История Кадма. Часть 11. Спарты

Светлана Каплун
Касаясь в своём повествовании Троянской войны, как же можно оставить без внимания названную её главной виновницей  Елену Прекрасную. А начинать придётся с самого начала, с рождения.

    Итак, у царя Спарты Тиндарея была жена Леда. Поразившись красотой Леды, Зевс на реке Еврот предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею (Гигин). Она снесла два яйца, и плодом их союза были Полидевк и Елена (Гораций).  Либо же она снесла тройное яйцо, из яйца родились Кастор, Полидевк и Елена (Авсоний). Либо из двух яиц появилось четверо детей. По другому рассказу, она нашла на прогулке под гиацинтами яйцо, которое снесла Немесида, крылатая богиня возмездия. Но если речь идёт о возмездии, то за что?!

    Интересно имя самой Леды. Существует версия, что  Леда есть не что иное, как встречающееся в ликийских надписях Lada — жена, женщина (госпожа), слово карийско-лелегского корня. А ведь это уже славянская Лада! А вот сама Елена почиталась в Спарте как божество плодородия (это уже у дорийцев).

    Обратили ли вы внимание, что Зевс Европу соблазнил в образе быка, Персефону – в образе змеи, Леду – в образе лебедя? Думаю, речь может идти о животных-тотемах. Вот только чьи это тотемы? Лебедь также и птица Аполлона, а его я связываю с лелегами…

    Ситуация станет понятней, если узнать, чей на самом деле город Спарта. Я-то в школе учила, что Спарта – это город-государство дорийцев. Оказывается, Спатра расположена в Лаконике, где с незапамятных времён, как и в соседней Мессении, жили лелеги.  Спарта названа так в честь жены царя Лакедемона. Дорийцы также будут называть свою страну Лакедемоном. А Дельфы (храм Аполлона) признавались главным святилищем тоже абсолютно всеми дорийцами. И спор Геракла с Аполлоном за треножник, на самом деле, вовсе не забавное происшествие, а попытка "отжать" святилище (выражаясь современным мало-литературным языком).

    В середине второго тысячелетия до н.э. здесь появились «мирные» ахейцы. Миф четко определяет, что Елена – не родная дочь грека Тиндарея. А это вполне может означать, что у Леды был сначала совсем другой муж, царь лелегов (на что и указывает лебединая символика).

    Есть намёк, что в Лаконике родился Арес (Арей). Одним из его эпитетов является Мамерт.

    Не удивительно, что его отождествляют с римским Марсом. И если Арес у греков считается богом войны и нелюбимым сыном Зевса и Геры, то  в Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом.  Обращались к нему, называя Marmar или Marspiter (Mars pater), что значит «Марс-отец». О супруге Марса Нерио известно только то, что Марсу пришлось её похитить. Позже её стали отождествлять с Венерой и Минервой. Причём, Венера, прежде чем стать богиней любви (как Афродита), была богиней цветущих садов, весны, плодородия, расцвета всех плодоносящих сил природы. Ну а Минерва соответствует Афине…

    Поскольку римляне очень многое взяли от этрусков, давайте посмотрим, что можно найти у них. 

    В этрусской мифологии было два «прототипа» Марса:

    Майсу - божество растительности. Его культ, видимо, был заимствован этрусками у италиков. В честь Майуса получил название месяц май.

    Марис. Имел две основные функции: первая - покровитель растительности, вторая - бог войны. У этрусков Марис в первую очередь покровитель наступающего года, он - календарное божество, следовательно, связан с цикличностью природных явлений.

    Был у этрусков и Селванс, божество растительности. На этрусской модели бронзовой овечьей печени из Пьяченцы его имя упоминается рядом с богами неба.
    Но и в число имён Марса также входило имя Сельван. Так что речь идёт об одном божестве.
 
    Роль Мариса как божества растительности подчеркивается тем, что, по упоминанию Марциана Капеллы, дом Марса Квирина находится в первом секторе Неба рядом с богиней Палес, которая в Риме считалась божеством произрастания, созревания и покровительствовала скоту.
 
Палес сразу напомнила об Аплу. Аплу - В этрусской мифологии божество, соответствующее греческому Аполлону. Имя его встречается на этрусских памятниках V—IV вв. до н. э. Обычно изображается рядом с Менрвой и Геркле. Охранял людей, стада и посевы. Также, Аплу несет функцию карателя преступлений, вестника смерти и болезней, чумы, но он одновременно и очиститель от них.

    Как видите, у этрусков было два бога: Марис и Аплу. О сходстве Аполлона (Аплу) с Велесом я уже рассказывала здесь - http://www.stihi.ru/2014/09/29/2804. Вообще-то, помимо меня об этом уже много кто говорил. А теперь смотрите: Велес – соперник громовику Перуну (похитил его жену Ладу). Перун – это Марис, он же Арей.

    Перун убивает Велеса. Но Ладе всё-таки жаль красавца-Велеса. И Перун, пожалев жену, воскрешает его. Летом Велес пребывает на земле, а зимой поднимается на небо. Таким образом, он стал умирающе-воскрешающимся богом. Но ведь и Перун сам связан с производительными силами земли, причём изначально!

    Повторюсь, сначала Перун – бог, связанный с цикличностью природных явлений, бог возрождения и плодородия. И только потом он приобретает окраску бога войны. Для меня это говорит о том, что изначально мирный народ, поклонявшийся Арею-Сельвансу-Марису-Перуну, столкнулся с необходимостью защищать себя и научился воевать.

    Из интересного можно отметить, что у этрусков была богиня Семла, она же у фригийцев - божество земли (да ведь так и слышится – Земля…). Соответствует греческой Семелле.  По ряду этрусских источников можно заключить, что Семла - мать Фуфлунса и, видимо, жена Аплу, так как на одном из этрусских зеркал есть изображение Семлы, обнимающей Аплу в присутствии Фуфлунса.

   Фуфлунс - один из главных этрусских богов растительности и плодородия. Он же - божество смерти и возрождения. Иногда Фуфлунс рассматривался как бог вина и виноделия, соответствующий греческому богу Дионису.

   Если Фуфлунс - это Дионис, то как его отец Зевс может быть тождественен Аплу?



    Чуть не забыла отметить ещё один интересный факт. Нашла в Википедии по запросу "Месопотамия":


    "...Верхняя Месопотамия изначально была периферийной частью древней цивилизации. Древнейшие обозначения этих земель — «Субарту» (в среднем течении Тигра), «Марту» (Средний и Верхний Евфрат). Со II тыс. до н. э. территория Субарту известна под названием «Ассирия», верхнее течение Евфрата и бассейн его притоков имели пестрое этническое население: там существовали хурритские государства (в том числе Митанни), кочевали общины сутиев, функционировали арамейские/сирийские царства. С середины I тыс. до н. э. именно эти земли между Сирией и Ассирией стали именоваться Месопотамией (арабский аналог — Джезира); впоследствии Месопотамией и вплоть до Нового времени стал именоваться весь север региона, в то время как юг — Вавилонией..."

    Хотелось бы, конечно, больше информации по месопотамской "Марту" разыскать. Может, кто слышал?


----------




В качестве иллюстрации - Антонио Канова "Елена Прекрасная".