История Кадма. Часть 8

Светлана Каплун
    Учитывая, как много может рассказать обычная родословная, нужно бы мне и к Кадму присмотреться внимательней. А то сказала, что внук Посейдона – и всё.

    Кадм – сын Агенора и Телефассы.

    Агенор – сын Посейдона и Ливии (по Гигину). Был царём в Сидоне. Причём, долгое время сидонцами называли всех финикийцев вообще.

    Нонн выдаёт другую информацию, но, поскольку им написаны «Деяния Диониса», я отношу его к орфикам и воспринимаю эту информацию очень скептически. Нонн утверждает, что Агенор – брат-близнец Бела (или его сын) и является основателем стовратных Фив в Египте, после чего удалился в Финикию, и почему-то городом Агенора назван Тир. Вергилий в Энеиде называет Карфаген городом Агенора. Замечу сразу, что Тир возвысился гораздо позже Сидона. А Карфаген, колония Тира, основан только в 814 году до н.э., и Агенор к Карфагену никакого отношения иметь не мог. Основательницей Карфагена считают царицу Элиссу (Дидону). Античные авторы рассказывают, что Эней, прежде чем поселиться в Лации, побывал в Карфагене. Но любви Энея и Дидоны воспрепятствовали боги, направив этрусков в Италию.

    О стовратных Фивах разговор особый.

    Начнём с того, что «Фивы» греческое название и происходит от египетского «Та-апе». Сами египтяне называли свой город Но-Аммон, или просто Но (копт. Нэ). Сейчас это Луксор. Был столицей четвёртого нома в Верхнем (Южном) Египте. Называлась эта область Уасет. Интересно, что ассирийцы называли эту территорию Урису (Урс – бык). Зародился город около 2000 лет до н.э. А это значительно раньше того времени, когда жили Агенор и Кадм. Кстати, и Кадм назвал свою крепость Кадмея. Фивами город стал позже (опять же греки постарались).

    Египетские Фивы знамениты тем, что являются центром культа бога Амона, слившегося с ещё более ранним культом бога солнца Ра. С 1580 г. до н.э. Фивы – столица всего Древнего Египта. Соответственно, и культ Амона-Ра стал главенствующим по всей стране. Священным животным считался баран, поэтому Амона часто изображали человеком с головой барана.

    Вернёмся к Нонну, который назвал Бела братом Агенора. Вот с Белом ситуация очень интересная. По другим греческим версиям, Бел – сын Эпафа.

   Эпаф – сын Зевса и Ио, обращённой в корову из-за ревности Геры. Преследуемая оводом, Ио добралась даже до Кавказа, где прикованный к скале Прометей посоветовал её бежать в Египет. А там уже Эпафа стали почитать как царя. История рассказана в «Метаморфозах» Овидия. Явно просматривается египетская Исида, вот только история, рассказанная греками, не соответствует египетским мифам.

    Есть ещё предание о Бусирисе – сыне Посейдона и Лисианассы. Эпаф приходится ему тестем. Известен тем, что приносил человеческие жертвы. Убит Гераклом. Вероятно, Бусирис произошёл от названия города Пер-Усир (он же Джеду и в более позднее время   –    Пер-Усир-неб-Джеду).

   В Пер-Усире в древности был культ Анеджти. Это локальное божество додинастического периода и эпохи Раннего царства девятого нома в Нижнем (Северном) Египте. Изображался в облике человека с двумя перьями на голове — символ двуединства Египта, с посохом и плетью (или хлопушкой) в руках — символы господствующего странника. Символ Анеджти: столб «Джед». Уже во времена Древнего Царства Анеджти был вытеснен культом Осириса, на которого были перенесены атрибуты Анеджти. Посвященный Анеджти столб «Джед» стал фетишем Осириса.

    Интересно, что культом Осириса прославился 20-й ном Верхнего Египта. Столицей нома был город Гераклеополь (греческое название). Египтяне называли его  Henen-nesut, Nen-nesu, или Hwt-nen-nesu, что означало «Дом королевского ребенка». Меня заинтересовала Гера, которая просматривается в названии города.

    Гераклеополь был столицей Нижнего Египта во время правления IX и X династии в Первый переходный период (2263 —2070 гг. до н. э.). Он также был одним из важнейших культовых центров Древнего Египта. Легенды гласят, что именно здесь Хор и его отец Осирис были венчаны на царство над народом Египта. Из приведённых дат видно, что культ Осириса существовал в Египте задолго до рождения Кадма. Так что связь имени Кадма с Бусирисом (с чем я уже столкнулась в одном источнике) – это чистые домыслы.

    Основными божествами двадцатого нома были бараноголовый бог Херишеф и любвеобильная богиня-корова Хатхор.

   Хатхор, или Хатор — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты, веселья и танцев. А также супруга Хора (Гора Бехдетского) и мать Гора-Сематауи. Первоначально считалась дочерью Ра. Термин Хатор — греческий, египетское имя этой богини — Херу. (Вот мы и добрались до Геры Волоокой Олимпийской!)

    В древнейший период Хатхор почиталась как небесная корова, родившая солнце. Фактически она была персонификацией Млечного Пути, представлявшегося древним египтянам в качестве молока небесной коровы. Хатхор почиталась в образе небесной коровы, перевозящей Ра, ещё со времён II династии (2840 – 2686 гг. до н.э.). Насколько я понимаю, это соответствует представлениям о небесной лосихе Земун, которую почитали предки славян. Хатхор традиционно изображалась в образе привлекательной женщины с рогами (позже превращёнными в своеобразную корону) и иногда ушами коровы, однако в некоторых местностях богиня сохранила облик коровы (одной из ипостасей Хатхор была корова Мехурет).

    Почитание Хатхор было распространено по всему Египту, а также в Нубии, Библосе, Пунте, на Синае.

    Вот сколько всего интересного можно узнать, обратившись к родословным. А ведь я только историю Агенора изучила!

    Телефасса (далеко светящая) – мать Кадма. По Мосху – дочь Ливии. А по Гигину, это Агенор -  сын Ливии. Похоже, родословную Кадма греки всё-таки не знали… Ладно. Посмотрим, что греки могут рассказать о Ливии.

   В древнегреческой мифологии нимфа Ливия -  дочь Эпафа и Мемфиды (или Хеммиды). Возлюбленная или супруга Посейдона, от которого родила близнецов Агенора и Бела, а также Лелега (царь Мегар, эпоним лелегов). Иногда от Посейдона её сыном называют Бусириса, а от Бела дочь — Ламию.
    Ливия в римской мифологии была дочерью Эпафа и Кассиопеи. Супруга Нептуна, от которого родила Бусириса, правителя Верхнего Египта, убитогоГеркулесом. Правительница одноимённой страны к западу от Нила.

    Интересно, что из греческой версии получается, что сидонцы состоят в родстве с лелегами.

    По запросу «Мегар» нашлась только информация о Мегаре – городе, расположенном в 42 км к северо-западу от Афин. Город имел два акрополя, один из них носил название Кария и был основан, по преданию, царем Каром, сыном Форонея, царя аргосских пеласгов. Потом городом овладели лелеги, а внук царя Лелега, Пилас, передал царство афинскому царю Пандиону, при котором страна перешла в руки ионян и составляла одно царство с Аттикой.

    При разделе царства между четырьмя сыновьями Пандиона, Мегара досталась Нису, который основал близ неё гавань Нисею. При нём страна подверглась нападению критян (Ахейцев? Потому как ионийцы и ахейцы очень близки между собою…). На помощь Нису пришёл Мегарей из беотийского города Онхеста; женившись на дочери Ниса, он наследовал своему тестю.

    На дочери Мегарея женился Алкофой, пришедший из Элиды (область на северо-западе Пелопонесса). А известна Элида тем, что там расположена Олимпия - одно из крупнейших святилищ Древней Греции, где возникли и на протяжении многих веков проводились Олимпийские Игры. В микенскую эпоху здесь господствовало племя писатов (о которых я пока решительно ничего не могу сказать). Первоначальное святилище в Олимпии находилось у подножия холма, который позже был назван Кронион, и было посвящено богине земли Гее. Общее почитание в тех местах богини плодородия позже было связано с культами Геры, Деметры и Гипподамии, в то время как муж сей богини впоследствии отождествлялся с Зевсом, Гераклом Ахейским и Пелопсом.

    Ну вот, понемногу начинает вырисовываться картинка. Кстати, есть ещё одна Мегара - на Сицилии. Переименована дорийцами из Гиблы в 729 г. до н.э. Отсюда закономерный вопрос: связаны ли каким-то образом дорийцы с лелегами?