На выставку в Париж

Наталия Ермашова
Как известно, у нас всё как в Париже, только дома пониже и асфальт пожиже. Но именно в Париж почему-то стремиться загадочная русская душа. И хотя даже в веке 19-м более-менее обеспеченный оренбуржец мог позволить себе не только Черноморское побережье, но и более удалённые экзотические уголки планеты, именно Париж привлекал наших предков более всего.
Осенью 1899 года оренбургский представитель Санкт-Петербургского «Товарищества удешевлённых поездок на всемирную выставку в Париж» некий господин по фамилии Граф информировал оренбуржцев о преимуществах данного тур агентства перед остальными. Так, каждому клиенту Товарищества за 300 рублей гарантировали:
Проездной билет 2-го класса скорого поезда от Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и обратно.
Полное содержание в течение 14 дней в первоклассной гостинице, специально выстроенной близ выставки на берегу Сены, со специальными новейшими приспособлениями (электрическое освещение, лифт, ванны бесплатно). Каждый клиент мог рассчитывать на отдельную комфортабельную комнату. Утром полагался чай, кофе или шоколад; затем завтрак из четырёх блюд с вином; обед из пяти блюд с закуской, вином и кофе.
Разумеется, туристам полагались входные билеты на выставку, а также проводники, говорящие по-русски.
И в 19 веке наши люди с ума сходили от парижских магазинов. Неоспоримым аргументом в пользу данного путешествия была 10% скидка во всех указанных клиентом крупных магазинах Парижа.
Предусматривалось время для знакомства с достопримечательностями французской столицы и её окрестностей под руководством опытных гидов, говорящих по-русски.
Каждому туристу обещали подарить «специально составленный и роскошно изданный Товариществом на русском языке путеводитель по Парижу, с планом города и выставки».
Кроме всего перечисленного, фирма брала на себя «провоз пассажира с багажом до станции и обратно».
Особо подчёркивалось, что «Товарищество приняло все меры для полной свободы его клиентам, как относительно времени осмотра выставки, парижских достопримечательностей, а так же завтраков, обедов», что выгодно отличало Товарищество от подобных заграничных тур агентств. К тому же допускалась рассрочка платежа за поездку, с первым взносом не менее 50 рублей.
Как видим, 110 лет назад отечественные тур агентства не только грамотно вели борьбу за каждого клиента, но и имели массу способов соблазнить потенциального туриста как заграничной экзотикой, так и максимальным комфортом.
В материале использованы документы Оренбургского областного архива, предоставленные Татьяной Судоргиной.