История Кадма. Часть5

Светлана Каплун
    Что же произошло в действительности?..  А я совершенно уверена, что Кадм, как и Иисус Христос, вполне реальная личность. Причём, личность выдающаяся, если ему удалось оставить такой заметный след не только в мифологии и памяти древних, но и в различных эзотерических учениях. Вот, допустим, Девкалион (греческий Ной, родоначальник человеческого рода после потопа) больше нигде не упоминается. А ведь казалось бы, кто сравнится с ним по значимости? С Кадмом же всё наоборот: даже совершенно «посторонние» мифы адресуют к нему (взять хотя бы миф об аргонавтах: знаете, откуда в Колхиде появилось золотое руно?)

    Но сейчас я возвращаюсь к истории появления Фив.

    Из содержания мифа можно заключить, что после решения заложить город в месте, указанном Аполлоном, все сидонцы, кроме Кадма, оказались убиты змеем. Кто скрывается за образом змея? – люди, конечно. Можно строить множество догадок, как именно это произошло. Было ли сражение или финикийцев застали врасплох? Почему остался жив царевич Кадм? В мифе говорится, что он убил змея… Значит ли это, что был поединок между ним и вождём атаковавших, из которого Кадм вышел победителем?  А дальше случился раскол: часть нападавших выступила за сохранение жизни Кадму и победила тех, кто хотел убить его. Сдаётся мне, что это была драматическая и очень захватывающая история!

    Пятеро «спартов» вместе с Кадмом заложили крепость Кадмею и стали родоначальниками самых знатных родов г. Фивы. Уместен вопрос: кто они такие – «спарты», с которыми Кадм основал город?

    Нужно сказать, что в те давние времена Грецию населяли вовсе не привычные нам греки, а самые разнообразные племена. Были пеласги, были лелеги – эти не греки. А собственно греки делились на четыре племени: дорийцы, эолийцы, ахейцы и ионийцы. Эолийцы больше близки к дорийцам, у ионийцев с ахейцами ещё более тесное родство.

    В начале второго тысячелетия до н.э. или даже чуть раньше ахейцы из Придунайской низменности вторгаются в Фессалию, а чуть позже – на Пелопоннес. В «Илиаде» Гомер всех греков Пелопоннеса называет ахейцами, а также данайцами и аргивянами. В первой половине второго тысячелетия до н.э. появляются такие города ахейцев как Микены, Тиринф. Около 1500 года. до н.э. ахейцы добрались и до Крита. Так на основе минойской цивилизации вырастает крито-микенская.

    В Аттике обосновались ионийцы. Известно, что  еще в XVI — XIII веках до н. э. на месте Афинского акрополя существовало укрепленное поселение и «дворец». По утверждению Геродота, афиняне гордились своим древним пеласгическим происхождением. А вот в смешанную национальность ионийцев, кроме собственно ионийцев, входили абанты из Эвбеи, минийцы, кадмейцы, дриопы, фокейцы, молоссы, аркадские пеласги и эпидаврийские доряне. Так что ответ напрашивается сам: вступая в борьбу со змеем, Кадм в реальности столкнулся с греками-ионийцами.

    Кстати, сами ионийцы называли себя автохтонами, произошедшими из почвы своей страны (это я относительно «спартов» напоминаю). Интересно, что ионийцы считали своим покровителем Посейдона, которому по легенде Кадм приходится внуком.

    Итак, изначально Кадма направлял Аполлон (бог лелегов и этрусков). В развитие ситуации активно вмешивается Афина (я предполагаю, что это богиня пеласгов). Поскольку убит змей, посвящённый богу войны Аресу, то он является третьим заинтересованным лицом…

    Интересно, что в мифе об аргонавтах наблюдается повтор: золотое руно висит на дереве в священной роще  Ареса, и охраняет его новый дракон (запасливый, однако, Арес!), а вот Афина опять даёт совет уже Язону бросить камень в толпу выросших из посеянных зубов дракона воинов, чтобы поссорить их между собой. Правда, события разворачиваются в Колхиде…




----------




В качестве иллюстрации - Кадм и Гармония (Эвелин де Морган)