Алла Коркина. Золотой надо мной орешник

Алла Коркина
   
                О творчестве поэта Д.М.Николаева

Дмитрий Михайлович Николаев, член СП России и СП Молдовы «Нистру», автор 15 книг, более 30 научных работ по физике и структурной культурологии, организатор многих ежегодных культурных мероприятий республиканского уровня – уже давно стал заметным явлением в русском культурном пространстве Молдовы.  И с самого начала появления в русском движении и в русской литературе Кишинёва он проявил себя как неординарная личность. Но проходит время, и всё больше убеждаешься в многогранности  его  таланта.

Он родился на самом крайнем востоке огромной России, в Южно-Сахалинской области. Детство и юность Дмитрия Михайловича прошли на юге России, в городе Славянске-на-Кубани, поэтому судьбы русского казачества ему особенно близки. Не случайно одни из самых пронзительных циклов в его творчестве – «Сто тропинок в Диком поле», «Сыновья большой реки», «Песни южных степей» – посвящены именно его степной и многоязыкой малой родине в её историческом бытии.

Служба в ракетных войсках стратегического назначения предоставила ему возможность побывать и в Белоруссии, и в городе Свободном под Благовещенском, и в Сибири, и в Забайкалье, и на русском севере, в Плесецке. Учёба в Московском госуниверситете и многолетняя научная стажировка в Объединённом институте ядерных исследований (г. Дубна, Московской области), где он познакомился с представителями многих стран и культур, дали ему тот необходимый для деятеля русской культуры фундамент, основу, которая позволяет занять ответственное положение организатора и руководителя Центра русской культуры в Молдове. А знакомство с огромной Россией, с многообразием её культур, сформировало в нём ясно выраженное эпическое восприятие своей великой Отчизны. Эти особенности его мировоззрения и отражаются в его много-образном творчестве…

Книгу Дмитрия Николаева «Я ещё не спешу» действительно можно назвать новой. Она начинается циклом «Мой Сахалин. Души моей Восток!». Этот удивительный остров воспет не раз, но у каждого поэта он свой. Дмитрий Николаев пишет: «Я родился в любимейшем мною, самом яростном месте на свете…». Это и в самом деле суровый (стихи  «Углегорские шахтеры», «Тихий океан», «Третий день над Охою буран» и др.), мало исследованный, загадочный (цикл  об острове  Манерон), и потому романтичный край.  И, конечно, героический край (стихи о сахалинских спасателях).

Кроме русских, Сахалин обживали и коренные дальневосточные  народы – нивхги и айны, – о которых автор рассказал в замечательном стихотворении «Стешка и Кешка» и «Песня старого нивхга». В последнем произведении автор показал глубокое знание мифов и религии, а также понимание истока обычаев этого древнего, но малочисленного теперь народа.

Как признался сам автор, ему повезло: в середине 60-х годов прошлого века к ним, на Кубань, приехал на лечение и постоянное жительство старый знакомец отца, с кем он когда-то служил на Сахалине, и который – как коренной нивхг – знал множество сказок и легенд жителей далёкого и таинственного Сахалина. Да и само имя экзотичного для средней полосы сахалинца тоже было загадочное – Кешка (Иннокентий). И впервые услышанные тогда «челдон», «каряк – солёны уши», «Тайгонос», «нерпа, кета и ягель», Хозяйка Толыс, «тятя чхаш», Невельский «брекватер», «багульник», «Белый Стерх», «Кунашир» и стали тем самым мостиком, своего рода магическими картами таро, открывающими двери в странный и загадочный Дальний Восток. В древний мир со своей особенной образностью, внутренней энергетикой и собственным ритмом.

Тем более, что старший брат поэта, увлеченный воспоминаниями отца и его друга, после службы в армии уехал на несколько лет работать мотористом на рыболовный траулер. Присылаемые оттуда посылки с кетой и красной икрой, японские товары, а также его рассказы о путине в сезон штормов, также глубоко запали в душу восприимчивого мальчика – Мити Николаева.

Но, только почувствовав в себе определённое мастерство, он решился отразить эти, глубоко таящиеся в душе образы неведомого Сахалина в своём творчестве. Показанный в этой книге уровень и качество написанных текстов показывает, что мотивы, энергичный, деятельный настрой его жителей, характерный для жизни на этом острове, расположенном на берегу огромного, постоянно угрожающего острову ураганами и тайфунами Тихого океана, на краю самого большого и неспокойного разлома земной коры, прошли через сердце поэта.
В детстве я жила на Сахалине, и стихи Дмитрия Николаева словно возродили этот остров в его первозданном виде – суровый мир, полный романтики  неизведанного, полный ежедневного героизма противостояния  стихиям, когда происходит становление настоящих мужских характеров. И Дмитрию удалось это отразить в полной мере.  Поэтому у него и получились живые, настоящие стихотворения, которые не могут не затронуть читателя.

Вместе со становлением лирического героя, происходит и возмужание самого автора, что отражено в цикле стихотворений «Я ещё не спешу…». Останавливают внимание стихотворения «Цепи», «Две капли», «Снова карты таро», «Памяти поэта С.Курогло», «Через сотни веков», «Детский плач», «Я не против того».  В них, и особенно, в стихотворении «Скальды Асгарда» наиболее полно проявляется образно-поэтический мир автора, только ему присущий авторский стиль. Стиль, отражающий его внутреннюю сердечную ритмику, его энергичный душевный уклад, его природную настроенность на глубинное проникновение в суть предмета. И этим он отличается от других русских поэтов, живущих в Молдове. Не случайно, на его интернет-страничке отзывов на многие произведения автора только положительные рецензии, а сам автор номинирован на премию «Поэт года -2014», на престижную премию Дома Романовых «Наследие» (на 2015 год). Нужно отметить, что автор уже лауреат премии Есенинского комитета Молдовы за 2009 год.

Заключает новую книгу цикл «Степная Русь», основу которого составляют уже известные стихотворения из книги «Сыновья большой реки» (2010 г., Кишинёв). В нём собраны наиболее значительные и любимые читателями стихотворения, в которых раскрывается образ малой, но такой дорогой для него родины – степного края, где прошло детство поэта, его становление. Края, где были написаны его первые стихи, где похоронены его родители – потомки героического и, к сожалению, уже ушедшего в область эпических преданий, казачества. Эта тема давно прочувствована поэтом и исторически, и эмоционально, и духовно. Не случайно, автор постоянно возвращается к этой теме, которая пронизывает многие его произведения и постоянно врывается в другие тексты, во многом, оживляя сюжет, его эмоциональную окраску. Можно твёрдо утверждать, что это – стихотворения настоящего поэта, зрелого мастера.
Темы, затронутые автором – разнообразны и актуальны, но, и что главное, не сиюминутны. Они, что называется, отмечены самой жизнью и потому сразу можно уловить, что они проходят через сердце автора. Они – образное отражение и его реальной судьбы.

В книге «Я ещё не спешу» мы в полной мере ощущаем особенный, индивидуальный стиль поэта, его пристрастия, его чётко выраженную гражданскую позицию. Его произведения в полной мере отражают как душевные переживания, так и духовную устремленность русского человека, сформировавшегося на необъятных просторах России и живущего в Молдове, на самой отдалённой и "горячей" окраине этого русского мира.  Раскрывают его добрый, умный, деятельный и порой ироничный взгляд на действительность, на людей, его окружающих, на самого себя…

Становление Дмитрия Николаева как поэта проходило под патронажем известных русских поэтов: московского поэта Виктора Кочеткова, критика Сергея Небольсина.  Не последнюю роль в оформлении его поэтического дара сыграло и наше с ним творческое сотрудничество, которое завершилось подготовкой и выпуском трёх поэтических сборников – «Русь Святая за холмами», «Отменённый рейс» и «Сыновья большой реки» – и принятием его в Союз писателей  России в 1999 году.  Книгами, в которых отразилась вся боль за разрушение великой страны, вся горечь «растерянного» по просторам ближнего и дальнего зарубежья, разбежавшегося по старым и новым «эпохам» поколения. Поколения, которое сам поэт однажды назвал «сомнительным поколением». После приёма в Союз писателей России он сделал сознательный выбор и, уйдя из АН Молдовы, перешёл к профессиональной культурологической, литературной и издательской деятельности. Как шутил сам поэт, перефразируя известных авторов "из учёных переквалифицировался в поэты", или  "решил поверить алгебру гармонией"... Тем более, что это время совпало со временем распада русскоязычных научных коллективов в самой Академии наук. В отношении него в полной мере применимо утверждение, что творческий человек всегда найдёт возможность реализовать себя...

В новой книге «Я ещё не спешу» собраны лучшие циклы стихотворений из первых, изданных небольшими тиражами, сборников «Русь Святая за холмами», «Отмененный рейс» и «Сыновья большой реки», которые в полной мере раскрывают светлый духовный мир поэта постоянно преображающегося, всегда нового Дикого поля Дмитрия Николаева, его Велико. Мир, который стал близким для многих его читателей своей чистотой, искренностью и добрым взглядом на нашу, такую несовершенную, но всё же, по мнению поэта, несущую добро, а потому имеющую смысл жизнь.

Отмечу, что у автора врожденное чувство гармонии стиха сочетается с взрывной исповедальностью содержания, идущей от того, что сердце способно взрываться от боли. В пронзительных «Последних есаулах», в цикле о лихолетье 90-х, в стихотворениях «Возвращаюсь домой», «Русь моя, которой в книжках нет», «На раскопках степного кургана», «Мы от равнин…», «Что такое Россия?», «Опять стравили нас между собой» он пытается осмыслить, что случилось с его Родиной. Так в цикле «Лихолетье девяностых»  автору удалось отразить трагическое мироощущение оказавшегося вдруг за пределами России русского человека, несмотря на всё с оптимизмом ожидающего грядущее её возрождение. Многие строки полны поэтической свежести, неожиданности и в то же время обнаруживают твёрдость почерка, самобытность. Впрочем, это и есть свойство настоящего поэта. 

Более того, автор стал гораздо требовательней к себе и к своим текстам. Взять хотя бы стихотворение «Зелёный зал», уже давно ставшее известным, на него написаны песни. И все-таки автор непрерывно работает над ним. Пытается добиться абсолютной лёгкости и прозрачности стихотворения, даже если оно о мистическом, загадочном... Присмотритесь к началу текста стихотворения в его новой редакции: сначала, в прологе, то,  что когда-то в этом доме было, потом (как антитеза к нему) – то, что теперь есть (все эти фокстроты, остроты, веселье в ветхом здании – как  образ сегодняшнего!), и  уже потом, в завершающей части – тоже в наше время, вопреки (опять контрапункт!) этому суматошному настоящему, ночные балы теней в полнолуния и прочая прелесть, как более детальное (почти очевидца!), воспоминание о том, на что только намекается в прологе, в самой первой части... Стихотворение приобрело ясную, близкую к сонатной, почти музыкальной, форму. И не случайно одновременно с этим им была опубликована и культурологическая статья об особенностях структуры древнегреческого музыкального строя. И вышла книга "Фрактальные миры культуры" (Кишинёв, 2014 г.).

Т.е., говоря о творчестве Д.Николаева в целом (с учётом его литературных и научных интересов, его участия в общекультурной деятельности), можно сказать, что мы наблюдаем редкое явление, видим, как проходит непрерывный процесс параллельного поэтического, научного и деятельного освоения как внутреннего мира поэта, так и окружающей реальности... В одной из своих книг "Третий лик" (2007 г.) поэт сформулировал свое мировоззренческое кредо, к которому он пришел от кантовской триады "Бог, бессмертие, свобода" к триаде "Бог, богочеловечество, свободная творческая Личность". Человеческое бытие он принимает только как бытие в богочеловеческом общежитии ("Русь Святая за холмами", его статьи по проблемам старообрядчества, по структуре православных богослужений), где свободная, деятельная личность мистически связана с Космосом ("Снова карты таро", статьи по древнегреческим  мистериям и мистериям Озириса\Изиды, организация и проведение Русских рождественских балов в Молдове), который она может преображать, преображаясь. Это ярко отражено и в стихотворении "Я верил не в Бога, я верил в Россию" из его последней книги.

В новой книге "Я ещё не спешу" уже не так остро ощущается ностальгия по утерянному миру, но заметно воодушевление внутреннего возрождения, оптимизм начинающегося духовного преображения. Это особенно видно по произведениям сахалинского цикла с его деятельной энергетикой и романтической настроенностью… В его новых произведениях ощущается и новое – глубокая мифологическая образность, сложный мифологический контекст, на фоне которого разворачиваются сюжеты его произведений (особенно в текстах «Снова карты таро», «Скальды Асгарда», в последней строфе «Читателю»)…

Внимательный читатель-рецензент произведений Дмитрия Михайловича Николаева на Стихи.ру отметил особенность поэтического дарования поэта: «чем больше вчитываешься, тем больше они по душе…», т.к. восстанавливают у читателя, погруженного в современную, далекую от русской традиции жизнь, всеми искомую русскую душевность, славянский космизм и православную просветленность.

Алла Коркина, 
«Маэстро литературы» РМ,
лауреат премии Есенинского комитета РМ за 2008 г.