О духовной родине нашей эпохи

Зера Черкесова Новеллы
 Портрет жены художника. Е.М. Хомякова кисти поэта и художника 18ст. Н.М. Хомякова. Не правда ли очень похожа на Джейн Эйр в исполнении Зилы Кларк? Причем и платье, и прическа. Стиль 18в. во всем.

Глава из моей пишущейся монографии об искусстве и философии Барокко.

Марина Князева написала замечательную книгу "Ключ к самосозиданию", вышедшая в серии "Эврика". Так что сей труд молодой Марины Князевой доступен в печатной версии любому посетителю публичной библиотеки. Ныне Марина Леонидовна известнейший профессор, чьи лекции посещают со  всего мира.

Вначале книги она пишет воспоминания об одном из духовных наставников студенческой молодежи её поры. Человек неординарный, он жил в двух временных потоках:своем времени середины 20 века — и еще плотнее был погружен в духовный мир 18 столетия. Собрал обширную библиотеку писателей 18 века и труды об этой эпохе, коллекцию разнообразных артефактов, картин и т.д. Знал об этом веке всё, "и даже больше". Но самое главное:то, что сам воплощал из себя человека из прошлого:старомодной аурой человека другого мира, исполненного утонченного благ сродства. Беседы его со студентами были фейерверком эрудиции и запомнились им навсегда.

Марина Князева пишет, что у многих людей подобного склада есть "две родины";и это делает их по-особенному многомерными личностями. Другой Родиной этого скромного и отстраненного от мирской суеты человека был идеализированный 18 ве.
 
Я изучаю Барокко. Это не является чем-то экстраординарным:культурный мир ныне переживает Ренессанс Барокко. В музыке. В литературе. В театральной жизни. В философии. Разумеется, подобное обращение одной эпохи к другой не бывает случайным, а имеет под собой глубинные основания и богатые последствия для наследия, которое оставляет эпоха, вступившая в оживлённый духовный диалог в прошлым. Здесь достаточно упомянуть страстное до помешательства увлечение 19 века греко-римской античностью, безудержное подражание и копирование античных образцов "до смешного". Но результат:эпоха европейского классицизма — оправдал эту страсть.

Наше время другой родиной избрало, кажется, Барокко.
Даже к примеру такая сфера, как джаз:казалось бы, что общего с барочной музыкой, мадригалами и канцонами?

Но есть интереснейшие исследования о генезисе джаза из Барокко.
Выдающимся исследованием в этом ряду является монография Валентины Конен "Рождение джаза". В.Конен своими исследованиями реабилитрировала в СССР полузапретный джаз. Известный советский музыковед американского происхождения, Валентина Джозефовна Конен провела новаторское и глубокое исследование происхождения ново-орлеанского джаза(из которого пошел далее весь джаз)— из гремучей смеси африканских ритмов и духовных песнопений спиричуэлс с музыкой латинос. Но эти латинос испано-португальских переселенцев в англоязычные штаты принесли с собой европейскую культуру. Музыка храмов основана на европейской классической музыке, на И.-С.Бахе, вообще, на музыке Барокко...Мотивы барочной музыки В.Дж.Конен иллюстрирует на нотных примерах самых расхожих джазовых песенок и пьес, всех этих "Хеллоу, Долли".

Ну и, разумеется, очевидное, что роднит джаз и барокко  это страсть к импровизации, как принципиальному основанию стиля. Игра строго по нотам — это уже пост-барочная музыка. Джаз вернул музыкантам свободу импровизации на заданные темы и блестящие соревнования-ансамбли перед публикой, да и само слово "концерт" с латинского означает "соревнование, состязание".
 Ничего не появляется на пустом месте...

Я бы смела утверждать, что не только музыка, но и философия нашей эпохи своим генезисом идёт из Барокко. Более того: доктрина социализма уходит корнями в так называемый утопический социализм. А это труды 16-17вв.
 
Продолжение следует.

Главы-статьи см.

01/10/2014

 https://zera-cherkesov.livejournal.com/392081.html