Стихи о Философии Примерно 18 стихотворений

Лесная-Иванова 4
                Стихи о Философии
Ирина Лесная-Иванова  Приблизительно 18 стихотворений
Я хотела бы, чтобы на уроках философии, семинарах и лекциях преподаватели и студенты читали некоторые мои стихи и задавали вопросы по их содержанию, а потому я собрала все эти стихи вместе и распределила по темам. Конечно, я знаю, что  на самом деле только некоторые из них не совсем учебные стихи. Например, стих. «Мистика на могиле И. Канта» сочинялся тогда, когда я и не думала, что более десяти лет моей жизни  будет принадлежать философии.
                Пролог
                Мистика на могиле И. Канта
 
                Здесь веет ветер из миров иных,
                Песком, травой могильной шевелит,
                А храм готический так странно тих,
                Как будто Дух незримый здесь царит.
                Я сквозь пространство ощущаю зов:
                Иммануила Канта я жена.
                За ним спуститься в лабиринт веков
                И таинство постигнуть я должна.
                Я вижу ясно низенький наш дом.
                Там мы владеем вместе "Царством снов".
                Жилетик Канту штопаю вишнёвый,
                А он мне труд свой посвящает новый.
                И облака бегут, как наши сны...
                —У Канта, знаешь, не было жены! —
                Смеясь, моя подруга говорит, —
                Забыли все, что гений здесь зарыт!
                Идём в вишнёвый сад, цветёт весна!
                Иду я с ней, но в мыслях я одна...
                И взгляд мужской я чувствую спиной,
                И лёгкий вздох... То ветер над землёй!
                1999г.
Создано через много лет после поездки в Калинград с доктром филологических наук Марией Станиславовной Миловановой, тогда студенткой филологическогого факультета МГПИ имени В.И. Ленина по впечатлениям от пребывания на могиле И. Канта.


                Тема  «Античная философия»
.                О Сократе
                Сократ называл себя оводом , жалящим сограждан.
                Жил Сократ, "кусачий овод", и всегда искал он повод
                Жалить бедных афинян, находить у них изъян.
                Но зато жена Ксантиппа, нашей русской ведьмы типа,
                Так того Сократа била, прямо палкой колотила!
                Но Сократ жену берёг, защищал её как мог.
                "Мне жена детей рожает, стойким быть я с ней учусь.
                Ум мой в спорах побеждает. С бабами я не дерусь!
                Воевал ведь я в сраженьях и товарищей спасал.
                Вызываю уваженье...Бьёт жена! Да кто сказал?
                Она так ... со мной играет..., чтоб не скучно было жить.
                Пыль метлою поднимает... Нет, меня ей не прибить!
                Да, Ксантиппа чуть сварлива. Я сварливей во сто крат.
                Говорить могу красиво, жалить больно. Я ж Сократ!"-
                Отвечал Сократ без злобы. Так и жили день за днём
                И прожили бы до гроба. Но язык... Всё дело в нём!
                Мы философа прославим. Был Сократ в семье герой.
                Мы в пример его поставим всем мужьям, друг милый мой!
                2010г.
1. Каким был Сократ на войне?
2. Как и почему он относился к жене?
3. Чему, по мысли автора, мы можем поучиться у Сократа?

           Речь Сократа об отмене смертной казни
 
Говорят, что Сократ один выступал против смертной казни, а впоследствии был сам казнён. Предвидел ли философ  своё будущее или были другие причины, но он не побоялся выразить мнение нестандартное.
Смертную казнь отмените, друзья.
Вы не хотели б до срока свалиться в могилу,
И для того выступаю здесь я,
Чтобы добро обрело наконец свою силу.
Боги жестокие смертными создали нас,
Будем же мы тех богов милосердней.
Смертную казнь мы отменим сейчас.
Надо добру послужить поусердней.
Но афиняне, как камни, так странно молчат.
Видно, некстати я вспомнил богов и всевышних разгневал...
Люди богами всегда стать хотят.
Бог человеком пока ещё не был.
Вы, афиняне, как море, я вижу туман…
Образ цикуты неясный парит над водою...
Я воевал, умереть не боялся от ран.
Ныне тревоги своей я не скрою.
Не за себя. То тревога за вас, за людей,
Столь на зверей в своём гневе похожих.
Что же случится с Отчизной моей?
Смертную казнь вдруг назначат ей тоже?
Смертную казнь отмените, друзья.
Вы не хотели б до срока свалиться в могилу,
И для того выступаю здесь я,
Чтобы добро обрело наконец свою силу.
                2014
1.Как использует Сократ золотое правило морали, убеждая, что  смертную казнь нужно отменить?
2. Как подчёркивает автор, что философ был смелым человеком?
3. Как в стихотворении даётся намёк на будущее самого Сократа?

Отклик на Суд над Сократом

(По книге П. С.Таранова «120 философов»)
   Сократа судили за то, что он, якобы развращает молодёжь и повторяет фразу "Дела позорного нет, только безделье постыдно", т.е. не считает позорным труд преступников .Вряд ли Сократ думал о том, что и такой смысл можно вложить в часто повторяемую фразу.
Когда казнят философов безвинно,
Перевирая подло их слова,
Встаёт Позор в лохмотьях грязных, длинных
И говорит, что злоба не права.
И ранит речь врагов, как будто стрелы.
Доносчики мертвы -  Сократ живёт.
Он лишь переменил земное тело,
Но к истине по-прежнему ведёт.
Доносчики, они теперь лишь звуки.
Сократ - учение, эпоха, мысль!
И у него всегда есть дети, внуки,
Вслед за Сократом любим мудрость мы.
И говорит Позор: «Не множь ошибок,
Как те, что стали тенью средь теней
И недостойны дружеских улыбок,
И недостойны звания людей».
                2014
1. Как доказывает автор, что доносчики на Сократа хотя и вошли в историю, остались в памяти потомков ничтожествами?
2. Как подчёркивает автор то, что учение философа и его образ бессмертны?

Три рассказа об отношении к вещам. Белый стих
                Рассказ учителя
             У меня учился император.
              Подарил он мне сервиз на память
              С умудрённой гейшею японской.
              Гейша мне зазывно подмигнула:
              "Угости меня горячим чаем.
              Расскажу тебе, хозяин, сказку
              О японских журавлях влюблённых,
              О жестоком царственном драконе
              С позолотой на кровавых крыльях.
              Напои меня водой, хозяин,
              Расскажу тебе тогда легенду
              О красивых фильмах Кура-Савы,
              О сокрывших тайну жизни травах,
              И о стрелах, что в вонзились в небо...
              А когда я стану черепками,
              Я поведаю тебе о смерти,
              И том, как сбрасывают лица
              Самураи, словно змеи кожу."
Рассказ заведующего отделением психбольницы
                У меня лечился шизофреник.
                Тоже подарил сервиз на память
                С рожами такими, что и пьяный
                В двух горячках выдумать не в силах.
                Спрятал я сервиз подальше в ящик:
                Психи мне в больнице надоели!
                Рассказ поэта
                А  со мной философ пообщался.
                Он сказал: " Не надо нам посуды!"
                Руки ковшиком сложил, умылся
                Ключевой прозрачную водою
                И сказал: "В душе моей блаженство!"
                Альманах "Муза", книги: «Лики искусства», «Дары вдохновения»
Вопрос. О каком философе идёт речь в последней части стихотворения? К какой школе он принадлежал?
                Ответ гедонисту Гегесию

                Я ненавижу эту жизнь:
                Я  в ней борюсь с жестоким роком.
                Надежды гаснут миражи,
                И я хочу уйти до срока.
                Я ненавижу этот мир,
                Глубокой ненавистью, тайной
                Миг наслажденья мне не мил.
                Успех так горек неслучайный.
                Гегесий мне бы предложил
                Как избавленье яд цикуты,
                Но он не знал или забыл:
                Все ж есть счастливые минуты!
                Минуты вдохновенья есть,
                Из  мира, что, увы, не здесь!
                2005 г.   
1.Кто такой Гегесий? К какой философской школе он принадлежал? В чём была особенность его философского учения? 
2. Что сказали бы Гегесию христиане?  Почему, с точки зрения христианской религии, самоубийство – это величайший грех?

                Тема «Философия Древнего Китая»
                Конфуцию через века (белый стих)

                Твоя всеблагая мудрость
                Подобна стене высокой,
                Стене, уходящей в небо,
                За нею есть сад плодовый.
                Дорога к мудрости-знанье,
                А к знанию---труд упорный,
                И век за веком в Китае
                Заветы твои все учат.
                Летят песчаные смерчи,
                Становятся камни прахом,
                Но твёрже камня на свете
                Конфуция изреченья.
                К тебе мудрецы приходят
                Беседовать ,словно реки.
                Но реки впадают в море,
                А море их поглощает,
                В себе растворив бесславно.
                Твоя же мудрость ,Конфуций ,
                Алмазы умов шлифует,
                В бриллианты их превращая,
                Даруя судьбу благую.
                Песков, как золота много,
                У нашей стены китайской.
                Зачем Лао-цзы уехал
                На буйволе утром ранним?
                2008г.
                (Альманах "Муза" №13 за 2009г.)
1. Как показано, что ученье Конфуция в Китае очень уважаемо?
2. Как, по мнению автора, изучение философии Конфуция влияет на судьбу человека? Согласны ли Вы с этим мнением?
3. Какое косвенное упоминание об ученике Конфуция есть в образах первой части стихотворения?
4. О каком событии упоминается в последних строках стихотворения?

                Тема «Философия Древней Индии»

                Танец богини  Кали
Богиня Кали танцует танец,
«А вы не бойтесь,- нам говорят,-
Вчера ты бедный был испанец,
А в новой жизни ты станешь гранд.
Ты в новой жизни не будешь нищим,
На трон взойдёшь ты золотой».
 В бочонке жизни  пробито днище,
Кровища хлещет на брег морской.
О, как танцует богиня Смерти
На гребнях волн и на песках!
Нам говорят: «Вы в смерть не верьте,
Лишь прежней жизни погибнет прах!»
Но страшно видеть, как смерть приходит.
Желаешь жизни друзьям, родным.
И первый выстрел меня уводит
В заклятий древних туман и дым.
Богиня Кали! О, чёрный ветер!
Усни скорее, глаза смежи!
Пока родятся на свете дети,
Пускай свой танец станцует жизнь.
                2008 г.
1. Какова функция богини Кали в брахманизме?
2. Противоречит ли традиции, что автор изображает её танцующей?
3. Как в стихотворении упоминается решение  проблемы смерти в брахманизме?
4. Каково имя богини, которую зовёт станцевать свой танец автор в конце стихотворения?
5. Каким современным событиям в мире посвящено данное стихотворение, судя по дате?

                Раздумья о переселении души

          По Платону, наши души после  смерти вселяются в животных или людей и только самые добродетельные поселяются в мире идей. По-другому идея переселения душ воплощена в философии брахманизма .По-своему, весьма свободно и своеобразно, рассуждают об этом феномене поэты.
                В кого воплотится моя душа?
                В крысу? В змею? Может, в ежа?
                Думаю часто я не дыша:
                В сокола тело? В тело ужа?
                Может, я стану петь соловьём
                О том, что не прожили жизнь вдвоём?
                Что не родили общих детей?
                Что извели себя и людей?
                Нет, соловьи о том не поют!
                Стану собакой, которую бьют.
                Только собакой уже я была,
                В шкуре несчастной долго жила.
                Белкой была и крутилась, как все,
                В пёстром житейском большом колесе,
                Рыбкой плыла под морскою волной,
                Чайкой была, убитой тобой.
                Лошадью, тянущей жизненный груз,
                Помнящей сена сухого вкус,
                Мышкой-мещанкой, пошлой и злой,
                Чьей-то была нелюбимой женой...
                Мухой, летающей от комаров.
                Каждый комар жив и здоров!
                Жизнь начинала снова и снова;
                В каждом вине вкус чего-то иного.
                Жизнь раскрывала тихо объятья,
                Лики меняла, как женщина платья,
                Было не страшно. Душе было больно!
                Может, с меня превращений довольно?
                Не воплотилась душа в Человека,
                Хоть и мечтала от века до века...
1. Какие трудности и невзгоды испытала героиня, судя по образам её прошлых жизней?
2. Почему, с точки зрения брахманизма, она не получила человеческого воплощения?
3. Как используется философия брахманизма в качестве источника творчества?
4. Как используется  философия брахманизма у Н. С. Гумилёва?

ИНДУИЗМ ГЛЯДЯЩЕМУ В НАПОЛЕОНЫ

                Тем, кто мне не помогает, и врагам посвящается

Ты, желавший стать Наполеоном,
Пискнешь мышкой серою в углу,
Будешь по кармическим законам
Грызть кусочек сыра на полу.
Ты, мечтавший покорить и Солнце,
Будешь серых мышек покорять.
Зло судьба в лицо вдруг засмеётся,
Улыбнётся странно так опять.
Ты считавший, что подвинешь горы,
Задрожишь, увидев кошки пасть.
Будешь думать: « Есть квартир просторы,
Как там в мышеловку не попасть?»
Будешь знать о том, что в мышеловке
Что-то больно вдруг по пальцам бьёт.
Оттого малюсенькие норки
Мышь дворцам огромным предпочтёт.
                2018 г.
( Можно , поменяв лицо глаголов и местоимение «ты» на «я».)
                ТЕМА ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

                К философии
                Французам и русским --- цветы садов.
                Моря покоряют бритты.
                Мы же владеем царством снов,
                И здесь мы пока не разбиты.
                Х. И. Г.  Гейне в вольном переводе
                Зачем Вам философия? Она  даст вместо хлеба камень,
                А вместо умения жить умение умирать.
                Из беседы поэта с аспиранткой   
Ты много лет учила умирать,
Но умирать не сразу, постепенно.
Гореть в огне идей и не сгорать,
Из камня делать хлеб обыкновенно.
В твоей крови жил древний стоицизм,
На стенах от огня играли тени,
И ни один великий катаклизм
Тебя не мог поставить на колени.
Ты гордо возрождалась из руин,
Когда во прахе Рим лежал огромный,
Ты шла вперёд, как светлый паладин,
Дорогой каменистой и неровной.
Живой воды ты мне дала испить!
Почётно в мире истине служить!
                2013 г.

1. Кто из философов античного мира называл философию искусством умирать и умер сам за идею?
     2. Какое философское течение античности упоминается в стихотворении и    что для него характерно?
3. Согласны ли вы с автором в том, что философия «гордо возрождалась из руин, когда во прахе Рим лежал огромный», ведь именно в средние века эта наука  утрачивает своё самостоятельное значение и становится служанкой богословия?

ТЕМА « ФИЛОСОФИЯ  ВОЗРОЖДЕНИЯ».

                Д. Бруно
(Миф о Бруно периода социализма-атеизма)

Его сожгли на площади Цветов…
Зловещие там «розы» расцветали.
Сожгли за потрясение основ,
За то, что был характер твёрже стали.
«А «сжечь--- не опровергнуть»»,- им сказал
Джордано перед смертью. Слабоумны…
Кто истину, забыв себя искал,
Тот знает Бога в этой жизни бурной….
Иль дьявола… Судить о том не им.
Сказал ведь всем Всевышний: «Не судите!...» И над огнём крылатый Серафим
Вдруг принял душу в вечную обитель.
                Октябрь 2014 года
1. Где сожгли Д. Бруно? Как понимать строчку «Зловещие там «розы» расцветали»?
2. Каким «потрясением основ» было учение Бруно?
3. Какие доказательство того, что характер данного учёного был «твёрже стали» используются в его биографии?
4. Какие настоящие слова Д. Бруно включены в стихотворение?
5. Как автор относится к тем, кто виновен в насильственной смерти учёного?
6.Почему в стихотворении присутствует подзаголовок?
                Тема «ФИЛОСОФИЯ И. Канта»

                Мистика на могиле И. Канта 
                Здесь веет ветер из миров иных,
                Песком, травой могильной шевелит,
                А храм готический так странно тих,
                Как будто Дух незримый здесь царит.
                Я сквозь пространство ощущаю зов:
                Иммануила Канта я жена.
                За ним спуститься в лабиринт веков
                И таинство постигнуть я должна.
                Я вижу ясно низенький наш дом.
                Там мы владеем вместе "Царством снов".
                Жилетик Канту штопаю вишнёвый,
                А он мне труд свой посвящает новый.
                И облака бегут, как наши сны...
                ---У Канта, знаешь, не было жены!---
                Смеясь, моя подруга говорит,---
                Забыли все, что гений здесь зарыт!
                Идём в вишнёвый сад, цветёт весна!
                Иду я с ней, но в мыслях я одна...
                И взгляд мужской я чувствую спиной,
                И лёгкий вздох... То ветер над землёй!
                1999г.
1. Какие факты биографии И. Канта отражены в стихотворении?
2. Как показана в стихотворении разница мировосприятия двух людей?
3. Кто из героинь более склонен к романтизму, а кто к практицизму?

       Тема «Философия Г. В. Ф. ГЕГЕЛЯ»
               
                Вспоминая Г. В. Ф.  Гегеля

                Гегель считал, что Бог первоначально существовал в форме чистого разума, а потом разделился на самопознающий дух и явления. С этого началась история земной жизни.
                Дух-ребёнок
                В колыбели разума сплю
                И о будущем вижу сон.
                Скоро мир земной полюблю,
                За любовь буду я спасён.
                В колыбели разума мне
                Так тепло, хорошо, бело
                И сияют звёзды в окне,
                Говорят, что мне повезло.
                И как будто лебяжий пух
                Согревает и нежит грудь,
                Но уже предчувствует дух
                Сквозь пространство пустынный путь,
                Но уже предчувствует он
                Миллиарды тяжёлых лет
                И далёкий нездешний сон,
                Притяженье иных планет,
                И цветенье юной Земли,
                На которой ландыш и крест,
                И мечтания-корабли,
                В церкви радостный благовест,
                Но уже предчувствует дух:
                Созидаются Ад и Рай,
                Обратившись в тревожный слух,
                Слышит голос Бога: « Познай!»
                2010г.
1. Как в стихотворении отражена мысль Г. В. Ф. Гегеля, что вся земная история - это познание Мировым Духом самого себя? 
2. Как в стихотворении показано, что вместе с познанием Мирового Духа происходит его развитие и развитие мира?   

ТЕМА « Философия А. Шопенгауэра»      
                О Шопенгауэре

                Лёгкой жизни просил я у Бога,
                Лёгкой смерти надо просить.
                Один из поэтов Серебряного века

                Шопенгауэр умер тихо,
                Лёгкой смерти просил у Бога.
                Отгремело земное лихо,
                В небеса поднялась дорога.
                Ни рожденья, ни смерти даты
                На надгробье просил не ставить.
                Если были мысли крылаты,
                Значит, звёздной должна быть память.
                Создал он ученье о воле.
                Воля к жизни мирами движет,
                Победитель в земной юдоли
                Побеждённого стоны слышит,
                Подавляет волю чужую.
                Не люблю планету такую!
                Но исправится мирозданье,
                Если будет в нём состраданье.
                2010 г.
1.Какой факт биографии философа отражён в стихотворении?
2.В какой части автор вспоминает учение Шопенгауэра о Мировой воле?
3. Раскройте шире мысль последних двух строк, изложив учение философа о сострадании.
ТЕМА "Философия Ф. Ницше"
Три образа духа. По мотивам философии Ф. Ницше
                По Ф. Ницше, дух проходит развитие,представленное в трёх образах:дух-верблюд,дух-лев,дух-ребёнок.Но у меня будет другой лев, не такой, как у этого философа.

                Мой дух --- верблюд: идёт через пустыни
                И гордо груз меж двух горбов несёт.
                И нравы у него теперь простые:
                Он в сторону предателей плюёт.
                Терпением силён, в себе уверен,
                Дух наблюдает звёздные миры
                И шаг его упруг, упрям, размерен.
                Мой дух --- верблюд! Но это до поры!
                Терпением пески пустынь измерит,
                Ну, а потом? О будет ли потом?
                Дух сбросит груз. Он в это свято верит.
                И обернётся вдруг крылатым львом.
                Крылатый лев ребёнком вольным станет,
                Как юный бог,--- весь мир его чертог!
                Тогда ничто не ранит, не обманет,
                Ведь будет плен земной весьма далёк!            
                2000-2008г
1. Какие стадии на пути к сверхчеловеку проходит дух, по мнению Ф. Ницше?
2. Чем отличается образ льва у Ф. Ницше от образа льва Ирины Лесной-Ивановой?
3. Кого традиционно изображали в том образе, который представлен у автора  стихотворения"?
4.Как меняется после этого образ сверхчеловека у Ирины Лесной-Ивановой?Чем её лирический герой начинает отличаться от сверхчеловека Ф. Ницше?               



ТЕМА « Философия В. Соловьёва» 
               
По мотивам работы В. Соловьёва «Оправдание добра»

Гордится всяк страной своей-
Узбек, украинец, таджик,
Финн, грек и русский и еврей.
Всяк к Родине своей привык.
У каждого народа есть
Клад солнечный его святынь,
Своя загадочная песнь,
Вражда народов, ты остынь!
Создал Господь большой ковёр,
Народ в нём каждый - новый цвет,
И вместе все они узор
Творят  и радуют сей свет.
Хранит страну патриотизм,
Но грешен национализм!
                2014
1.Как решает В. Соловьёв проблему национализма и патриотизма в работе «Оправдание добра?» Какие строки стихотворения напоминают об этом решении?
2. Какие образы использует философ для доказательства своей мысли о том, что каждая нация важна для Бога? Где эти образы в стихотворении?
               
Тема. «Философские категории. Свобода»

   Предел свободы
Под впечатлением идей труда Э. Фромма "Бегство от свободы"
          
                Я убегаю от своей свободы,
                Но убежать, наверно, не смогу,
                Ведь я свободе сочиняю оды,
                Свою свободу тайно берегу.
                Нужна свобода всем: орлу и птахе-
                Малютке. Слышу странный звон:
                ---Свободу можно ощутить на плахе,
                Когда увидишь синий небосклон,
                Когда душа расстанется вдруг с телом
                И полетит в немыслимую высь.
                Какой ещё свободы ты хотела?
                "Моё здесь место, царь, посторонись",-
                Сказал стрелец. Он знал предел свободы
                И на него царю сам указал.
                И даже содрогнулись неба своды,
                Когда пред Божьим Ликом Дух предстал.
                2007г.
1. Каковы основные положения  работы Э. Фромма «Бегство от свободы?»
2.    Какая дилемма, судя по обращению к труду Э. Фромма, стоит в стихотворении?
3. Как решает автор вопрос о свободе в земном мире?
4. О каком историческом событии вспоминается в последних строках стихотворения?

Тема «Философия экзистенциализма»

                Раздумье накануне 11 ноября

                Трактуя Ветхий завет, С. Кьеркегор усомнился
в том, что Авраам слышал голос Бога, говорящего: "Если ты меня любишь, убей своего сына."
Из разбора данного эпизода этим философом - экзистенциалистом родился феномен тревоги Авраама, суть которого заключается в том, что человек не должен навязывать людям свой стиль поведения как образец, так как человеческое мировидение несовершенно и т. д.
Кроме открытия феномена Авраама, он известен как автор книги "Дневник соблазнителя"
                11 ноября Кьеркегор умер. 
               
                В Дании жил Кьеркегор.
                Завтра прошлое настанет,
                Но оно уже не ранит.
                Как безжалостный топор.
                "Соблазнителя дневник"
                Я ещё не прочитала,
                Личной жизни мне хватало,
                ( Там не оставляй улик.)
                Но тревогу Авраама
                Вспоминаю я упрямо,
                Снится Ветхий мне завет,
                Инквизиции запрет
                Трактовать святые книги.
                Там божественные миги,
                Неземных миров там свет.
                Он нам сияет  много лет!
                2011г.
1. Как объяснить фразу черновую фразу стихотворения «Завтра умер Кьеркегор? Завтра прошлое настанет?»
2. Какая часть учения философа произвела на автора особенно сильное впечатление? В чём его суть?
3. Согласен или нет автор с Кьеркегором в вопросе о феномене тревоги Авраама?

Тема «Категория времени»

Жажда истинного бытия и времени
 Гений тот, кто живёт в гармонии с Космосом
                Н. Бердяев.
Время стало шагреневой кожей?
Может кончится время мое?
Время лучших свершений! И кто же
Навязал нам лжебытие?
Неужели то нечто, летящее в вечность,
Проходящее сквозь времена,-
Лишь души роковая беспечность,
В мире, где за успех война?
Кто же нам навязал и поступки, и сроки?!
Есть свобода только в раю.
Мы в гармонии с миром не одиноки,
Не утратить её молю.
                2013 г.
1. Как связаны ложное бытие и ложное время?
2. Какое время можно назвать истинным?
3. Что не нравится автору в том, как он распределяет своё время?

                ЭПИЛОГ

                Мистика на могиле И. Канта 
                Здесь веет ветер из миров иных,
                Песком, травой могильной шевелит,
                А храм готический так странно тих,
                Как будто Дух незримый здесь царит.
                Я сквозь пространство ощущаю зов:
                Иммануила Канта я жена.
                За ним спуститься в лабиринт веков
                И таинство постигнуть я должна.
                Я вижу ясно низенький наш дом.
                Там мы владеем вместе "Царством снов".
                Жилетик Канту штопаю вишнёвый,
                А он мне труд свой посвящает новый.
                И облака бегут, как наши сны...
                ---У Канта, знаешь, не было жены!---
                Смеясь, моя подруга говорит,---
                Забыли все, что гений здесь зарыт!
                Идём в вишнёвый сад, цветёт весна!
                Иду я с ней, но в мыслях я одна...
                И взгляд мужской я чувствую спиной,
                И лёгкий вздох... То ветер над землёй!
                1999г.

               
        Воспоминание об игре в снежки в духе В. Соловьёва
Лесная-Иванова 4


                Ты не с Земли, а потому
                Нельзя к тебе мне прикоснуться.
                Я вижу грёзы наяву.
                Я сплю и не могу проснуться.
                Тебя обожествлять порой
                И что-то говорить земное,
                Играть с тобой в снежки зимой...
                Вот наваждение какое!
                Снежки летят,и детвора,
                И взрослые, как будто дети
                Большие с одного двора.
                Всё перепуталось на свете.
                И ты с небес упала в снег,
                И звон раздался над полями,
                Остановило время бег,
                Разверзлась бездна между нами,
                Вселенной исказился лик,
                Я ничего не понимала.
                Мне странно было в этот миг,
                Звезда в снегу Земли лежала...
                Смеясь,девчонки подошли,
                Тебя подняли, отряхнули
                От снежной вековой пыли,
                С упрёком на меня взглянули.
                Они не знали эту дрожь,
                Когда в волнении высоком,
                Ты только в комнату войдёшь-
                Всё биополе хлещет током.
                Они не знали, как гудят
                Идей незримых провода,
                И электроны вдаль летят,
                И  очень близкая звезда
                Недосягаема, увы.
                Тепло идёт от головы
                Незримым облаком вокруг.
                Ты видишь будто чудо вдруг.
                Они не знали этих чувств,
                И гения в тебе не знали,
                Им не пылал терновый куст,
                Их ни к чему не призывали,
                Завидовала,как, смеясь,
                Тебя подняли, закидали
                Опять снежками.
                Серебрясь,
                Искристый снег летел меж нами...
                2011г.
1. В чём разница между восприятием объекта вдохновения автора и других людей? 

 Любовь философа
 Вл. Соловьёв убеждал избранных им людей, что он видит в воздухе деву Софию, беседует с нею, получает божественное откровение. Мне это напомнило о том, что и я когда-то несколько видела свою Премудрость божью «в теле нетленном».
Неземная дева,  нельзя
Прикоснуться к тебе рукой,
А иначе с небес упадёт заря,
Разобьётся шар золотой,
Колокольный звон возвестит
О смещенье времён, пространств.
Ангел божий в небо взлетит...
Мы  небесных искали царств.
Неземная дева, с тобой
Соловьёв был в виденьях, снах.
И ты стала его судьбой,
Нам оставила письмена.
Затерялись твои следы
Высоко, в седых облаках,
Не являешься с неба ты,
И плывут над Землёй века...
                2014 г.
2

               В Египте я, иди туда за мной.
                Вл. Соловьёв " Три свидания"
Облака плывут, как века,
Вся земля---наш родимый дом.
А любовь моя далека.
Да и нужен ли тот фантом?
И зачем мне Дева с небес,
То ль премудрость Бога и клад,
То ли дьявол иль просто бес?
А когда-то казалось: Ад,
Если не снизойдут лучи,
Не согреет сиянье глаз
И не скажет: « Меня ищи
Хоть в Египте который раз».
Там, в пустыне, где страшный зной,
 И песок звенит за спиной,
И, как пуля вдруг у виска,
Нескончаемая тоска…
3.
Предупреждение
            Из цикла" Любовь философа Вл. Соловьева" в разделе "Стихи о философии"
                НЕ призывай и не сули
                Душе былого вдохновенья.
                А. Блок
                В конце жизни Дева София иногда казалась
                Вл. Соловьёву уже не Премудростью божьей, а чёртом с рогами...
 В. Кравченко" Соловьёв и София"

Что призываешь, то к тебе придёт.
А потому борись: не призывай!
Кто ищет беса, тот его найдёт.
Кто ищет Бога, попадёт тот в рай.
Что призываешь, То тебя зовёт,
Но эхом, отразившимся от скал.
Раз пережил уже, иди вперёд,
И не ищи Того, что так искал.
И не зови Того, кого так звал,
Не возвращайся  прошлому опять.
Бог дал иль Дьявол,он же и отнял.
 Не призывай!Не смей мечтать, искать…
То были, может, ложные пути…
Не вспоминай и ран не береди.
Всё то, что было страсть, любовь, не блажь,
Теперь Ничто. Не призывай Мираж.
                2016 г.



1.Как в стихотворении отражён факт любви В. Соловьёва к деве Софии?
2. Какой была любовь философа?
3. Как в контексте жизни и творчества В. Соловьёва понимать слова понимать слова, обращённые
К деве Софии:
И ты стала его судьбой,
Нам оставила письмена?

Памятка себе:
В других, ранних, вариантах : «Встреча с явлением неземного порядка», «Воспоминание об игре в снежки в духе В. Соловьёва».

К теме « Буддизм. Биография принца Гаутамы»
                1
Мысли строителей дворца Гаутамы
В мире бывают слёзы.
Жить Вам, тех слёз не зная.
Вам любовные грёзы,
Век, что живут, играя.
В мире бывает старость,
Смерть, болезни, безумье.
Вам всех рассветов алость,
Прелесть благоразумья.
В мире бывает бедность.
Вам дворец, Гаутама.
Вечность Вам, а не бренность
И на портрете мама.
                2
 Возможное и случившееся
Сначала принц, весьма счастливый.
Все льстят и служат, пали ниц.
Затем король, всегда красивый,
Средь вечно юных дивных лиц.
Так быть могло. Но принц уходит,
Презрев желания отца.
Он за воротами находит
Болезнь и старость, мертвеца.
В сознанье мир перевернулся:
Явился тёмной стороной.
Спал во дворце и вдруг проснулся
В стране жестокой и чужой.
Принц возжелал ни благ житейских,
Людей спасенья возжелал.
Упала царская корона —
Принц Гаутама Буддой стал.
                2015
1. Какие факты из жизни принца Гаутамы вспоминаются в стихотворении?
2. Что, по мысли автора, рождает Богов и основателей религий?
Любовь философа
Лесная-Иванова 4
   
К философии снова

Философия — ты насмешка
Над попыткой мыслить пигмеев.
С тайным кодом хитрая флешка.
Смело мыслить мы не умеем.
Философия, ты издёвка.
Ты даёшь вместо хлеба камень.
( Где-то мыло есть и верёвка...)
Но философом быть судьба мне.
И  с улыбкой авгура что-то
Говорить, смеясь над « богами».
И поверит однажды то-то,
Что была любовь между нами,
И увидит  небу ступени к небу,
Что теряются, там, в тумане.
На земле Бог был или не был,
Но он точно был вместе с нами!
                1900, …1993,… 1999,  … 2002,… 2015 г.
Грех и материя
Из цикла (« Стихи о философии, мнемоническая  стихософия»)
     М. Ломоносов считал, что наличие атомов и материальности мира
     не противоречит идее наличия Бога.            
Грех прогрызает дыры
В материи бытия.
Штопать хватит ли силы?
Рвётся, увы, земля.
И разрывы снарядов,
И разрывы идей.
Ткань божью штопать надо.
Дьявола стать сильней.
Бог сотворил — вы рвёте,
Бесы и люди их.
Разве потом соткёте
Ткань иль хотя бы стих?
Разве так сотворите,
Как Всевышний творил?
Божий мир берегите,
Чтоб он вам домом был.
                2016 г.
1. Приведите примеры того, что грехи напрасного гнева, гордыни и даже чревоугодия «прогрызают дыры в материи».

Штрих к чужому переводу Генриха Гейне
Лесная-Иванова 4
Генрих Гейне писал о золотом веке немецкой классической философии:

Французам и русским досталась земля.
Владеют морем бритты.
Но мы владеем царством сна,
Здесь мы пока не разбиты.

НЕ знаю,к сожалению, кто это перевёл,но земля и сна – это не рифма и даже не созвучие.

Я предлагаю такой вольный перевод первой строчки этого четверостишия, чтобы была рифма:

Французам и русским – цветы садов.
Морем владеют бритты.
Мы же владеем  Царством снов,
И здесь мы пока не разбиты.

Здесь цветы садов-это как бы метафора земли.("Земля"– слово первоисточника.)


 Вопросы:
1. Назовите период золотого века немецкой классической философии.
2. Раскройте смысл метафоры "Царство снов" применительно к данному контексту.
3. Назовите метафизиков, относящихся к классической немецкой философии.