Песня о Зое и Шуре

Вячеслав Орлов Рязанец
                ПЕСНЯ  О  ЗОЕ  И  ШУРЕ.


Мне казалось, она –
                из семьи коммунистов.
Мне казалось, она –
                из породы людей,
Кто идею считал   
                удивительно чистой.
Самой лучшей из всех 
                самых светлых идей,
И она мне казалась
                московской девицей,
Той, которая знает
                большую страну
По словам педагогов
                советской столицы,
Воспевавших свободу,
                жизнь, рассвет и весну.
Оказалось, она  -
                из глубинки тамбовской,
Из деревни с названьем
                Осиновый Гай,
Оказалось, до жизни
                красивой московской
Зоя знала, что жизнь
                не похожа на рай.

Был священником дед её,
                был иереем,
И апостола имя
                носил он Петра,
Как апостол он семя
                духовное сеял,
Семя радости, веры,
                любви и добра.
Говорят, что священника
                люди любили,
Как и сам он любил
                православный народ,
Только русские ветры
                погоду сменили –
Наступил, наступил
                восемнадцатый год…

К иерею Петру 
                с большевицким отрядом
В восемнадцатом ленинском
                славном году
Комиссары пришли,
                разобрались, как надо,
И попа утопили
                в холодном пруду.
До весны подо льдом
                иерей проболтался,
А когда лёд растаял,
                и тело нашли,
Верный Богу народ
                с ним навек попрощался,
Дал ему два аршина
                церковной земли.

Сын его, Анатолий,
                семинарской науки
После гибели этой
                не хотел одолеть,
У него опустились
                к учению руки,
Он и мать, и себя
                стал с печалью жалеть.
Анатолий  женился,
                в жёны взял себе Любу,
Ту, что грамоте в школе
                учила детей,
Ну, а сам он работал
                кем-то вроде завклубом,
Был приветлив и весел,
                и прост без  затей.
В двадцать третьем году Зоя,
                дочь появилась,
Через год сына Шуру
                жена родила,
В жизни, вроде бы, всё
                равномерно крутилось,
Но колхозная эра
                в Россию пришла.
Начались возмущенья,
                наветы, доносы.
Анатолий о зависти
                многое знал,
И о злобе людской,
                и наивных вопросов
Никому задавать он
                в деревне не стал.
Взял он карту Руси,
                оглядел её строго.
В высоту и в длину,
                так сказать, во всю ширь,
От наветов и подлости
                выбрал дорогу
В край суровый, таинственный,
                в землю Сибирь.

Там не знали его,
                и в деревне далёкой
Он немного  пожил,
                повидал наяву
Как сочится земля
                человеческим соком,
А потом вдруг с семьёю
                уехал в Москву.

Чтоб людей избежать,
                можно в джунглях укрыться,
Ну а можно – в столице,
                и в море людском
Неприметно ходить,
                неприметно трудиться,
Жить безвестно и тайно
                в миру городском.
Важно было и то,
                что в Москве и доныне
Толще хлеб, гуще масло,
                и слаще вода –
В целом мире законов
                столичных не сдвинет
Никакой повелитель
                нигде никогда,
А у Любы, жены
                в Наркомпросе московском
Обреталась сестра,
                и сестра позвала
Любу с мужем в Москву,
                чтобы жизнью неброской,
Но спокойной и сытой
                семья их жила.

Так и жили они,
                но в году тридцать третьем
Анатолию сильно
                скрутило живот,
На столе у хирурга
                он смерть свою встретил,
Бог открыл перед сыном
                священника свод,
Свод небесный открыл –
                нету смерти случайной,
Сын святого не мог
                умереть просто так,
И в уходе его,
                невозвратном, печальном
Был, конечно. спасения
                Божьего знак.

Я не знаю, как Люба
                о том рассуждала.
Кто ей Бог был, и что ей
                была благодать,
Но по мужу она
                очень долго страдала,
Детям тоже пришлось
                без отца пострадать.

Зоя девочкой чистой была,
                справедливой,
В ней был ум и живая
                была простота,
А московские дети
                нередко спесивы.
Чувства путаны их,
                и развязны уста.
Даже кто подобрей –
                те над Зоей смеялись.
Над наивной смеялись
                её простотой,
А у девочки нервы
                от горя сжимались.
И душа потеряла
                надолго покой.
О Христовом пути
                ей тогда не сказали,
И о жизни без смерти 
                не поведали ей,
И душа молодая
                в тишине и печали
Привилась к идеалам тех,
                советских людей.
Идеалы – они
                очень редко убоги,
Зоя книги читала,
                писала дневник,
Только нет в дневнике её
                речи о Боге –
Не давали о Боге
                тем школьникам книг.

Постепенно прививка
                совсем отболела,
Комсомолкою Зоя
                серьезной была,
На собраньях вела себя
                прямо и смело,
Уваженье к себе
                у других обрела.
Брат тянулся за ней,
                в ней он чувствовал силу,
Что она поняла –
                он хотел понимать,
Зоя Родину, Ленина
                крепко любила,
Шура тоже любил крепко
                Родину-мать.
В сорок первом враги
                на Россию напали,
А точнее сказать –
                на Советский Союз.
Женский пол по призыву
                на службу не брали
Баба в форме военной –
                не помощь, а груз,
Но упрямая Зоя
                на фронт захотела,
Никому ничего
                не сказала, пошла,
Обучилась тайком
                диверсантскому делу,
А фашистов война
                до Москвы  довела…
Зое дали наган, водку,
                хлеба немного,
Дали пять зажигалок
                в холщовом мешке,
И послали её,
                и сказали ей строго –
Возвращайся, коль выйдет,
                назад налегке.
Зажигалками теми
                крестьянские хаты
Там, где немцы стоят
                полагалось ей жечь,
Чтоб на русской земле
                враг фашистский проклятый
Не сумел бы в тепле
                ни присесть, ни прилечь!
Бедолашную Зою
                фашисты поймали –
Среди ночи крестьянин
                её ухватил.
У сарая схватил, -
                так что, в самом начале
Наш стервец нашу девку
                уйти не пустил!..
А потом были те
                жесточайшие муки,
О которых писали,
                снимали кино…
Устояла она.
                По фашистской науке
На веревке ей было
                висеть суждено.
Как апостол огня.
                до минуты расстанной
Говорила  она
                слово веры своей,
И горел в ней огонь,
                тот огонь необманный,
Что горит только в сердце
                у чистых людей.
Дальше – вечность была,
                а холодное тело
Может, дней пятьдесят,
                может – меньше чуть-чуть
Без одежды для страха
                в деревне висело,
И подонок какой-то
                отрезал ей грудь.
Шура, брат, еле срока
                призыва дождался,
Шура стал командиром,
                и ушел воевать,
За двоих, за троих он
                отважно сражался –
За себя и за Зою, и конечно,
                за мать.
Он погиб в сорок пятом.
                Молодому старлею
В Померании хмурой 
                немецкий снаряд
Сердца стук оборвал,
                и ушла батарея
Без него к стороне, той,
                где солнца закат.
И сравнялся тогда
                брат с погибшей сестрою,
И его осенила
                Золотая Звезда,
Из одной колыбели
                два светлых героя
Осветили нам путь,
                и ушли навсегда!..
Но зачем же Господь
                в мире их не оставил?
Для чего эти смерти –
                от мук и в бою?
Этих брата с сестрой
                ведь не зря он  прославил
И, конечно, их принял
                в обитель свою!
Ну, а может им лучше бы
                было в райкоме?
Может, лучше им было б
                носить партбилет?
Может, лучше им было б
                в невнятной истоме
По собраньям партийным 
                бродить сорок лет,
И мутить свою душу,
                мутить болтовнею,
Поминая повсюду
                завет Ильича?
Мимо церкви ходить,
                и словечко дрянное
О попах говорить
                иногда сгоряча?
Бог не мог допустить,
                чтобы внуки святого
После подвига славили
                ленинский строй! –
Видя в каждом из них
                пламень сердца живого,
Дал им вечную память,
                и вечный покой.