Святитель Николай Сербский. Слово о Законе. Гл. 1

Галина Николаевна Николаева
         Дорогие читатели, предлагаю вашему вниманию книгу святителя Николая Сербского "Слово о Законе", где последовательно дается истинное изложение о невозможности существования законов природы.

        СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (Велимирович)

                С Л О В О   О   З А К О Н Е

          I
        ВВЕДЕНИЕ

        Обо всех важных предметах, о которых повседневно говорят по всему миру на всех языках, говорится и в Библии, за одним исключением – в ней не говорится о законе природы. В Библии даже не упоминаются такие слова – «закон природы».
И ни о чем ученые сыны человечества в наше время не рассуждают так много, как о законе природы, или о законах природы, естественных законах. Но именно об этом в Библии нет ни слова. То ли ученые сыны человечества не понимают, о чем говорят, то ли всеобъемлющая Книга жизни всё же не знает ничего о том предмете, о котором ученые сыны человечества толкуют больше всего. Трудно предположить как одно, так и другое.
        Действительно, современный человек может удивиться тому, что в основной, главной Книге рода человеческого, в книге, насчитывающей более тысячи страниц, издающейся на сотнях языков и расходящейся ежегодно в миллионах экземпляров, нет слов «закон природы».
        О законе природы – именно об этом – говорит с кафедры профессор, и молодежь слушает его, поражаясь чудесам природы и могуществу законов природы. А в Библии нет ни слова об этом законе, ни в единственном числе, ни во множественном.

        О законе природы говорит даже христианский проповедник в храме, о законе природы как о параллельном с нравственным законом, а народ слушает его и не понимает, как могут существовать два закона, так часто противоречащих друг другу, при одном Законодателе. Между тем в основной Книге нашей веры нет даже упоминания о законе природы.
        Изучение законов природы считается в наше время самым важным познанием. Ради познания этих законов создаются безчисленные школы, университеты, академии, лаборатории и тратятся кучи денег, сил человеческих и времени, исчисляемого годами. Так почему же в Священной, богодухновенной Книге ни словом, ни знаком не упомянуто о тех законах?
        «Природа!», «Законы природы!» – самые громкие лозунги нашего времени. Каждый европеец слышит их с первого класса школы до завершения университета. Любые другие девизы звучат гораздо тише. Другие лозунги есть, но они – словно тот слабый глас, что пророк Илия слышал на горе Хорив, по сравнению с шумом и гамом лозунга «Законы природы!». Может быть, святые пророки, которые Духом Божиим писали Библию, не расслышали слов «законы природы»? Или ослышались? Или забыли их записать?

        Поклонники природы нашего времени ставят под заголовок «законы природы» и свое знание, и свое незнание. Всё, что знают, вернее, думают, что знают, они называют законами природы, однако и то, чего не знают, прежде чем узнают, заранее приписывают законам природы. При таком положении вещей человек вправе с недоумением спросить: да существовали ли те же самые законы природы в древние времена, когда создавалась и писалась наша Священная Книга более чем в тысячу страниц?
        Всевластие законов природы над духом и разумом человека в Европе и Америке сегодня стало абсолютным. Автократия – лучше сказать, тирания – законов природы над этой частью человечества кажется такой же неограниченно полной, как полный круг без единой начальной или конечной точки. Так видели ли создатели Библии вокруг себя ту же природу, если ни единой линией даже не начали описывать тот стальной круг, который сегодня сомкнулся вокруг людей? Или, может, тогда еще не заявляли о себе, не действовали законы природы? Или люди были нечувствительны к ним?

        А западные богословы! Находясь под влиянием естественных наук и напуганные, вероятно, их непреклонно указующим перстом, богословы западного полушария приняли законы природы за нечто само собой разумеющееся, естественное. Тем самым они взвалили на себя тяжкий труд примирения Библии с естественными науками, стараясь, чтобы тот угрожающий указующий перст не обратился на них самих.
        По правде говоря, им не удалось примирить Библию с естественными науками. Они сумели только утихомирить ученых и примириться с ними на том, что законы природы – безспорны. Мы можем быть им признательными за то, что они разглядели многое из того, что есть в Библии, но они не могли найти того, чего в Библии нет. А в Библии нет слов ни «закон природы», ни «законы природы», ни «естественные законы».

        Поистине, тяжкая задача – привести в соответствие Книгу, в которой нет и следа упоминания о законах природы, с грудами книг, которые ни о чем другом не говорят, кроме как о законах природы.
        В наше время не только библиофобы, ненавистники книг, но и библиофилы, ценители книг, с трудом могут написать пару страниц, не упомянув о законе природы или естественных законах. Но смотрите, на тысяче страниц сакральной Книги нигде, ни в одном месте не упоминаются законы природы. Не в этом ли тайна великая? Так почему все-таки в Библии не говорится о законах природы?

           II
        ПОЧЕМУ БИБЛИЯ НЕ ГОВОРИТ О ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ

        Весьма усталые, измученные долгой дорогой странники, путник и его проводник, сели на берегу озера отдохнуть. А когда насытили взоры красотой озерной сини, разукрашенной белыми чайками, и когда укрепили души молчанием, путник заговорил с проводником.
        Путник. Скажи-ка, ведущий меня, почему в Священной Книге не упоминается ни один из законов природы? Я внимательно слушал все, что ты говорил мне в пути, и удивлялся, как это я сам до сих пор не заметил этого. Столько раз читал Святую Книгу, но никогда ранее не замечал и даже не догадывался, что в ней не говорится о законах природы, о которых без конца кипят споры на двух континентах. Так объясни мне, отчего в Библии даже не упоминается о том, о чем наши ученые-современники спорят больше всего?

        Проводник. Оттого, что законов природы не существует.
        Путник. Да правильно ли ты расслышал мой вопрос? И правильно ли я понял твой ответ? Похоже, ты шутишь? Разумеется, странникам, устало бредущим по дороге жизни, приличествует шутить ради душевного отдохновения. Однако я спрашиваю совершенно серьезно: почему Библия ни слова не говорит о законах природы?
        Проводник. Но я, мой уважаемый спутник, со всей серьезностью выслушал твой вопрос и с полной серьезностью дал свой ответ. Библия не говорит о законах природы потому, что никаких законов природы даже и не существует.
Путник. О, я поражен и удивлен до чрезвычайности. Весь мир признаёт законы природы, а ты мне твердишь, что они не существуют! Как можем мы вдвоем идти против всего мира?

        Проводник. Позже я объясню тебе, что не весь мир признает законы природы, но лишь некая часть человечества, а теперь хочу тебя спросить: даже если весь мир посчитает неправду за правду, испугаемся ли мы с тобой всего мира? Некогда во всем мире было всего двое людей, которые признавали одного истинного Бога, – Авраам и Лот, и они не побоялись мрака языческого, окутывавшего тогда весь свет. Так испугаемся ли теперь мы, двое, пребывающие в одиночестве с Правдой, идти против огромного войска огромной неправды?
        Путник. Должен признаться, меня дрожь пробирает от мысли, что я должен порвать с убеждениями стольких поколений на протяжении стольких веков, со школой и с учителями, учившими меня, со всеми своими понятиями и представлениями о мире, которые были у меня до сего времени.

        Проводник. Всё это или прошло, или пройдет, у тебя нет причин сокрушаться. Разве не написано, что времени уже не будет (Откр.10.6)? И разве не читал ты о людях, о поколениях, что …всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа; так и народ – трава (Ис.40.6,7)? Не сокрушайся более ни о школе, ни об учителях твоих, ни о теориях и понятиях, что придумали люди. Всё это или прошло, или пройдет, и только истина, объявленная в Священной Книге Божией, останется на веки вечные. И в той вечной Книге не упоминаются законы природы. А не упоминаются они потому, что не существуют. Ибо невозможно представить, что в Библии, где упомянуты гораздо более незначительные вещи, не были бы упомянуты законы природы, если бы эти законы существовали.
        Путник. И всё-таки должен признаться, что тебе не удалось развеять мои сомнения. Я непоколебимо верю Библии. Это Божия книга, Божие Откровение истины людям. И в той Книге книг с первой страницы до последней говорится о законе. Так возможно ли, чтобы в целой Библии, где бы в ней ни говорилось о законе, нигде, ни в едином случае не подразумевался бы закон природы?
        Проводник. Да, так и есть. Это факт. Во всей великой Книге Божией говорится о законе – и ни о чем так много не говорится, как о законе, – но нигде и никогда не подразумевается закон природы. Однако поднимайся, пойдем дальше. Нам нужно спешить.

            III
         НЕВОЗМОЖНОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ

        Когда наши современники говорят о законах природы, они делятся на два враждебных лагеря. Из одного лагеря слышится утверждение, что природа сама себе и законодатель, и законоисполнитель. А из другого лагеря – что Бог суть Законодатель законов природы, а природа исполнитель.
        Любители истины, взгляды которых не запорошены пылью партизанской войны этих двух лагерей, спотыкаются и об одно, и о другое утверждение. И приговоры, которые они выносят и тому, и другому суждению, весьма тяжки.
        Они обращают внимание приверженцев обеих точек зрения на один очевидный факт, за которым стоят реальность и логика: Тот, Кто устанавливает законы, и тот, кто их принимает к исполнению, должны быть мыслящими сущностями. Не может безсознательный предписывать законы сознательному, как и сознательный не может устанавливать законы для безсознательного. Ибо закон по сути своей – творение мыслящего разума. Закон предполагает, что с обеих сторон его присутствует сознательный разум: со стороны дающего закон и со стороны принимающего закон. Если на какой-то из сторон нет мыслящего разума, то закон – не закон, а нечто совершенно другое, и должен называться по-другому.

        Вынеся общий приговор обоим лагерям сразу, сторонники истины теперь обращаются отдельно к последователям первой точки зрения и говорят им следующее: если природа одновременно и законодатель, и исполнитель законов, то это значит, что она, не обладая мышлением и разумом, устанавливает для себя законы и сама же следует им. Однако это противоречит самому понятию закона, ибо закон, в сущности, есть творение мыслящих разумных существ с обеих сторон.
        А последователям второй точки зрения сторонники истины говорят следующее: вы утверждаете, что законы природы создал Бог. Это, с одной стороны, кажется логичным, но с другой стороны – нет. То есть, в вашем случае, Законодатель – воистину разумная Сущность, но законоприимец – вещь не мыслящая, безсознательная. И эта точка зрения не отвечает понятию закона, которое предполагает наличие сознательного мышления у обеих сторон.
        Согласно этому природа не может ни создавать и диктовать законы, ни их принимать и исполнять. А из этого следует, что так называемые законы природы не существуют.

        На одном философском сходе собравшиеся бурно дискутировали о законах природы. После долгих споров и препирательств один из участников встал и сказал следующее: «Некоторые из нас стоят за законы природы, а другие – за природные, то есть естественные, законы». Все вокруг зашумели, говоря, что не видят различия между этими двумя понятиями. А он им ответил: «Различие огромное. За законы природы стоят те из вас, кто считает природу законодателем, а за естественные законы – те, что считают Бога законодателем природы. Оба суждения возможны, но и оба подлежат критике. Я не знаю, к какому мнению присоединиться».
        Там оказался и один из приверженцев чистой истины. Он встал и сказал: «А я не могу присоединиться ни к тому, ни к другому мнению. О законах природы и речи не может быть, ибо подобным предположением отрицается Бог как надприродная, сознательно мыслящая и самостоятельная Сущность, а на Его место поставлена природа, которой приписывается мыслительная и законодательная роль. Тем самым природа сама себя обожествляет и делается своим собственным творцом и законодателем. А это не что иное, как безсмысленное идолопоклонство.

        Но точно так же не может быть и речи о естественных законах, данных природе Богом. Разве кто-нибудь решится устанавливать законы для камня, или дерева, или птицам и рыбам, или овцам и козам, или слонам и верблюдам? Разумеется, никто. Как же тогда можно приписывать Богу такую безсмыслицу?!
Закон идет от разума к разуму, от мыслящей сущности к разумной, от подобного к подобному. Поэтому природа не могла ни сама себе установить законы, ни принять их от Бога.
        Поистине, одного только Бога можно представить в роли Законодателя, кем Он фактически и является. Однако Бог как Законодатель изо всего сотворенного Им сущего во вселенной мог установить законы только для человека.
        Бог и в самом деле дал закон человеку, и только человеку. Это и есть тот самый единственно существующий закон. А то, чем Бог наделил остальную природу, внешне напоминающее закон, по сути – не закон, а нечто другое, что ученые называют инстинктом, чутьем, подсознательным чувством. Из сказанного ясно следует, что ни закона природы, ни естественных законов не существует, потому что и то, и другое противоречит логичному, реальному понятию закона».

           IV
        ОДИН ЗАКОНОДАТЕЛЬ И ОДИН ЗАКОН

        В Библии говорится только об одном Законодателе и единственном законе – это Бог и Его нравственный закон.
Никаких других законодателей, кроме Бога, Библия не знает и ни о каких других законах, кроме нравственного, не говорит. Но так как обычно ветхозаветный закон называют заповедями Моисея, то необходимо ясно пояснить, что Законодателем и тогда явился Бог, а Моисей был лишь избранный Богом законоблюститель и провозвестник закона Божия.
        Когда люди хотят написать законы, они выбирают, как правило, самых разумных, самых порядочных и поручают им дело законотворчества. Значит, испокон веков люди считали наивысший ум и наивысшую порядочность необходимыми чертами тех, кто составляет законы. Подобным выбором достойнейших лиц для трудов на ниве законотворчества люди признавали, что далеко не всякий человек (хотя всякий человек – разумное существо) способен быть законописателем.
        Так разве этот факт, всеобщий для всех народов на протяжении всей человеческой истории, не свидетельствует против физической природы как законодателя? Вся сознательность и совестливость человеческая во все времена восстают против того, чтобы тварный мир, не обладающий таким разумом и таким сознанием, как у человека, мог устанавливать законы людям.

        Бог – Творец и Царь Небесный, совершенное Сознание и совершенная Совесть. Поэтому авторитет и компетенция Бога как Законоположника – несомненны и безспорны. Создавая законы, люди как законодатели (лишь называемые так) или озвучивают закон, данный Богом, или перефразируют его, разделяют и мельчат, чтобы применить к разным случаям жизни.
        Разумеется, где свобода, там и злоупотребление. Люди зачастую злоупотребляли как законом Божиим, так и своей законодательной властью, и навязывали обществу свои законы, выгодные лишь им самим, оскорбляя тем самым Бога и унижая ближних своих. Подобные злоупотребления в законотворчестве допускали как отдельные правители, так и завоеватели, и группы олигархов, и партии.
        Злоупотреблений законом и законотворчеством Бог не благословлял, однако попускал их ради сохранения свободы людской и выявления человеческой злобы.

        В сущности, только Творец есть единственный Законодатель. Но так как человек представляет собой образ и подобие Божие, то он более всего похож на Создателя. И в силу своей похожести на Создателя человек принимал и усваивал закон, данный Богом, или полностью, или частично, или никак. В последних двух случаях человек пытался и сам быть законодателем для себя и других. Но на этом поприще он должен был, рано или поздно, ощутить свою немощь, осознать свое падение и отпадение от Бога.
        И только Законодатель совершенен и непогрешим. И закон единственный – Его закон. Это закон нравственный, от Бога явленный и объявленный человеку и для человека.
        Никто другой не мог быть законодателем, кроме Сущности совершенного Сознания и Совести (святости), как никому другому на этом свете не мог быть дан закон, кроме как человеку, который как сознательное и совестливое (святое) существо ближе всего к Богу, живой образ Божий.

        Бог не мог дать человеку два одновременно действующих закона – нравственный и естественный – потому, что есть только нравственный закон, а естественных, физических законов природы нет. Существует только один закон – нравственный. То, что люди называют естественными, или физическими, законами, в сущности, не законы, но лишь символы нравственного закона.
        Подобно тому как духовный мир – это единственно реальный и сущий мир, а мир материальный, мир чувств и явлений – только символ духовного мира, точно так же нравственный закон – это единственно истинный и реальный закон, в то время как физические, или естественные, законы – не законы, но лишь символы нравственного закона.

           V
        ТЕОРИИ И РЕАЛЬНОСТЬ

        Путник. То, что ты говоришь, для меня ново, как первый день творения. До сего времени считалось, что есть два учения: монизм и дуализм. Я сам был противником первого учения, но приверженцем второго. А ты твердишь мне о каком-то третьем учении.
        Проводник. Хотелось бы из твоих уст услышать суть как первого, так и второго учения. Хотя я не любитель теорий, всё-таки послушаю, что утверждает одна и что вторая. Изложи-ка мне обе, чтобы было ясно.
        Путник. Философское учение монизм признаёт, что существует лишь материя и лишь ее законы: законы природы, законы физические, естественные. Нравственного закона не существует, он заключен в законы природы. Вот суть той теории, которой я противник. А теория дуализма гласит, что существуют природа и дух, то есть действуют как физические, так и нравственные законы. Они не исключают и не перекрывают друг друга, но существуют бок о бок. В этом суть другой теории, которой я был сторонник до этого часа.

        Проводник. Боюсь, что истина – ни в одной из этих теорий и даже не где-то посредине. Человеческое понимание закона зависит от человеческого понимания реальности. Те люди, что признают единственной реальностью физический, или материальный, мир, признают, разумеется, только физические, или природные, законы. Те же, кто признает две реальности, физическую и духовную, или кто верит в существование двух миров, мира физического и мира духовного, те должны быть, как и ты, приверженцами теории существования двух равноправных законов.
        Путник. Правильно. И я, размышляя так же, пришел к выводу, что во вселенной есть два закона: физический и нравственный, и они существуют и действуют одновременно. И вообще, разве вселенная не настолько пространна, чтобы в ней не нашлось места для обеих реальностей и обоих законов?
        Проводник. Да не обманет тебя огромное пространство вселенной. Вселенная достаточно велика, чтобы вместить явленную истину, но слишком тесна, чтобы в ней могла скрыться ложь. Если бы ты мог доказать одновременное существование двух начал, тогда и я, возможно, был бы готов признать существование двух параллельных законов.

        Путник. По-видимому, ты отрицаешь существование физического, материального мира, не так ли?
        Проводник. Нет. Существует как духовный, так и материальный мир, но духовный мир – это мир реальный, а физический – символ той реальности. Отношение между ними такое же, как между смыслом и написанным словом, отражающим этот смысл. И точно такое же соотношение между нравственным законом и так называемыми физическими законами, или законами природы.
        Путник. Я читал книгу «Символы и сигналы» и сейчас припоминаю ее содержание. Когда я ее читал, то одобрял сердцем. Однако я думал, что она объясняет только соотношение между единственно существующим миром, миром духовным, и миром материальным, являющимся его символом. Я не предполагал тогда, что такие же соотношения верны и в отношении закона.
        Проводник. Рад, что ты упомянул эту книжку. Еще приятнее твое признание, что одобряешь идею этой книги о реальности одного мира и символичности другого. Значит, ты легко сориентируешься в вопросе реальности морального закона и символичности так называемых физических, или естественных, законов.

        Путник. Теперь мне становится ясно то, третье учение, которое не есть ни монизм, ни дуализм. Действительно, если понимание закона зависит от понимания существа или реальности, тогда во мне сейчас забрезжила заря нового понимания, новой точки зрения.
        Проводник. Желаю тебе, чтобы эта заря превратилась в светлый солнечный день. Могу лишь повторить, что обе упомянутые теории далеки от истины, ибо они – творение обычного человеческого разума, опирающегося на чувственное восприятие мира. Истина находится не в первой, не во второй теории, ни даже в некой средней, но – над всеми этими теориями.
        Знаю, что многие богословы христианские придерживаются теории дуализма, как и ты до сего момента. Однако и эта теория ничуть не разумнее монистической теории. Первая ошибочно утверждает, что единственен мир тварный, то есть физический, и, следовательно, есть лишь один закон, закон физический. Вторая теория предполагает существование двух миров и двух законов, действующих одновременно.
        Истина же гласит: подобно тому, как единственным истинно существующим миром является мир духовный, а мир физический, материальный, есть символ духовного мира, так и единственным законом является закон нравственный, а то, что называют физическими, или естественными, законами, – лишь символы этого одного-единственного закона.

           VI
        БИБЛЕЙСКИЙ ЗАКОН

        В Библии говорится только о законе нравственном. Этот закон Бог установил человеку, а человек принял его от Бога. Ни о каких других законах в Библии не говорится.
        Этот нравственный закон определяет нормы поведения человека на этом свете. Цель этого закона – поставить человека выше природы, но ниже Бога, то есть обучить его покорять природу и быть покорным Богу, чтобы не позволить человеку ни подпасть под власть природы, ни возвыситься (в мечтах) над Богом.
        Первый нравственный закон, данный Богом человеку, весьма краток. Он состоит из двух заповедей. Одна касается власти человека над природой, а другая – власти Бога над человеком.
        Первая гласит: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, …и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле (Быт.1.28).
        Вторая заповедь гласит: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2.16-17).

        Эти заповеди дает не плоть плоти, и не плоть духу, и не дух плоти, но дух духу, то есть духовная сущность – духовной сущности. А это значит, что обе заповеди имеют духовно-нравственное значение. Заповедь плодитесь и размножайтесь относится к духовному рождению и приумножению, которые в физическом плане символизируют их и выражаются телесным рождением и увеличением численности человечества. Таким образом, первая заповедь является законом нравственным, а не физическим.
        Создатель словно бы говорил людям: «Я насадил в вас семя Духа животворящего. Так потрудитесь, чтобы то семя принесло плод духовный и обильный. Да возрастет в вас дух истины и наполнит ниву плоти вашей так, чтобы всё тело ваше стало духовным, и чтобы возросший дух в недрах ваших объял землю плоти и завладел ею. Когда в человеке свершится полностью духовное рождение, когда дарованные Мною духовные таланты приумножатся и достигнут совершенства, тогда вы, люди, будете богами на земле, как Я – Бог над вами.
        Так, рождаясь и расселяясь по земле, вы будете властвовать над всеми животными на земле, ибо Я дам вам знание, чтобы познали вы духовный смысл жизни и могли вершить истину в ее символах и вечность – во временных картинах и случайностях современности. То есть вы познаете истинный смысл, заключенный в каждой твари, обретающейся вокруг вас, и благодаря этому знанию станете управлять всеми ими. Ибо истинному знанию даются господство и власть».

        Это первая заповедь нравственного закона Бога. Она говорит о святых дарах Божиих, дарованных Богом первому, безгрешному человеку, чтобы он возрастал в них. Наряду с первой заповедью, указывающей на духовные реалии и представляющей нравственный закон (нравственный, а не физический), существует и вторая заповедь. Второй заповедью Бог запрещает человеку вкушать плоды древа познания добра и зла. Этой заповедью Бог хотел уберечь человека от познания именно зла, от смешивания добра со злом, от служения двум господам сразу, то есть от двоедушия, как позднее сказал Господь Иисус Христос.
        Все дерева в раю были знаком благодеяний Божиих; древо познания добра и зла было символом смешения добра со злом, а змей – символом зла. Бог желал, чтобы первый человек вообще не знал зла – ни в мыслях, ни в помыслах, ни в делах своих, но был и остался бы навеки безгрешным.

        Эта заповедь имела оборонительную цель. Бог хотел этим Своим запретом защитить душу человека от влияния зла, даже от малой толики отравы зла, которая, примешавшись к добру, может испоганить все добро. Бог дал этот запрет человеку не как тиран, но объяснил неминуемые последствия нарушения этой заповеди: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2. 17). Предостережение совершенно ясное.
        Древо познания здесь второстепенно; главное – заповедь Божия, которая проистекает из безпокойства Бога о человеке как самом совершенном творении на земле, как живом подобии Своем. Господь мог и помимо того древа просто заповедать Адаму: не ищи зла, не познавай зла, не смешивай добро со злом. Однако Он избрал именно такой, выразительный способ поучения, чтобы человек, видя пред собой это древо, чаще вспоминал о заповедях Создателя своего, а впоследствии – о своем грехе. Подобно тому как учитель лучше всего учит детей по картинкам, то есть символическим изображениям, точно так же и Творец учил и наставлял Адама и Еву.

        Обе заповеди выражены кратко там, где говорится, как Бог вводит сотворенного человека в Эдемский сад, чтобы возделывать его и хранить его (Быт.2.15). Первая заповедь говорит о «возделывании», а вторая – о «защите». Возделывание нивы души своей и защита ее – вот какие две задачи ставил Господь перед Адамом и не требовал ничего больше. Возделывать и защищать – что еще нужно?!
        Этот первый закон был дан человеку безгрешному, пока он еще не вкусил и не познал греха, пока смерть не вошла в его жизнь. Этот, и именно такой, закон является совершенством. Однако человек, нарушивший вторую заповедь, своевольно ускользнул из-под власти Божией, вследствие чего из-под его власти ускользнула вся природа и установила свою власть над ним. Тем самым, и первая заповедь стала неосуществимой.

           VII
        ИСТИНА И СИМВОЛЫ ИСТИНЫ

         Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (Рим.8.6). До тех пор, пока прародители наши рассуждали духовно, они ощущали в себе полноту жизни и мира. Плоть свою, тварный мир и материальные предметы они, так сказать, едва замечали из-за сильнейшего сияния духовной сущности, которое излучали ее отражения, или символы. Содержание было для них очевиднее формы, а духовный смысл ближе, чем его проявление, явление. Радость прародителей происходила скорее от невидимого в видимом, чем от видимого в невидимом. Они видели за картинами Художника и за песней Поэта.
         Но лишь только у прародителей после отпадения от Бога телесные помышления стали преобладать над духовными, солнце Духа для них скрылось за темными тучами, и они оказались в царстве смертных и сиюминутных символов, в царстве изменений, безпокойства и смерти. Форма заслонила сущность, явление затемнило смысл, видимое встало пред невидимым; картины заслонили Художника, за многими песнями невозможно стало услышать Поэта. Закон духовный был забыт, и его место в разуме человеческом заняли придуманные законы физические, или законы природы, естественные законы.

        Изгнание из рая, или удаление человека от предстояния пред ликом Божиим, имело своим последствием то, что человек, бывший прежде властелином природы, стал рабом природы. Он, питавшийся вблизи Бога каждым словом Божиим, то есть духом и истиной, иначе говоря, духовным смыслом и значением всякой сотворенной твари, теперь стал питаться зеленью полевой, желая иногда наполнить чрево свое рожкaми, которые ели свиньи (Лк.15.16). Но и это ему никогда не удавалось в полной мере.
        Возделывание и защита, которые в раю относились к духовным талантам, вне рая повернулись к плоти и плотской жизни. Человек на земле начал трудиться для тела и воевать ради тела. Сущность и ее символ, или явь и сон, изменили свое положение в соответствии со взглядами человека, словно некто раньше с дерева смотрел вниз, на тень от дерева, а потом, спустившись на землю, стоя в тени, поднял глаза и стал смотреть на дерево.

        Однако взоры людские всё больше уставали смотреть с арены тени, где пал Адам, вверх, на духовную сущность. И постепенно, охваченный усталостью и замешательством, замешательством от путаницы истины с символами истины, человек наконец в страхе стал поклоняться природе как божеству. Как только из его духовного поля зрения выпал истинный и единственный Бог, он вынужден был наполнить пустоту, и сделал это таким образом, что природу – то есть творение Божие – обожествил и стал почитать вместо Бога. Но как только человек признал природу богом, он начал считать природу законодателем и признал законы природы. Истина для него была потеряна, и человек в полном замешательстве оказался в тени истины.
        Со страхом поклоняясь природе, человек надеялся облегчить свою участь, ибо ему казалось, что природа как божество освободит его от нравственных обязанностей, от закона морали. По сути, это был самообман, иллюзия. Так называемые законы природы являются не чем иным, как изображениями с символическим значением духовного закона нравственности. Однако человек потерял это знание и как невежда стал читать по слогам слова природы Божией, не понимая смысла. Духовный ключ к письменам природы был потерян. Как тогда, так и сегодня это справедливо для всех тех, кто обожествил природу и восторгается законами природы.

        До тех пор, пока человек не вкусил от древа добра и зла, он знал лишь добро, желал лишь добра и творил лишь добро. Отведав запретный плод, человек разделился, раздвоился сам в себе. А когда в душе его появился дуализм, тогда дуализм появился и в мире, представ пред его косящим взором и двоящимся разумом. Для изгнанника из рая, нарушившего запрет у древа познания добра и зла, весь мир превратился в единое огромное древо познания, причем познания как добра, так и зла. Хотел он или не хотел, но теперь человек был вынужден вкушать плоды этого древа.
        Но где бы ни смешивалось добро со злом, зло всегда преобладало. Когда вода смешивается с бензином, она не годится ни для питья, ни для горения. Поколения за поколениями потомков Адама поклонялись и Богу, и природе, искажая при этом понятия и о Боге, и о природе. Обожествление Бога со временем переросло в обожествление демонов, а обожествление природы – в суеверие, что, перемешавшись, произвело на свет шарлатанские мифологии, подчас пагубные. Так подтвердилось слово апостольское, что весь мир лежит во зле (1Ин. 5.19).

           VIII
        ПОЧЕМУ ДОЛЖЕН БЫЛ ПРОИЗОЙТИ ПОТОП

        Эхо – отзвук голоса. Этика – отзвук догматики. Заблуждениям в догмах истины отвечают заблуждения в нравственной жизни людей. Если помрачён разум – неясен и путь. Когда омрачено видение истинного Бога и Его нравственного закона, путь человечества сокрыт во мраке и, как следствие, отступлениями от морали и заблуждениями исполнены тысячелетия человеческой истории.
        «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Природа как древо познания добра и зла стала древом познания зла и добра, зла в первую очередь.
        Как же поступает тогда Создатель? Он делает то же, что делает любой рачительный хозяин, когда его стадо опаршивело. Если хозяин видит, что даже после длительного лечения все стадо может погибнуть от парши, он уничтожает больных овец, оставив только тех, что здоровы, чтобы от них получить новое потомство. Так же и Бог.

        Бог напустил на землю потоп и уничтожил весь испорченный и неизлечимо больной род людской, оставив только праведного Ноя, чтобы от него, как бы от второго Адама, появилось новое человечество. Современные ученые подтвердили, что всемирный потоп действительно был. Они установили это на основании находок ископаемых и разных других открытий, как, например, находок окаменевших скелетов тропических животных у Полярного круга и, наоборот, северных животных в жарких странах. Однако они не определили, да и не могли определить на основе своих естественных законов причину всемирного потопа.
        Почему ученые не смогли найти причины всемирного потопа? Да потому, что искали эти причины в законах природы, а не в законе нравственности. Потому, что всемирный потоп – уникальное, неповторимое чудо в истории земли и человечества, подобное уникальному, неповторимому и единственному чуду сотворения мира. А неповторяющиеся явления природы ученые совсем не любят, ибо никак не могут втиснуть их в рамки своих физических, естественных законов.

        Тогда где следует искать причины потопа? Причины – в нравственной испорченности людей и в силе Всемогущего согласно написанному: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт. 6.13). Попрание закона, не физического, но морального, вызвало, следовательно, самое огромное, самое катастрофическое явление природы в истории нашей планеты и в истории рода людского. Что тогда можно сказать о других, менее значительных физических явлениях, кроме того, что все они находятся под неотвратимой властью нравственного закона Бога!
        И знатоки естественных наук, и знатоки богословия сходятся на том, что всемирный потоп действительно был. Кроме того, и те, и другие считают, что потоп мог произойти из-за длительных непрекращающихся дождей. Различие проявляется в вопросе: почему шли те непрекращающиеся дожди, которых никогда больше не было? Приверженцы естественных наук, возможно, промолчат или скажут, что это произошло в соответствии с неким законом природы, нами не познанным.

        В отличие от них приверженцы Бога, не признающие никаких законов природы, с легкостью объяснят: по воле Божией вследствие греховности людской – словом, по Божьему закону нравственности. И сказал Бог: «Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни… все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт.6.17). Так говорил оскорбленный Господь Бог, не терпящий попрания Своего святого закона.
        И как сказал Он, так и сделал. Каким образом? Посредством послушных Ему природных стихий. По воле и промыслу Божию однажды разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И продолжалось на земле наводнение… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом; на пятнадцать локтей (примерно 5 метров) поднялась над ними вода, и покрылись горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, … и все люди (Быт.7. 11-12,17,19-21). Остался лишь праведный Ной и те, что были с ним в ковчеге.

        Логично заключить, что потоп случился по сознательному повелению Бога, а не по закону природы, безсознательному и безсловесному. Воды излились из туч и хлынули из-под земли не сами по себе, но по воле Творца и Господина своего. Два фактора – причина, а третий – следствие. Причинные факторы – Бог и люди, точнее, воля Божия и поведение людей. Следственный фактор – воды потопа. И если нравственный закон Бога так ясно проявился в крупнейшем физическом явлении на свете, то он ясен и для любого разумного человека, проявляясь ежедневно в безчисленных физических явлениях.

           IX
        ВАВИЛОН И СОДОМ

        После потопа должна была начаться новая эра, с новым, лучшим человечеством, которое будет Бога бояться и жить по воле Божией. Никакого нового закона не требовалось. Воспоминания о потопе должны были послужить вечным напоминанием и быть постоянным будильником совести. Поэтому Бог Ною и его детям нового завета не дал, но лишь повторил заповеди, данные Адаму и Еве: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими… и над птицами небесными… и над всею землею» (Быт.1.28). Как и в том, первом случае, всё это следует понимать в духовном смысле, находящем свое символическое выражение физически.
         Однако с наступлением новой эры новое человечество оступилось на первом же шагу, а потом опускалось всё ниже и ниже. Во-первых, Хам безстыдно обнажил наготу отца своего Ноя и тем самым навлек проклятие на сына своего Ханаана и все его потомство, племена Ханаанские. Из-за этого все племена Ханаанские жили и пропали, погрязнув в непроглядном мраке идолопоклонства.

        Другим проявлением зла среди людей было строительство Вавилона. Людей подтолкнул к этому дух гордости. Сказали люди: «построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт.11.4). Это было чистой воды богоборчество, выразившееся, во-первых, в высокомерии (башня до небес), во-вторых, в суетном самолюбии (сделаем себе имя) и, в-третьих, в неповиновении Божией заповеди наполняйте землю (прежде нежели рассеемся).
        Это был первый в истории человечества пример богоборческого коммунизма, который нашел свое выражение в строительстве Вавилонской башни, предтече всех подобных попыток в дальнейшие времена. Однако Господь решил: «смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город» (Быт.11.7-8).

        Третьим проявлением зла у людей был крайний разврат в Содоме. Жители того города, ставшие абсолютно глухими и слепыми к духу и истине, видели только тело, жили только плотской жизнью, стремились лишь к плотским удовольствиям, но всё это – противоестественно. Гнусный и непростительный порок их стал называться у человечества по имени их города – содомия. Единственным праведником пред Господом в том городе был Лот, да и он был пришлым. После того, как Господь вывел того праведника из города, Он обрушил с небес дождь огненный и серный (Лк.17.29). Так город Содом, а за ним и Гоморра были стерты с лица земли.
        Таким образом, было упомянуто три исторических события огромной важности. Первое: исчезновение потомков Ханаана, то есть всех народов Ханаанских, второе: образование различных языков у разных народов, и третье: уничтожение двух крупных городов, Содома и Гоморры. Ни одно из этих событий нельзя объяснить никакими законами природы.

        В Америке народы красной и черной рас, индейцы и негры, несмотря на все притеснения, не только не исчезли с лица земли, но даже увеличили свою численность, особенно те негры, что приняли крещение. Между тем все племена Ханаанские: сидонцы, хетейцы, евсеи, аморреи, гергесеи, евеи, арукеи, арвадеи, самареи, аматеи, химафеи, как бы они ни назывались, исчезли со временем либо от меча семитского, либо от меча иафетского (Тир, Сидон, Карфаген). Их исчезновение можно объяснить лишь действием нравственного закона Бога. Ной проклял внука своего Ханаана, и под тяжестью этого проклятия пали и исчезли последние его потомки.
        Ученые, лингвисты и философы, много раз пытались разгадать тайну человеческих языков. Однако, используя всегда методы геоцентрические вместо теоцентрических и отыскивая объяснение существованию у человечества множества различных языков в узком круге своих естественных законов, они не смогли раскрыть эту тайну и до сегодняшнего дня. Люди и народы различаются по языку сильнее, чем по облику и цвету кожи, чувствам и восприятию. Как могли возникнуть такие разительные отличия, если все люди произошли от одного прародителя, как утверждают сегодня почти все ученые?

        И в этом случае причина – в области нравственной, а не материальной. Как написано в святой Книге Божией, Господь решился на смешение языков, чтобы люди перестали понимать друг друга, именно из-за людского самоволия, суетности и гордости. Место, где это произошло, с тех пор так и называют – Вавилон, то есть «смешение». Тот же Господь Бог, Который впоследствии послал Духа Святого в облике огненных языков на апостолов в Иерусалиме и сделал так, чтобы те стали говорить на разных языках и понимать их, лишил Духа Своего Святого гордецов вавилонских, и все те люди стали всяк по-своему произносить слова, не понимая один другого. И вместо Вавилонской башни из кирпича вознеслась Вавилонская башня смешанных языков!
        Точно так же и гибель Содома нельзя объяснить ничем другим, кроме как безпутностью людей и наказанием Божиим. Точно такой же нравственной причиной объясняется и гибель Помпеи, Геркуланума, Мартиника, легендарной Атлантиды, да и других мест на планете земной. Если некоторые вспоминают при этом о вулканах, землетрясениях, волнах морских, о водяных потоках вследствие ливней, то они перечисляют лишь орудия, но не причины и не Того, Который все это вызвал. Для нас ясно, что все эти три события, точно так же как всемирный потоп, показывают и доказывают, что на этом свете действует исключительно нравственный закон Бога, а так называемых законов природы, физических законов, естественных законов, не существует.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.