Дама с камелиями, или как старые сюжеты наполнить

Зера Черкесова Новеллы
2 ноября  2014г.

Дама с камелиями,или как старые сюжеты наполнить новым содержанием.

Дама  с камеями, Дон Жуан, или в   поисках новых  сюжетов.


Я ищу новые сюжеты  для  достаточно масштабного романа. Казалось бы, жизнь и литература полны сюжетов. Но...оказывается, все  не так  просто. Должна  состояться  Встреча  Автора и Сюжета.  Это как  Встреча Любви. Все твое  существо должно  всколыхнуться. Увы, это  случается редко  и непредсказуемо. Великие  произведения  рождались подчас  от самых непредсказуемых  случайностей. Например, однажды  на   вечеринке в  некоем  салоне певица  Лавровская, очень  известная  в  свое время, посоветовала Чайковскому  написать  оперу на сюжет  Евгения  Онегина Пушкина.

Петру   Ильичу  эта  мысль показалась »дикой». Именно  это  определение  фигурирует  во   всех исторических  справках  о  сотворении самой знаменитой и любимой поколениями  слушателей русской  оперы. Дикая   мысль! Решительно нелепая   идея.

Но  зерно было  брошено...Прошло  несколько дней  и вдруг в какой-то миг, как  током  ударило мозг:писать  оперу на сюжет Онегина! Чайковский  вспомнил, что у в   его  небольшой  еще походной библиотеке на съемных квартирах  нет  томика  Онегина. Срочно в  ближайшую книжную лавку. Но уже поздно, все  магазины  закрываются. Нет  мочи терпеть  до утра! Чайковский  вихрем несется по   проспекту  и,  залетев  в  книжный магазин, с порога крикнул:»Евгений Онегин»!Пушкин!»
На  него странно посмотрели и велели мальчику-работнику принести со  склада  томик,  а  вообще магазин уже  закрывается.

Счастливый, Петр  Ильич  бегом  вернулся  на квартиру, прижав томик Пушкина  к груди, и вся  бессонная  ночь  прошла   в  перечитывании  нечитанного с  гимназической  поры  программного произведения(Мы  все учились понемногу чему-нибудь и  как-нибудь), лишь смутно   помнился  в общих чертах сюжет.

А потом  за  одну ночь  Чайковский  написал  «Сценариум»-сам, всё либретто! И покатилось. «Перо к  бумаге, минута, и стихи свободно  потекут»(тоже  из Онегина строка).Сказать, что  Чайковский создал  шедевр, достойный Пушкинского творения-мало  сказать.

Онегин, как ни крути, национальное произведение, «энциклопедия  русской жизни» 19  века  по  определению Белинского, что помним со школьной скамьи. Чайковский сделал  его  интернациональным:ибо самая ставящаяся  в  мире  русская опера, и  популярность  ее  не уменьшается. Вот  несколько лет назад была  европейская премьера  Онегина в режиссуре Чернавского,  молодого  оперного режиссера, имевшая  шумный  мировой резонанс, я  смотрела, это нечто! Режиссеру действительно удалось «осовременить» оперу, но точно выдержав  баланс на уровне чеховского времени, этакий "Вишневый  сад" по общей оценке. И при этом создав удивительный »кинематографический» эффект постановки.

Вообще же, «осовременивания «классических  опер-занятие чаще всего неблагодарное, с трагикомическим результатом. Джинсы  и тонированные очки под  музыку Верди. И даже более  ранних классиков. «Не из той  оперы»так  и прёт. Уж лучше переодентесь  в  традиционные оперные кринолины и парики с косичками,но пойте хорошо и играйте правдиво.

Вот что сказал  Александр  Дюма-сын  об опере  Джузеппе  Верди «Травиата», написанном им  по роману  Дюма-сына:»Дама  с  камелиями»:»Через 50 лет   мой  роман был бы забыт-Верди обессмертил  его». Самокритично. И он был  абсолютно  прав.  Литературные произведения  живут короче великих  опер  и балетов, драм  для театра. Если они  не переложены  на сценические искусства, а в наше время-не экранизированы-то самая талантливая литература, имевшая  в  свое время шумный  успех, неизбежно  забывается. Меняются   эталоны  стиля, меняются  модные  сюжеты. В  19  веке  чрезвычайно моден  был  этот  сюжет:дама полусвета, угасающая от  чахотки(тогда  туберкулез был  бичом  мира), в нее влюбился и  даже собирается  жениться  на  ней богатый  аристократ, скандал! Была  такая  романтизация  куртизанок, их блеска  и нищеты.  Идеи социальной справедливости,  конечно, сказывались на  этом частом сюжете: куртизанка-содержанка  из  низов и  богатый  аристократ, против них-»благородное общество».  Вспомним хоть  Джен Эйр-в сущности, о  том же. Правда, Джен  Эйр-скромная  гувернантка,  но это другой поворот того  же  сюжета о  праве на счастье, против  которого  ополчились  «условности света». Эта  стрежневая идее литературы 19  столетия. В  защиту униженных    и оскорбленных,  даже если  это  угасающая с  маковым  цветом  на  щеках от чахотки-парижская  куртизанка. 

В  наше время, когда  даже  принцы и нефтяные  магнаты женятся на  «девушках из  народа», а то и -о ужас  викторианской  эпохи!-на разведенных  женщинах, архаичными  представляются  эти некогда  революционные произведения. И в самом  деле, кому была бы интересна ныне Дама  с  камелиями Дюма-сына, если  бы не  пьянящая музыка Верди! Музыка  на  все времена, никогда не устареет. И снова  и снова  оперная Травиата, Виолетта Валери, на всех  оперных  сценах  мира, взывает  к Року:Простите вы  навеки, о счастье  мечтанья. Я  гибну, как роза,  от бури  дыханья...

А кто  читал «Даму  с камелиями» Дюма-сына? ...Надо  почитать:))  Но в  качестве  литературного и киносюжета  история Виолетты  и  Жермона давно неактуальна. Сегодня Жермон без  всяких проволочек легко  женился  бы  на  Виолетте, несмотря на «ее прошлое». Разве если рассказать  старые сюжеты по  новому. Так сказать, старые песни о главном.

Прочла  синопсис(краткое содержание) оперы Даргомыжского «Каменный гость» на  сюжет  повести   Пушкина. Между  прочим, Пушкин, кажется, весь  переложен на  ткань  оперы, балета  и кино.  Прочтение  и  навеяло эти мысли. Каменный гость-это  о   вечном герое мировой  литерауры-Дон Жуане. Интересно сравнить  слушанную-переслушанную величайшую  оперу  Моцарта  «Дон Жуан» с «камерной оперой» Даргомыжкого »Каменный гость» по  Пушкину.  И там, и там фигурирует таинственный  мистический истукан-скульптура  Командора, убитого Дон Жуаном и  пришедшая  из  Бездны покарать нечестивца. В  обеих операх-тяжелый выбор  Донны Анны, дочери Командора, между дочерним долгом отмщения за отца(этот женский аналог   принца Гамлета!)-и  вспыхнувшим чувством к   опытному  обольстителю Дон Жуану. Но  в  обеих  операх -Моцарта и  Даргомыжского по  пушкинскому  тексту- Донна   Анна, как  Донна   Эльвира, как  и  крестьянка Церлина-не  карают  сами нечестивца,  они слишком слабы пред  силой  его очарования: отмщение и аз воздает  Рок  в  образе  ожившей статуи  Командора.

Тема грозного таинственного  Рока проходит красной нитью через  оперу  Моцарта(не забудем, что он состоял  в ложе вольных каменщиков, то есть  масонов)-что  подымает на философский уровень это творение над массой  посредственных  произведений на бытовые  и куртуазные сюжеты а-ля  Декамерон. Командор олицетворяет   вселенские силы Справедливости  и  Неотвратимости воздаяния, от которого никому не уйти. Раскрытие этой  идеи Моцартом в его последней опере огромно  по силе воздействия. Это, несомненно, лучшая и значительнейшая из  его опер,  несморя на обаяние комических опер  «Свадьба Фигаро» и ранних типа  «Похищение из  Сераля» и т. д. Пожалуй, и мощнее «масонской« оперы Моцарта »Волшебная флейта» с  откровенно-сказочным сюжетом, только что с  масонской символикой. Но «Дон Жуан»-психологически-сильное  произведение, реалистичное, несмотря на элемент  мистицизма в лице  Командора. Но разве в нашей жизни мы не замечаем нередко присутствие мистически-необъяснимого?  Разве мы не уповаем подчас  на высшие силы? Разве  не говорим:есть правда на Земле! Есть  Божий  суд!

Однако как воплотить в произведении литературы, оперы, кино и драмы нашего времени этот вечный сюжет? Статуя  Командора? Но это так  оперно-бутафорски, смешно...И что  вызывающего  в наши дни и эпатажного в фигуре Дон Жуана-в  эпоху   торжества  Соддома и Гоморы,  когда  министры правительств признаются  в  особых  ориентациях, а  «однополые браки» становятся статьями законодательств и обряды  «венчания»осуществляются  в  храмах Запада священнослужителями в рясах, не исключено, что скоро-и в России?!

В эпоху, когда  не осталось в  «цивилизованном обществе» места понятию  греха и пресечения черты  дозволенного-удивительно ли иссякание литературы  и драмы?  Ведь  греховность   Виолетты создает силу  воздействия  «Травиаты». Грех на  душу берет и  мистер Рочестер, скрыв факт наличия  жены, хотя бы и безумной,  но законной-предложив  Джейн стать  его женой.  И Джен Эйр говорит себе, узнав  о тайне:»Беги  искушения!».Она  покидает Торнвилл-холл,  отринув предложения  Рочестера  бежать в  Италию или еще куда-нибудь. Такой  же ответ получает и Евгений Онегин, валявшийся  в  ногах княгини  Татьяны,  оставшейся непреклонной  и верной долгу,  не поддавшейся искушению греховности. Она не просто «другому отдана»:она дала  обет  верности перед Богом! Вспомним  последние слова Оненина:»Позор. Тоска. О, жалкий жребий мой!». Он сам  оценивает свой поступок, как  позорный и «жалкий  жребий»! Но  в наше время все это пустой звук. Ныне не осталось  моральных  дилемм:вот и   измельчали и литература, и кино. Опера же,  да в значительной степени и драма-просто сошли на нет, сохранив лишь  набор классики. Вот легкомысленная оперетта-та  сохранила  интерес публики, модно  переименовав себя в  «мюзикл».  Хлеба  и зрелищ!Клич  римского  плебса  в  эпоху упадка  империи.



02.11.2014 13:17