66-ой, на взлёт!

Аббяс Усманов
-  66-ой, на взлёт,
-  66-ой взлёт разрешаю! Над точкой 4000!
Сегодня руководитель полётов ( РП)  командир нашей 2-ой  эскадрильи капитан Кузнецов А.И. Комэск классный , лётчик - ас.
-  66- ой понял, над точкой 4000!
     Левая рука медленно стала переводить рычаг управления двигателем (РУД)  к  максимальному  положению, правая держала рычаг тормоза, пока Л-29 не стал приседать и напрягаться от реактивной силы струи, выходящей из сопла, стараясь вырваться и нестись вперед в небо, но тормоза прочно держали стальную птицу, придерживали до нужного времени.
     - Подожди, дорогой, ещё немного , сейчас взлетим, расправим крылья…
     Обороты   довожу до максимальных. Отпускаю рычаг тормоза и самолет, будто обрадовавшись, устремляется вперед, - начинает разбег, набирать скорость: 110, 140, 160,- прибираю ручку к себе, самолет  отрывает нос, встаёт на задние шасси и бежит с задранным носом. Пробежав ещё немного, взмывает вверх. Взлётная скорость  «Элки» - 180 км/час. Высота 25 метров,- уборка шасси, контроль по прибору,- вместо 3-х зеленых лампочек  зажглись 3 красные, -  всё хорошо, убрать закрылки, первый поворот налево, на 90 градусов, высота не менее 250м. Далее по кругу набираю 4000 м.
- 66-ой, над точкой 4000
- 66-ой, первая зона.
-Понял,1-я,66-ой
     Устанавливаю курс на  деревню Малиновку,- центр 1 зоны. Зоны находятся в радиусе 50км от базы, для каждой зоны свои ориентиры, строго очерчены на карте ориентирами -  населенными пунктами. Как говорится шаг вправо, шаг влево- и … в ушах голос РП – отклонился, поворот на столько то градусов, работай внимательно.
     Каждая команда в авиации дублируется, чтобы всё было ясно, ведь инструкция лётчика написана, как говорят инструкторы, кровью лётчиков, - каждая  строка в ней, каждая… Со временем всё  это понимаешь и жизнь опять это демонстрирует на примере...
     Я лечу на пилотаж в зону. Вот и Малиновка. Так левый вираж с креном 30 градусов, правый вираж с креном 30 градусов, держать самолёт горизонтально, нос не опускать, держать перегрузку, выход в горизонтальный полёт. Далее: пикирование и сразу на горку, не допуская скорости  выше 550 км/час, разворот на 180 градусов, пикирование - горка, опять на высоту - 4000 м и переворот, ручку на себя и в пике, после него -  на петлю Нестерова, держать перегрузку - 4. Кислородная маска пытается сползти с лица, но резинки удерживают плотно, зато веки прикрываются от перегрузки, тело прижимает к креслу, левую руку не оторвать  от РУДа. Далее -  полупетля и выход снова на 4000м, пикирование и боевой разворот…
     - 66-ой, - на базу, к третьему,500!
Голос руководителя полётов прозвучал жестко, не совсем обычно.
    - Понял , 66-ой, к третьему 500, но пилотаж не закончил…
     - 66-ой, - на базу, к третьему,500!
     -  Понял , 66-ой, к третьему 500…
Значит так надо. Что- то не так сделал, или что-то  может быть другое? Ладно, разберёмся, чего гадать раньше времени. К  третьему  развороту нужно подойти на 500м и далее по кругу  и посадка. Только сел, сразу к командиру, что случилось?
     Команда «Ковёр», полёты отменены до выяснения обстоятельств, - инструктор разбился, пилотировал в зоне. Ждут комиссию…
    Несколько дней не было полётов, все обсуждали ЧП. Специалисты расшифровали показания «черного ящика». Человеческий фактор, к  самолёту претензий нет. Лётчик не смог вывести самолёт из штопора, боролся до самой земли, видимо вошел в плоский штопор…
      По инструкции,- если  самолет не вывел до 2000м,- катапультируйся. Потом я видел снимки с разбитым  перевёрнутым самолётом, рядом  на земле, в кресле пилота сидел инструктор, вокруг обломков самолёта и кресла земля вся черная, обожженная. Не успел, не хватило высоты. Мы разбирали этот случай, спорили между собой. Не понятно, горячились и кричали мы, ведь Л-29 такой простой в управлении самолёт, кажется,- брось ручку,- сам выйдет из штопора...
Сказано же было: каждая строка инструкции лётчика написана кровью лётчиков …
      Мы все знали это место падения самолёта и пролетая над ним, я махал крыльями, в память о погибшем летчике: хороший был парень, чуть старше нас…
               
                ***