Святитель Николай Сербский. Слово о Законе. Гл. 4

Галина Николаевна Николаева
          СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ

                СЛОВО О ЗАКОНЕ

                XX
             КАК НАРОД ПОНИМАЕТ НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН БОГА

        Любой народ имеет свои песни, сказки, пословицы, поговорки, молитвы и тому подобное. В своем устном творчестве народы Божии на земле старались выразить отношение человека к человеку, к Богу, к живой природе и ее стихиям. Несмотря на то, что фольклор народов различных рас, религий и культур сильно различается, у них явно есть одно общее – убеждение, что природа реагирует на поведение людей. По яркости, выразительности, роскоши народного творчества сербский народ стоит в ряду самых богатых фольклором народов на свете. С какой точки зрения ни посмотреть на народное творчество: с точки зрения веры, или быта, или искусства – всё поистине безценно.
        Давайте обратимся к фольклору как доказательству того, о чем рассуждаем здесь, ибо сказано: глас народа – глас Сына Божия. Это надо понимать так, что устами народа глаголет Истина. Своим устным творчеством сербский народ ясно засвидетельствовал силу нравственного закона Бога, властвующего и над людьми, и над природой. Господь – Законодатель и Блюститель Своего закона.
        Вот несколько сербских пословиц:

        Бог не платит за каждую субботу.
        Бог не спешит, но всюду поспевает.
        Дай вам Бог удачи.
        Лучше неправду стерпеть, чем неправду творить.
        Лучше бедная честность, нежели богатое безчестие.
        Кто что делает, от того и пострадает.
        Сиротинушку Бог бережет.
        За грех одного всё село расплачивается.

        В народной песне «Святые благо делят» говорится, как из-за грехов    людских в Индии затворилось небо на три года и множество людей пострадало от голода и болезней.
        В песне «Бог в должниках не останется» говорится о порядочной женщине, оклеветанной завистницей, и о том, как Господь наградил одну и покарал другую. Оклеветанная сестра была четвертована, но там, где она погибла, поднялась церковь и забил чудотворный источник («Сестрина водица» в селе Поляни близ Пожаревца), а клеветница тяжко разболелась и мучилась девять лет, желая смерти. Там, где ее тело было закопано, разверзлась яма, полная змей и скорпионов.
Подобные мотивы непременного возмездия за причиненное зло и награды за сотворенное добро есть и в других песнях, и в косовском героическом эпосе.
        В своих сказках и притчах (причем некоторые из них индийского происхождения) сербский народ выразил абсолютную власть божественного начала и нравственного закона над всем миром. В народном творчестве за тысячи лет нет ни слова, ни намека на какой-либо закон природы. Творец и Господин вселенной – Бог. Все стихии, все элементы, составляющие вселенную, находятся под Его святой властью и стоят на защите Его святой истины.
        Сербский народ за христианский период своей истории ясно понял это и выразил в своих пословицах:
      
        Истина сильнее и лучше лжи.
        Правда сильнее и лучше неправды.
        Вера сильнее и лучше безверия.
        Милосердие сильнее и лучше жестокосердия.
        Доброта сильнее и лучше злобы.
        Любовь сильнее и лучше ненависти.
        Целомудрие сильнее и лучше распущенности.

        И первое в такой мере сильнее и лучше того, другого, что вся природа, со всеми ее стихиями и составляющими элементами, служит охране истины, правды, веры, милости, доброты, любви и невинности, с одной стороны, и вся природа, с другой стороны, служит обузданию и наказанию лжи, неправды, безверия, жестокости, злобы, ненависти и распущенности.
        Другими словами, Бог несравнимо сильнее и лучше сатаны и Царство Небесное сильнее и лучше царства земного. Безсознательная природа была бы равнодушна к добру и злу в мире, если бы сознание Творца не вдохновляло ее и не направляло на защиту добра и уничтожение зла.
        Природа есть орудие добра в руках Всемогущего Бога.
        Природа – раб, а не хозяин.
        Природа – орудие закона Бога, а не законодатель.
        Природа и не самобытна, и не самостоятельна. Не она себя сотворила, не она собой управляет, не она поставила себе цель, не она прописала законы себе и человеку. Природа – раб, слуга, но не хозяин.
      
        Природа не знает законов, но служит закону Бога, ведомая и нацеленная на это невидимой и всесильной рукой Творца своего.
        Эти истины известны в той или иной степени всем христианским народам, но сильнее всего они вошли в дух и кровь православных народов, особенно сербского.
        Православный балканский крестьянин обладает ясным видением промысла Божия во всех элементах и событиях окружающего мира, у него есть свой собственный взгляд на природу. Он ежедневно размышляет об этих истинах и видит мир и себя в свете этих истин. Повседневное общение с сербским крестьянином дает нам достоверное свидетельство об этом.
        Природа для него – своего рода шатер, где он встречается или сталкивается с Богом. В первом случае этот шатер защищает его от внешнего зла, во втором – обрушивается на него и бьет его своими тяжкими полотняными крыльями, карая за его собственные грехи. Все то, что западные ученые называют законом природы, он считает лишь детальным описанием места встречи с Богом и методов воздействия Бога на человека.

        Исламские народы тоже не верят в существование законов природы, этот термин никогда не был популярен у них. Воля аллаха – вот единственный закон, который они признают. Подобно тому как нет бога кроме Бога, так же для них нет закона кроме воли Божьей.
        Народы Востока – китайцы и японцы, тибетцы и малазийцы также не верят в законы природы. Безсчетное число духов обитает в морях, горах и реках, деревьях и животных, за каждой стеной, везде и всюду, и из своих обиталищ воздействует на людей, исходя из их поведения: то на пользу, а то и во вред. По их понятиям, Всевышний Господь Бог раздроблен на мириады частиц, на мириады духовных монад, которые, скрывшись в природных стихиях и элементах, наблюдают за жизнью людей и управляют ею. Разумеется, в основном это заблуждение. Однако и в этом заблуждении кроется зерно истины, которое свидетельствует против самобытности и самодостаточности природы и против существования законов природы.

        Понятия о едином истинном Боге и у различных племен аборигенов Северной и Южной Америки, Канады и Тихоокеанских островов весьма безпорядочны. Но все-таки и они не верят в существование законов природы, а поклоняются множеству духов, обитающих вокруг, властвующих над природой и определяющих судьбы людей в зависимости от их дел. По их мнению, закон исходит не от природы, но от тех духов, вернее от «великого духа», возглавляющего сонм идолов.
        Несмотря на то, что и это верование хаотично и расплывчато, мне оно кажется весьма поучительным. Оно поучительно тем, что показывает нам, как народы, даже самые примитивные, испокон века искали объяснение силам природы вне природы и над природой. Они не стали следовать за тем, что видно лишь взору. Они не устрашились необозримости вселенной и не признали существования законов природы. Они не подчинили свой разум чувствам и не провозгласили физическую природу неким законодателем. Они не позволили, чтобы их дух капитулировал перед чувствами, как это сделали многие западные ученые, но искали в окружающем мире духовное начало. И они нашли его – в идолах.
      
        Ошибка? Да, но гораздо меньшая, чем признание действия законов природы и природы как законодателя. И ближе к истине.
        На Страшном Суде Божием те народы скорее будут оправданы, чем принявшие крещение европейцы, которые презрели Бога и, сделав из природы идола вроде тельца, стали поклоняться ей.

          XXI
        НОВЕЙШАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В НАУКЕ

        Однажды утром наши путники зашли по дороге в некую научную лабораторию. Там были ученые-профессора с учениками. На столах теснились микроскопы, весы, реторты и колбы с какими-то жидкостями, пробирки с кровью, магниты и магнитные стрелки, какие-то электрические устройства. На подоконниках лежали выставленные на солнце фотопластинки. В стеклянных сосудах плавали разрезанные лягушки и крысы. На крыше возвышался огромный телескоп.
        Проводник. Здесь я тебе не стану ничего говорить, дорогой мой спутник. Давай попросим профессора ответить на твои вопросы.
        Профессор. Всегда к вашим услугам, уважаемые посетители. Только скажите, что вас интересует.
        Путник. Мне бы хотелось узнать побольше о законах природы.
        Профессор. Да и мне бы хотелось, но вся природа словно насмехается над моими попытками.

        Путник. Поразительно! Но разве наука не установила совершенно определенно целую серию непоколебимых законов природы, как нам говорили в школе?
        Профессор. То была старомодная наука девятнадцатого века, которой больше нет доступа в современные лаборатории. Архивная рухлядь и музейные экспонаты!
        Путник. Ладно, но все-таки и современная наука должна знать о каких-то установленных законах природы?!
        Профессор. Современная наука не так претенциозна, как наука прошлого века. Современная наука стала описательной, излагательной, дескриптивной. Однако наберитесь терпения и послушайте, что утверждают ведущие ученые нашего времени, ибо их утверждения – революционный переворот в науке.

        Эйнштейн утверждает, что все наши знания о природе относительны. Этим утверждением он опустил диктаторскую, абсолютистскую позицию науки прошлого столетия на низенькую лавочку скромности. По его мнению, даже пространство и время – не абсолютны. Ученые долго препирались по поводу того, как считать: время в пространстве или пространство во времени? Эйнштейн считает, что время – это четвертое измерение пространства. И пространство, и время ограничены.
        Даже математика больше не является точной наукой. Минковский и его последователи свели многие математические истины на уровень относительности и вероятности.
        Гейзенберг утверждает, что «природа больше всего боится абсолютной точности». Между тем прежняя наука, которая сегодня отвергнута, утверждала именно это: в природе господствует абсолютная точность.

        Берталанфи (Bertalanfy) и многие другие современные ученые отрицают закон причинной зависимости. А этот закон был научной догмой прошлых веков, и того, кто посмел бы в нем усомниться, посчитали бы сумасшедшим.
        Сегодня этот «закон природы» отброшен как ошибочный. «Вместо строгой причинности у нас есть индетерминистическая картина мира, которая весьма похожа на примитивные представления самых ранних времен, а современная психология, и особенно учение о душе, полностью согласуется с мистическим ощущением донаучного состояния человечества», – говорит Берталанфи. И Гейзенберг решительно выносит приговор закону каузалитета: «Квантовая физика совершенно определенно подтверждает, что закон причинности не работает».
      
        Сэр Оливер Лодж всю свою жизнь изо всех сил придерживался научной теории о существовании эфира, которая исходила еще от стоиков, древнегреческих философов. Решительным противником этой теории выступил известный сербский ученый Михайло Пупин. Наконец, и сам Лодж заявил, что понятие эфира можно отождествить с понятием пространства, то есть что эфир – ни больше ни меньше как то же самое, что и пространство!
        Таким образом, эфир, в котором «плывет вселенная», признан излишним, несуществующим. Между тем в начале двадцатого века ученый Гюстав Ле Бон вводил в заблуждение своих читателей и сторонников, утверждая, что эфир – праматерия и прапричина всего и что все тела во вселенной состоят из сгустков эфира.

        Современная наука полностью отбросила и так называемый второй закон термодинамики, который связывал квант энергии с энтропией вселенной. Этот закон полностью отброшен, забыт. Ученый Анри Пуанкаре, страстный приверженец этого закона, разочарованно загрустил, но вынужден был примириться с фактами, низвергнувшими этот закон.
        Кроме того, закон энтропии и закон эволюции и прогресса никак не могли примириться меж собою. Споры о том, какого закона придерживаться, а какой отбросить, ибо они противоречат друг другу, еще и сегодня продолжаются между биологами, с одной стороны, и физиками, математиками и астрономами – с другой.
        Ученый Бутру (Boutroux), пребывающий в отчаянии по поводу стремительного отрицания естественных законов, пришел к абсурдному заключению, что «законы природы не абсолютны, но, как результат эволюции, изменяемы и преходящи», что противоречит самому понятию закона.

        Бредли выступает против любой философии, возвеличивающей будущее, то есть против закона эволюции и прогресса. «Если двери в будущее раскрыты, – говорит он, – то они наверняка закрыты для совершенства». Высказываясь на эту тему, его сторонник Босанге (Bosanguet) добавляет: «Вера в светлое будущее стала распространенной болезнью».
        Сэр Джеймс Джинс так описывает революцию в науке наших дней: «Отрицаются одно за другим понятия естественной науки, так что не осталось ничего, за исключением ряда событий в четырехмерном пространстве. Похоже, ни одно творение не обладает хоть какой-нибудь реальностью, которая отличалась бы от умственной идеи», то есть от мысли.
        От материи не осталось ничего, как и от материалистических законов и понятий прошлого века. Материя дематериализована самими учеными. В прошлом веке природа понималась как материальный механизм, а в наши дни, по словам Джинса, «ход развития знаний указывает на нематериалистическую реальность, однако мы еще далеки от соприкосновения с высшей реальностью».

        Многие издавна известные ученым законы сегодня отвергнуты. В научных изданиях появляются сообщения: «Гравитационные силы наука больше не рассматривает»; «Закон причинно-следственной связи оказался иллюзией»; «Ученые говорят о вероятности, пришедшей на смену детерминизму»; «Закон о постоянстве материи неверен» – и тому подобные.
        Ученые говорят сегодня о неизменном и ритмичном расширении и сужении пространства. «Вселенная словно дышит», – говорит один из них. В английских и американских лабораториях квантовой физики много внимания уделяют исследованиям электрона. Некоторые полагают, что электрон – живое разумное существо, которое по своей воле может переходить с орбиты на орбиту. Профессор Макс Планк, словно капитулируя перед религией, обращается к нравственному закону, говоря: «Мир сегодня кажется менее связан естественными законами, чем во времена Лапласа, и даже в физике необходимо опираться на богословские, более цельные представления».

        Эддингтон почти в отчаянии признается, что «наше незнание разверзается пред нами зияющей пропастью. В основных понятиях физической науки есть что-то радикально ошибочное, и мы не знаем, как тут быть». Эддингтону вторит Салливан (J. W. N. Sullivan): «Сегодня вселенная для науки стала более таинственной и загадочной, чем на заре исторической мысли».
        А если бы я вам, уважаемые посетители, рассказал к тому же о поражении, которое потерпела в наши дни биологическая наука, вы бы сильно удивились. Надменная теория материалистов предыдущих поколений о том, что живые органические существа произошли и развились из неорганической материи, не только отвергнута, но и осмеяна как безумная. Недалеко от нее ушла и дарвиновская теория об эволюции низших форм жизни в высшие организмы. От теории эволюции остались лишь руины, ибо трезвомыслящие ученые нашего времени доказали, что жизнь неминуемо должна иметь за собой жизнь, подобно тому как виды флоры и фауны на протяжении всей истории мира остались точными копиями своих прототипов.

        Возвращаясь из научной лаборатории, спутники долго шли молча, размышляя обо всем услышанном.
        Проводник. О чем сейчас думаешь?
        Путник. Об архивах и музеях.
        Проводник. Да, так и надо, когда думаешь о так называемых законах природы. Однако нравственный закон не может навести на мысль об архивах и музеях.
        Путник. Догадываюсь, что ты имеешь в виду нестареющую вечность нравственного закона в противоположность сиюминутности законов природы.
        Проводник. Да, так. Едва ли столетие владели умами ученых так называемые законы природы, лежащие сегодня в руинах, на которых начинает сегодня подниматься новая наука. Между тем нравственный закон Бога действует непрерывно тысячи и тысячи лет. Со времен Моисея прошло пять тысяч лет, однако нравственный закон Бога существовал задолго до него. Послушай, что произнесли самые правдивые уста: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф.5.18).
      
        Нравственный закон вечен.
        И если бы Творец захотел уничтожить этот мир и сотворить новый, Он опять создал бы его на основе Своего святого закона, закона нравственного.

          XXII
        ЦАРСКИЙ ЗАКОН

        Апостол Иаков называет закон Христов законом царским, говоря: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», – хорошо делаете» (Иак.2.8). И это единственное подобное выражение во всей Библии; у апостола Павла есть выражение закон Христов (Гал.6.2).
        Что представляет собой царский закон? Это закон любви. Этот закон содержит всего две заповеди, установленные человечеству не человеком и не ангелом, но Мессией, Господом Иисусом Христом. Вот как Он, слово в слово, изложил эти Свои заповеди:
        «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22.37-39).
        Установив этот царский закон, Он его тотчас связал со старым всеохватывающим законом, о котором мы здесь всё время говорили, и заключил: «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22.40).

        Говоря о законе, богодухновенный апостол Павел пишет к Галатам, что весь закон в одном слове заключается (Гал.5.14). И слово это – любовь».
Если бы мы хотели углубиться в тонкости христианской теологии, мы бы могли сказать, что оба закона – Христовы, ибо Бог через Свое Слово, Мудрость, Логос объявил и тот, и этот закон, тот – опосредованно, а этот – непосредственно.
        Закон был дан через Моисея, а благодать и истина произошли от Иисуса Христа, воплощенного Сына Божия, Который Свет от Света и Бог истинный от Бога истинна.
        Тот давний закон мог быть объявлен через посредника, однако любовь не терпит посредников. Поэтому закон был дан через Моисея, а любовь проявилась через Иисуса Христа. Другими словами, закон дается посредством кого-то, а любовь исходит от Иисуса Христа. И то, и другое – от одного и того же вечного источника Добра, но в разное время, согласно плану домостроительства Бога Промыслителя.

        Однако давайте не углубляться больше в тонкости богословия, но станем следовать Новому Завету, пытаясь оценить, в чем ценность и отличие прежнего, ветхого закона от закона нового, или царского.
        Прежде всего, нигде в Библии Бог не отождествляется с законом, то есть нигде не сказано, что Бог есть закон, но сказано: Бог есть любовь (1Ин.4.8). Таким образом, Любовь – одно из существенных имен Бога. Этим доказывается превосходство любви над законом. Где воцарится любовь, там закон перестает действовать. Не в том смысле, что в царстве любви можно убивать, красть и лжесвидетельствовать, но напротив: любовь сама по себе полностью исключает даже мысли об убийстве, воровстве или лжесвидетельстве.
        Когда рассветет, солнце затмевает и заменяет сияние ночных звезд. Но это не означает, что, когда встало солнце, звезды исчезают и перестают существовать. Как только солнце зайдет, звезды опять сияют. Закон, данный через Адама, Ноя, Моисея и других пророков, подобен свету солнца, отраженному от луны и звезд. Однако, когда восходит во всей полноте своего сияния Солнце любви, закон больше не светит, ибо он не нужен. Поэтому апостол Павел с полным правом называет закон лишь тенью будущих благ (Евр.10.1).

        В Ветхом Завете о любви говорится очень мало. К примеру, в книгах Моисея: «…люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать (Втор.11.1); только старайтесь тщательно исполнять заповеди и закон, который завещал вам Моисей, раб Господень: любить Господа Бога вашего, ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его… (Нав.22.5); Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! (Пс.17.2); Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных… (Пс 30. 24); …Молю Тебя, Господи Боже великий и дивный, хранящий завет и милость любящим Тебя и соблюдающим повеления Твои!» (Дан 9.4). Однако всё это – лишь пророческие предсказания, предчувствия того царского сияния, царского закона, которого все алчут.

        А вот как говорится о любви в Новом Завете:

        А Я говорю вам: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф.5.44). Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10.37).
        Любовь – это служение. Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф.20.28).
Любовь несет спасение. Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать (Лк 9.56).
        Кто признает Бога Отцом, тот любит Сына Божия Иисуса Христа. …если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел (Ин.8.42).
        Любовь плачет о человеке. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его (Ин.11.35-36.)
        Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнaют все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13.34-35.)
        "…кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих" (Ин.14.23-24).
        Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15.9-10).
        Любовь жертвенна. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15.13).
        Молитва о любви: Отче праведный! …Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них (Ин.17.25-26).

        Всеми этими словами Спаситель высказал Свой закон любви. И этот закон Он подтвердил делом и собственным примером:
        Любовь умаляет себя – Он снизошел до людей.
        Любовь радуется добру – Он радовался добру.
        Любовь лечит – Он излечивал.
        Любовь кормит голодных – Он накормил тысячи голодных.
        Любовь бдит – Он не смыкал глаз.
        Любовь служит – Он служил.
        Любовь спасает – Он спасал.
        Любовь учит и исправляет – Он учил и исправлял.
        Любовь плачет – Он плакал.
        Любовь ничего не боится, даже смерти, – Он не имел страха.
        Любовь страдает и терпит – Он страдал и терпел.
        Любовь прощает – Он прощал.
        Любовь жертвует жизнью своей – Он пожертвовал Собой.
        Любовь воскрешает и побеждает – Он воскрес и победил.
        Любовь упрощает отношения между Богом и людьми, людей меж собой – Он упростил эти отношения.
        Любовь обновляет и вдохновляет жизнь – Он обновил и вдохновил жизнь.
        Любовь есть свет – Он есть свет миру.
        Любовь неодолима – Он неодолим.
        Любовь вечна – Он вечен.
      
        Апостолы Христа совершенно верно поняли и слово, и пример своего Учителя и Господа. Его слово они передали правильно и неустрашимо следовали Его примеру.
        Безсмертные последователи Христа так говорили о царском законе, или любви.
        Апостол Иаков:
        «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», – хорошо делаете» (Иак.2.8).
      
        Апостол Петр:
        «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4.8).
«…покажите в вере вашей добродетель… в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2Пет.1.5,7).
         
        Апостол Иоанн:
        «…кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1Ин.2.5).
        «Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна» (1Ин.2.10).
        «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2.15).
        «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Ин.3.16).
        «Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1Ин.3.18).
        «…любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Ин.4.7-8).
        «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Ин.4.10).
        «…если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (1Ин.4.11).
        «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Ин.4.12).
        «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4.16).
        «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин.4.18).
        «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1Ин.5.3).

        Апостол Иуда, брат Господа:
        «…возлюбленные… сохраняйте себя в любви (Иуд1.20-21).

        Апостол Павел:
        «…любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5. 5).
        «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5.8).
        «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим.8.35).
        «Любовь да будет непритворна» (Рим 12. 9).
        «…будьте братолюбивы друг к другу с нежностью» (Рим.12.10).
        «…любящий другого исполнил закон» (Рим.13.8).
        «Любовь не делает ближнему зла…, любовь есть исполнение закона» (Рим.13.10).
        «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2.9).
        «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,– то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор.13.1-3).
      
        «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13.8).
        «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13.13).
        «…вера, действующая любовью» (Гал.5.6).
        «…и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову» (Еф.3.19).
        «Бог – свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа» (Фил.1.8).
        «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол.3.14).
      
        Одним словом, в любви – весь закон. И над любовью нет закона, как нет закона над Богом, ибо Бог есть любовь.
Таким образом, царский закон Нового Завета превосходит нравственный закон Ветхого Завета, как небо превосходит землю. Конец закона – Христос, – говорит святой апостол Павел (Рим.10.4).

          XXIII
        ПОСЛЕДНЕЕ СРЕДСТВО

        Великий русский святитель и тайновидец Серафим Саровский, упокоившийся 2 января 1833 года, в разговоре с ученым архимандритом Макарием, ректором семинарии, объяснял, что всюду есть нечто лучше лучшего. Этот свой тезис он ставил в один длинный ряд всечеловеческой драмы, от начала ее до конца. «Радость моя, есть нечто лучше лучшего, – говорил он. – Это истина и под водой, и на земле, и на небесах. Под водой водоросли хороши, рыбы еще лучше, а жемчуг прекраснее всего. На земле растения хороши, животные еще лучше, а человек совершеннее всего. На небесах стоит чин над чином, лик над ликом, круг над кругом, всё совершеннее, лучше лучшего.
        Такой порядок действует и для всей истории рода людского: детство человечества длилось до Закона, юность – под Законом, а когда пришло время, то есть в зрелые годы человечества, послал Бог Сына Своего Единородного. С того времени, радость моя, и начались последние дни, которые завершатся светом невечерним».

        Преподобный Кассиан в своих размышлениях о праотцах, живших прежде данного на Синае закона, вопрошает: «Чем руководствовались люди до заповедей Божиих? На основе чего они создавали свои законы, не имея Закона? На основе чего Авель мог быть праведным? Как он мог знать, что нужно принести жертву Богу от первородных стада своего (Быт.4.4)? Как Ной различал чистых животных от нечистых? Откуда Сим и Иафет знали, что стыдно открывать наготу отца своего? Откуда Авраам знал, что должен давать Мелхиседеку десяток от всего? Кто ему подсказал отказаться от добычи после победы над язычниками? Кто научил его быть гостеприимным? Что научило Иова смирению, терпению, целомудрию и человеколюбию? Как вышло так, что ни один из праведников того времени не нарушил Закон?»

        Совесть – вот ответ на все эти вопросы. Закон Бога отпечатался в душах людей и до писаного закона. Не нужен был внешний закон тем, которые носили закон в себе. Подобно тому мудрейший апостол Павел говорил в отношении язычников так: когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их (Рим.2.14-15).
Таким образом, хранителем закона и до закона была СОВЕСТЬ. Именно совесть была регулятором всех мыслей, желаний и поступков праотцев от Авеля до Моисея. Тот период истории людей преподобный Серафим Саровский называл временем детства человечества.

        Затем людям был дан писаный закон. Это был закон внешний. Он был дан тогда, когда совесть у людей настолько ослабла, что больше не могла управлять людьми. Когда печать воли Божией в душах людей истерлась, стала нечеткой, неясной и разгладилась совсем, тогда необходимо было начертать волю Божию на скрижалях закона. Но это не значит, что заповеди Господни должны были полностью заменить совесть, словно совесть стала излишней, ненужной. Нет, ни в коем случае. Напротив, закон должен был оживить совесть, напомнить о ней, укрепить ее, углубить и утвердить.
        Тот закон, суть которого выражена в десяти заповедях, начертанных на Синайских скрижалях, был регулятором людских мыслей, желаний и поступков до момента воплощения Сына Божия и, значит, длился тысячи лет. Этот период человеческой истории преподобный Серафим называет юностью человечества.

        Однако и писаный закон в конце концов потерял силу, ибо через закон пришло познание греха. Таким образом, именно под законом умножился грех (Рим.5.20) и род людской пал в крайнее безилие и растерянность.
        Настало время дать людям третье лекарственное средство. И третье средство было дано – через Евангелие, Благую весть Сына Божия, воплощенного и лично явленного среди людей.
        И так, согласно преподобному Серафиму, наступили «последние дни». Разумеется, это надо понимать в том смысле, что некое четвертое лекарство людям от Бога не будет и не может быть дано, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин.1.17). Изнемогшим, заблудшим странникам было недостаточно указать верный путь, нужно было еще и поддержать их, вдохнуть в них силы, чтобы они смогли преодолеть этот путь.

        Истина освещает, благодать укрепляет. Свет и сила приходят чрез Господа Иисуса Христа, Который явился не для того, чтобы отринуть совесть, но чтобы ее исправить, не для того, чтобы умалить закон, но чтобы его исполнить. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5.17). Чтобы исполнить закон до конца, исчерпывающе. Чтобы отсечь не только ветви зла, запрещаемого законом, но и уничтожить сам корень зла.
        Например, если закон запрещает убийство, Христос запрещает и гнев как корень убийства. Если закон запрещает прелюбодеяние, Христос не допускает и взгляда похотливого, ибо похоть рождает дела прелюбодеяния. Именно таким образом закон исполняется всеобъемлюще, во всей полноте, ибо зло пресекается в корне.

        Но если древо зла только подрезать, оно разрастется еще пышнее, как это бывает и с обычным деревом. Если душа человека полна мыслями об убийстве и похотливыми желаниями, закон не сможет помешать свершению убийства или прелюбодеяния, как это не раз случалось до Христа и как это случается и сегодня у тех, кто не принял в себя лекарство Христа.
        Явился Господь Иисус Христос, чтобы быть нам и Совестью, и Законом, и еще более того. Мудрейший его апостол, Павел, евангелист и миссионер, сказал: «конец закона – Христос» (Рим.10.4). Что же тогда? Что поставлено вместо закона? И снова мудрый Павел отвечает: «весь закон в одном слове заключается (Гал.5.14), и слово это – любовь».

        Я говорю об этом потому, что встречаются два типа людей. Одни прислушиваются лишь к своей совести, а другие стараются не нарушить правила закона. Против первых нельзя было бы сказать ничего предосудительного, если бы они могли доказать, что их совесть, как у Авеля, Авраама и Мелхиседека, не повреждена. Не о чем было бы спорить и с теми, кто опирается лишь на закон, если бы и они могли доказать, что понимают закон так же, как Моисей и Иисус Навин, или как Исаия, Иеремия и Даниил.
        Что же делать, когда кто-то свершил злое дело, но в свое оправдание говорит, что поступил по своей совести? Или как быть в том случае, когда двое мыслят и поступают совершенно по-разному, но оба твердят, что делают так «по своей совести» или, что еще хуже, «по своему убеждению», то есть по заключению своего ума?
        Всем им можно сказать одно: совесть ваша должна оцениваться и взвешиваться Евангелием. Совесть спорна, но Евангелие безспорно. Если ваша совесть противится Евангелию, тогда она – ваш слепой поводырь, советник ада. Но если она согласуется с Евангелием, тогда все в порядке. Тогда это означает, что Евангелие вошло в душу вашу и выявило знаки печати совести, истершейся и почти изгладившейся со временем, которую поставил Творец в начале сотворения.

        А как и что думать о людях, которые хвастаются, что не лгут, не крадут, не прелюбодействуют, но между тем отрицают Христа и Его Евангелие? Да то же самое, что мы думаем о еврейских старейшинах, которые хвалились законом, но в то же время осудили Господа Славы на смерть и распяли на кресте.
        Совесть была умерщвлена, и закон опустошен, выхолощен тогда, когда в пещере Вифлеемской родился Всемогущий Мессия. Он пришел, чтобы одухотворить совесть любовью и наполнить закон духом истины. Он – больше совести и закона. Он вдохнул совесть в Адама, и Он же дал закон Моисею. И когда люди заблудились в лабиринтах лжи, сломали оба посоха на жизненном пути и были искалечены адскими разбойниками, столкнувшими их на обочину, явился Он и объявил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14.6).

        Тогда ясно, что Господь Иисус Христос – последнее лекарство из руки Того, Который через пророка объявил: «Я ваш лекарь».
Тогда ясно, что люди не могут прислушиваться к совести, не имея в себе Христа и вопреки Христу.
        Тогда ясно, что никакой закон не несет спасения, если он лишь в формах и параграфах, выхолощен от Христова Духа.

        Христос животворит совесть и управляет ею. Христос – исполнитель и блюститель закона. Он выше совести и выше закона. Поэтому святой апостол Павел восхваляет не совесть, не закон, но – Христа, говоря: «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2.20).

        Христос и наша жизнь. Вне Христа жизни нет, только смерть, как вне Его и совесть, и закон – лишь размалеванный труп.
      
        Христос – наша совесть.
        Христос – наш закон.
        Христос – наша жизнь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.