Мысли о жизни и любви

Саша Легкопарус
     Я человек православный и не люблю материться. По крайней мере, осознанно стараюсь этого не делать, поскольку сквернословие – это грех. Но, каюсь, грешен и я, бывает, что ругнусь нечаянно – жизнь ведь тяжёлая штука. Работаешь, работаешь, а радости никакой.
     В браке с моей женой мы уже более четверти века. Долгое время я не хотел венчаться, хотя местный батюшка всегда советовал.  Я никак не понимал, зачем, ведь  не в сожительстве же, а в законном союзе живу. Но, как-то раз, лаврский пожилой монах мне объяснил: «Венчание – есть оправдание плотской жизни». И вот тогда я понял. Живущий вне венчания, так же, как любой блудник, достигая «райского наслаждения», просто-напросто проникает в Царство Божие как вор и наслаждение его преступно. Безбожием преступно, так как с Творцом всего бытия не соединяет. А в освящённом венчанием браке, любящие друг друга супруги соединяются с Богом, но не через наслаждение, а посредством единения во взаимодействии взаимного понимания. Бог – это единство.
     «Для Бога каждая человеческая личность – возлюбленная. В святоотеческой традиции Сам Бог, в Своей внутри-троичной сокровенной жизни, определяется как «всеполнота Эроса», нерасторжимого эротического единства. Этот Эрос проявляется, как экстаз: в нём находит выражение эротический Божественный порыв, конституирующий и внеположные Богу сущности», - так о Боге написал в своё время ХрИстос ЯннарАс, видный греческий православный философ, богослов и писатель.
     Естественно, после понимания этого, я приложил усилия, и мы с моей супругой обвенчались. Произошло это в маленькой сельской уютной церквушке, без присутствия посторонних лиц. Не стану описывать процесс этого дивного таинства – всё очень волнительно и трогательно до слёз. И сердце чувствует, что ангелы, ликуя, поют и рукоплещут. Благодатно благолепное состояние души после венчания прекрасно! Правда, к сожалению, недолговечно. И уже через полгода внутрисемейная атмосфера отношений вернулась в прежнее бытовое состояние. Вот ведь незадача – так хотелось вечной радости, но, увы.
      Однажды, во время «Успенского поста», на литургии преждеосвященных даров, находясь перед одной из икон Богородицы, я нечаянно задумался о любви. И думал примерно следующее: «Мы, люди обычные, знаем любовь как неотвратимое влечение между мужчиной и женщиной друг к другу и как наслаждение в утолении этого желания. Неужели же без плотской тяги, покой души и отсутствие ненависти – это и  есть вся человеческая любовь? Что есть любовь Божественная? Какая любовь открылась Богородице Марии – деве, ставшей матерью?» Такие вот мысли меня посетили. И вдруг, буквально на секунду или чуть меньше, меня изнутри озарило невероятное состояние. Какое-то невыразимое блаженство глубочайшей любви! И сразу ушло. Это была такая любовь, такое блаженство, что захотелось умереть за всех, кого люблю. На глаза нахлынули слёзы… Значит, вот она любовь Небесная – готовность и стремление умереть за любимых! Но как жить с такой любовью? Смерть страшна. «Крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя,  ревность…». (Песнь Песней 8:6)
     Смерть. Она обидна, но только, когда бессмысленна. А вот отдать жизнь за любимых или, ежели таковых не оказалось, за нечто любимое – это свято и даже отрадно, поскольку благородно. Если мы внимательно присмотримся к жизни, вглядимся в глубинную сущность бытия, мы обнаружим, что она, хотя и называется жизнью, есть не что иное, как постоянное продолжительное умирание.  Существует такой научный термин «энтропия», что значит, превращение или необратимое рассеивание. Всё в этом мире умирает, то есть живёт, отдавая себя, и, более того, раздавая себя всем и всему, пусть даже это и не востребовано никем и, казалось бы, в этом нет необходимости. Свет Солнца, дарующий нам жизнь – это сияние сгорания и разложения. И свет звёзд, конечно же, то же самое сияние ежесекундного умирания. Бытие и жизнь самой вселенной – следствие взрыва и процесса распада. Но вы, читатели, наверное, уже готовы спросить, а при чём тут любовь? И кто любимые, ради которых всё это умирание происходит? А я в ответ спрошу вас (хотя это и невежливо – отвечать вопросом на вопрос, но уж извините, так вышло): что есть любовь? Как она проявляется в нашей жизни? Любой спрашиваемый скажет: любовь – это блаженство; в тоже время, любовь – это страдание; и любовь – это жертва собой за любимых. Весь космос, всё пространство наполнено этим, можно сказать, духом, говоря иначе, любовным явлением, жертвенной самоотдачей – страданием умирания и одновременно блаженством, потому что за любимых!
     В этом и состоит мудрость: вся жизнь – ЕЖЕСЕКУНДНОЕ  БЛАЖЕНСТВО  ЛЮБОВНОГО  ЯВЛЕНИЯ (во всех смыслах). Кто не понимает, что такое жизнь и не принимает её такой, какова она есть, тот не знает и не узнает истинной Небесной любви.
                16.11.2014. Санкт-Петербург, Россия.