Учимся мастерству-3. 2014

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2014/06/06/2323 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2014/09/20/7570 - Итоги конкурса

Начало - о принципах отбора стихов на конкурс - см. http://www.stihi.ru/2014/09/21/6091

Продолжаем разбор лучших конкурсных стихов. В этой его части я уделю внимание стихам, написанным в жанре лирики - пейзажной или интимной. Границу между лирикой и поэтическим повествованием  установить не всегда  просто. Какая самая характерная черта лирического произведения? Конечно,  это красивый, образный поэтический язык. Но этого мало. Лирике присуще то, что в музыке называют «камерностью»: лирика - это  всегда  откровение, это стихи,  предназначенные для чтения самым близким или вообще никому - внутренний монолог автора. В таком монологе нет попытки кого-либо учить, нет и заметной постороннему глазу авторской игры с рифмой или формой стихотворения, потому что  это стихи о себе и о своём, они написаны не напоказ, не для выступления перед большой аудиторией… Именно эта камерность, а не одна только тема (описание пейзажа или любовная история) характеризуют  жанры пейзажной или любовной лирики.

№28. Перед грозой. Владимир Сорочкин

Точно мёд брызнет влага из ветреных сот,
Но, чуть раньше, в мелькании мух и букашек,
Перед самой грозой занесёт небосвод
В несусветные дебри фантазий и красок,

Где вся радуга – чёрный и белый: все семь
Полукружий, оттенков, цветов и отливов,
Заполняющих гордо вознёсшийся шлем
Нависающих туч из прорех и порывов.

И нельзя уловить ни мгновения, чтоб
Ничего не менялось в ползущем объёме,
Чтоб застыл круто сваренный тёплый сироп,
Остывающий в близком сверканье и громе;

И тяжёлые тучи ползут на убой,
И дымятся; и сахар теряет цукаты,
И в свинцовое тесто уходит мукой
Австралийская тучка из контурной карты;

И клубятся драконы, теряя хвосты,
И трясут головами согбенные вепри,
Низвергаясь, дробясь, нисходя с высоты
Мешаниной язычества и круговерти;

И громоздкие демоны в шелесте крыл
Белоснежных и ангельских, двигаясь краем,
Смотрят в облако, не выбивая стропил,
Словно в зеркало меж преисподней и раем. –

То, что было снаружи, то будет внутри. –
Затаись перед небом и миром примолкшим:
Что не знал, то узнаешь... Молчи и смотри,
Как ворочает высь языком пересохшим...

Стихи не без недостатков: местами есть очень неточные рифмы (букашек-красок, вепри-круговерти), многовато не особо нужных для смысла союзов «И» в начале строк, не совсем правильный выбор слов в фразе «мешанина язычества и круговерти». Здесь слово "круговерть" неудачно и по смыслу, и по согласованию с управляющим им словом «мешанина». А еще я совсем не поняла фразы «австралийская тучка из контурной карты» - почему вдруг «австралийская»? И причем тут контурная карта? Автор может и знает ответ, а читателю не ясно… Тем не менее, я взяла это стихотворение в пакет для голосования, потому что в нём яркий язык и много очень удачных мест, интересных находок, как например, вторая и третья строфы и особенно концовка - две последние строфы.

№29. Летнее утро. Зе-Бра

С утра по коридору гуляют сквозняки,
На них глядит с укором бабуля сквозь очки.
Несёт мне шарфик теплый, велит идти в кровать.
Прогулки мух по стёклам... За ними - синева,
За ними шум кленовый, шаги и скрип колес,
Недоенной коровой мычит молоковоз.
Грохочут двери дружно, с бренчанием пружин...
Вот-вот с горячей кружкой бабуля прибежит.
На толстом одеяле тетрадь и карандаш -
Каникулы настали, горланит детский пляж,
И слышен звон футбольно-стекольный со двора.
Пусть горлу очень больно, но всё-таки - ура!

Очень простой ритм - сдвоенные строки из двух половинок, написанных 4-стопным ямбом. Язык не столько поэтичен, сколько ярок - несколькими мазками нарисована объемная картинка из детства. На первый взгляд - всё очень просто, а попробуй сумей так много рассказать всего 12-ю строчками! Мне кажется, просто отлично  написано.

№30.  Зимний лист. Ольга Королева

В ноябрьский день, пройдя кленовый скверик,
Пустых ветвей касаясь на ходу,
Я снова выхожу на плоский берег,
К светлеющему в сумерках пруду.
Почти неразличима на тропинке,
Промерзшая листва шуршит во мгле;
И, словно близорукие, снежинки
На ощупь приближаются к земле.

Как в том году, уходит за качели
Тропинка, огибающая пруд,
К скамье, где мы беседуя сидели,
Пройдя давно излюбленный маршрут…
Уже твой приговор смягчило время.
Теперь я удивляюсь, что снежок,
Озвучив тишину словами теми,
Скользит, не задевая мой ожог…

А завтра затуманит воздух стужа,
Закатывая солнце в снежный ком;
И ясени начнут дрожать натужно
От ветра, налетевшего рывком.
А я как тот, оставшийся в ненастье
Один на голой ветке черный лист,
Отдавший все за горе, как за счастье –
За этот бессердечный ветра свист.

История любви в стихах, точнее, воспоминание о встрече, случившейся год назад  на том  месте, где вновь оказался ЛГ. Хороший язык - чёткая прозаическая основа, сюжет- воспоминание, прекрасное владение русским языком - согласованием глагольных времён в рассказе (что, поверьте,  находишь  в стихах нечасто!). Есть и очень удачные строки, например, «А завтра затуманит воздух стужа, закатывая солнце в снежный ком, и  ясени начнут дрожать натужно от ветра, налетевшего рывком». Выразительна концовка - сравнение ЛГ с одиноким листом, «отдавшим все за горе, как за счастье».
 
№31.  Лучи и облака. Лариса Васильченко

Весна по капле выпита. Пока
Еще невинны дни и ветер синий,
Я шлю тебе лучи и облака.
Получишь — непременно напиши мне.

Мы будем, как и прежде, далеки,
Но обещай поверить в то хотя бы,
Что зреют для тебя мои стихи,
Как зреет завязь на ладонях яблонь,

Что к осени ненужный урожай,
Отяжелев, в траву уронят ветки...
Мне жаль стихов! И нас с тобою жаль.
Так напиши! Листок бумаги в клетку

И, как давным-давно, лишь пара фраз
Без предисловий — сразу же о главном.
И, знаешь, может быть, на этот раз
Я встретить взгляд твой любящий смогла б, но

Признаюсь разве что себе самой,
Что разучилась быть прямой и смелой.
И если вдруг придет твое письмо,
Я вряд ли буду знать, что с этим делать.

Стихи написаны в форме  мысленного обращения к любимому, письма, которое никогда не будет написано и отправлено - это разговор с собой. Написано замечательно - автор сумел передать свое настроение и  чувства очень точно, очень искренно. Великолепная концовка: «Признаюсь разве что себе самой, что разучилась быть прямой и смелой, и если вдруг придет твое письмо, я вряд ли буду знать, что с этим делать». Еще очень понравился продолженный в двух строфах образ сравнения стихов со «зреющей завязью на ладонях яблонь», которая к осени станет «ненужным урожаем» яблони, что, «отяжелев, в траву уронит ветки...»

№32.  Мотыльки. Санди Иданс

Он появился в парке по весне.
К нему слетались мотыльки на свет
и умирали, обжигая крылья.
А он, казалось, будто бы живой,
качал своей квадратной головой
и только что не плакал от бессилья.

Пришла зима, и закружился снег.
И поражаясь этой белизне,
смотрел фонарь на странные пушинки.
Вдруг стало и спокойно, и легко –
представил он, что души мотыльков
на небе превращаются в снежинки.

Интересная композиция. Не сразу понимаешь, что речь идёт о фонаре, это становится ясно только во второй строфе. Фонарь одушевлен - он страдает, ему жаль погибающих мотыльков, но «его душа» обретает покой в фантазии о бессмертии мотыльков, превратившихся в снежинки. Очень человечная и очень поэтичная зарисовка. Только почему автор назвал стихи «Мотыльки»? Куда логичнее - «Фонарь» или «Фонарь-романтик»…

№33. Когда. Алёна Норд.

Когда наступит новая зима,
Когда ветрами будет жизнь пронизана,
Когда промёрзнут души и дома
И снежно-белым будет даль расписана,
Когда на стёклах расцветут цветы,
Играя с солнцем гранями ледовыми,
Когда озёра, реки и мечты
Алмазным льдом надолго будут скованы –

Уже тогда меня не вспомнишь ты.

И позже, в день, когда наступит май,
                01 01 01 01 01
Разбавив зелень нежностью бутоновой,
В момент, когда пунктиром птичьих стай
Неровно будет небо разлиновано,
Когда в прогретом августом дворе
Нальётся яркой кровью вишня спелая,
Когда на бледно-розовой заре
Затянет пташка песенку несмелую –

Ты и тогда не вспомнишь обо мне…

И мягкой поступью по рдеющей листве
                01 01 00 01 00 01 (лишняя стопа)
Грибных дождей пройдут ряды нестройные,
Затихнут птичьи крики неспокойные…
Опять к зиме. Опять идёт к зиме.

Понравилась композиция: перечисление обстоятельств времени с помощью «когда» и заключающая каждую строфу рефренная строка. Понравились удачные образы: «нежность бутоновая», «пунктиром птичьих стай неровно будет небо разлиновано». К сожалению, в строке «И мягкой поступью по рдеющей листве» - лишняя стопа и безударные стопы, противоречащие местам Иктов, а в строке «И снежно-белым будет даль расписана» я бы заменила чем-нибудь слово «будет» (чуть выше уже использовано «будет жизнь пронизана»). И еще хочется более выразительной концовки, может быть даже - концовки, включающей  рефрен первых строф.
 

№34.  В оперенье полинявшей птицы. Яленка

На тонкой нити – паутинкой лёгкой –
зависло время – сдвинется ли вновь?
И восходило в дымной поволоке
большое солнце в пойме заливной...
Пронзало флегму сквозь пазы и щели,
мешало мысли, рвало жалюзи!
А на весах прощения и мщенья
качались чаши, и взрывалась жизнь –

в прелюдии осенней – увяданьем;
и эхом в звуках – словно на дрожжах!
Сентябрь платил природе свежей данью –
и каждый лист на дереве дрожал...
За счастья брызги, за хмельное лето –
оплачивая спешно по счетам
увядшей – рыжей, ржавою монетой!
В ней чудилась наивная тщета...

Под ноги листья, с моросью мешая,
зачерпывая пригоршни, несло
под всхлипыванья – на глазах ветшая –
сеть паутины – всем ветрам на слом...

А как хотелось жизни всласть напиться!..
Ещё напёрсток – и махнуть хвостом!
Но в оперенье полинявшей птицы
буравил небо утренний восток...

Не знаю, как вам, а мне очень нравится : так легко написано, столько радостной энергии в каждой строчке, такой яркий поэтический язык, масса удачных строк и рифм: несло-на слом, хвостом-восток, жалюзи-жизнь, по счетам-тщета, дрожжах-дрожал… И поскольку все фразы текста осмыслены и сказаны к месту, то совсем не чувствуется «узлов на обратной стороне вышивки» - нет впечатления, что автор сначала рифму придумывал, а потом к ней смысл пристраивал, как это часто случается у наших стихирян. Здесь все очень естественно и поэтично ложится в стихотворение.

 №35. Крест надежды. Елена Заостровцева

На храмах светятся кресты -
Как будто на дозорных башнях,
Над миром, вздыбленным и страшным,
Горят сигнальные костры.

Где небо, как морская даль,
Дрожит под звоном колокольным,
Кресты - как мачты:
в шторм и волны
Спешит на выручку корабль.

Хранят все тайны мирозданья
На теплых тоненьких плечах
Кресты - как рукоять меча,
Не извлеченного из камня.

Сквозь мрак неистовых веков,
Испепеляя зло и беды,
Как золотистые побеги,
Растут кресты из куполов.

Скорее философская лирика, чем интимная, но не важно… Выполнены стихи  великолепно. Они - знак восхищения  и благодарности крестам на куполах храмов, кресты выступают как защитники и охранители нашего народа, «испепеляющие зло и беды». «Кресты - как рукоять меча, не извлеченного из камня» - лучше не скажешь!

№36.  Где-то в мире параллельном. Небесная Обитель

Как много тайн в тебе сокрыто,
Чей смысл не ведаешь ты сам.
Их отблеск чашею испитой
Могу прочесть я по глазам.

В кофейной гуще черно-карей
Я вижу страх любви ко мне.
Мой милый «человек в футляре»,
Зря ищешь счастья в слове «нет».

Твой запах на белье постельном,
Жаль, не смешается с моим.
А где-то в мире параллельном
Мы возле колыбели спим…

На мой взгляд, это не самые удачные стихи, по сравнению с другими из пакета. Есть недочет  лексики - неверное согласование числа: «Как много тайн в тебе сокрыто, ЧЕЙ смысл не ведаешь ты сам». Поскольку «много тайн» - это множественное число, то просится: «о чьих  смыслах не ведаешь» или «чьих  смыслов не ведаешь»…  Аллюзия  «человек в футляре» мне тоже не по душе. Слишком известный литературный персонаж, и если уж использовать эту аллюзию, то она чем-то должна быть подкреплена далее в тексте, а просто сказать «Мой милый «человек в футляре», - это «ружье, которое не стреляет». Мало ли что знает про себя и своего ЛГ  автор, в стихах должно быть все понятно и читателю тоже! И вообще мне здесь не хватило законченности темы.

№37.  А завтра будет листопад.... Янина Юдина 2

А завтра будет листопад...
Быть может тот....или похожий....
Он холодком пройдёт под кожей,
И, ускоряя шаг, прохожий
Покинет выстуженный сад...

И дождь насупится косой,
И память, срок отбыв в изгнании,
Свои меняя показания,
По выжатым воспоминаниям
Пройдётся ржавою косой...

А после, обнажив плечо,
Презрев обиды и лишения,
Опять поддастся искушению
И воспылает горячо...

И разольётся коньяком
По белой скатерти, не глядя,
Когда в усталом долгом взгляде,
Застынет листьев рыжих ком.

А завтра будет листопад....

Интересная композиция. Кажется, что стихи об осени, о листопаде, но дождь  олицетворен так по человечески, что воспринимается как интимная лирика. Здесь мне не понравилось употребление разговорного «после»  вместо «потом», «затем» или «после этого». И еще я бы организовала  строфы, например, все в виде пятистрочника аБББа, как в первой строфе. Во второй у автора тоже пятистрочник, но в середине его уже не женская, а дактилическая рифма. В 3 и 4 строфах продолжается дактилическая рифма, но зато пропадает строка: аДДа, а в 4 строфе - в середине опять появляется женская рифма… Можно, конечно, и так - в разнобой, но чистота звучания еще никакому стихотворению не вредила.

№38.  Гроза. Алла Волкова 5

Порыв грозы настолько был внезапен,
Что одуванчики ладошки не закрыли,
И с луга в разнобое жёлтых крапин
Пахнуло летом и прибитой пылью.
01 01 01 01 01 0
00 01 00 01 00 01 0
А следом – полог из дождя и мая!
Танцуют в ритме блюз мои бумаги,
Но я окно души не прикрываю –
Так животворны брызги тёплой влаги!

Гром раскатился молодо и ярко,
Сломав зимы последние запреты.
Примерив, как венок, цветную арку,
В сиянье неба выступает лето.

Хорошая я пейзажная лирика - не избитые слова, умение зримо и без лишних подробностей  нарисовать главное. С ритмом хуже. Взят редкий 5 стопный ямб со всеми женскими рифмами, но во 2 строке 1 строфы появилась лишняя стопа, а многочисленные пиррихии (безударные стопы 00) разбросаны автором по строкам хаотично, а не на одних и тех же местах, поэтому звучат стихи трудно.

№39.  Прости, что жизнь... Светлана Груздева

Прости, что жизнь не рвётся пополам…
Своей могла б отдать я половину,
Чтоб, встретившись с тобой, не горбить спину,
А распрямить затёкшие крыла!

Расцвечивая розы лепестки,
Похожие на тонкие спирали,
Слова любви впитали бы скрижали,
И жест, и взгляд… касание руки.

Слияний тайны наших инь и янь,
Взаимо – до глубин! – проникновенье…
Осталось нынче только сожаленье…
Прошу: напоминанием не рань!

Нас горечь не сведёт с тобой в бедлам,
Других не задевая слишком больно…
Но в поздний час я прошепчу невольно:
Прости, что жизнь не рвётся пополам!..

Лексика решена в едином  стиле (возвышенном, поэтическом  стиле языка золотого  века- на языке классики!) - это качественная интимная лирика, к которой невозможно придраться. Удачное украшение стихотворения - рефрен в начале и в конце. Но… При использовании  стиля возвышенной классики поэтам обеспечен  подвох: слова и рифмы, которые  для классиков считаются   гениальными, в наши дни иногда воспринимается  как общие, затертые места: некоторые их слова и рифмы встречаются в каждом втором стихотворении о любви-«крыла», «скрижали», «розы»… Что с этим делать - я не знаю. Просто стараюсь избегать их употреблять в своих стихах… А в остальном стихи отличные!

№40.  Признание в любви. Андрей Краснобородько

Ремонт на Невском. Снова перемены
И кое-где дома в леса одеты.
Свернул. Забит машинами Литейный.
Не блещет изменением сюжета
Вечерний час движенья городского...
Вот булочная с запахом ванили,
А к горлу ком подкатывает снова,
Да с привкусом щемящей ностальгии
По старенькой, но милой коммуналке,
В которой скопом жили небогато
На улице Некрасова, за аркой,
Где я еще мальчишкой был когда-то...
Но знал уже – мне город этот нужен.
А я ему. Уверен, так и надо.
И пусть он сыроват и перегружен,
Единожды влюбившись, буду рядом…

Устал за день... В висках удары пульса.
Блуждая, въехал в каменные дебри
И снова неразборчиво ругнулся,
Цепляя низким бампером поребрик...

Стихи в жанре эпистола, еще точнее - авторский монолог. Тут дело совсем не в том, что я, как ленинградка, не могу не отреагировать на эти знакомые картинки родного мне города. Мне кажется, стихи действительно отличные: легкое, непринужденное повествование выполнено чистым - правильным и не бедным! - русским языком, есть умение нарисовать зримую картину строчками стихов. А главное - точно передать внутреннее состояние ЛГ читателю.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2014/10/06/6269