Третьяков

Эльза Попова
Однажды  в  майский  день,  купец  московский,
Пред  искушением  не  устоял -
Картину  приобрёл  для  "Третьяковской".
Зал  галереи  вскоре  заблистал.

И  делу  собирательства  творений
Он  посвятил  примерно  сорок  лет.
С  упорством  шёл  к  своей  заветной  цели,
Художественный  вкус - ему  совет.

Чутьё  и  такт  хулу  не  признавали,
Прислушивался  к  сердцу  своему.
На  все  перипетии  не  взирая,
Хотел  оставить  людям  красоту.


Замоскворечье. Старый  переулок
Лаврушинский. Узорчатый  фасад,
Дверей  дубовых  стук  тяжёлый  гулок.
Застыло  время, не  приемля  дат.

Здесь  ярким  просветлённым  колоритом
Мерцающего  в  раме  полотна,
Грядущим  поколениям  открыта
Ниспосланная  проповедь  добра.

А  образы  ночами  оживают...
Их  разговор  акцентом  нарочит.
Дворцовых  парков  свежесть  дождевая
Под  звуки  вальса  веером  манит.

За  лепетом  серебряных  фонтанов
Античность  неприкаянных  богов.
На  выгоревшем  небе, без изъянов,
Плывут  армады  белых  облаков.

Гвардейцы, дамы, дети  и  крестьяне,
Затронута  гитарная  струна
И  девушка  в  удушливом  дурмане
Стоит  очаровательно  грустна.

Неспешно, как  во  сне, сплошным  потоком,
Прочерчена  земная  параллель:
Шаги, шелка, звон  шпор  в  проёмах  окон...
Причудлива  цветная  карусель.

Сам  Мастер  измождённо  смежил  веки...
А  разомкнул - видение  прошло.
Беспечности, влюблённости, упрёки,
Оставили  графических  послов.

По  улочкам  кривым  бродил  он  долго,
Усталый, и  разбитый, и  немой.
Пока  не  оказался  у  порога,
Ступенями  скрипящей,  мастерской.

Огонь  свечи  искрился  от  обетов
На  адски  повторяемых  кругах.
Резные  золочёные  багеты
В  старинных  утопали  зеркалах.

Рукою  проведя  по  серой  глади,
Стирая   пыль -  прилипчивую  бязь,
Сел  в  кресло. В  многоликой  анфиладе
Увидел  отражение  себя.

Жизнь  Мастера  всегда  в  бескровной  битве
Опустошает  сердце, душу, мозг.
Не  помогают  верные  молитвы
В  очередной  амбициозный  пост.

Но  иногда  случаются  мгновенья,
Свершается  внутри  переворот,
Как  волшебство - приходит  вдохновенье...
И  панорама  взору  предстаёт.

Разбив  надежды, иллюзорность  мира
О  будни - всё  слепая  суета.
Ликуйте! Если  средь  чумного  пира
Оценит  взгляд  прообраз  полотна.


Холсты  на  стенах - словно  часовые.
Могли  мы  много  потерять  при  том,
Когда  б  купец, нечаянно, впервые,
Картину  не  купил  тем  майским  днём...







Третьяков Павел Михайлович (1832, Москва-1898) - российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Сын купца 2-й гильдии.

 Годом зарождения его галереи принято считать год 1856, когда были приобретены картины «Искушение» Н. Г. Шильдера
и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова. Затем последовала покупка работ И. П. Трутнева, А. К. Саврасова,
К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио, блистательного портрета итальянского археолога М. Ланчи кисти
К. Брюллова и др. Так Третьяковым была начата многолетняя, самоотверженная собирательская работа, скромная,
не рассчитанная на рекламу и восхваления.
Убежденность Третьякова, его вера в свое дело кажутся удивительными, если вспомнить, что он закладывал основы галереи
в то время, когда русская школа живописи как самобытное и значительное явление лишь смутно вырисовывалась в тени,
отбрасываемой великой художественной традицией Запада, могучее древнерусское искусство было полузабыто,
произведения русских художников рассеяны по частным коллекциям, дома и за границей, когда не было еще ни Репина,
ни Сурикова, ни Серова, ни Левитана, тех их картин, без которых невозможно сейчас представить русское искусство.
В характере Третьякова сердечная отзывчивость и доброта сочетались с требовательностью, прямотой, твердой деловой хваткой. Десятилетиями он материально поддерживал художников, помогал Крамскому, Перову, Ф. Васильеву и столь
многим другим, что их даже трудно перечислить; опекал училище глухонемых, был организатором приюта для вдов
и сирот неимущих художников.
Многолетние дружеские связи соединяли его с  Репиным, Стасовым, Ярошенко, Максимовым,
Поленовым, Суриковым, Прянишниковым и другими.

Обширная галерея портретов и автопортретов была выполнена по его заказу Крамским, Перовым, Репиным, Серовым
и другими живописцами и сохранила для потомков образы «лиц, дорогих нации, лучших ее сынов»,
по выражению И. Е. Репина,— выдающихся ученых, писателей, музыкантов, артистов, художников
(Л. Толстого, Достоевского, Тургенева, Герцена, Некрасова, Гончарова, Чайковского и других).
Событиями в судьбе галереи были приобретение этюдов А. Иванова к картине «Явление Христа народу»,
собрания коллекционера Ф, И. Прянишникова, коллекции картин В. В. Верещагина, таких капитальных произведений,
как «Утро стрелецкой казни» и «Боярыня Морозова» Сурикова, «Крестный ход в Курской губернии» и «Протодьякон» Репина и др.
Дом в Замоскворечье, «в Толмачах», купленный в 1851 году, где было положено начало галерее,
постепенно разрастался и перестраивался вместе с ростом коллекции и уже с 70-х годов широко посещался публикой.
И дом этот и бесценные собрания искусства были переданы Третьяковым в дар городу Москве в 1892 году в качестве
общедоступного публичного музея. В состав коллекции входило и прекрасное собрание французского искусства
его умершего брата — Сергея Михайловича (в 1925 году эти 84 картины перешли в Музей нового западного искусства,
ныне они — в Государственном Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

 В письме к дочери Третьяков писал: "Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества
вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда вcю  жизнь".

Дело его жизни —  подвиг, а сам он заслуживает благодарности, памяти и уважения как национальный герой.

http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tretjakov_pm.php