Боевой дух советской армии

Сергей Александрович Бабичев
В середине семидесятых годов двадцатого века, во времена Брежневского застоя, когда непобедимая Советская армия практически накопив огромное количество ракет, бронетехники,  мат/тех. обеспечения,  чувствуя своё мировое превосходство, напрочь забыла, что такое КШУ (командно-штабные учения).
Возникает вопрос, чем занимался солдат, на протяжении двух лет, проходя срочную службу? Ответ прост, - всем чем угодно, только не боевой подготовкой. Учился, как истинный дармоед, ходить строем в столовую, заправлять собственную кровать, подшивать белый подворотничок, чистить картошку и туалет. Особо одаренным доверяли строить генеральские дачи и красить листья на деревьях и траву осенью в жёлтый цвет, а летом в зелёный.
Чтобы служба мёдом не казалась, армия держалась на дембелях и сержантах. В то время, когда офицерский состав пьянствовал, казармы заполненные молодёжью от восемнадцати лет и старше, были предоставлены сами себе. До сих пор не могу понять, как, за счёт чего, могла держаться эта масса людей? Без педагогов и воспитателей, без священников и психологов, вооружённые толпы молодых людей существовали по какому-то не писаному Уставу.
 Из года в год, из призыва в призыв, передавался этот Устав, в котором главной заповедью было то, что сержант и старшина, это твои мать, отец и самый главный начальник на полтора года, а последние полгода – ты дембель, тебе всё позволено и ты освобождён от всех нарядов и работ. За тебя даже заправляют кровать и чистят твои сапоги.
Из всего этого вытекает один вопрос, – какой защитник Отечества мог вырасти в  такой армии, где каждый только и мечтал получить сержантские лычки и дожить до дембельского полугодия. В одном из таких распустившихся, деморализованных подразделений, Советские генералы, совместно с командирами из гражданской обороны решили поиграть в войну…

 Самая обычная мотострелковая дивизия, вооруженных сил СССР, была поднята по тревоге.  В среднем в дивизии 12-24 тыс. человек. Командир дивизии генерал-майор.
В состав мотострелковой дивизии входит три полка мотострелковые и один танковый, Кроме этих основных полков в дивизии два артиллерийских полка, один зенитно-ракетный полк, реактивный дивизион, вертолетная эскадрилья, инженерно-саперный батальон, батальон связи, автомобильный батальон, разведывательный батальон, батальон радиоэлектронной борьбы, батальон материального обеспечения. Ремонтно-восстановительный батальон, медико-санитарный батальон, рота химической защиты и несколько различных рот и взводов вспомогательных.
Всей этой огромной массе народа, поднятой тёмной ночью, в полной боевой экипировке была поставлена боевая задача:
- Пройти через город, который подвергся атомной бомбардировке. Мирным жителям помощь не оказывать, своих солдат в городе не бросать. Противогазы не снимать. Вывести подразделения к месту дислокации и окопаться, - отдал приказ комдив. О том, что это всего лишь учения, знали лишь высшее командование, все остальные, вплоть до ком. Полков и батальонов, искренне верили, что началась третья мировая война.

…Одна треть боевой техники не смогла выйти из парка по причине неисправности, отсутствия аккумуляторов, горючего или просто по неопытности механиков – водителей. Та часть мотострелковой и бронетехники, которой всё же удалось покинуть места дислокации, совершенно не знала, как двигаться в колонне. Если головная машина двигалась со скоростью 70 км/час, то последнему требовалось лететь со скоростью 120. Колонны заблудились в лабиринтах грунтовых просёлочных дорог, утонули в пыли и начали давить друг друга колёсами и гусеницами. Командиры зенитно-ракетных полков и дивизионов от происходящего ужаса пускали себе пули в лоб.
Пехота тем временем подошла к развалинам города. На руинах валялись оторванные, окровавленные руки, ноги, головы. Раненые, обгоревшие, старики, дети, женщины просили о помощи и тянули обожженные руки, хватаясь за полы шинелей. Повсюду полыхали пожары. На окраинах города гремела артиллерийская канонада,  были видны всполохи от взрывов бомб и снарядов. Над головой барражировали боевые вертолёты и с грохотом проносились самолёты. Не было никакого сомнения, что город действительно подвергся нападению. Увидев кровь и фрагменты человеческих тел, не подготовленные солдаты, стали падать в обмороки, срывать с себя противогазы, захлебываясь в собственных рвотных массах. 80% личного состава дивизии было деморализовано и выведено из строя. Попросту говоря, без единого выстрела дивизия была уничтожена. Многим требовалась медицинская помощь. Из тех, кто дошел до боевых позиций и получил команду: снять противогазы, 20% были седыми. Защищать город было практически некому.

Из этого учения Советская армия извлекла для себя урок.
Против всего высшего армейского и ГО руководства были возбуждены уголовные дела…
Никакая школьная военная подготовка, никакие туристические кружки и клубы, кричащие о том, что готовят ребят к службе в армии, не могут дать знание, а тем более привить навык ведения современной войны. Армия должна быть контрактной, мобильной и профессиональной. Балласт, состоящий из «пушечного мяса», должен быть либо в обозе, либо в Нархозе.
После этого был Афганистан - школа мужества…
***
ПОЛНОЛУНИЕ - ВОСПОМИНАНИЯ ВЕТЕРАНА


С севера плывут облака,
Видимо замёрзли они.
Млечный путь блестит, как река
В небе расплескав звёзд огни.

Золотой, чарующий свет,
От бесстыжей полной луны.
Не могу сказать ему – нет,
Всё равно украл мои сны.

Словно демон вкрался в мой дом.
Тени по картинам скользят.
К горлу подкатил слёзный ком,
Вновь напомнил павших солдат.

Точно так светила луна
Распластав  таинственный свет.
А в ущелье смерть и война.
Западня, – и выхода нет.

Если бы не тот лунный свет.
Кабы закоптить лунный блин.
Кто бы разглядел силуэт?
Живы были б все как один.

© 18. 11. 0001 г. С.А. Бабичев