Вернувшиеся стихи

Клавдия Холодова
Виктор Астраханцев

ВЕРНУВШИЕСЯ СТИХИ

Приближается Праздник пресвятой Богородицы.  С праздником всех православных христиан!
Но эта дата,  14 октября, значится в моем календаре, еще и как день рождения Клавдии Холодовой.
И каждый раз хочется чем-то интересным и значительным отметить этот день, явивший незаурядно редкого по чистоте души человека.
Конечно, чем дальше отодвигается этот день, тем все меньше появляется новых фактов и свидетельств о её жизни и творчестве. Тем не менее, протекший год, начавшийся литературными вечерами в честь её 70-тилетиея, проведенными в Астрахани, пополнился   новыми материалами  о поэтессе.
Это статья   Дины Немировской “Сто путей вернуться”
в гащете "Волга" от 16.октября 2013 №152:http://volgaru.info/kultura/11389-sto-putej-vernutsya,
публикация о находке рукописного варианта  стихотворения« И я отправлюсь в своей последний путь…», в статье Ольги Марковой«Память о поэте», газета «Волга» от 13 октября 2014г.:
новые песни на её стихи Ирины Алексеевой, Виктора Воронцова, моё небольшое изыскания о поэтике Холодовой «Внимание – оговорка», новые плэйкасты Кати Бай на стихи Холодовой. Теперь возникает еще один артефакт.

* * * * * 

В мае этого года произошло печальное событие - ушёл из жизни её муж Герман Коломенко. Но одновременно оно позволило высветить и новые сведения о жизни молодой поэтессы, извлекло на свет неизвестные до того стихи ГерманаКоломенко, в которых отражен эмоциональный градус их отношений.

После ухода Германа я настойчиво просил его близких срочно взять под контроль главное, что оставалось после него, – его бумаги, которые в суете прощальных событий и спешного заселения нового претендента на его место в Доме пожилых людей могли быть утрачены.  И вот в начале осени астраханский гонец передал мне небольшую картонную коробку наполненную рабочими материалами телепередач астраханского телевидения, вырезками из газет журналов,и листками стихов. Среди них оказались  те самые стихи, которые я в последние годы просил Германа восстановить и прислать.

Не думаю,  что  Герман был поклонником Бориса Пастернака, но один его императив:  «Не надо заводить архива, На рукописями трястись»
он, видимо,  воспринял совсем  буквально. В бумагах не было ничего того, что можно было бы отнести к семейному архиву - документов, дневников, писем, родословных таблиц и черновиков сочинений. Словно и не было пяти поколений его родственников, которых я знаю поименно. Наверное, это следствие бытовой неустроенности последних лет. завершившихся Домом на улице Безжонова, постепенным истаиванием той семьи, что была им создана  с Клавдией, и которая составляла основу и смысл его жизни.
Сначала ушла Клавдия, потом мать, затем дочь.Потом новый брак и смерть второй жены,затем поиски пристанища… и в этих условиях мне остается только благодарить его за то, что ему вообще удалось хоть что-то сохранить.

Но, разбирая этот ворох старых бумаг,  искал в первую очередь его   давние стихи, которые прочел когда-то.  Их история такова:  в конце 70-х годов, после смерти Клавдии, он приезжал в Москву на совещание главных редакторов многотиражек, и  мы побывали с ним  на спектакле  Таганки «Ревизская сказка» по «Мертвым душам».
А потом, гуляя после спектакля по ночной Москве, он показал мне рукописный сборник своих стихов.  В нем выделялись  стихи с упругим распевным ритмом, широким дыханием,горячим признанием в любви. Я  стал читать их вслух, и отдельные фрагменты тут же взял на память. Стихи были написаны в год его встречи с Клавдией и дышали жизнью и любовью. Я запросил эти стихи. Он пообещал мне прислать весь сборник, как только его доработает.

Но потом все это как-то замоталось. И когда он приехал ко мне на лето уже в 2010 году, я снова напомнил ему об этом стихотворении. И он сказал, что издать этот сборник ему не удалось, и что в какой-то тяжелый момент он его весь сжег.
Сжег такие стихи?
Вот тогда  у меня возник свой личный счет к автору того спектакля Таганки, уничтожившего второй том своих «Мертвых душ». Скачки настроения, депрессии, упадки духа  - спутники любой творческой натуры, не только гениев. Наверное, не обошли они и Германа. Но мне трудно с этим согласиться – не стоит вымещать на своих созданиях,детях или сочинениях свои проблемы.
Хотя, если посмотреть с другой стороны трудно удержаться от искушения сделать красивый жест, хотя бы на этот момент уподобиться великому писателю, причитая при этом: И я сжег все, чему поклонялся, // Поклонился всему, что сжигал.

Потому не раз, появляясь  на Никитском  бульваре, я подходил к памятнику Гоголя испрашивал его: Ну пошто ты, Николай Васильевич, так смутил молодые умы? Зачем ты сжег свой роман? Ведь сколько подражателей бросили в печьсвои сочинения?
И среди них наверняка были и талантливые,  иправдивые. Зачем губить труды?
Гоголь молчал, хмурился, все ниже клонил голову, но так и не ответил.

В последние годы почти при каждом телефонном звонке я напоминал Герману об этих стихах. Он обещал это сделать побыстрее, но при этом жаловался, что вспоминает их с трудом, по частям,а главное,из-за большой потери зрения он не видел того, что писал.
Поэтому, обнаружив эти тексты в почти стенографическом написании, мне удалось их восстановить, только потому, что многие строчки остались в моей памяти.
Стихи были написаны в октябре 1964 года, в Мумре под Астраханью, где он работал в школе, в первый год создания его семьи с Клавдией Холодовой и отражают их переживания и смятения того периода. Наверное, потому он не охотно отпускал их от себя.
Не исключаю, что  стихи могут показаться покажутся необработанными, не имевшими редактуры.  Но в них первичность и яркость чувств, и это представляется мне главным.
Я предпринимаю попытку оживить давние стихи Германа Коломенко в надежде,что их звучание, поддержанное прекрасной музыкой, дойдут до души Клавдии Холодовой, странствующей в иных мирах, и тем укрепит нас в убеждении, что самые глубокие и надежные связи возникают совсем не на уровне физических тел или рыночных отношений, а на высоте тонких незримых материй: идей, чувств, памяти,ощущений,и всего того, что можно назвать «ментальным потоком».
Ничто возникшее в среде тонких движений души не проходит бесследно, оно возвращается. Порой неожиданно, а иногда в результате настойчивой памяти.
Так вернулись после полувекового периода эти стихи Германа Коломенко.
Предлагаю послушать их в озвученной версии,  в которой сделана попытка воспроизвести  их первоначальный характер.

= = = = =
Первая публикация:

Я ЛЮБЛЮ
Стихи Германа Коломенко
Музыка А.Вивальди “Любовь в Венеции”
Читает Виктор Астраханцев

Слушать на Диск Яндекса:
Ссылка: https://yadi.sk/d/ijrSLhSwbz5Ms

* * * * * * * * * * *
Вторая публикация:
ОСЕННЕЕ
Стихи Германа Коломенко
Музыка  М.Таривердиева
Читает Виктор Астраханцев

Слушать на Диск Яндекса:
Ссылка: https://yadi.sk/d/WrYbEDUGbz5PP

* * * * * * * * * * *
Для прослушивания записи скопируйте ссылку, вставьте её в  поисковую строку и нажмите Enter. Откроется проигрывать Disk-a. Запустить его(нажать значок в виде черного треугольника) и слушать.