Святитель Николай Сербский. Слово о Законе. Гл. 3

Галина Николаевна Николаева
        СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ

                СЛОВО О ЗАКОНЕ   

           XVI
        НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН ОПРЕДЕЛЯЕТ СУДЬБЫ НАРОДОВ

        Хотя мы уже обсуждали действие нравственного закона в отношении судьбы еврейского народа, давайте вернемся к этой теме – ради более подробного изложения и более ясного понимания. От чего зависят исторические судьбы народов? Существуют ли некие специальные законы истории? Историки утверждают, что они есть. Каковы же они, эти законы истории, диктующие развитие драмы жизни народов всей земли?

        Европейские историки нашего времени делятся на две группы: на тех, что изъясняются туманно, и на тех, что говорят ясно. Мы не станем принимать во внимание тех, что изъясняются туманно, именно потому, что они изъясняются туманно. Но другие, выражающиеся ясно, которых преобладающее большинство, считают законы истории законами природы, то есть идентифицируют исторические законы с естественными законами, с законами природы. Все формулировки, которыми оперируют физики, химики или биологи в отношении неорганической, органической природы и низших форм биологической жизни, эти историки применяют и к жизни – расцвету или упадку, выживанию или гибели – отдельных народов.
        Эти историки рассуждают об эволюции человеческого общества, о борьбе народов за существование, о непременном влиянии на судьбы народов окружающей среды и условий существования, климата, моря, качества земли, о роли соревнования и о прочем точно так же, как физики – об эволюции туманностей во вселенной, биологи – об эволюции живых организмов из протоплазмы или о борьбе насекомых или микробов за выживание, о влиянии климата на расселение и жизнь животных на нашей планете, о соревновании видов и так далее.

        Одним словом, по мнению большинства вчерашних и сегодняшних историков, естественные законы являются одновременно и историческими законами. И в этом – одно из губительных и фатальных заблуждений западного человечества. Вследствие этого заблуждения западное человечество пребывает в постоянном страхе и безпокойстве, в неврозах и недовольстве, в состоянии непрекращающейся борьбы, восстаний, переворотов и войн.
        И всё это происходит потому, что нравственный закон Бога, презираемый и забытый, действует и требует к себе должного уважения. Подобно тому как признание единого живого Бога есть истинное богопочитание, а поклонение идолам – язычество, точно так же признание и почитание единственно существующего нравственного закона Бога есть исповедание истины, в то время как пропаганда и следование естественным или историческим законам равны идолопоклонству.

        Давайте раскроем Книгу Божию и прочтем, что там сказано о судьбах народов. Наиболее исчерпывающе описана судьба народа еврейского. От семидесяти душ, которых праотец Иаков привел в Египет, со временем появился многочисленный народ. Этот народ страдал в египетском рабстве 430 лет. Господь Бог вызволил его из рабства и установил для него закон. С тех пор на протяжении нескольких тысяч лет судьба евреев зависела от этого Завета. Ни одно событие, значимое для отдельных людей или целиком народа, ни одно изменение к лучшему или к худшему, ни одна победа, ни одно поражение, ни один шаг вперед и ни один назад, точно так же как ни один дождь, ни один урожай, – словом, не происходило ничего, что не было бы взвешено и объяснено нравственным законом Бога.
        Вот как Псалмопевец резюмирует злую судьбу своего народа:
        «Забыли Господа, Спасителя своего, совершившего великое в Египте… смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их… и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих… И воспылал гнев Господа на народ Его, и возгнушался Он наследием Своим и предал их в руки язычников… Много раз Он избавлял их; они же раздражали Его упорством своим, и были уничижаемы за беззаконие свое» (Пс.105).

        Так говорил псалмопевец Давид в свое время. Однако трагический конец еврейства произошел так, как предрек с удивительной ясностью еще пророк Моисей: «и рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли… Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей. И Господь даст тебе там трепещущее сердце… и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей (Втор.28.64-66). Это настолько точно, что напоминает реальную картину судьбы еврейского народа, а не пророчество. Мы все сегодня свидетели исполнения этого пророчества, которое Господь повторил, сказав евреям: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф.23.38).
        Почему исчез древний Египет? Почему истребили жителей Египта до единого (за исключением одного миллиона коптов, считающих себя потомками древних египтян; но и они не выжили бы, если бы не приняли крещение), а Египет заселили арабы из пустыни? По причине мерзкого язычества его. Из-за множества идолов, кудесников, ворожей и гадалок. Из-за высокомерия и разнеженности, вызванных баснословным богатством. Из-за того, что египетский фараон говорил: «Река Нил моя, и я создал ее для себя». И был Суд Господень над Египтом, и сказал Господь: вот, Я – на реки твои, и сделаю землю Египетскую пустынею из пустынь (Иез.29.10).

        Почему исчез древний Вавилон? Потому, что, по слову пророка Иезекииля, Господь сказал, что будет он слабее других царств, и не будет более возноситься над народами (Иез.29.15), или, согласно пророку Иеремии, он вознесся против Господа… восстал против Господа… (Иер.50.24, 29). Кроме того, Вавилон исчез из-за лжи его, из-за ложных идолов его, зверей и сов, которым он продолжает поклоняться. А пророк Исаия изрек: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра» (Ис.13.19). Произошло то, что было предсказано. Поклонение идолам и испорченность людей были причиной того, что превратился в прах могущественный народ, обладавший высокой, богатой культурой.
        Почему погиб Тир, торговый город, богатый и роскошный? Стал он гордиться богатством своим и преследовать тех, кто держится Бога. Поэтому и погиб безвозвратно. «…твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра, – говорит пророк Иезекииль, – …посредством торговли твоей ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим» (Иез.28.4,5). «Множеством беззаконий твоих в неправедной торговле твоей ты осквернил святилища твои, – говорит Господь устами пророка, – и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле… и не будет тебя во веки» (Иез.28.18-19).
        Похожая судьба, из-за подобных грехов, постигла и Сидон, и Моав, и Газу, и Аскалон, и Асор.

        Временами, благодаря доброте и благочестию властелина, Господь дарует всему народу мир, благоденствие, здоровье и процветание. Примерами могут быть Самуил, Соломон, Езекия, Осия и другие праведные правители. Но иногда, причем именно по причине грехов одного властелина, весь народ страдает, претерпевая голод или попадая в рабство.
        Примеры – большинство царей израильских. Кара Божия постигает и языческих царей языческих народов. Ужасная участь постигла народ Халдеи и ее царя Валтасара. Царь Валтасар, ограбив Иерусалимский храм, устроил пир и подносил вино своим гостям в священных сосудах из этого храма, воспевая своих идолов. И предрек пророк Даниил царю близкую смерть. В ту же ночь царь Валтасар был убит, а власть захватил персидский царь Дарий.
        Все эти страны и народы весьма различались друг от друга. Древний Египет омывался морем, а Вавилон и Ассирия выхода к морю не имели. Тир и Сидон были торговыми приморскими городами, а в Израиле занимались земледелием и скотоводством. Страна Моав располагалась по другую сторону Иордана, на берегах Мертвого моря. Одни из этих народов были сильны и многочисленны, другие малочисленны. И, несмотря на такие большие различия, всех их постигла одна судьба.

        Если бы они подпадали под законы природы или под так называемые законы истории, подобный результат был бы исключен, ибо, согласно историческим законам, совершенно разные народы, живущие в разных условиях, не могут пройти один и тот же исторический путь.
        Поэтому никакими другими законами, кроме нравственного, невозможно объяснить судьбы этих народов, городов, стран, ибо и нет никакого другого закона, помимо нравственного закона Бога – фактора всемогущественного, решающего, определяющего судьбы всех народов земли. Вся природа, вся история находятся в зависимости от одного-единственного закона – закона нравственного.

          XVII
        НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН И ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ

        Какой закон управляет сообществами людей, большими и малыми, отдельно или всеми вместе? Социологи современности постарались открыть такой закон. Но единственное, за что их можно похвалить, так это за их усилия, но не за результат, ибо отшедшие от Бога неумолимо отходят и от истины.
        Если кто-то из них и верил в Бога, то верил в Бога древнего, Который сотворил человека, но пустил его кружить по свету без Своего дальнейшего надзора и содействия. Большинство современных социологов, подобно современным историкам, очарованы так называемыми естественными законами. Поэтому они, наши социологи, говорят на том же жаргоне, что и физики, биологи, историки. Именно поэтому они говорят и пишут об эволюции общества, общественных групп и институтов, ставя развитие человеческого общества в зависимость от всесилия природы, от окружающей среды, от геологического и географического положения, от вклада, мастерства и опыта отдельных личностей.
       
        Мысля именно так, они открыли некие специальные социальные законы, которые управляют бытием отдельного человека, семьи и вообще общества. Разумеется, нелегко было найти двух-трех среди них, имеющих общие взгляды, предположения и делающих одинаковые выводы. Поэтому-то и говорят о социологии того или иного социолога. Перефразируя поговорку «сколько людей, столько и мнений», можно сказать: сколько социологов, столько и социологий. А значит, столько же придумано и определений для социальных законов.
        На самом же деле не существует никаких социальных законов, которые были бы независимы от нравственного закона Бога. Подобно тому как нет независимых, самостоятельных физических или исторических законов, нет и независимых социальных законов.

        Слово Божие, занесенное в Священное Писание, учит нас, что счастье и благополучие или несчастья и беды любого человека, любой семьи, любого поколения и любого общества зависят от исполнения или нарушения ими нравственного закона Бога. О, человек! Сказано тебе, чтo – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим (Мих.6.8).
        Не следует забывать, что общество основывается на семье, состоящей из родителей и детей. А дети – от Бога. Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева (Пс.126.3). Даже неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях (Пс.112.9).
        Однако и бездетность – тоже от Бога. «Как птица, улетит слава чадородия: ни рождения… ни зачатия не будет, – говорит Господь колену Ефремову. – А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их (Ос.9.11-12). Господь может заключить чрево (1Цар.1.5). Значит, рождение детей и, следовательно, развитие и само существование любого человеческого общества зависят от благословения Божия.

        Та семья счастлива, где родители не нарушают Божия закона и дети почитают родителей своих. Тогда они живут под благословением Божиим, и дом их успешно растет и крепнет. Но если родители нарушат нравственный закон Бога и не раскаются в этом в течение своей земной жизни, то последует кара Господня: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, …прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх.34.6-7).
        Из-за греха царя Саула погибли его сыновья Ионафан и Исвосфей, а его внук Мемфивосфей, родившийся хромым на обе ноги, питался милостью с чужого стола (2Цар.9).
        Царь Соломон погрешил против Божьего закона, и сына его Ровоама постигла беда, и даже на внуках и правнуках его словно нависло проклятие. Однако наряду с этим действовало и благословение Божие, благодаря Давиду, отцу Соломона, поэтому эта царская династия не прервалась.

        Как Декалогий, так и все другие заповеди Господни носят исключительно нравственный характер с любой точки зрения, в том числе и с точки зрения общества. Вот несколько таких заповедей Господа Бога, приведенных в книгах Моисея «Исход» и «Левит»:
        Не кради, не лги и не обманывай ближнего.
        Не лжесвидетельствуй и не клянись именем Моим.
        Не обсчитывай ближнего и не обирай его.
        Плата поденщику да не заночует в твоем доме.
        Не брани глухого и не бросай камни под ноги слепому, чтобы тот споткнулся, – бойся Бога.
        Не верши неправедный суд, не иди на поводу у богатого во вред бедняку.
        Не нападай первым и не восставай против родственников.
        Не питай ненависти к брату в сердце своем, будь нетерпим к грехам ближнего своего, обличи его.
        Не будь мстительным.
        Почитай седины.
        Пусть ваши меры (длины, веса, объема) будут точны.
        Убирая урожай с земли своей, не жни начисто, не подбирай остатки плодов, но оставь толику нищему.
        Не обманывай пришельца из чужого края.
        Не заставляй плакать ни вдов, ни сирот. Если обидишь их и они станут молить Меня о помощи, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами (Исх.22.23-24).
        Давая взаймы бедняку, не бери с него процента.
        Беря в долг, возврати его.
        Не поноси судью, не говори плохо о старейшинах народа своего.
        Пожертвуй Мне часть от годового урожая и от скотины своей.
        Не молись вместе с язычниками идолам их.
        Не следуй за большинством на зло, на суде не вторь голосам большинства, чтобы не исказить истины.
        Шесть лет засевай землю свою и собирай урожай, а на седьмой год оставь ее – пусть питаются нищие.
        Если найдешь заплутавшего вола врага своего, отведи вола к нему.
        Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих (Исх.23.8).
        Протяни руку брату своему, невольнику и нищему.

        Так разве эти заповеди, приведенные в Ветхом Завете, – не более ясный и более очевидный закон, чем все так называемые социальные законы современных социологов? Не являются ли они составляющими именно нравственного закона?
       
        Но, чтобы еще яснее и очевиднее показать абсолютную мощь нравственного закона Бога, приведу и другие наставления, имеющиеся в Притчах Соломоновых:
        Если можешь свершить благодеяние нуждающемуся в нем, сверши его.
        В доме безбожника проклятие Господне, а в доме праведника Его благословение.
        Из-за женщины блудной человек обнищевает до куска хлеба (Притч.6.26).
        Человек испытывает муки, насмешки и стыд из-за блудной страсти (а не из-за «экономического неравенства» и не из-за «непросвещенности масс»).
        Неправедное богатство не впрок, а правда избавит от смерти.
        Страх Божий добавляет дни, а безбожникам сокращает годы.
        Приходит высокомерие – придет и стыд.
        Щедрой руке прибавляется.
        Возлагающие надежду на богатство свое – погибнут.
        Праведник оставляет наследство сынам сынов своих, но и богатство грешника сберегается для праведника.
        Правдой крепится престол.
        Поносящий нищего возводит хулу на Творца его.
        Грабители, безбожники ограблены будут.
        Клятвопреступник погибнет.
        Милосердие лучше золота и серебра.
        Пути богатого и бедного пересекаются, ибо обоих сотворил Господь Бог.
        Обманывающий бедняка, чтобы приумножить свое богатство, станет нищим.
        Не старайся обогатиться – лишишься мудрости.
        Не переноси межу и не ступай на ниву бедняка, ибо всемогущ Защитник его.

        Нарушение заповедей Господних – это грех, а возмездие за грех – смерть (Рим.6.23). Поэтому и гласит Закон:
        Обругавший непристойно отца или мать да погибнет.
        Прелюбодействующий да погибнет.
        Дочь священника, осквернившаяся блудом, да сгорит в огне.
        Убийца да погибнет.
        Разумеется, даже если люди убийцу не осудят по своим законам и если преступник не раскается, все равно настигнет его возмездие за грех – смерть по той или другой причине, ибо нравственный закон не менее точен и силен, чем так называемый закон природы, который, по сути, есть лишь отражение и символ универсального нравственного закона Бога.

        Нравственный закон – это и есть социальный закон. Этот закон никто из людей не придумал и не открыл – его дал людям Господь. От исполнения или нарушения нравственного закона зависит, будет ли счастливо или подвергнется проклятию любое общество, как малое, так и большое. Любое общество станет успешно развиваться, если Господь его благословит, но впадет в упадок и исчезнет, если будет на нем проклятие Господне.
        Точно так же судьбу отдельного человека, или одной семьи, или рода, или города, или народа можно понять только в свете и по мере Божия благословения или проклятия. От чего зависит, благословит Господь или проклянет, исчерпывающе объяснено в главах 27 и 28 пятой книги Моисея.
        Если бы люди написали тысячи книг политических и социальных законов без учета нравственного закона Бога, но вопреки ему, анархия человеческого общества стала бы неизбежной. Нравственный же закон, сам по себе простой и ясный, – достаточная защита человеческого общества и человеческой жизни от анархии, ибо нравственный закон Бога есть в то же время и политический, и социальный закон.
Отсюда следует, что все так называемые политические и социальные законы в основе своей, по духу и сущности, должны быть законами нравственными, чтобы вообще могли называться этим словом. Они – лишь парафразы нравственного закона Бога, его отростки, созданные ради удобства практического применения во всех случаях жизни человека в обществе.

          XVIII
        ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ПРОБЛЕМЫ

        Путник. Из твоего рассказа я понял, что нравственный закон Бога обладает всеохватывающей силой и властью над человеческим обществом. Правильно?
        Проводник. Правильно.
        Путник. Если это правильно, то почему же тогда главы государств и вожди народов нашего времени говорят исключительно об экономических и политических интересах своих стран и народов, а нравственный закон замалчивают, словно его и не существует?
        Проводник. Да, действительно, они говорят больше всего именно об этом, причем не со вчерашнего дня, но уже более сотни лет. Однако они не могут похвалиться, что решили все эти экономические и политические вопросы. Они лишь вскрыли их, словно две живые раны, на которые непрестанно ставят примочки и льют бальзам, но раны эти никак не заживают, не затягиваются, ибо настоящее лекарство для этих ран – соблюдение и почитание нравственного закона Бога.

        Путник. Но разве вопрос, например, взаимоотношений капитала и труда есть чисто научный вопрос? Стоящий вне сферы и власти морали?
Проводник. Именно потому и возник антагонизм между капиталом, с одной стороны, и рабочей силой, с другой, что пренебрегли властью морали в отношениях человека к человеку. Вопрос этот прежде всего поставлен неверно – как вопрос взаимоотношений безличного капитала и безличного труда, противопоставленных друг другу как две враждебные безсловесные силы. В сущности, отношения капитала и труда есть вопрос отношения человека к человеку. А любой вопрос отношения человека к человеку имеет нравственную природу и, как таковой, должен подлежать нравственному закону и регулироваться только им.

        Путник. Я попросил бы тебя остановиться на этом подробнее.
Проводник. Апостол Христа говорил: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20.35). И в Ветхом Завете сказано: «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Притч.11.24). Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это (Притч.3.27).
        Между тем многие и многие люди отмахнулись и от благословения Божия, и от проклятия Господня как от чего-то несуществующего и начали безоглядно соревноваться друг с другом в стяжании ненужных им богатств – так, что действительно навлекли на себя, и детей своих, и на богатство свое проклятие Божие. Вместо того чтобы милосердием и человеколюбием стать сеятелями радости и доброй воли среди ближних своих, они превратились в мрачных сеятелей озлобления и раздражения.
        Вместо того чтобы жить в соответствии с нравственным законом Бога, они начали изобретать безчисленные экономические, политические и другие свои законы, основанные на своих собственных интересах, эгоистичных и материальных. Между тем всё великое множество этих законов вместе взятых не может, и никогда не могло, заменить собою Декалогий – десять заповедей Господних.

        Путник. От чего зависит экономическое положение любой страны?
        Проводник. От дождя.
        Путник. А еще от чего?
        Проводник. От здоровья.
        Путник. А еще от чего?
        Проводник. От согласия и единодушия людей. Если засуха погубит урожай, эпидемии унесут жизни людей, а мор – скот и если к тому же меж людьми не будет мира и согласия, то к чему тогда горы теорий на темы хозяйствования? Для чего тогда все хозяйственные законы и регулирующие хозяйственную деятельность людей уложения? Но дождь и здоровье дарует Бог в соответствии с верой, почитанием, послушанием и милосердием народа, как уже не раз было сказано.
        Путник. Но ты все же не отрицаешь необходимости заботиться о ведении хозяйства, об урожае и товарообмене?
        Проводник. Я не отрицаю забот о хозяйстве при том условии, что превыше всего стоит забота о соблюдении нравственного закона Бога, о суверенности и важности этого закона. Иначе весь опыт людей в сфере хозяйствования и товарообмена, но без соблюдения нравственных норм, можно уподобить искусно выстроенному кораблю, не имеющему компаса. Подобно тому как корабль без компаса непременно заблудится в океане, так и человеческое общество, пусть даже самым искусным образом организованное, непременно будет плутать по океану жизни, если не будет руководствоваться нравственным законом Бога.

        Путник. А как следует понимать законы политики какой-либо страны?
        Проводник. Никаких законов политики не существует, существует лишь нравственный закон Бога. Существует лишь политическое устройство страны со своими предписаниями, правилами и параграфами, и устройство это может быть благословлено или проклято Господом Богом в зависимости от того, согласуется ли оно с нравственным законом и есть ли на то воля Божия или нет. Если есть, тогда политическое устроение данной страны благословенно, а если нет, тогда оно проклято.
        В первом случае политика этой страны будет верной, правильной, в противном случае – роковой, фатальной, ибо в первом случае Господь Бог как Законодатель, установивший людям нравственный закон, по Своему святому обету защитит эту страну от голода и мора, землетрясения и наводнения, революций и войн, от нашествия насекомых и нападения диких зверей – словом, от всяческого зла. И дарует Он богатый урожай нивам и пастбищам, мир и спокойствие, сытость и радость, здоровье и изобилие людям.
        В другом же случае Бог как Хранитель Своего закона попустит всяческие беды, муки и несчастья: землю эту постигнут засуха, неурожай, людей поразят болезни, охватит страх, разброд и шатания, настигнут иноземный меч и рабство. Поэтому в первом случае политику страны можно назвать благоприятной, во втором – роковой. Так было сказано, предречено Богом и безчисленными историческими примерами засвидетельствовано.

        Путник. Ввиду того, что жизнь современного человека стала весьма сложной, интересы людей пересекаются – возникает множество проблем, таких, как проблемы брака, проблемы воспитания детей, проблемы содержания сирот, даже проблемы творчества, защиты отечества и так далее.
        Проводник. Да, сегодня вся жизнь – открытый вопрос, во всем проблемы и всё стало проблематично, то есть неизвестно, неопределенно. Но это произошло не из-за сложности современной жизни, ни в коем случае. Вода в малом ручейке течет вниз и испаряется вверх точно так же, как и в широкой реке. То же касается жизни и малого, и крупного сообщества людей: нравственный закон Бога неумолимо и мощно действует как в самом малом, так и в самом большом человеческом обществе.

        Путник. Как же, по-твоему, могут разрешиться столкновения интересов и множество разных вопросов и проблем современной жизни?
Проводник. Да они давным-давно решены мудростью Того, Кто сотворил нас, открыл нам Свою волю и указал путь жизни Своим нравственным законом. В Его присутствии бывает всё то, что бывает. Он присутствует в браке, ибо Он объяснил сущность брака и благословил брак.
        Он присутствует в воспитании детей, ибо Он любит детей и благословляет их. Он заглядывает в переполненную руку богача и в пустую руку нищего. Он видит сердце того и другого и слышит, как они друг друга называют.
        Он наблюдает за человеческими делами, именуемыми культурой, оценивает внутренние побуждения людей и в зависимости от этого решает, поддержать те дела или уничтожить, благословить или проклясть. Он присутствует при вооружении народа для своей обороны и оценивает, в кого больше верит народ и его вожди: в себя или в Него. Словом, Он установил Свой закон для всех людей и для всех случаев жизни и на основе этого закона судит и решает все вопросы и проблемы в отношениях людей.

        Путник. Если всё так просто и ясно, почему же возникло нынешнее сомнение во всём, путаница во всём, боязнь всего и недоверие ко всему?
        Проводник. Так разве тебе еще не ясно? Потому, что высокомерные и маловерные люди выбросили с корабля жизни компас – нравственный закон Бога – и начали править этим кораблем всяк по своему разумению, как того страстно пожелает собственное сердце. Малый ум, словно слабая искорка, раздувает пожар желаний, а страстные желания, в свою очередь, заглушают голос разума и совсем гасят малый разум человеческий.

             XIX
        НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН В НЕХРИСТИАНСКИХ РЕЛИГИЯХ

        Все без исключения народы на земле, даже с сумбурными понятиями о Боге, признают и исповедуют, что стихии природы и судьбы человеческие находятся в зависимости от поведения людей. Об этом свидетельствуют ученые-этнологи, иностранные путешественники и миссионеры, причем не только древние, но и современные.

        Однако давайте рассмотрим понятия о нравственном законе лишь тех народов, что населяют Балканы и связаны с балканской историей и культурой. Это древние греки и мусульмане.
        Самыми точными выразителями верований и жизненных понятий у древних греков были классические поэты, трагики, историки. Согласно Гомеру, Плутарху, Эсхилу и Софоклу эллины приписывали своим богам абсолютную власть как над природой, так и над всеми событиями в жизни отдельных людей и народов.
        К примеру, когда свирепствует чума, когда случается неурожай, гибнут посевы, скот и дети в утробе матерей – всё это приписывается не стихиям природы, не действию законов природы, но считается следствием преступлений людских.
        У Софокла в «Царе Эдипе» жрец жалуется царю:
        Наш город, сам ты видишь, потрясен
        Ужасной бурей и главы не в силах
        Из бездны волн кровавых приподнять.
        Зачахли в почве молодые всходы,
        Зачах и скот; и дети умирают
        В утробах матерей…
        Смертельный мор – постиг и мучит город*.
        Отвечая ему, царь Эдип напоминает о преступлении против его отца и о ненайденном убийце и говорит, что все эти несчастья случились из-за того, что «… град отягощен убийством».
       
        В «Антигоне» Софокла говорится о неумолимых законах Бога, суть которых не естество, но мораль, и которым необходимо подчиняться более, чем законам человеческим.
        Когда тиран царь Креонт запретил оплакивать и предавать земле брата Антигоны, сестра, нарушив запрет, похоронила брата, как того требует обычай. А когда Креонт велел схватить ее и вызвал на допрос, Антигона ему смело ответила:
        … Не знала я, что твой приказ всесилен
        И что посмеет человек нарушить
        Закон богов, не писанный, но прочный.
        Ведь не вчера был создан тот закон:
        Когда явился он, никто не знает.
        И, устрашившись гнева человека,
        Потом ответ держать перед богами
        Я не хотела…
        Смелая девушка не побоялась даже смерти. Раскаявшись, царь Креонт воскликнул:
        Я понял: надо жить, до смерти чтя
        От века установленный закон.

        Эсхил в «Агамемноне» говорит устами своих героев, словно читает Библию. Войско, сражающееся против сил зла, не имеет права запятнать себя грабежами и мародерством, если стремится одержать победу и счастливо вернуться домой:
        Коль чтить богов твердыни догадаются
        И храмы святотатством не дерзнут сквернить,
        Не обернется им победа пагубой.

        Троянская война началась, и Троя вместе со своим царем Приамом погибла из-за двух тяжких нарушений нравственного закона: из-за того, что Парис нарушил закон гостеприимства в чужой земле, и из-за неверности Елены, покинувшей ради него мужа.
        Ты, пришлец в дом Атридов,
        Гость Парис, за хлеб за соль,
        Святотатец, супругу ты
        У хозяина выкрал…

        Она ушла, родине в дар мечи
        И копий лес, путь морской, ратный труд оставив,
        Неся троянцам пагубу в приданое.
        Они познали, как разит Зевс,
        И явен гнев его очам всех.
        Свершился вышних правый суд. Кто скажет,
        Что до земли
        Дела нет небесам,
        До попранных дела нет
        Святынь богам…
        С потомков взыщет мзду
        За святотатство Бог,
        За буйство жадных вожделений…

        Когда Троя пала, появился вестник и возгласил, что «грех Приама двукратно был оплачен».
        Таково действие нравственного закона, закона Бога.
Так у Эсхила говорится о войне, о грехе, о возмездии. И вот еще у него слова, которые свидетельствуют, что за свершенные ранее убийства должны будут ответить потомки:
        За прежнее убийство разве не платим мы сейчас
        И разве не падут другие за тех покойных?
        Раскаивается смерть лишь смертью.

        Теперь давайте посмотрим, что на этот счет говорится в главной книге ислама Коране.
        О том, что всемирный потоп произошел не по слепой случайности и не вследствие какого-то закона природы, но из-за проступков людских, замаравших святой нравственный закон Бога, написано в суре 29 такими словами:
        «В древние времена послали Мы Ноя его народу; тысячу лет без пятидесяти жил он среди них, и потоп истребил их из-за их преступлений. Но Мы спасли его и тех, что были с ним, и дали знак всем людям».
        О войне в Коране говорится так: «Мы погубили целые поколения, жившие до вас, когда они уклонялись от справедливости и не уверовали в Наших посланников, приходивших к ним с ясными знамениями. Так наказываем Мы грешных людей» (сура 10). «О, сколько же селений Мы погубили! А когда настигала их наша кара, они только стенали: “Воистину, мы были нечестивцами!”» (сура 7).

        О землетрясениях говорится, что они происходят не случайно и не по прихоти безмолвных стихий природных, но в соответствии со святым нравственным законом Бога как наказание и как знак людям.
        «Мы послали к мадианитам их брата Шуайба. И он воззвал: ‘’О мой народ! Бойтесь Бога. Мерьте и взвешивайте честно, не обманывайте людей, не совершайте нечестия на земле…’’. Но они назвали его лжецом… не признали его, и их постигло землетрясение, и они полегли в своих домах бездыханными трупами, словно никогда в них и не жили» (сура 11).
        О дожде говорится, что выпадает он не по воле туч и не по велению природы, но по воле Бога, живого и единственного.
        «Если спросишь их, кто посылает дождь с небес и оживляет дождем умершую землю, они с уверенностью ответят: Бог. Так воспоем славу Богу… Разве не знают они (те из Мекки), что Бог дает все потребное в распростертые руки и что свяжет руки и не дает кому не хочет. Поистине, это знак тем, которые веруют» (сура 39).
        О детях тоже говорится в Коране. Кто дарует детей? Плоть или Дух? Разумеется, Дух посредством плоти, ибо плоть сама по себе, без Духа, – прах и тление.
        «Бог властен над небесами и землей. Он творит что пожелает. Он дарует, кому пожелает, потомство женского пола, а кому захочет – мужского пола. Или же Он сочетает браком мужчин и женщин, а кого пожелает – делает безплодными» (сура 42).

        Давайте вспомним и другие мировые религии, религии Индии: индуизм и буддизм. Хотя мы собирались рассмотреть лишь верования народов, населяющих Балканы, но к ним можно отнести и индийцев, проживающих сегодня довольно далеко от нас, но некогда, в древние времена, бывших соседями наших сербских предков.  Основное верование миллиардов индийцев – вера в карму.
        Что такое карма? Перевести это слово нелегко, однако легко понять его значение. Карма есть совокупность всех поступков человека, добрых и злых, которая определяет всю его дальнейшую жизнь, включая ожидающие его счастье или беды. Кроме того – какими были поступки человека при жизни: праведными или неправедными, определяет, в каком теле он вновь родится после смерти, ибо индийцы верят, что человек безсчетно умирает и вновь рождается на земле.
        Не будем здесь давать оценки этому необычному верованию, которого мы, христиане, не придерживаемся. Для нас важно само учение о карме из-за его нравственного содержания. Слуга или нищий, ведший на своем веку добропорядочную жизнь, после смерти рождается вновь богачом, князем или учителем. И наоборот: богач, бывший при жизни злодеем и тираном, после смерти может оказаться обезьяной или попугаем, слоном, тигром, змеей. Значит, каждый человек заново рождается в таком теле, какое более всего отвечает его нравственности во время прежней жизни. Об этом говорится во всех книгах Вед, это исповедует весь буддизм.

        Что же всё это значит с точки зрения закона?
        Это значит, что нравственный закон Бога абсолютен, непреодолим, несокрушим.
        Закон природы в европейском смысле, закон материалистический, без Бога и без Духа, в этом страшном процессе метампсихоза, то есть переселения души из тела в тело, не играет никакой роли, не имеет никакого значения, не действует.  Согласно учению о карме ничто во всей вселенной не сможет воспрепятствовать человеку добропорядочного поведения обрести после смерти более совершенную жизнь, а злодею – стать еще более низким и гадким. Вот в чем суть кармы, в которую верят миллиарды людей в Индии, Тибете, Китае и Юго-Восточной Азии. И это учение выносит обвинительный приговор европейскому учению о законах природы.

        ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.