Читательские заметки об октябрьском лонг-листе БЛК

Михаил Фокс
   В 90-е годы лекцию о культуре постмодерна я порой начинал с исполнения легендарного опуса Джона Кейджа "4' 33'' "...Кто в теме, тот представляет себе реакцию студенческой аудитории в 90-е годы и то, как и чем она могла "заполнять" пространство этого произведения)...Время-то было славное - ни интернета, ни гаджетов: от реальности не отключишься. И слово еще было самоценным...
   Читая стихи октябрьского лонга БЛК, представлял - а как бы они прозвучали в "творящей" тишине "рубежного" творения 1952 года...Смогли бы заполнить пустоту, а, может быть, даже и бездну современного культурного пространства? Или прошуршали бы невнятно на обочине времени...Подобно смущённому покашливанию слушателей в концертных залах во время исполнения сего бес-с-порно) "вековечного" шедевра...
   "Шуршащие фантики", конечно, попадались), но гораздо больше оказалось стихов со своей собственной аурой и даже, не побоимся этого слова, с харизмой( для активных "эзотериков" сообщаю, что не всякая аура харизматична, но всякая харизма аурой отмечена))...
Пространство для нашего прочтения и вслушивания - исполнение "4'33'' " симфоническим оркестром Би-Би-Си - http://www.ubu.com/film/cage_433.html ...
Итак, читаем и слушаем...

Любовь Левитина  «Гербарий неисполненных желаний»  http://www.stihi.ru/2014/05/16/4007  номинатор Татьяна Лернер 

Пылится в заколоченном чулане,
а может быть, на старом чердаке
гербарий неисполненных желаний
и грезит о заботливой руке.

Забытые, отправленные в небыль,
листы, где нет ни времени, ни дат,
а только бледный цвет, засохший стебель,
сожжённый лес и вырубленный сад.

Гербарию загаданное снится,
он дремлет и не ведает пока,
что время копит новые страницы,
свисая паутиной с потолка.

Ощущение зыбкости и неопределённости передано замечательно...Ни место, ни время события неизвестны...А точнее - время выступает как чистая длительность - оно именно дремлет...То ли уже постапокалипсис, то ли сейчас то и "рванёт")...Состояние, которое можно определить как "подвешенность" бытия...И коннотоции тяготеют скорее не к вещественному ряду, а к концептуальному. Ибо слышится шум шагов Хайдеггера - вот он идёт между рядами кресел, в правой руке несёт свою книгу "Бытие и время", а в левой - старые башмаки Ван Гога...Все это увидели?
Кто-то наверняка увидел в правой руке совсем другую книгу - томик стихов Рильке...Вполне возможно и такое)...Концепт различения онтического и онтологического - вот ключ к эстетическим тайнам этого стихотворения. Онтологическое - это наше вопрошание к миру, нахождение логики в устройстве этого мира, онтическое - мир сам по себе, сущее как таковое, доопытное, домыслимое...Гербарий онтичен. И как только это открывается нам, мы постигаем всю красоту ускользающего времени и весь ужас наших бесплодных усилий что-то с этим временем сделать...И вопрос об авторе гербария уже несущественен...Онтологически бесплоден))...Паутина самодостаточна и самоценна...Джон Кейдж, смотря вслед уходящему Хайдеггеру, отрешённо барабанит пальцами по крышке рояля...Такого успеха даже он не ожидал)...

ИРЛАН ХУГАЕВ. «Дети рисуют» http://www.stihi.ru/2014/10/05/4812 номинатор «45-я параллель» для БЛК

Дети рисуют так:
Домик, труба и дым.
Трудно даётся мрак
Малым и молодым.
 
Это всегда потом.
Прежде любой судьбы –
Поле, дорога, дом.
Дым из печной трубы.
 
Поле, дорога, дом.
Этот обычай прост:
Небо всегда потом –
Небо, овраг, погост.
 
Небо, погост, овраг,
Сосны, кресты, столбы.
Это потом, – сперва
Домик и дым трубы.

Торжество минимализма...И вроде бы незатейливо. Но, кто в теме), кто умеет расслышать шум сосен над оврагом и видит как дым из трубы
растворяется в небе, тот понимает, что лучше, наверно, о дороге из дома к небу и не скажешь...Стихотворение о том, как заполнить лакуну бытия под названием "жизнь"  самыми важными смыслами. Такая вот она эта "малость" и "пустота" в духе дзэн...И порой вместо произнесения разных заковыристых слов лучше просто помолчать. И ещё раз прочитать это стихотворение...

АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ «собирались в дорогу мои пьеро» http://www.stihi.ru/2014/09/18/9223 отборочный тур для резидентов БЛК

собирались в дорогу мои пьеро
долго флейту искали впотьмах травы
примеряли какие-то кимоно
проверяли мой голос на kommt zu mir

все считали что это такой бардак
собираться и думать о том как плыть
и держать на себе караван-сарай
и из жолтых шариков что-то пить

все в пути никак не пригодно тут
никакие сборы не по нутру
все никак не могут и не уйдут
без моих записок мои пьеро

собирались как будто пиши пропал
лишний лист закатывать в белый грунт
все считали что это такой провал
что пьеро как клоуны не умрут

но собрались быть и наверняка
так и вышли оставив такой бардак
мне на память так посреди меня
только мрак мучной да кромешный мрак

И полная противоположность предыдущему - стихотворение, которое не просто чтения "жаждет", но в-живания в него и саморазоблачения читателя, дабы ему от своих "пьеро" избавиться...Или хотя бы правильно их в себе "выстроить"))...Герой в поисках своей идентичности: "пьеро" - важные части его личности(прошлые ли его состояния, ценностно-смысловые доминанты ли) , но они все время норовят покинуть героя, придать ему некую одномерность...Под музыку хотят удалиться), но печальную, ибо впотьмах)...А пока героя истязают культурными интенциями - то на Восток волокут, наряжая в нечто несуразное(кимоно), то Запад как обычно обольщает, зовёт к себе(kommt zu mir). Вспомнилась концепция о "мужских" и "женских" культурах( Россия - невеста, Запад - назойливый жених))...А можно и далее  - увидеть в караван-сарае устройство государственной жизни по восточному образцу, когда государство становилось непосильным бременем для общества и думать о том, как плыть, конечно, можно было, только пользы никакой это не приносило  и не оставалось тогда ничего иного, кроме как -  "из жолтых шариков что-то пить"...Но эти историософские изыскания придут на ум скорее во время исполнения второй части
 "4' 33'' ", которая, как известно, длится 2 мин. 23 секунды), а затем вдумчивый читатель погрузится в мир своих "пьеро" и поймёт, что "письмо" - это именно то, что "освобождает" внутренних "пьеро", популярнейшая психотерапевтическая процедура, чем на протяжении веков и лечились писатели и поэты), изгоняя "бесов" на белые листы...И остаётся  внутри нас мрак всяческий, "мучной да кромешный"...И новые "пьеро" пробираются нехожеными тропами разума и культуры, сбиваются в стаи и говорят разными голосами...До нового изгнания...Драма творчества и трагедия идентичности. А хорошо бы ещё приложить к образам и смыслам текста концепцию "шизоанализа" Делёза и Гваттари.
Но ещё лучше самокритично вспомнить слова С. Зонтаг: "Наше время наполнено шумом от призывов к молчанию"...И более не говорить, а просто вслушаться в опус Кейджа...
И услышать шуршание "фантиков")...Вот один из них -
РОБЕРТА РО «Наше первое свидание...» http://www.stihi.ru/2014/04/01/721 отборочный тур для резидентов БЛК

Наше первое свидание,
Светит месяц молодой.

Ты, за все мои страдания
Мне подаренный судьбой -
Happy end в моём сценарии.               
Это - просто волшебство…

И глаза...
                Такие карие…
Ну совсем как у него…

Весёлая "частушечная" расцветка), буковки на нём иностранные, а значит "брендовее", чем прочие да и  разворачивать долго не надо...
Правда и вкуса-то особого нет, а про послевкусие и говорить не стоит...Прелестный "девичий" стих, и это определение -  не позиция дискриминирования, но констатация статуса целевой аудитории и "богатства" художественно-эстетических идей. А куда деваться? Любители пошуршать фантиками были всегда)) и некоторые считали, что в этом тоже есть художественная идея)...К счастью, не так много "фантиков" насобиралось в октябрьском лонге да и шуршать уже смешно и нелепо - "4' 33'' " закончились...
   И спасибо Джону Кейджу за то, что намекнул нам - как порой важно услышать окружающий мир и что-то, тем самым, расслышать в самих себе...