Святитель Николай Сербский. Слово о Законе. Гл. 2

Галина Николаевна Николаева
        СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ

                СЛОВО О ЗАКОНЕ
           X
        СИНАЙСКИЕ СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА

        Выбор, терпение и постепенность – вот Божии методы по руководству и воспитанию рода людского. Подобно тому как Он избрал праведного Ноя, чтобы от него после потопа приумножить новое человечество, так же Он позднее избрал Авраама, одного из многочисленных потомков Сима, чтобы через него и его потомков, сына Исаака и внука Иакова, создать народ, которому Он даст всеобъемлющий нравственный закон.
        Господь Бог избрал некий угнетаемый народ, находившийся в рабстве у Египта в течение 430 лет. Почему же Бог избрал именно этот порабощенный народ Иакова, а не богачей египтян, культурных китайцев, мыслителей индийцев, путешественников эллинов или любой другой из известных в древности свободных народов? Невозможно проникнуть в глубины промысла Божия, но, без сомнения, выбор был самый целесообразный.

        Прежде всего, предками того народа были самые верные и самые преданные Богу люди, как, например, Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф, которые во все времена были образцом почитания единого истинного Бога. Затем, этот народ не был привязан к некой общей языческой культуре, которая мешала бы ему принять новый закон и пойти новым путем. И, наконец, именно как измученный и униженный раб этот народ, когда Бог освободил его от рабства, должен бы, из благодарности, быть более послушен Богу и Его закону, нежели какой бы то ни было другой народ, не принявший дара свободы из рук Всевышнего.
        Впрочем, перст Господень руководил судьбой того народа до тех пор, пока он не стал готов принять закон. Тогда Бог избрал человека по имени Моисей, одарил его мудростью и даром чудотворения, чтобы через него освободить израильский народ из египетского рабства и объявить ему Свой закон.

        Это был всем нам прекрасно известный Декалогий, закон, содержащий десять заповедей.
        Первая заповедь гласит: Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх.20.2-3).
        Вторая заповедь: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой (Исх.20.4-5).
        Третья заповедь: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно (Исх.20.7).
        Четвертая заповедь: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему (Исх.20.9-10).
        Пятая заповедь: Почитай отца твоего и мать твою (Исх.20.12).
        Шестая заповедь: Не убивай (Исх.20.13).
        Седьмая заповедь: Не прелюбодействуй (Исх.20.14).
        Восьмая заповедь: Не кради (Исх.20.15).
        Девятая заповедь: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх.20.16).
        Десятая заповедь: Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего (Исх.20.17).

        А когда Господь давал эти заповеди людям, …были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась (Исх.19.16,18).
        Значит, громы и молнии, тучи и рев труб, огонь и дым, землетрясение и страх – всё это сопровождало единого Законодателя, когда Он объявлял Свои постановления людям, разумным творениям Своим. И все то, что при этом происходило якобы по законам природы, было поставлено на службу нравственного закона в тот торжественный миг, когда Всевышний объявлял заповеди народу избранному, чтобы подчеркнуть величие Великого и показать возвышенность Его нравственного закона, закона единственного, господствующего над любыми действиями вселенной и ее физическими проявлениями.

        Десять заповедей – главный нравственный закон, начертанный Богом на двух скрижалях каменных, переданных рабу Своему Моисею. Первые четыре заповеди этого закона, начертанные на одной скрижали, определяли отношение человека к Богу Создателю. Другие шесть, начертанные на другой скрижали, определяли отношение человека к человеку.
        Помимо этого, основного закона, Господь объявил Моисею другие уложения, наказы и запреты, которые касаются поведения человека, но всё это лишь дополняет основной закон.

           XI
        ЗАКОНОПОЛОЖНИК И ЗАКОНОДАТЕЛИ

        Путник. Всё, что ты рассказал о законе, данном Богом народу израильскому через Моисея, понятно. Но разве не было в истории человечества, у других народов, таких же законодателей, каким был Моисей?
        Проводник. Я не утверждал, что Моисей когда-либо был законодателем. Да и сам Моисей никогда не называл себя законодателем. Законоположником, Законодателем был Бог, а Моисей – лишь законоприимцем, законоблюстителем. Бог дал заповеди Адаму, Бог повторил те же заповеди Ною. Бог объявил свой закон Моисею и через него народу израильскому. А у других народов были свои законодатели, однако это были люди, но не Бог.

        Путник. А что ты скажешь, если я перечислю тебе таких законодателей, как Хаммурапи, Заратустра, Ману, Конфуций, Ликург, Гермес Трисмегист, Помпилий, Платон, Магомет?
        Проводник. Я отвечу, что ты упомянул лишь знаменитых людей, которые слыли учителями для своих народов. Хаммурапи нацарапал на глиняных табличках свои наказы людям древнего Вавилона. Заратустра объявил свое учение персам, Ману – индийцам, Конфуций – китайцам, Ликург – спартанцам, Гермес Трисмегист – египтянам, Помпилий – римлянам, Платон – эллинам, Магомет – арабам.
        Путник. Все это так. Но разве они, или хотя бы некоторые из них, не приписывали происхождение закона Богу или не утверждали, что приняли закон от Бога?
        Проводник. Изо всех перечисленных тобой только Магомет был монотеистом, а остальные поклонялись множеству божеств. Однако и Магомет никогда не утверждал, что принял закон от Бога, но подчас ссылался то на Моисея, то на архангела Гавриила, а чаще говорил от своего имени. Значит, он провозглашал закон не от имени Бога и не от Бога, но опирался на менее значительные авторитеты.

        Путник. Действительно, когда читаешь Коран и видишь, как неточно Магомет цитирует слова из Ветхого Завета – пророка Моисея и других праотцев и пророков, то всегда одолевает сомнение в истинности слов, которые он приписывает архангелу Гавриилу. Но все же, разве Хаммурапи не говорил от имени бога Мардука, Заратустра – от имени Ормузда, Ману – от имени Вишну?
        Проводник. Все они были идолопоклонниками и могли ссылаться на то или другое фантастическое божество, наиболее почитаемое в их краях. Никто из них этого не делал, но, как, например, Ликург, они создавали законы по своему разумению и согласно нуждам их народов. Те из них, что ссылались на неких богов, придавали тем самым своим законам больший вес.
        Путник. Не значит ли это, что ты отрицаешь полезность их законов?
        Проводник. Отчасти отрицаю, но отчасти и признаю. Я отрицаю их, поскольку те законы не согласуются с заповедями Божьими, начертанными на синайских скрижалях, но признаю то, что согласуется. Особенно это касается учений Ману, Конфуция и Платона, некоторые положения которых поражают человечностью и благородством. Они поистине были великими людьми и составляли законы для своих народов, опираясь на свой жизненный опыт, ум и совесть.

        Путник. Не находишь ли ты, что некоторые из их законов согласуются с Синайскими заповедями Божьими?
        Проводник. Да, несомненно. Например, Ману и Конфуций запрещают воровство и клятвопреступление так же строго, как и Бог в Своих Синайских заповедях. Хотя эти законотворцы не знали о едином вечном Боге, они обладали чистой совестью и руководимы были промыслом Божьим. Но все-таки их законы в целом – человеческие, а не божественные. Они созданы по человеческому разумению и опыту, но не по Откровению.
        Путник. Что, по твоему мнению, самое важное в их законах?
        Проводник. Самое важное то, что относится к предмету нашего разговора, то есть к закону вообще. Все они, самые выдающиеся законодатели человечества, считали, что нравственный закон доминирует над всеми так называемыми естественными законами. Все они были согласны в том, что природа с ее стихиями отвечает на поведение людей. Например, Конфуций говорил, что «тучи проливаются дождем соответственно прилежности людской».

          XII
        ЗАВИСИМОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ ОТ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА

        Судьбы человечества и счастье людей зависят от нравственного закона, вернее, от того, следует человек или не следует нравственному закону, установленному Богом. Точно так же ведет себя и вся природа с ее стихиями. Уста Господни изрекли это таким словом:
        «Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои… и будете жить на земле… безопасно; пошлю мир на землю, ляжете, и никто вас не обезпокоит, сгоню лютых зверей с земли… и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас и плодородными сделаю вас, и размножу вас… и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового… и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев.26.3-10,12).

        Это – благие намерения Божии в случае соблюдения народом нравственного закона Бога. А вот карательные санкции (ибо с Богом не шутят), тоже изреченные Господом:
        «Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих…, то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами. Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли не дадут плодов своих. Если же… пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш… и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву…, хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи…, вы будете есть и не будете сыты. Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть (Лев.26.14,16-22,24-29).
        Так написано в третьей книге Моисея и повторено в пятой книге Моисея «Второзаконие».
        Из вышеприведенного ясно, что миром управляет Бог, причем именно по нравственному закону, а не по законам природы.
      
        Давайте наглядно покажем, что ожидает людей при соблюдении и несоблюдении нравственного закона.
        Когда люди покоряются нравственному закону Бога и соблюдают его, то –
        дожди проливаются вовремя, поля, сады и виноградники приносят урожай,  тогда у людей хлеба досыта, и они без страха живут на земле своей;
        повсюду царит мир, и люди никого не боятся;
        они одерживают победы над врагами своими;
        здоровы они и их многочисленные потомки;
        чувствуют, что Бог посреди них.

        Когда люди не покоряются нравственному закону Бога и не соблюдают его, то –
        они живут в страхе;
        страдают от разных болезней;
        пищу у них отнимают другие;
        они попадают в рабство;
        страдают от засухи;
        земля не дает урожая;
        размножаются хищные звери и нападают на людей и скот;
        люди гибнут от меча завоевателя, от мора и голода
        и, как вершина зла, поедают детей своих.

        Что же из этого следует? Одно, и только одно: по воле Божией и Божию попущению, в зависимости от соблюдения или несоблюдения людьми нравственного закона, установленного Богом,
        дожди выпадают вовремя – или засуха губит урожаи,
        народ процветает в здравии – или страдает от болезней и эпидемий,
        люди живут свободными – или попадают в рабство к чужеземцам,
        армии легко одерживают победы – или проигрывают битвы,
        люди и их скот защищены от нападения хищников, змей и насекомых – или страдают от них,
        люди имеют пищу в изобилии – или гибнут от голода.
      
        И всё это вершится по сознательной, разумной воле и попущению Божию в зависимости от нравственного или безнравственного поведения людей. Во всём этом нет и следа, и намека на какой-либо закон природы.
        Нравственный закон – вот единственный закон, согласно которому Господь Бог, Создатель и Вседержитель, управляет вселенной, природными стихиями и судьбами людей и народов.

          XIII
        ЗАКОН В ДЕЙСТВИИ

        Именно с точки зрения исполнения нравственного закона богодухновенные пророки описывают судьбу народа израильского от начала до конца. События сменяют друг друга, словно живые картины на полотне, и в каждой из них явственно проступает неумолимое действие нравственного закона. История этого народа, конечно же, не случайно и не безцельно «вставлена» в священную Книгу Божию, как считают многие западные богословы и критики, но вполне разумно, по высшему Промыслу, чтобы на примере исторического пути одного народа показать действие нравственного закона, установленного Богом, и преподать урок всем другим народам.

        Вот пример. Кража.
        Восьмая заповедь гласит: не кради. Когда Иисус Навин завоевал землю Ханаанскую и один из его воинов украл некие вещи, из-за этой кражи вся армия Навина потерпела поражение. Вот как это было. Ахан, сын Хармия из колена Иудина, украл в завоеванном городе одежду, а также горсть серебра и слиток золота и всё это закопал в землю. Вскоре послал Навин три тысячи воинов захватить небольшой городок Гай. Хотя в городе было мало вооруженных защитников, им удалось отбить нападение израильтян, изгнать их, настичь и разбить наголову.
         Не малые отряды разбили превосходящую численностью армию израильтян, но этот грех. Так Господь объяснил Навину, сказав: Израиль согрешил, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили (Нав7.11). По всем естественным законам и по военным расчетам трех тысяч израильских воинов было вполне достаточно, чтобы захватить город Гай. Но в связи с тем, что никаких естественных законов не существует, ясно, что нарушение именно нравственного закона, единственного существующего закона, и привело в результате к проигранной битве и гибели сильной армии.

        Другой пример. Идолопоклонство.
        После смерти Иисуса Навина на смену старым пришли новые поколения, не вспоминавшие о милости Божией. Сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам (то есть поклоняться ложным языческим божествам); оставили Господа Бога отцов своих (Суд2.11-12). Из-за этого Господь Бог предал их в руки врагов, окружавших их, которые стали притеснять и угнетать их.
        И это случалось не один раз. В течение всего длительного периода власти Судей над израильтянами непрестанно и неизменно повторялись три главных события: отпадение израильтян от Бога, наказание Божие в виде рабства чужеземного и покаяние народа с взыванием к Богу об избавлении, и снова: отпадение, наказание и вопли раскаяния, и снова, и снова.

         Человек поистине поражается Божию терпению и милости и удивляется лукавству и изменчивости души народа израильского. Стоило только Богу вызволить этот народ из беды и даровать ему свободу, как израильтяне тотчас начинали пятнать свободу отпадением от Бога истинного и поклонением идолам – Ваалу и Астарте, фантастическим божествам из окрестностей Тира и Сидона, в землях Моавитских и Филистимских. А за этим непременно следовало рабство. Но как только народ начинал страдать, он с воплями взывал к Богу истинному с мольбами о помощи. Стоило раскаявшимся израильтянам обратиться к Богу, как Бог избирал Своим орудием некоего человека и посредством его прогонял врагов и освобождал земли Своего народа. Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их (Суд.2.18).

        Еще пример. Прелюбодеяние.
        Предпоследним судьей в Израиле был старец по имени Илий. Его нечестивые сыновья Офни и Финеес сотворили прелюбодеяние с женщинами, которые приходили в храм Ковчега Завета, чтобы помолиться и принести жертву. Своими развратными действиями эти греховодники отвращали избранный народ Божий от святого храма. И тогда появился прозорливый отрок Самуил, изобличивший грешных сыновей перед их отцом и пророчески сказавший: «Вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день» (1Цар.2.34). И вскоре так и случилось. Кроме того, Илию было предсказано, что он со всеми его потомками будет посрамлен Господом. Не будет старца в доме твоем…, но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах (1Цар.2.31,33).
       Затем Господь открыл через отрока Самуила, последующего судию, Свое намерение наказать сынов Илии, да и самого Илию, знавшего о неподобающем поведении сынов своих, но не воспрепятствовавшего им. Вскоре свершилась кара по слову Господню: филистимляне напали на Израиль, захватили Ковчег Завета, Офни и Финеес погибли. Услышав скорбную весть, что оба сына умерли и Ковчег Божий захвачен врагами, старец Илий упал, сломал себе хребет и умер (1Цар.4.18).

          XIV
        НЕОТВРАТИМОСТЬ НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА И СУДЬБЫ ЛЮДЕЙ И НАРОДОВ

        Не убивай. Не прелюбодействуй.
        Царь Давид нарушил эти две заповеди Господни, шестую и седьмую, и вследствие этого в его доме разыгрались ужасные события. Сначала у него умер один ребенок, и напрасно умолял он оскорбленного им Бога сохранить ему жизнь. Один из его сынов обезчестил сестру свою, дочь Давида. Второй его сын убил брата своего. Затем Авессалом, его самый любимый сын, восстал против отца своего, и была война между отцом и сыном до тех пор, пока сын не погиб. Многие из первых лиц предали Давида. Много бед претерпел Давид и пролил реки слез раскаяния, пока Господь не простил грехи и не даровал ему снова милость Свою и вернул славу.

        Господь вознаграждает за скромность.
        Наследник Давида, царь Соломон просил у Господа Бога только мудрости, чтобы мудро управлять народом своим. Господь явился ему во сне и сказал, что дарует ему не только то, что он просил, но гораздо больше. И то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои (3Цар.3.13). И действительно так и было. Долго правил царь Соломон, живя в мире и изобилии. Был он и мудр, и богат, и славен делами своими в отличие от всех других правителей того времени.

        Грех идолопоклонства, то есть нарушение второй заповеди Декалогия, Бог не мог простить даже Своему любимцу царю Соломону. Под старость люто согрешил Соломон Господу Богу, пойдя на поводу у своих жен-язычниц: поставил по их желанию на вершинах гор капища идолам Хамосу и Молоху, Астарте и Милхому, и его жены стали кадить пред своими богами ладаном и приносить этой мерзости жертвы.
        Из-за этого пришло наказание Господне, причем удивительное наказание, осуществившееся на сыне Соломона Ровоаме. Царство Соломоново разделилось, но не поровну. За Ровоамом осталось всего два племени, а остальные племена израильские подпали под власть Иеровоама, бывшего слуги царя Соломона. Разделенный таким образом на два царства народ на протяжении тысячелетия находился в состоянии междоусобных войн; люди ненавидели и презирали друг друга, пока не пропали оба этих царства.

        Кара за убийство – самоубийство.
        Некий Замврий, слуга израильского царя Илы, восстал против господина своего, убил его в царских покоях и провозгласил себя царем. Однако недовольный народ назвал царем своим военачальника Амврия. Узнав об этом, Замврий вошел… и запалил за собою царский дом огнем и погиб за свои грехи, в чем он согрешил, делая неугодное пред очами Господними (3Цар.16. 8-19).

        Кара за отпадение от Бога – засуха и голод.
        Царь Ахав и супруга его Иезавель отпали от истинного Бога и стали немилосердно преследовать верующих в единого Господа. Пророк Илия предрек, что в Самарии не будет дождя три с половиной года. От засухи и голода пострадало много народа, пало множество домашнего скота. И все эти беды случились по причине страшного греха царя Ахава. Таким образом, исполнилась угроза Господа: И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобой железом (Втор.28.23).

        Кара за обращение за излечением к диаволу – смерть.
        Случилось так, что царь Охозия упал с верхней террасы дворца и слег в постель. Болезнь не отступала, и тогда царь послал своих людей в Аккарон к Веельзевулу, чтобы спросить, поправится ли он. По пути встретил посланцев царя пророк Илия и гневно спросил: «Разве нет Бога в Израиле, что вы идете вопрошать Веельзевула, божество Аккаронское?» (4Цар.1.3). А царю Охозии пророк Илия предрек: «с постели, на которую ты лег, не сойдешь с нее, но умрешь  Цар.1.4). Так и было. Летописец записал: И умер он по слову Господню, которое изрек Илия (4Цар.1.17).

        Бог помогает праведнику.
        Царь Езекия делал угодное в очах Господних. Он разрушил все языческие капища и разбил статуи идолов в своих землях, поэтому в Библии сказано: И был Господь с ним: везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно (4Цар.18.7). Когда же могущественный царь ассирийский Сеннахирим с большим войском напал на Иерусалим, Господь сделал так, что всё его войско погибло за одну ночь, а царя Сеннахирима разрубили на куски его же сыновья. Затем праведный царь Езекия разболелся. Тогда он в слезной молитве стал просить Господа облегчить страдания, да еще молился пророку Исаие о предстательстве за него пред Богом. Господь услышал его молитву: царь Езекия выздоровел и правил в Иерусалиме еще пятнадцать лет.

        Ненависть и зависть.
        Господь запретил иметь в сердце своем ненависть к брату своему. Не завидуй делающим беззаконие (Пс.36.1). Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей (Притч.14.30). Царь Саул позавидовал, что Давид более популярен, чем он, и возненавидел его.
        Наказанием за зависть стало хроническое безумие Саула: напал на него злой дух, искушая убить Давида. Наши нынешние поклонники природы попытались бы объяснить сумасшествие Саула неким естественным законом. Напрасный труд! Никакими законами природы не могут они объяснить, отчего наступает безумие у людей. Но если бы они поняли, что безумие происходит вследствие греховного попирания нравственного закона Бога, тогда им стали бы понятнее слова «напал злой дух» (1Цар.18.10). Поняли бы они, почему во Франции в старину душевнобольных называли «одержимые диаволом».

        Спиритизм.
        Господь Бог запретил обращаться к колдунам и гадалкам, к лицам, имеющим дело со злыми духами или вопрошающим мертвых. Того, кто сделает это, Господь покарает, говоря: истреблю его из народа (Иез.14.8). Эту заповедь Господню нарушил царь Саул и поплатился за то головой. Несмотря на то, что в начале своего правления он истребил всех гадальщиков, колдунов и спиритов всех мастей на своей земле, впоследствии, когда царь сам отступил от Бога, он отправился к одной кудеснице и потребовал вызвать некоего духа, чтобы узнать о своем будущем. Саулу явился дух пророка Самуила и в гневе предрек ему, что он завтра погибнет. И в самом деле, царь Саул погиб на следующий день в битве с филистимлянами.
        Таким образом, царь Саул погиб не из-за слепого случая, не оттого, что был неискусен в бою, не из-за превосходящих сил противника, но вследствие своего собственного греха. Его смерть так же объясняется не законом природы, но законом нравственным.

        Множество грехов привело к гибели двух держав. На оба государства народа Иакова вследствие греха, поразившего, словно ржа, народ и дворы царские, пал меч Господень – и обе державы погибли. Ассирийский царь Салманассар напал на Самарию, пленил царя Израиля Осию и бросил его в темницу, захватил страну и установил там свою власть. Кроме того, он приказал выселить израильтян в Ассирию, а Самарию заселил ассирийцами.
        Впоследствии на Иерусалим напал вавилонский царь Навуходоносор, захватил и разорил город до основания вместе с храмом Соломона. Пленив Седекию, последнего царя иудеев, Навуходоносор приказал на его глазах ослепить его сыновей, а потом ослепить и его самого и в кандалах, как рабов, отвести в Вавилон. В вавилонское рабство был угнан также и весь народ, кроме бедняков, которым велено было обрабатывать землю.

        Так погибли государство и свобода народа, которого Бог избавил от рабства египетского и вывел из Египта, которому открыл волю Свою и даровал заповеди Свои, погиб избранный народ Божий, чтобы никогда больше не вернуть своего былого могущества. Ибо презирали уставы Его, и завет Его, который Он заключил с отцами их, и откровения Его, какими Он предостерегал их, и пошли вслед суеты и осуетились… и оставили все заповеди Господа Бога своего… И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего (4Цар.17.15-16,18).
        Тысячелетнему терпению Господню пришел конец, а с ним пришел и конец тысячелетнему царству Израиля. И всё это произошло не по какому-то закону природы, но вследствие действия святого и неотвратимого закона Господа Бога.

          XV
        ДУХ И ОРУДИЯ ДУХА

        Путник. Слушаю тебя, и мир вокруг меня предстает в каком-то новом свете, словно я рубашку вывернул.
        Проводник. Это меня радует. Только знай, что я выворачиваю рубашку природы и истории не с лица на изнанку, но с изнанки на лицо. Все те, что рассуждают о законах природы, видят изнанку природы. Но пришло время, когда пора начать снова читать законы природы, как в былые времена, с лица. А тот, кто видит природу и читает ее законы с лица, в свете нравственного закона Бога, единственного существующего во всей вселенной закона, читает внятно, ясно и разборчиво.

        Путник. Так ты, значит, полагаешь, что мир и здоровье, изобилие дождей и засуха, болезни и войны – всё зависит от нравственного закона, а не от естественных законов?
        Проводник. Да, всё: рождение и смерть детей, землетрясения и бури, наводнения и ураганы, пожары и извержения вулканов, мир или раздоры в семье и в государстве, умножение или падеж скота, нападения диких зверей и нашествия змей, насекомых и микробов на человека, все потери и приобретения, все порядки и безпорядки в природе и истории, все смуты, бунты, революции и кровопролития – абсолютно всё зависит от соблюдения или несоблюдения нравственного закона.

        Путник. Но не мы ли, наше поколение, учили в школе, что всё в мире подчиняется законам природы?
        Проводник. К сожалению, да. Но разве нынешние европейские школы не слепцы, что порождают слепцов, поскольку говорят о вымышленных законах природы, но не о реально существующем нравственном законе? Об этом свидетельствуют дела европейских народов как во времена так называемого мира, так и во время войн. Освободиться от мрака современной европейской школы – самый великий подвиг, который могут свершить люди ради спасения своей души, ради спасения своего народа. Но я хочу задать тебе такой вопрос: кто сшил тебе рубашку, которую ты носишь?
        Путник. Естественно, портной.
        Проводник. А почему ты не скажешь: игла, но отвечаешь: портной? А кто выковал тебе мотыгу?
        Путник. Естественно, кузнец.
        Проводник. А почему ты не скажешь: молот, но отвечаешь: кузнец? А кто тебе пилит дрова для печи?
        Путник. Естественно, человек: я сам или мой работник.
        Проводник. А почему ты не скажешь: пила, но отвечаешь: человек? А кто тебе поливает цветы у дома?
        Путник. Цветы поливает моя сестра.
        Проводник. А почему ты не скажешь: лейка, но отвечаешь: сестра? А кто тебе печет хлеб?
        Путник. Естественно, пекарь.
        Проводник. А почему ты не скажешь: огонь, но отвечаешь: пекарь? А кто лечит тебя от болезней?
        Путник. Естественно, врач.
        Проводник. А почему ты не скажешь: порошки и таблетки, но отвечаешь: врач? А кто охраняет твою державу?
        Путник. Армия.
        Проводник. А почему ты не скажешь: ружья и пушки, но отвечаешь: армия? А кто тебе играет в праздник?
        Путник. Естественно, музыкант.
        Проводник. А почему ты не скажешь: свирель, но отвечаешь: музыкант? И почему говоришь «естественно»? Естественно было бы то, что ближе, и самым естественным ответом было бы: свирель, а не музыкант, и ружье, а не солдат, и игла, а не портной, и молот, а не молотобоец, и так далее. Понимаешь, что я хочу сказать?
      
        Путник. Догадываюсь. Но лучше скажи ясно и прямо.
        Проводник. Ясно, что есть «делатель» – тот, кто производит действие, или творит, и то, чем он производит действие, – то есть орудие. Например, портной – это делатель, а игла – его орудие. Кузнец – делатель, а молот – орудие. Пильщик – делатель, а пила – орудие. Соглашается ли твой разум с этим?
        Путник. Не только разум, но и повседневный опыт.
        Проводник. Прекрасно. Так, значит, Бог, по существу, Делатель, а природа – орудие в руках Божиих. С этим ты согласен?
        Путник. Кажется, я понял. Различие лишь в том, что там видно и делателя, и орудие, в то время как Бог невидим, а природа видима.
        Проводник. Не всегда делатель бывает видим. Например, разве видно того, кто говорит по телефону или поет по радио? Да и природа далеко не всегда видима для наших глаз. Разве видим мы, к примеру, воздух, или эфир, или электрические волны?
        Путник. Действительно, не видим. Теперь мне стало понятнее, что Бог – делатель, а природа – орудие Божие.

        Проводник. Чтобы тебе стало совершенно ясно, что Дух – делатель, а всё остальное лишь орудия, задам тебе еще несколько вопросов. Когда на тебя смотрит твой сосед, как ты скажешь, кто на тебя смотрит: человек или его глаза?
        Путник. Естественно, человек.
        Проводник. А когда ты прогуливаешься с приятелем, и он тебе что-то рассказывает, как ты скажешь, кто тебе говорит: человек или его уста?
        Путник. Естественно, человек.
        Проводник. А когда ты видишь, что кто-то идет, как ты скажешь: движется человек или его ноги?
        Путник. Естественно, человек.
        Проводник. А когда тебя кто-то издалека приветствует взмахом руки, как ты скажешь, кто тебя приветствует: человек или его рука?
        Путник. Естественно, человек.

        Проводник. Так, значит, это человек смотрит на тебя своими глазами, человек говорит с тобой своими устами, человек идет к тебе на своих ногах, человек приветствует тебя своей рукой. А это, в свою очередь, означает, что все органы тела – орудия человеческого духа, который в теле. Но это и означает, что невидимый дух человеческий использует тело как свое орудие. Аналогично этому действуют Бог и природа. Бог суть Дух, использующий всю вселенную как Свое орудие. Теперь ясно?
        Путник. Да, ясно. Но скажи, как Бог использует природу?
        Проводник. Так, как я тебе только что изложил. По Своей святой воле, или по данному Им святому Завету, или по Своему нравственному закону, данному людям. Бог управляет природой и природными стихиями в зависимости от поведения людей. Если люди живут строго по нравственному закону Бога, Он обращает природу и все природные стихии на благо и радость людям. Если же люди противятся исполнению нравственного закона, Бог посылает природные стихии на мучение и страдание людей, чтобы они одумались и исправились.
      
        Путник. Теперь я могу признаться, что получил ясные указания, как видеть лицо, а не изнанку природы, которую я видел прежде, когда сам был рабом теории о законах природы. Но хотелось бы попросить тебя рассказать также об исторических и социальных законах, о которых так много толкуют и пишут ученые наших дней.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.