы, разрушенные Александром Македонским, женившись на его сводной сестсре - Фессалонике, казнив его мать – Олимпиаду, его жену Роксолану и сына – Александра IV; основал город Фессалонику (Салоники)).

Аид («невидимый»): бог подземного царства мёртвых и его название, вход в которое (согласно Гомеру), находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю»; старший сын Кроноса и Реи; супруг Персефоны»; у римлян – Плутон («богатый»).

Гомер (VIII век до н.э.): легендарный древнегреческий поэт-сказитель (ему принадлежит половина найденных древнегреческих литературных папирусов); традиционно изображается слепцом; создатель эпических поэм «Илиады» и «Одиссеи», а также «гомеровы гимны» и др.

Гесиод (VIII-VII века до н.э.): первый древнегреческий рапсод (профессиональный исполнитель эпических гомеровских поэм; странствующий певец, декламировавшие поэмы держа в руке жезл - символ права выступать на собрании); представитель направления дидактического и генеаологического эпоса; создатель поэмы «Теогония».
«Теогония» приводит разноречивые эпические сказания о богах в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных из первого поколения - Хаоса (персонификация изначального состояния мира до возникновения упорядоченной Вселенной – Космоса), Эроса (божество любви, безотлучный спутник и помощник Афродиты; олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле: «…у всех он богов и людей земнородную душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает»), второго поколения - Геи (др.гр.-«земля»; дочь Эфира - прозрачный и лучезарный слой воздуха в котором дышат и живут боги и Гемеры - богиня дневного света; сестра Урана-неба; богиня земли, мать всего, что живёт и растёт на ней, а также: моря - Понта; Океана - стихия величайшей мировой реки, омывающей землю и море, дающей начало всем рекам, источникам, морским течениям, а также, приют солнца, луны и звёзд; Тартара - бездна под царством Аида, куда после титаномахии Зевс извергнул своего отца титана - Кроноса; и титанов и титанид) и кончая олимпийцами - Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.
Титаномахия или Битва Титанов – десятилетняя война богов – олимпийцев (с горы Олимп) с титанами (с горы Офрис) в Фессалии задолго до существования человеческого рода. Олимпийцы одержали победу с помощью киклопов или циклопов (были заключеня Кроносом в Тартар, а Зевс, по совету их матери Геи, освободил их, а они, выковали Зевсу - перуны (громы и молнии), которые тот метал в титанов, Аиду - шлем, а Посейдону – трезубец и научили Гефеста и Афину ремеслам) и гекатонхейров (сторукие пятидесятиголовые великаны, сыновья Урана-неба и Геи-земли, олицетворение стихий, освобожденные Зевсом и позже охранявшие заключённых в Тартар титанов). Зевс принадлежал к третьему поколению богов, свергших второе поколение – титанов, как и было предсказано его отцу Кроносу. Кронос каждый раз проглатывал новорождённого, но его жена Рея обманула его и дала проглотить вместо новорождённого Зевса запелёнатый камень. Зевс был воспитан спутниками Реи – куретами, сопровождавшими её в поисках тайного места для родов, вскормленный молоком козы Амалфеи в пещере Козьей горы, охраняемой львом, которого позже он сделал царём зверей, а шкуру этой козы как Эгиду - использовал для щита во время войны с титанами. Когда Зевс вырос, он сделал зелье, которое заставило Кроноса выплюнуть проглоченных братьев Зевса. Когда он отправлялся в поход на титанов, то заметил орла и угадал в нём благое предзнаменование и на его скипетре стал орёл. После победы три брата разделили власть между собой: Посейдону – на море, Аиду - царство мёртвых, Зевсу - господство на небе и владычество над землёй с судом над мёртвыми в подземелье и восседая на троне горы Олимп именуется Олимпийским.
(от автора: теперь, зная такие подробности, приятно с улыбкой потрафить своим амбициям, по-новому осознавая значимость своего рождение в год Козы -1967, под знаком Льва – 16 августа).

Геракл: сын бога Зевса и Алкмены (дочь царя микенского Электриона); при рождении -  Алкид; наиболее известны 12 подвигов, совершенных им, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея (своего двоюродного брата и внука Персея - победителя чудовища горгоны Медузы и спасителя царевны Андромеды): почитался в Италии под именем Геркулеса.

Аполлон: по прозвищу Феб (др.гр. - «лучезарный», «сияющий») златокудрый покровитель искусств, предводитель и покровитель Муз (за что его называли Мусагет); предсказатель будущего, бог-врачеватель, также очищал людей, совершавших убийство; один из наиболее почитаемых богов, олицетворял Солнце, а его сестра – близнец Артемида – Луну.

Мельпомена: муза трагедии; дочь Зевса и Мнемосины; мать сирен (от Ахелоя); получила имя от мелодии (мелодиа), радующей слушателей (согласно Диодору); изображалась в виде женщины с повязкой на голове и в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической маской в одной руке и мечом или палицей в другой (символ неотвратимости наказания человека, нарушающего волю богов).

Кассандра: дочь последнего троянского царя Приама и его второй супруги Гекубы; получила пророческий дар от влюбившегося в неё Аполлона, однако за то, что она, обманув, не ответила ему взаимностью, он сделал так, что предсказаниям Кассандры никто не верил и принималась за безумную (её предсказание воплотилось в гибели её семьи и разрушении Трои); имя её стало нарицательным — вестница несчастья.

Афродита (производное от «пена» (от гр.-«афос»): богиня красоты и любви, плодородия, вечной весны и жизни, браков и даже родов, «детопитательница», включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, любовной власти которой подчинялись боги, была безжалостна к тем, кто отвергает любовь, но ей были не подвластны только Афина, Артемида (девственная и всегда юная богиня женского целомудрия, покровительница всего живого на Земле, дающая счастье в браке и помощь при родах; богиня охоты, плодородия, позднее – богиня Луны, а её брат Аполлон был олицетворением Солнца) и Гестия (давшая обет целомудрия, девственная богиня семейного очага и жертвенного огня, сестра Зевса).

Афина (греч. Паллада); родилась из головы Зевса, после тог как он проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса; девственная богиня справедливой войны и мудрости, покровительница города Афины, ремесел, наук; атрибуты: сова, змея; одета как воин: в руках— щит с изображением головы Медузы Горгоны (эгида) и копьё; изображалась со статуэткой богини победы — Ники.

Дедал: выдающийся художник и инженер, считавшийся изобретателем разных инструментов, а также построивший Кносский лабиринт на острове Крит по образцу египетского (во французском языке лабиринт обозначается словом дедел); Афинский ареопаг (название органа власти в древних Афинах по месту заседаний на холме Ареса (в отличии от Афины, вероломный и хитрый бог кровавой войны ради самой войны, как Марс у римлян) возле Акрополя (верхнего города-крепости)) присудил Дедала к изгнанию, и тот был вынужден бежать. Царь Минос (родившийся от союза Зевса и Европы (от финикийского - «заход», дочери финикийского царя, государства на месте современного Ливана), который в виде белого быка похитил её на Крит) дал мастеру приют на Крите и взамен долго пользовался его бесценными услугами (сделал статуи Миносу и дочерям; изготовил для Пасифаи – жены Миноса деревянную корову на колёсах, в которой она тайно удовлетворяла свою страсть к быку от которого родился Минотавр (человекобык), и которого потом скрывали в лабиринте Кносского дворца Миноса, бросая туда на пожирание преступников и в жертву 7 девушек и 7 юношей, присылаемые каждые 9 лет из Афин). Когда Тесей, из группы посланных жертвоприношений, убил Минотавра и при помощи Ариадны (дочери царя Миноса), давшей ему клубок ниток, вышел из лабиринта и бежал, то Минос запер в лабиринте Дедала и его сына Икара. Дедал при помощи искусственных крыльев спасся, но его сын Икар погиб во время полёта, ослушавшись отца и приблизившись к солнцу, растопившему воск связывающий перья его крыльев.

Эпидавр: античный греческий город VIII-VII веков до н.э. существовавший с микенской эпохи; расположен на северо-востоке Пелопоннеса, на восточном побережье Арголидского полуострова; являлся священной лечебницей античного мира, находящейся всего в 30 км западнее Нафплиона; культ Асклепия (гр. - «вскрывающий»; бог медицины и врачевания; рождён смертным, но получил бессмертие за высочайшее врачебное искусство; в римской мифорологии – Эскулап) сложился в VI- около V века до н.э., хлынули толпы паломников, молящих об исцелении, святилище стало одним из крупнейших и почитаемых во всей Греции (и продолжало процветать при римлянах), но IV веке до н.э. храм был закрыт как языческий в правление Феодосия I, принявшего христианство; достопримечательностями являютя: прекрасно сохранившийся театр (на 14 тысяч мест, построенный в IV веке до н. э.), гимназии, бани, Одеон, храмы Асклепия и Аполлона, Фолос и стадион; древние греки считали, что лечить больных могут не только микстуры и порошки, но и театральные представления, которые вызывают у зрителя восторг, благоговение, страх и — в результате — катарсис (возвышение, очищение, оздоровление).

Дельфы: духовная столица – «общий очаг» эллинского мира Эллады; происходит от греческого слова восходящего к индоевропейскому корню («матка», «лоно», «утроба», отсюда и дельфин – «новорождённый младенец»); древнегреческий город в юго-западной Фокиде, в 9,5 км от побережья Коринфского залива, на юго-западном склоне горы Парнас на высоте 700 м над уровнем моря; как заповедник включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (из раскопок 1892 г.: Храм Аполлона Пифийского VI-IV в. до н.э., сокровищницы сифносцев из серебряных и золотых рудников греческого острова Сифнос 525 до н.э., афинян 475 до н.э., театр II в. до н.э., стадион VI в. до н.э. и др.); общегреческое святилище, прорицалище с храмом Аполлона и символом его мудрости  - оракулом (появление – микенское время, а исчезновение — к IV в. н. э., с расцветом VII–V вв. до н. э), где в целле храма хранился Пуп Земли (Омфал – камень в окружении двух золотых орлов храма, проглоченный Кроносом вместо Зевса, изначально как надгробный камень могилы священного дельфийского Змея Пифона сражённого Аполлоном и явившийся точкой соприкосновения между миром живых и мёртвых, выступая истинным центром всего мироздания, отображающим победу олимпийских богов над древними хтоническими (от гр. - «земля, почва») божествами подземного мира) и где раз в четыре года проходили общегреческие Пифийские игры (занимавших второе место, после олимпийских, общеэллинских агонов – состязаний, проводимых в честь Аполлона - победителя змея Пифона, выражавшие чувство принадлежности к одной нации, с установлением священного перемирия).

Пифия: жрица – прорицательница в храме Аполлона Дельфийского оракула (от «oro»— «говорю, прошу», античная форма предсказания от имени божества по запросу верующих, оглашаемая жрецом, именовавшимся оракулом)  ; именование происходит от змея Пифона - охранителя Дельфийского оракула до занятия его Аполлоном, сразившего змея стрелами; античные авторы изображают её сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымающимися оттуда парами.

Кастальский источник: родник на горе Парнас около Дельф (в Центральной Греции);. почитался как священный ключ бога Аполлона и Муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам, способный давать пророческую силу и использовавшийся Пифией перед началом прорицаний.

Навплион: основан Навплием (сыном Посейдона и Амимоны – дочь египетского царя Даная и его жены Европы), город существовал в микенский период Ахейской Греции (16 - 11 бронзовые века до н.э.; название от города Микены на полуострове Пелопоненес, после вторжения греков-ахейцев на Крит, существовавший с другими важными городами – Афины, Фивы, Пилос) в противоположность минойцам (2700-1400 гг. до н.э., эгейской цивилизации бронзового века на островах Эгейского моря, Крита, материковой Греции и Малой Азии; название от царя Крита Миноса; минойцы вели активную торговлю, пиратство и поддерживали дружбу с Древним Египтом, а их дворцы как экономико-поитические комплексы не имели укреплений) микенцы были завоевателями. В период 1206—1150 гг. до н.э. упадок микенской цивилизации связывают с вторжением дорийцев с северного Причерноморья и движением «народов моря» (группы средиземноморских народов, двинувшихся в условиях «катастрофы бронзового века» к границам государства хеттов - упомянутым в Библии к северу от «земли обетованной» и Египта, которые сумел рассеять Рамзес III), рассматривая Троянскую войну (XIII—XII вв. до н.э.) как причину или следствие переселения народов моря. В 1876 году археолог Генрих Шлиман раскопавший тремя годами ране золото Трои (клад Приама, выставленный в Пушкинском музее Москвы как немецкий трофей Великой отечественной войны) обнаружил в Микенах гробницу царя Агамемнона, которому в Троянскую войну принадлежало главное начальство над всем войском, а по хеттским источникам является прототипом правителя Акагамунас страны Аххиява – страной ахейцев в XIV в. до н.э. В эпическом языке «Илиады» Гомера под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса и параллельно называются данайцами (наряду с аргивянами). В позднейшую эпоху знаменитым стало выражение Вергилия (поэта Августувского периода Древнего Рима 70-19 гг. до н.э.) из «Энеиды» (посвящена истории легендарного троянского героя Энея, переселившегося в Италию с остатками своего народа): «Бойтесь данайцев, дары приносящих», подразумевая принесение в дар троянцам коня. Далее, периоды в истории Греции определяются как: Гомеровский (1100 – 700 гг. до н.э.); Архаический (700 – 500 гг. до н.э.); Классический (ок. 500 – 336 гг. до н.э.); Эллинистический (336 – 146 гг. до н.э.); Римский (146 до н.э. – 359 гг. н.э.); «Золотая Византия» (395 – 1453 гг.). После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году Нафплион достался французским рыцарям, которые продали его венецианцам, а итальянцы называли город Napoli di Romania («Неаполь Романии», то есть Византии), но сдали туркам в 1540 году, снова взяв в 1686 году и потеряв опять в 1715 году. В самом начале освободительной войны Греции в 1821 году основная крепость города Паламиди была захвачена неожиданным приступом греческих повстанцев под предводительством Стайкоса Стайкопулоса и новое правительство обосновалось в городе, а первый правитель Греции Иоанн Каподистрия сделал Нафплион официальной столицей в 1829 году, который оставался столицей и после его убийства в 1831 году до 1834 года, когда король Оттон перенес столицу в Афины.

Оттон (01.06.1815 -26.07.1867): первый король Греции в 1832 -1862 годах из династии немецкого феодального рода Виттельсбахов; второй сын короля Людвига I Баварского; был потомком византийских династий Комнинов и Ласкаридов; процарствовав 29 лет, был свергнут и покинув Грецию, последние пять лет жизни провёл в изгнании, на родине, в Баварии.

Древнегреческие поэты и драматурги: Софокл (495-406 гг. до н.э.) - афинский трагик (под впечатлением его трагедии «Антигона», афиняне выбрали его военачальником во время войны за о.Самосс); Эсхил (525-456 гг. до н.э.) – отец европейской трагедии ( известна его тетралогия «Прометея» о титане, царе скифов, вылепившего людей из земли, которых уже Афина наделила дыханием (по Гесиоду), защитнике людей от произвола богов, научившему людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, письму, счёту, наблюдению за звёздами, укравшего для них огонь с Олимпа; а также, известна его трагедия «Агамемнон»); Эврипид (480-406 гг. до н.э.) - представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока, из 92 пьес до нас дошло 18 (в т.ч. сатирического жанра - «Циклоп» и пьеса «Вакханки» о лишенных всех человеческих страхов и условностей спутницах Диониса или Вакха или Бахуса - младшего из олимпийцев, бога растительности, виноградарства и виноделия, производительных сил природы, вдохновения и веселья, экстаза – воодушевления и оргиастической культы).

Древнегреческие философы: Сократ (469-399 гг. до н.э.) – первый философ в собственном смысле этого слова (его учение от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека - поворот в философии; используя метод диалектических споров, пытался восстановить через свою философию авторитет знания: «Я зная только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого»); Платон (428-347 гг. до н.э. ученик Сократа и учитель Аристотеля, является одним из основателей идиалистического направления философии.; Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - воспитатель Александра Македонского (с 343 г. до н.э.), основал Ликей или школу-лицей (по названию расположенного вблизи от гимнасия – воспитательно-образовательного учреждения сочетающего обучение чтению и письму с физической подготовкой, храма Аполлона Ликейского, в восточной части Афин, где он преподавал), натуралист, основоположник формальной логики, классифицировал государственные устройства («Отклонение от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократии — олигархию, отклонение от политии /власть большинства/ — демократию, отклонение от демократии — охлократию /власть толпы/»), выразил основную идею этики науки («Платон мне друг, но истина дороже»).

Диоген – Синопский (ок. 412 – 10 июня 323 г. до н.э.): ученик афинского философа Антисфена (444/435 – 370/360 гг. до н.э.), основателя школы киников - одной из самых знаменитых сократических школ; спорил с Платоном (…топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона», а когда Платон изрек, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком; возражая учению Платона о сущности вещей Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет»); участвовал в Херонейской битве (сражение 2 августа 338 г. до н.э. в ходе которого царь македонский Филипп II – отец Александра Македонского, разгромил объединенную армию греческих городов – государств), попал в плен македонцам и на невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, сказал: «властвовать людьми». При встрече с Александром Македонским, который сам подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр», ответил: «А я — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое,— спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце»,— сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н.э. На могиле Диогена воздвигнут мраморный памятник в виде собаки с эпитафией:
«Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет».

Леонид: царь Спарты с 491 до 480 гг. до н.э.; считался потомком Геракла в 20-м поколении; обессмертил своё имя защищая (командуя 5-7 тысячами греческих воинов) Фермопильский проход от 200 тысячного персидского войска Ксеркса (напавшего на Грецию летом 480 г. до н.э.); на третий день, когда из-за предательства персы зашли к ним с отрядом из 300 спартанцев, а также, 700 феслийцев - Демофила и 400 фиванцев - Леонтиада, прикрывая отход основных сил приняли бой пока все не полегли. На памятнике павшим героям выбит легендарный ответ Леонида (согласно Плутарху – философа и биографа, 45-127 гг. н.э.) на предложение персов сдаться эллинскому войску: «Приди и возьми» (др.гр.:«МолОн ЛабЭ».

Метеоры («парящие в облаках»): шесть действующих православных монастырей (включены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, образованы в 10 веке н.э.), расположены на вершинах грандиозных скал, достигающих в высоту 600 метров над уровнем моря, образовавшихся более 60 миллионов лет назад и являвшихся каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте современной Фессальской равнины.

Эллада: самоназвание греками своей страны, т.к. слова Греция и грек имеют латинское происхождение(Greece) и на греческом языке не используется, не признаются населением и употребляются только в общении с иностранцами. Название «греки» эллины получили от завоевавших их римлян, а впервые небольшое племя эллинов в южной Фессалии упоминается у Гомера.

на фото: Акрополь. Парфенон.