Маргарита и ее Мастер 15 ноября 2014года

Любовь Сушко
МАРГАРИТА  И  ЕЕ МАСТЕР   15  НОЯБРЯ 2014  ГОДА

Итоги ПЕРВОГО КОНКУРСА   МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ
имени ИГОРЯ ЦАРЁВА
http://igor-tsarev.ru/competitions/563/ -репортаж   о том, как это было

У каждого свой рай, свое болото,
Свой сущий ад, свой образ палача,
Свой храм, где объедает позолоту
Не верящая в Бога саранча.

У каждого своя в оркестре скрипка,
Свой миг победы, свой последний бой.
Но только для меня твоя улыбка.
И только для тебя моя любовь.

http://www.stihi.ru/2002/06/26-677

15 ноября 2014 года в уютной библиотеке им. Лермонтова были  подведены итоги важнейшего литературного события этого года – поэтического конкурса им. Игоря Царева…

А я начну с того октябрьского вечера, когда только что начиналась передача «Вечерние стихи»,  и на экране монитора  появился Мастер. Его имя, облик, строчки стихотворений, которые он читал тогда, запомнились сразу и навсегда.

У Мастера на этот раз было имя – Игорь Царев. Он не был одиноким, запуганным, безымянным героем Булгакова, а потому сразу подумалось о том, что в новом своем воплощении он  спокоен, счастлив и любим, такое создавалось  первое впечатление. К счастью,  оно оказалось верным.

- Я ухожу, но я вернусь, - говорил М.А.Булгаков.  Они  обречены возвращаться в этот мир, как древние славянские волхвы,  потому что остаются дела, которые нужно доделать,  и женщины, которые их любят и ждут.

С  самого начала для меня лично Игорь Царев был тем Мастером, который  жил  красиво, ярко, любил и был  любим и счастлив в новом мире и новом веке. Хотя в те октябрьские дни я еще ничего не ведала о Булгаковских мотивах в его творчестве, о том, насколько   его судьба  была вписана    в контекст романа века. Булгаковские  стихотворения мы все открыли позднее… Пилат в современном мире, Маргарита, Мастер – он беседовал с ними, продолжался и его диалог с Иешуа, там и тут возникали цитаты из романа, тени знакомых персонажей.

А когда я повторяла строчку: « Маргарита, где твой Мастер, где твой Мастер,  Маргарита», то   захотелось взглянуть на ту единственную и неповторимую, признанием в любви к которой стало практически каждое его стихотворение.

С его  Маргаритой -  Ириной,  мы познакомились после ухода Мастера. До этого в первый раз я увидела Ирину на вручении премии «Поэт года» - тогда они были вместе на торжественном заседании – такие  влюбленные и такие  счастливые. Это чувствовалось сразу, с первого взгляда… Но как же быстро прилетела к нам черная весть. Сейчас  кажется, что это случилось в те самые дни.

4 апреля в сети появились посты о внезапной  смерти Игоря Царева. Жизнь многих перевернулась, сказать, что мы были потрясены, ничего не сказать. Утешить могло только то, что  мы  успели объясниться  ему в любви, благодаря именно этому мероприятию.   И он читал мою статью «Игорь Царев - Поэт года», видела, что читал – заходил несколько раз на эту страницу. Ведь обычно убивает  сожаление о том, что мог сказать, но не успел. На этот раз мы успели…

Потрясены были все, но каково было ей, нашей Маргарите?

Ирина начала работать над книгой о Мастере. Я понимала ее прекрасно с самого начала, ведь очень страшно не успеть, когда столкнулся с внезапной смертью не после тяжелой и продолжительной болезни, а  мгновенной, то понимаешь, что все может вот так оборваться завтра, через час, и тогда ты уже ничего не сможешь сказать о самом главном.

Работать мы с Ириной начали одновременно, и  очень много переписывались, делились впечатлениями, я увидела многочисленные фотографии, которых нигде в сети  не было, читала первые главы ее книги.… И тогда заметила насколько она на одной из фотографий похожа на Елену Сергеевну Булгакову, и даже не столько внешне, хотя и это тоже, но какой-то внутренней своей сутью, та же улыбка, тот свет невероятный, солнечный, та же энергетика, энергия,  которая может свернуть горы…Но пока это тоже были только мои догадки.
 
Когда я соединила две фотографии и на второй убрала цвет, сходство меня лично поразило, снова в памяти возникла знаменитая фраза:

-Я ухожу, но я вернусь.
Она вернулась, вместе с новым Мастером, снова вернулась к нам после его ухода, чтобы сохранить память, чтобы показать всему миру, каким он был…

К тому времени я прекрасно знала все, что творилось в последний год жизни Булгакова и Елены Сергеевны до того рокового 10 марта, и   предположила, что эта удивительная  история должна была повториться.

Елена Сергеевна, в отличие от героини романа,  не могла уйти в тот день и час, когда не стало ее Мастера, потому что она поклялась, что  останется до тех пор, пока роман не увидит свет, и сделает все возможное и невозможное, чтобы это случилось. Оба они понимали, что  этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. И все-таки она верила и наделась, что это случится еще при ее жизни. Чего ей это стоило, никто из нас не может себе представить. Но она держала в руках первые журнальные, а потом и книжные  публикации романа века, она добилась своего….

Игорь Царев ушел мгновенно ровно через 25 дней после ухода Булгакова – 4 апреля (магия цифр всегда завораживает). Никакой договоренности быть не могло, так внезапно все случилось. Но именно этот путь прошла Ирина. Мгновенно включившись в работу, словно бы повторяя путь Елены Сергеевны…

И дневники любивших женщин
Вас для потомков сохранят

- Дневники и книги, которые им предстоит написать о своих Мастерах, а еще раньше издать то, что  не было опубликовано при жизни.

Так,  кроме книги  стихотворений Игоря Царева – а тексты  предстояло еще собрать, проверить, отредактировать, выбрать основные  варианты и  внести правки,  рождалась ее собственная книга «Ангел из Чертанова». И этого мало, тогда и заговорили о  поэтическом конкурсе имени  Игоря Царева, международном конкурсе… Можно ли было поверить в то, что это реально? Но как говорили наши бабушки: глаза боятся, а руки делают. И она все это творила, с помощниками, конечно, но пахала она, сворачивая при этом горы…

Игорь Лукшт, поэт и критик, последний из тех, кого привел на «Вечерние стихи» Игорь Царев,  начал творить его памятник в то самое время, и все сдвинулось с мертвой точки… Наверное, только Елена Сергеевна Булгакова смогла бы понять и оценить то, что делала в это время Ирина, а может быть и она не смогла бы, потому что этот труд действительно грандиозен… Две книги, великолепный памятник, поэтический конкурс… Все это уже воплощено в жизнь сегодня.

15 ноября 2014 года в зале библиотеки им. Лермонтова собрались все те, кто участвовал в конкурсе, все  кто знал Игоря Царева при жизни или узнал позднее, и полюбил так же сильно, как любили его мы – это были люди  Царевского круга, которые присутствовали при подведении итогов, награде победителей. Но царила там, безусловно, Ирина. Остальные восхищались, понимая, на каком высочайшем уровне все было сделано. Это тот редкий случай, когда первый блин не оказался   комом,  а  удался на славу..

Кто сможет отрицать, что это самое великолепное литературное мероприятие уходящего года?  Немного раньше мы все увидели  Книгу стихотворений Мастера  «Любя и веря вопреки» -великолепное издание. И в финале этого мероприятия была презентация книги  самой Ирины «Ангел из Чертанова» - бесценного  подарка всем нам… Ведь никто кроме нее не ведает, как все это было, как рождалась и крепла эта уникальная история любви…

Таковы первые итоги  адского и вдохновенного труда нашей Маргариты – это подвиг любви и верности Мастеру, который так нежно и преданно ее любил всю жизнь. Но сколько нужно сил, энергии, самоотречения, чтобы случилось то, что случилось. Это уникальный пример для всех нас…

На следующий день мы отправились к памятнику Игоря, и там уже он был с нами, живой, все такой же, как в момент первого свидания. И победитель конкурса – поэт из Югры Владимир Квашнин, читал свои стихотворения….
И мне, любуясь Ириной,  оставалось только вспомнить строчки, которых не было на черных гранитных плитах этого памятника:

Горько женщина вздыхает,  пробегая по панели,
А под нею громыхает метропоезд по тоннелю,
А над нею башней Спасской звезд рубиновая древность,
А на сердце едкой краской закипают гнев и ревность…

Боже, как сегодня сыро! Под зонтами зябнут люди.
Плесневеет лунным сыром желтый диск на черном блюде.
Ночь пугает эхом хлестким, хриплым ветром в ухо дышит.
Распласталась по известке театральная афиша.

Тени оперы «Аида». Сверлит спину взгляд Харона.
На плече сидит обида, как промокшая ворона.
Гамлет с сердцем лилипута жалко выглядит, не так ли?
Снова кто-то перепутал мизансцены из спектакля.

Королева рыжей масти козырной шестеркой бита.
Маргарита, где твой Мастер? Где твой Мастер, Маргарита?
http://www.stihi.ru/2002/10/31-705

На этот раз они не расстались и не потерялись в этом мире, Маргарита была рядом со своим Мастером,  и он, как и прежде,  гордился ею, мы все гордились и восхищались, да и она сама могла бы немного успокоиться- такая работа проделана за столь короткий срок. Но может ли успокоиться наша Маргарита?  Тут же заговорили о втором конкурсе, который должен  начаться в декабре, о памяти, которую надо хранить, о том, что  никуда Игорь от нас не ушел, он здесь, он рядом, и все время звучат его стихотворения. И еще одно важное дело, так хорошо удавшееся  Ирине – в эти дни встретились, смогли пообщаться те, кто знали друг друга только в виртуале. Мы были рядом два дня на этот раз, мы смогли многое узнать и понять не  только о них, но и тех людях, кто окружал Игоря, кто был ему дорог, а их оказалось не мало…

Немного в стороне остается тот, кто подарил нам памятник – скульптор Игорь Лукшт, еще один Мастер- человека  скоромнее  трудно представить…Здесь же позитивный  и обаятельный  Александр Поминов, другие поэты. Вот уж точно, трудно представить столько замечательных людей в одном месте,  это их при жизни смог связать с собой Игорь Царев. Невольно вспоминаются  строки  омского философа и поэта Олега Чертова, выбитые на его памятнике:

Достигни Дома. Преклони колени.
 Зажги огонь в камине, стол накрой
 И ожидай в надежде и терпенье,
 Кого при жизни ты сковал с собой.

Это место стало таким теплым и уютным, что никак не хочется уходить оттуда, где  остался наш Игорь Царев.  Но Ирина уходит вместе с нами, потому что  у нее еще так много дел в этом мире, потому что она продолжает творить невозможное для сохранения памяти о Мастере.

И об этом нам успел сказать сам Мастер, когда ушел из жизни Михаил Анищенко:
Дар - это нелегкая доля. Он как раскаленный уголь на ладони. Да, гонит прочь тьму, но и обжигает, и приносит нестерпимую иногда боль.

И, так печально устроен этот мир, что судьба Поэта, как правило, только и начинается после смерти носителя Дара. И потому именно сейчас так важно каждое слово об Анищенко. Чтобы не дать тьме забвения завалить, затоптать тот свет, который вложил Михаил в свои строки.
 
И.Ц.
Игорь Царев 09.12.2012 00:28 •

И на прощание в моем сознании звучит еще одно стихотворение,  к Ирине  обращенное:  «Имена на снегу», Игорь продолжает оставаться рядом и разговаривать со всеми с нами, и, конечно,  с ней в первую очередь…

Когда объявит белый танец небесный церемониймейстер,
Когда пронзительная нота из-под кленового смычка
Перечеркнет заслуги лета, и дальновидные предместья
Достанут снежные одежды из ледяного сундучка,
Не подводи меня, родная, не разжимай свои объятья,
Какие б трубы ни трубили, не отводи любимых губ!..
И ветер, пролетев над крышей, не руны зимнего проклятья,
А наши имена напишет на свежевыпавшем снегу.
http://www.stihi.ru/2008/06/02/1521

Жизнь продолжается, Ирина позволяет нам верить в то, что "Дневники любимых женщин их для потомков сохранят"...

#игорьцарев4апреля