Маха Обнаженная Франциско Гойи

Борис Гольдберг
Из книги " Шестое чувство".

Иллюстрация : " Маха обнаженная" Франциско Гойи
-----------------------------------------------
            И не знает маха страха,
            И неведом махе стыд,
            И кого захочет маха,      
            Непременно обольстит.
 
            Маха, сладкая, как манго,
            Терпка, как бокал вина,
            В церкви маха просто ангел,
            А в постели — сатана.
 
                (Это метафора Лиона Фейхтвангера)
 
            И её в костюме Евы
            Невозможно не любить,
            И порою королева
            Тоже хочет махой быть.
 
 
            И одетой, и нагою
            Возбуждает пыл в крови,
            И она под кистью Гойи
            Символ секса. Не любви.

Так считают искусствоведы. А я с этим абсолютно не согласен:

Знаю: не писал бы Гойя
Иллюстрации к "Плейбою".

             
                ***
         
            He наяда, не богиня —
            Женщина пленяет нас.
            Выставлена на картине
            Обнажённость напоказ.
 
            Руки сплетены над нею,
            И набухла грудь слегка,
            Центр полотна чернеет
            Вместо фигова листка.
 
            На кушетке ль, на диване
            И на простыне с каймой —
            Не объект чужих желаний,
            А желание само.
 
            Не получишь в виде приза,
            Поманит и ускользнёт.
            И бросает дерзкий вызов
            Тем, кто смотрит на неё:
               
           "Не отдамся я на милость.
           Сделай так, чтоб я влюбилась".
 

                ***
Есть версия, что натурщицей " Мах" была возлюбленная Гойи герцогиня Мария Каэтана Альба, портреты которой он писал неоднократно. И всегда с красивой шеей.
Но позднее он, видимо, скрыл ее лицо под другой личиной. Причем в "Одетой махе" есть какой-то намек на шею. А в "Обнаженной" подбородок прижат к груди.
 
                Гойю я спросить посмею:
                “Анатомию ль забыл?
                Махи голову без шеи
                К туловищу прикрепил.
 
                И зачем это уродство
                Сочетал ты с красотой?”
                “Чтоб никто не понял сходства
                Махи и модели той”.
 
                И даёт понять нам Гойя
                С откровенной хитрецой,
                Что совсем не то — другое
                Было женское лицо.
 
                Не глумились чтоб над нею,
                Не срамили на весь мир,
                Чтобы к ней не впился в шею
                Инквизиции вампир.
 
                Так художник знаменитый,
                Чтоб не навлекать беду,
                Всё открыв, что было скрыто,
                Скрыл, что было на виду.