О геральдическом художнике Вадиме Шипунове

Илья Казаков-Волжанин
Поэтическая повесть о геральдическом художнике Вадиме Шипунове

Поэма рассказывает о жизненном пути, творческом становлении и достигнутых успехах известного  художника-геральдиста, проживающего в городе Мариинский Посад, Вадима Анатольевича Шипунова. Есть люди, жизнь и творчество которых превращается в легенду. Одним из таких и является Вадим Анатольевич. С одной стороны, он  кажется простым, заурядным, доступным и общительным человеком. Но, с другой, В. Шипунов  имеет не всем присущий талант настоящего художника. Причем он нашел свою нишу в геральдике и достиг в этой области выдающихся успехов, стал одним из самых признанных геральдистов в России.  За значительный вклад в культуру и искусство награжден множеством государственных и общественных  наград.
Интерес к геральдике у героя поэмы Вадима Шипунова возник на романтической ниве – после просмотра французского фильма «Три мушкетера». Привело его в это искусство и восхищение перед архитектурой двух российских столиц, особенно Санкт-Петербурга. Но свой  большой путь в  геральдическое искусство и творческие поиски в этом направлении  он начал именно с создания герба родного города - Мариинского Посада.
 На счету у автора Мариинско-Посадского герба, действительного члена Всероссийского геральдического общества, множество творений - гербы и флаги  городов, районов, сельских поселений, учебных заведений, а также личные гербы известных в республике и стране людей, например, Андрея Эшпая, Элли Юрьева и Анатолия Рыбкина. Всего более девяносто  геральдических знаков, признанных на федеральном уровне.

ЧАСТЬ I. ДЕТСТВО. МУШКЕТЕРЫ.

ГЛАВА I. Признанный маэстро. Вступление.

Вадима в городе все знают:
Художник местный, старожил.
Гербы и флаги восхищают -
Он мастерством всех удивил.

Казалось, рядовой художник.
Работает всегда в тиши.
Рутина – делу не помощник,
Все оформляй, да все пиши.

Но есть в характере Вадима
Отвага, честь, еще - душа.
Она романтикой ранима,
Как у гасконца без гроша.

Он мушкетер и будет биться
За дело правое свое.
Мечтам, конечно же, всем сбыться -
Идут вперед они втроем.

Жена-помощница - Галина.
Сын Дмитрий – правая рука.
Успех один и очевидно:
Семьи сплоченность велика.

Сегодня признанный маэстро.
Знаток геральдики – гербов.
И занимает свое место
В ряду престижных мастеров.

Знаком и я, как горожанин,
С Вадимом, с творчеством его.
Ценю, как истинный волжанин.
Пишу вот, повесть  про него.

При встрече долгая беседа
О планах, выставках, делах.
Как нелегко далась победа -
Попробуй высказать в стихах.

-  Скажи, Вадим, как начиналось
Твое движение наверх?
Как часто детство вспоминалось,
Оттуда, может быть, успех?

-  Успех?- Задумчиво и тихо
Вопрос как будто повторил.
-  Ну да, есть в памяти, как лихо
С друзьями время проводил.

ГЛАВА II. Детство. Мушкетеры.

- Рожден в Перми был, за Уралом,
Потом приехал в Марпосад.
Тогда и лет мне было мало,
Но находил с детьми я лад.

Играли, бегали, купались
И много было детворы.
На старших пацанов равнялись,
Тогда сильны были дворы.

Наш стадион был рядом с домом,
Там время каждый проводил.
И мы взрослели с каждым годом,
Я дружбу с многими водил.

Сергея помню я Мудрова,
Как в детстве звался он Светлан.
Дружили у родного крова,
Тот знак ведь кем-то был мне дан.

На пруд ходили мы, мальчишки,
И грелись у костра весной.
Конечно, и читали книжки -
Все это в памяти со мной.

Я помню фильм на стадионе -
«Три мушкетера»  в двух частях.
Их действия – азарт, погоня.
Успех их ждал во всех делах.

Мы пробирались без билета.
(С мальчишками был уговор).
Шалили мы в разгаре лета,
Таков уж был наш старый двор.

Потом игра нас захватила:
Мы – мушкетеры, пацаны…
Кино – искусство. Это сила.
А мы? На что-нибудь годны?

И так: Вадим был  д,Артаньяном.
Атос – Виталик Королев.
Вахитов  Арамисом славным,
Портосом  Толик стал без слов.

Дюма здесь просто «отдыхает».*
Ох, и играли мы тогда…
- Один за всех!-  клич призывает.
И все с тобою  навсегда!

*«Три мушкетёра» (фр. Les Trois Mousquetaires) — французско-итальянский кинофильм 1961 года. По мнению многих зрителей и критиков — лучшая экранизация великой книги.
Абсолютный лидер советского проката 1962—1963 годов. Оставался популярным и в последующие годы. При повторном выпуске вновь побил все рекорды.

ГЛАВА III. Юность. Школьные годы.

- Как время детское проходит?
Скажу, что быстро, это так.
Плохое стороной обходит,
Ведь нас учили, что и как.

Качели и рыбалка с лодки,
Купание и ягод сбор.
Зимой каток и санки с горки,
На лыжах, где сосновый бор.

Под Новый Год – подарки, елка.
Снегурочка и Дед Мороз.
Под Рождество гуляний столько,
Не заморозить б руки, нос.

Весной ручьи, капели звонки
И корабли – бумажный флот.
А соловьи, их трели тонки,
Поют пернатые без нот.

Потом опять жара и солнце,
И теплоходы на воде.
И день мы выберем до донца,
Успеть ведь надо нам везде.

Под осень  тихая охота -
С лукошком в лес искать грибы.
И дома есть всегда работа,
Родители всегда правы.

Вот так и к школе подоспели.
Что ж! Мушкетеры – в первый класс.
Об этом мы когда-то пели,
Все как у всех, все в первый раз.

Мы в школу раньше приходили,
Чтоб встретить классную свою.
В том, видно, счастье находили,
Портфель в руках - и мы в раю.

Чтоб донести, чтоб все видали:
Как уважали мы ее.
А ведь в концлагере держали,
Она расскажет про свое.

Любил я школу. И учился.
Пытался вникнуть  и понять.
С той атмосферой как бы слился,
Все, что узнал – не растерять.

Учитель – Юрий Николаев.
Учил, как нужно рисовать.
Талант, в ребятах выявляя,
Умело ими управлял.

Он мог зажечь в душе ребенка,
Неугасимый тот огонь.
Хотелось рисовать и четко,
Красиво - тут меня не тронь.

ГЛАВА IV. Занятия боксом.

У молодежи свои нравы
Свои кумиры, идол свой.
По-своему, конечно, правы,
Чего хотят от жизни той?

В той жизни взрослой и красивой
Непросто где все разобрать.
И встретить ту, кто будет милой,
И научиться защищать.

Романтика и мушкетеры,
Такая сказка в головах…
А в жизни хулиганы, воры
Вполне реальны, сеют страх.

Так вот, чтоб драться научиться,
Характер нужен, ясный ум.
Соблазнам разным не поддаться,
Не наводить напрасный шум.

И стал по книжкам заниматься.
Кумир – Попенченко, боксер.
Наш Соколов к вершинам рвался
И в книжках дрался мушкетер.

По Николаю Королеву
Я стойку ставил и удар.
Непобедимый давал фору:
Бил Королев, бил наповал.

Агеев Виктор был в России,
Тем самородком, высший класс.
Был нестандартен и по силе,
Среди боксеров лучший ас.

Сергей Романов – одноклассник,
Моим партнером был всегда.
Соревнование – наш праздник,
На ринг мечтал попасть тогда.

Настал тот день и в Чебоксарах
Я выступал. Вот ринг и гонг.
Там бился, и менялся в парах.
Всем показал все, что я мог.

Потом усталость и победа.
Мой первый выполнен разряд.
А был мальчишка-непоседа,
Но той награде очень рад.

Вот так, мечта о мушкетерах
Давала добрые ростки.
Искали истину и в спорах,
Бывали кулаки вески.

А бокс, он в городе прижился
И занималась детвора.
По правилам учили биться,
Мальчишек с каждого двора.

Тот, кто хотел, он занимался.
Две секции, вперед – дерзай.
Ждал «Пром», что клубом назывался,
Данилов – тренер, наших знай.

В лесном – Чернявский и студенты.
Там зал и ринг, свободен вход.
О сколько радостных моментов,
Здесь испытал, кто драться мог.

ГЛАВА V. Учеба в художественном училище*

1. Начало пути

Как время быстро пролетает.
Прошло немалых восемь лет.
В шестнадцать  что же ожидает,
Кто даст на это нам ответ?

Профессию какую выбрать,
Потом, быть может, с нею жить?
Не ошибиться, чтоб не прыгать,
Потом искать и слезы лить.

Все это все равно приходит
И выбор только за тобой.
И счастье только тот находит,
Кто выбрал цель, в ладах с собой.

Зависит все от педагога -
Предмет как сможет детям дать.
Потом со школьного порога
Идти по жизни, побеждать.

Учитель Юрий Николаев,
Учил не только рисовать.
Он стержень дал, как подобает,
Искусство надо постигать.

Он верил в чистоту идеи.
Был увлеченный человек.
Искусством я всерьез болея,
Был заражен тогда навек.

Но  против выбора восстали
Мои родители тогда.
(Чтоб аттестат мне не давали),
Был заговор - вот это да…

- Художник,- мама говорила,-
Всю жизнь нуждается, один…
Живет, как правило, без милой,
Ведь сам себе он господин.

Как правило, вино и водка -
Его хорошие друзья.
И жизнь его бывает горькой,
Нет, сын, я против, так нельзя!

Пусть, лучше, инженером станешь,
Стабильность и работа есть.
Так, что мой сын  на это скажешь?
И будет ли та доброй весть?

Но  я упрям был. Выбор сделан.
Наперекор своей семьи.
Благодаря алтайским генам
Путь к цели сделан, черт возьми!

Характер, видно, мушкетерский
И здесь дал знать, чтоб победить.
Готовился, писал наброски,
Все делал, чтобы поступить.

*ЧЕБОКСАРСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) – республиканское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Мин-ва культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чуваш. Респ. Открыто в декабре 1940 путём преобразования Алатырского художественно-гравёрного училища, переведённого в Чебок¬сары, в Чуваш. государствен. художествен. училище, с 1948 Чебоксар. художествен. училище. Срок обучения 5 лет.
 
2.Поступление

И вот  экзамены - и точка:
В училище я поступил!
Все позади-  усталость, ночки,
Когда волнениями жил.

Жилье – «общага» в просторечьи.
Четвертый курс - и я один.
Да  повезло! Тут нет и речи,
Ребята старше - вот так «блин»!

Я помню Толика Белова,
(Великий Новгород за ним).
А Жора Перцев был здоровым,
Кондратьев был неуловим.

Скажу: серьезные ребята,
Ведь за плечами полный курс.
Но приняли  меня как брата,
Держался стойко, не стыжусь.

Озорники и шуток море,
Все это с ними испытал.
И бой пусть шуточный, но вскоре
Меня, конечно, ожидал.

Белов шутил, подначил Колю
И самолюбие задел.
Ну как сдержать свою здесь волю,
Перчатки в руки, если смел:

- Давай Вадим, покажь нам силу!
Ты Коля, в общем, не робей!
Слова и шутки сердцу милы.
Удар! Удар! Смелее бей!

Мы в умывальник и по новой,
(Мутузить там свои бока).
Там неудобно, пол был скользкий.
Удар! Нокдаун. Он упал.

3. Учеба

Не то, что вдруг я испугался,
Что будет далее со мной.
Случайно, но вот доигрался
И в тот момент был горд собой.

Помог товарищу подняться.
Он руку жмет, и говорит:
«Силен ты брат, а я попался,
Гордыню нет, чтоб усмирить.

Хорош шутить, давай учиться,
Художником хорошим стань.
Ведь в жизни может так случиться,
Известность выведет на грань.

Так повезет, блеснет удачей
И засияет в нужный час.
Трудись, Вадим, со всей отдачей,
А бокс, он выручит  не раз».

Учеба – труд, и не из легких.
Скажу, что трудно было, да.
Профессия одна из сложных,
Стать мастером – пройдут года.

А первый курс - все акварели:
Пленэр, природа, натюрморт.
Березы, Волга, липы, ели -
Рисунков много, вот что ждет.

Белоцерковский, как куратор*
Был за отца тот педагог.
И в воспитании - новатор,
Авторитет наш, царь и бог!

Его мы даже навещали,
Когда он ногу повредил.
Я помню, как нас угощал и
Стол с выпивкой тогда накрыл.

Жене он говорил о каждом:
- Вот живописец – посмотри!
Сидит вон рисовальщик рядом
И «композитор» - чуда жди.

Они себя еще проявят,
Гордиться будем с тобой, мать
И творчеством своим прославят,
Свой край родной, их будут знать.

*Белоцерковский  Николай Егорович  18.05.1934 г.р.- преподаватель, живопись, композиция. Классный руководитель. Образование: Ворошиловоградское государственное художественное училище (1957-1962г.г.). Художественно-графический факультет Чувашского государственного педагогического института им.И.Я.Яковлева (1965-1969г.г.). Член Союза художников СССР с 1978г.

4.Увлеченные и одаренные

-  А на втором писали маслом,
Учились делу у Кичко.*
Отдать себя  всего лишь краскам,
Порой, казалось, нелегко.

Ее любили, хоть и строгой
Казалась нам она порой.
Путь к истине бывает долгим,
Но важно быть самим собой.

Чтоб композицию поставить
И тему выбрать, жизнь вдохнуть.
И зрителя смотреть заставить
Да так, чтобы щемило грудь.

Монументальное искусство
Влекло к вершине мастерства.
Восторг и счастье - вот те чувства
Я испытал от естества.

Когда в кафе увидел чудо…
Там «Аргонавты» на стене.
- Таким, - сказал себе, - я буду!
Полезным быть хочу стране.

Созвездие там  Водолея
«Убило» просто наповал.
И ни о чем тут не жалею,
В свою стихию я «попал».

Вернемся к временам учебы:
Последний курс. Настал тот час.
И мастерство познать нам, чтобы
Наш путь в музеи каждый раз.

Преподавателя любили
Ирину Лазаревну мы.**
А в профиль так боготворили
И до сих пор я вижу сны.

Как Анна Герман одевалась
И выразительны глаза.
И локоны как развевались,
А как рассердится – гроза!

Я в Эрмитаже, в Третьяковке,
Бывал в каникулах не раз.
И все входило в подготовку,
Растили мастеров из нас.

Вот, помню, как-то в Ленинграде,
Набегавшись, устали так…
Музеи, выставки – не рады,
Мы с ног валились натощак.

- Что с вами милые ребята?
(Вопрос она нам задала).
Поездки – это как награда,
Вы голодны? Так поняла?

С тех пор в кафе, в столовку с ходу,
Чтоб поддержать весь наш ресурс.
(Конечно, это не в угоду),
Водила теперь каждый курс.

И в ночи белые бродили
И «разводили» мы мосты.
И в академию ходили,
У Врубеля смотреть мазки.***

*Кичко Римма Дмитриевна – преподаватель, композиция, живопись, классный руководитель, закончила «Мухинку», монументальное отделение, в те годы при поступлении было 200 человек на 1 место.
Официальное название этого легендарного учебного заведения — Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия. «Муха» — преемница дореволюционного Училища технического рисования барона Штиглица, готовившего художников-прикладников: кузнецов, дизайнеров, стеклодувов, мебельщиков, модельеров. Оно было основано в 1876 году.

**Ирина Лазаревна Козоровицкая – преподаватель истории искусств (марксистско-ленинская эстетика, самый каверзный предмет, автор книги Коган М.С.). Образование: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина. Искусствовед.

***Михаи;л Алекса;ндрович Вру;бель (польск. Wr;bel; 5 [17] марта 1856, город Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург[1]) — русский художник рубежа XIX—XX веков, прославивший своё имя практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций. Был женат на известной певице Н. И. Забеле, портреты которой неоднократно писал.
Он дал на своих полотнах пристанище демонам, а быть может, это демоны захватили его. Но, так или иначе, именно Михаил Врубель создал реальные демонические образы обитателей потустороннего мира. Мы, зрители, вглядываясь в его картины, как будто смотрим сквозь слюдяные витражи, отделяющие нашу обыденную реальность от бушующего иного мира. И сквозь красочные стёклышки видим сумрачных ангелов преисподней, чувствуем их негасимую ярость, ощущаем их извечную ненависть, касаемся взглядом сгустков их пульсирующей непрерывной боли.

5.Выпускной

Мои друзья: Лаушкин, Рыбкин *
Со мною в комнате – втроем.
Дух творчества витал там зыбкий,
Свой путь, конечно же, найдем!

Талант был общим, мы учились,
Соревновались каждый раз.
И если что-то получалось,
Мы говорили: «Это класс!»

Последний курс и на квартире
С Сергеем жили мы тогда.
Кумир наш Врубель, лучший в мире,
Картина «Демон» - это да!

«Нарспи» - тематика у Толи,
Как филигранно он писал!
В нем есть характер, сила воли,
Дипломатичностью он брал.

Лаушкин - лучший рисовальщик**
Его нам ставили в пример:
Какие руки, умный мальчик,
Был смел, без всяких полумер.

Мы с ним картину рисовали…
Работа к выпуску ведь шла.
И план по Врубелю мы брали:
Сначала холст, потом стена.

Наш образ: у цветов художник
И текст написан про него. ***
Растет трава и подорожник,
Там холст и кисть, рука его.

Дебаты были по картине:
Был спор Лаушкина с Кичко.****
Цветы – есть символ, в этом стиле
Писать ведь тоже не легко.

На помощь Гурин, чтоб студентов*****
Строптивых как-то приструнить.
Сергей свои тут аргументы:
«Сюжет раскрыт, зачем давить?»

Был смех в ответ, скажу, жестокий.
Работа есть, и не плоха!
«Ты что смеешься? Взгляд здесь тонкий.
К прекрасному - душа глуха?»

В немилость мы тогда попали,
Труднее стало как-то жить.
Характер рано проявляли,
Мы молоды, чего тужить!

*Рыбкин Анатолий Петрович (р.10 января 1949 года) — член-корреспондент Российской академии художеств (2011),[1] действительный член Петровской академии наук и искусств, заслуженный художник Российской Федерации[2], народный художник Чувашии, доцент.
Живописец, график, член Союза художников СССР (1983), доцент (1992). Окончил Чебоксар. художествен. училище (1973), Ленинград. институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (1979), творческую мастерскую при Ленинград. отделении СХ СССР (1984), творческую мастерскую в Сибирско-Дальневосточ. отделении АХ СССР (1991). Работал художником «Олимпиады–80» в Москве (1980), преподавал на художественно-графич. факультете Ленинград. государствен. педагогич. института (1979–81), в Краснояр. художествен. институте (1988–91). С 1982 совершает творческие поездки по стране: в Астрахан. обл., Прибалтику, Крым, Казахстан, на Чукотку и Кавказ, в 1993, 1995 был в творческой командировке во Франции, в 1997 – в Индии, в 2000 – на Кубе, в 2005–07 – в Тунисе, Египте, Сирии, в 2008 – в Китае. Участник город., республикан., регионал. и международ. выставок с 1978. Ок. 50 персонал. выставок в С.-Петербурге, Москве, Чебоксарах, Красноярске, Париже, Дамаске, Тунисе, Каире и др. Основные произведения: триптих «Фотография 40-х годов» (1984); серия работ «Земля Астраханская» (1985), «Люди Чукотки» (1985), «Нелётная погода» (1988–96); серии композиций и пейзажей Франции (1993–95), Индии (1997), Кубы, Туниса, Египта, Сирии (2000-е гг.); триптих «Сны Петра Великого» (2003); пейзажи, портреты, натюрморты, выполнен. в Чувашии (1980–2000); графич. серия «День уходящий» (1994–95) и др. Заслуженный художник Чуваш. Респ. (1999), народный художник Чуваш. Респ. (2005). Лауреат премии Ленинского комсомола (1985), награждён Серебряной медалью Росс. академии художеств (2000).

**Лаушкин Сергей Григорьевич. Живописец. Родился в 1953 г. в селе Преображенка Оренбургской области. В 1973 г. окончил Чебоксарское художественное училище. С 1995 г. — активный участник выставок в России и за границей. Произведения экспонируются в столичных музеях и галереях, хранятся в престижных частных коллекциях, включая собрание Ее Величества королевы Иордании. Произведения Сергея Лаушкина находятся в коллекциях: Музей изобразительных искусств Екатеринбург, Россия Ассоциация «OTTO ARTE», Ферентино, Италия Собрание Ее Величества королевы Иордании Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург Музей изобразительных искусств, Нижний Тагил, Россия Музей изобразительных искусств, Новосибирск, Россия Областной музей изобразительных искусств, Томск, Россия Республиканский музей изобразительных искусств г. Чебоксары .

***Текст : «Художник прежде всего философ»  - текст для панно.

****Кичко Леонид Дмитриевич – преподаватель, живопись, композиция.

*****Гурин Василий Степанович  (1913-1983г.г.)– преподаватель, живопись.

6. Подготовленные творить и созидать

Оставил добрый след Игнатьев,
Валера был из Чебоксар.
Художники роднее братьев,
Талант у них, как божий дар.

Как помню: свод оформить надо,
Второй этаж, помощник есть.
Мальчишки этому так рады,
Оставить память – это честь.

Талант у Яковлева Саши
Замечен был, неоспорим.
Он в «Мухинку» один из наших,
Пытался, но не поступил.

Валера, года на два старше.
Он лидер, тему подобрал:
Автопортрет его и Саши
Фигуры в профиль он подал.

Скрестили руки на ладонях.
Палитра, храм и диск горит.
Одежды нет, сидят на фоне
Цветных оттенков – не забыть!

Витраж цветной оставил Витя
Гагаркин славный паренек.
Второй этаж, окно и нити –
Лучи от солнца он зажег.

Ну, вот и все, сказать что можно
О днях прошедших, дорогих.
Все рассказать мне очень сложно
И вспоминать о днях плохих.

У нас закончилась учеба,
Идем с ребятами гурьбой.
На Волге сбор, отметить чтобы,
Вино несем туда с собой.

Завхоз всегда держал по ветру,
Свой знаменитый красный нос.
Хотя не тратил он монеты,
Но выпить с нами – не вопрос.

Был дядя Саша – Марпосадский,
Из Новинского род свой вел.
Поэтому и вел по-братски,
Не заносился: «Свой я, мол!»

Горит костер, и волны бьются
О берег волжский в этот день.
Холсты горят, от жара вьются,
И слышен стук – стаканов звень.

За дружбу, память и искусство,
За преданность своих друзей.
В карманах  не всегда, чтоб пусто…
Смотри художник веселей!

Потом «курятники» на Волге*
Топили несколько ребят.
Все это в памяти надолго,
Тот день счастливый и закат.

Закончен праздник в ресторане,
Я помню «Волга» в «Новом» есть.
Гуляли  как на поле брани,
И сколько выпили - не счесть.

Налеев с нами был Володя
Из Шумерли – большой талант.
Витрину там последней моды
На абордаж взял, на таран.

Ну что поделать, все случайно,
Ущерб, конечно, нанесен.
Как сохранить все это втайне?
Убыток там же возмещен.

Потом недолго дома пробыл,
Там проводы, друзья, вино…
Но опыт жизненный, что добыл,
Был интересней, чем в кино.

Так повзрослел я незаметно
Из детства, юности своей.
Влюблен в профессию  конкретно,
Эх, отслужить бы поскорей!

*«Курятники» - студенческий жаргон, так называли этюдники.
**Яковлев Александр – после армии (СА) поступил в Строгановское высшее промышленное училище, г.Москва. Экзамены сдал на отлично.

ГЛАВА VI. Порой и сам удивляюсь –
два года позади (служба в СА)

1.Вооруженные люди, сопровождающие караваны

Служить в Чапаевске я начал.
Сначала трудно  как-то, да…
«Чумарь» - сказали, озадачен…
Что хорошо, не навсегда.

История у них простая:
За караваном они шли.
Отбить любую, злую стаю
Они готовы быть должны.

Когда водили караваны,
Опасен шелковый был путь.
И если чумари есть в стане,
Товар доедет, как нибудь.

Чумарь – обозник, он бесстрашен,
Готовый головой рискнуть.
И день встречает он отважно,
Он опытен – не обмануть.

Был карантин, потом присяга
И караулы и посты.
Я помню, клятву дал у стяга,
Слова обычные просты.

Защитник Родины – есть воин.
Принадлежит теперь стране.
И в чумари попасть достоин,
Тот, кто порядочен вполне.

Отбор вели по всей России,
Из МВД и КГБ.
Нешуточные были силы,
Да, повезло Вадим тебе.

Я помню, мы в столовой ели,
Сидели взводом за столом.
Вдруг дверь открылась – онемели,
Идут солдаты напролом.

Одеты кое-как, небриты.
Несут еду, уже едят.
И шепот: «Чумари! Смотрите!»
Я помню взгляды тех ребят.

Смотрели хмуро, очень жестко,
И были крепкими они.
«Прикид», как будто все в обносках,
Да... Вид защитников страны.

2.Волшебные контуры дальних стран

Изъездил землю вдоль и поперек.
Меня тайга сибирская встречала.
Мне «Здравствуй!» говорил Владивосток,
Где новый день берет свое начало.
Из песни «Чумарей»

Такими, точно мы не будем,
Следить, ведь надо за собой.
Но эту встречу не забудем,
Мы будем думать головой.

Служить мальчишкам очень трудно,
И это можно все понять.
Об армии все знали скудно,
Что будет трудно, как узнать?

Порой, казалось, выживаем.
Забыли нас и что мы есть.
Страну свою как защищаем -
То доблесть наша, это честь.

Под стук колес и с карабином,
В теплушке нары, сухпаек.
Хотелось есть и хлеб с повидлом,
Деликатес – под кипяток.

И колесили мы в теплушках,
Сопровождая ценный груз.
Как мушкетеры, друг за дружку,
Держались парни – это плюс.

Нас путали и очень часто
С частями, что из лагерей
И не любили эту касту
И били часто тех парней.

Веселая была та служба,
Ведь приходилось часто нам,
На деле узнавать, что дружба
Одна на всех, все пополам.

И дрались, защищая друга,
(Бывало, дрались за меня).
Менялись станции по кругу,
Но  «ЧМО» стояли за себя.*

Снаряды, техника в составах,
Питание, белье, бензин…
Наш пост, такой как на заставах,
Добро армейское храним.

Но случай был на Украине:
Отстал во Львове как-то раз.
Была какая-то причина,
Что опоздал на целый час.

*«ЧМО» - Часовые Министра Обороны, так называли себя бойцы БСВГ (батальон сопровождения воинских грузов).

3.Львов – один из старейших и красивейших
городов Украины

«Всегда верен!»
Девиз города

- Какая красота вокзала:
Скульптуры, статуи и свет!
И времени, как жаль, мне мало,
Не обойти зараз все – нет.

Он как Париж в меня «ворвался»!
Заполонил, обворожил.
В итоге - здесь бы и остался,
Я этот город полюбил.

И здесь снимали мушкетеров,
Чтоб достоверным был сюжет.
Смотрелись здорово актеры,
На фоне тех далеких лет.

И вот иду по переулкам,
По узким улочкам спешу.
Средневековье в закоулках,
Как чудо, вдруг, я нахожу.

Здесь ренессанс, модерн австрийский,
Барокко, классицизма дух.
Немного готики берлинской
И говор львовский ловит слух.

Соборов кафедральных много,
Костелов, храмов и церквей.
За парками следят здесь строго,
Им позавидует Бродвей.

Историю, эпохи, стили
ЮНЕСКО в список занесет.
Наследие, чтоб Львова жило,
Культуру – миру, что несет.

И на купюре в двадцать гривен
Мы видим оперный, триптих.
Там здание театра стильно,
Как на картине, венский штрих.

А город заложил Галицкий,*
Князь знаменитых был кровей.
И имя дал, что стал он близким
Град Львов для граждан – им видней.

Названья улиц той эпохи,
Средневековые звучат.
Дела у жителей не плохи,
Культурой если дорожат.


*Город Львов, основанный в середине ХШв., веками собирал все лучшее, что появлялось на украинских зем¬лях. Он считается одним из прекраснейших городов Европы и в то же время не похож ни на один из европейских городов. Львовский вокзал напоминает дворец, на его центральной ули¬це находится статуя Свободы (в отличие от американской - сидящая), а на стенах домов можно прочесть цитаты из Вер¬гилия и Гиппократа. Этот город, где проживает около 900тыс. человек, славится не столько архитектурой (хотя она и пре¬восходна), сколько особой атмосферой.
Первое летописное упоминание о Львове встречается в 1256 г. в Галицко-Волынских хрониках. Знаменитый князь Даниил Романович (Галицкий) назвал его в честь своего сына Льва. Имя города оказало большое влияние на его последу¬ющую судьбу: жители Львова защищались до последнего, давая отпор многочисленным захватчикам. Стены львовских храмов сохранили следы обстрелов. Некоторые из ядер вму¬рованы туда и снабжены надписями, которые напоминают о множестве осад, перенесенных городом. Самая страшная из них произошла в 1672 г., когда Капудан-паша вместе с Пет¬ром Дорошенко привели к стенам Львова 230-тысячное вой¬ско. Регулярные польские войска, присланные в помощь го¬рожанам, разбежались. За ними последовали богатейшие граждане. Однако город, в котором осталось чуть больше тысячи защитников, выстоял. Капудан-паша согласился на выкуп в 80 тыс. талеров, город мог заплатить только пять. Тогда львовяне выделили десятерых заложников - гарантов того, что долг будет выплачен сполна. И через семь лет сдер¬жали свое слово.

4. Прощай Чапаевск *

Прощайте алые погоны,
И сослуживцы навсегда!
Мы с вами соли съели – тонны,
Бывали в разных городах.

Солдаты – опыт и сноровка
Теперь в крови, другой был мир.
И в жизни эта подготовка
Поможет многим, как трамплин.

Служили разные ребята:
Спортсмены были, как везде.
Художники и музыканты
Не пропадут теперь в беде.

Прощай казармы, ротный Громов
И строевая и наряд!
Теперь ребята будут дома,
Друг - другу каждый стал как брат.

И повезут ребят вагоны
По разным уголкам земли.
Что ж, дембеля! Устав, законы,
Два года с честью вы прошли.

Но, в памяти зима и лыжи
И первым будет выбран кто…
И наплевать, что ветер, стужа:
-  Сказал Борисыч – так должно!

На то и служба рядового,
Чтоб испытать себя сполна.
И служба стоит дорогого,
Тобой гордится ведь родня.

Кремлевскую «губу» мы знали,
Да и в полку протоптан след.
И, тем не менее, все дали,
Мы сохраним на много лет.

Прощай Чапаевск и поселки:
«Сады», Нагорный и река –
Чапаевка и самоволки
И станция, что дорога!

И долго слышится та песня:
-  Держись старик, наступит день,
Когда закончишь службу честно,
Домой вернешься, в свою сень.

* Чапа;евск — город областного подчинения в Самарской области России, железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги. Население 73,4 тыс. жителей (2010). Общая площадь города в пределах городской черты составляет 18749 га, из которых застроенная территория занимает 11295 га, (80 % — промышленные и коммунально-складские объекты, 9 % — городская застройка и 11 % — личные хозяйства). Город расположен на берегу реки Чапаевки (приток Волги), в 43 км к юго-западу от областного центра г. Самары. В черту Чапаевска входят бывший посёлок Иващенково, бывшие сёла — Титовка, Губашево, Большое Томылово и пригородные посёлки Нагорный и Садово-Дачный.

ЧАСТЬ II. РОССИЙСКИЙ ХУДОЖНИК – ГЕРАЛЬДИСТ

Глава VII. Работа в отделе культуры администрации
Мариинско-Посадского района

Вот дом – Чувашия, дубравы,
Милее места в мире нет!
По-своему поэты правы,
Ведь этой теме столько лет.

Дань уважения пенатам,
(Лежал в училище мой путь).
Учиться тут другим ребятам,
Лишь хорошо, не как-нибудь.

Желаю в творчестве полета,
Художник волен быть собой.
Высот достигнет потом кто-то,
И будет знать его любой.

Орест Филиппов – наш директор,*
Меня по-свойски приобнял.
Прошелся взглядом, как инспектор,
Значок армейский в руки взял.

- Что ж, дембель, отслужил, я вижу
Урок армейский будет впрок.
Теперь, стань к творчеству ты ближе,
Всему, Вадим, отпущен срок.

Диплом в руках, в отдел культуры.
Себя решил там испытать.
Кронид Ефимов балагурит: -
«Вадим, а можешь ты писать?»

- Писать чего? Спросил я робко.
В ответ: «Плакаты каждый день.
И если в этом есть сноровка,
Ты принят, лишь забудь про лень».

Вот так карьера в одночасье
Отсчет отсюда повела.
И здесь нашел свое я счастье -
Судьба с Галиною свела.

Уже работал я в «культуре»
И год, другой был за спиной.
Любовь ворвалась, словно буря,
Ее увидел, сам не свой.

Как будто током так встряхнуло,
Что в пятку левую ушло.
И чувство то не обмануло -
Оно все то же, не прошло.

Афиши, разные плакаты,
Писать я только успевал.
Менялись месяцы и даты,
Еще немного рисовал.

Художник старший, мастерская.
Гуашь, бумага, карандаш.
Искусство свое представляя,
Людей тем самым просвещал.

*Филиппов Орест Иванович  (1923-2002 г.г.) – преподавал предмет «Промграфика».

Глава VIII. Художник- сценограф
Народного театра «Мариинский» *

Спектакли, сцену и афишу
И декораций зритель ждет.
Найдя особую там нишу,
Душа счастливая поет.

Когда премьера, зритель в зале.
Талант актерский и игра.
Чудесным образом решают
Душа насколько дорога.

В мир музыки и декораций
Уйдет наш зритель с головой.
Ну а артист, он ждет оваций,
Весь этот вечер дорогой.

Вадим был в гуще всех событий.
Успех художника незрим.
И было множество открытий,
Он выбрал путь, как пилигрим.**

Он был свидетелем подъема
Ансамбля «Шузьм» при РДКа.
Звучали песни комсомола
При агитпоезде ЦЭКа.

О Родине те были песни,
О Волге пели, о любви.
Объехали страну все вместе,
Адреналин кипел в крови.

И ВИА «Шузьм» теперь народный,***
Он славу городу принес.
И через время  тот же модный…
В культуру многое он внес.

Успех театра неразрывен.
Он с коллективом навсегда.
Художник должен быть активен,
Дух творчества, вот та среда!

И так бежали его годы:
Сценограф в красках, кисть в руках.
Сменялись времена и моды
И строй менялся на глазах.

Так перестройка изменила,
Страну, людей и города.
И жизнь порою жестко била,
Все поменялось и среда.


*С 1973 года театр носит звание «народного». Народный театр «Мариинский» бесспорно является на протяжении уже многих лет центром культурного притяжения городских жителей.

**Значение слова Пилигрим по Ожегову:
Пилигрим - Путешественник, скиталец.

***Министерство культуры Чувашской АССР за достигнутые успехи ВИА «Шузьм» присваивает звание «народный» в 1977 году.

Глава IX. Геральдические образы

Гербы имеют два начала:
Фигуры разные, цвета…
Их шесть, по красоте встречали,
Оттенков много у щита.

И делятся на две лишь группы:
У первой злато, серебро.
А червлень, чернь, лазурь и зелень,
Вторыми в группе и давно.

И эти шесть цветов в наборе,
С ограничением фигур,
Да комбинаций разных вскоре
Возьмут столетья, все ажур…

И рыцари в своих турнирах
Все выставляют напоказ:
Гербы, знамена, как картины
И гребни, шлемы в самый раз.

Рене Анжуйский в руководстве
По полочкам все расписал.
Король проявит благородство,
Турнир - прекрасный ритуал.

Как правило, гербы и знаки
Спасали рыцаря в бою.
Попробуй тут в пылу атаки,
Команду высмотреть свою.

И в манускрипте нам открылось,
Что в «Кодекс Манесса» внесен:*
Сто тридцать труверов сложили,**
Стихи тех рыцарских времен.


*Гербы без фигур, тем более одноцветные – большая редкость. Гербовая наука называет такие гербы «простыми», «Кодекс Манесс» из Цюриха – знаменитый манускрипт начала  XIV в., содержащий стихи 130 немецких труверов, сообщает среди прочего о безымянном поэте – рыцаре с «простым червленым» гербом.

**Трувер (франц. trouver - придумать, находить) - поэт-певец во Франции в эпоху Средневековья. Поначалу тесно связанное с рыцарством, искусство труверов к середине XIII в. сомкнулось с музыкальной жизнью городов. Основные его очаги - север и северо-запад Франции (Шампань, Фландрия, Брабант). Многое, переняв от своих предшественников - трубадуров, - труверы превзошли их не только уровнем мастерства, но и богатством жанров песенно-поэтического творчества (баллады, развернутые песни, песни-пляски в виде рондо и, наконец, образцы ранней полифонии). Широко использовали они в своих сочинениях городской фольклор. В числе труверов встречаются и представители королевской знати (король Ричард Львиное Сердце, король Наварры Тибо Шампанский), и музыканты демократического происхождения (Жан Бодэль, Жак Бретель, Пьер Монно). Наиболее выдающийся из труверов - знаменитый французский композитор, поэт и драматург XIII в. Адам де ла Аль.

По правилам, не как попало,
Все выдержать, расположить.
И композиция внушала
Фигурой, цветом дорожить.

Геральдика, ее истоки,
Откуда путь она ведет?
Где колыбель, в какие сроки
Ее рожденье, кто найдет?

Гербы возникли в разных странах,***
Одновременно говорят.
И шествие ее в романах,
Свободно можно прочитать.

О личности ее владельца,
В каком он ранге состоит.
Узор, орнамент от умельца
И что ему принадлежит.

Геральдика средневековья,
К концу эпохи в жизнь вошла.
И символ смерти к изголовью,
В гробницах даже обрела.

И к восемнадцатому веку,
В Европе утвердился герб.
Средневековье было Меккой,
Он был востребован как хлеб:

Имел ремесленник и город.
Богатый, сытый буржуа.
Община тоже дала повод
И учреждениям - нужна.

С годами, разное бывало:
Герб запрещали, флаги жгли.
От революций погибали
И выживали, как могли.

*** Гербы, возникли в промежутке между 1120 и 1150 г.г., в нескольких регионах Западной Европы практически одновременно: это случилось в областях между Луарой и Рейном, в Южной Англии, Швейцарии и Северной Италии. Впоследствии они распространились по всей Европе. (источник: «Геральдика», Москва, Астрель. АСТ,2003г. автор: Мишель Пастуро – архивист ипалеограф – директор Практической школы высших исследований, г.Париж (зав.кафедрой истории западной символики).

Глава X. Член- корреспондент Всероссийского
Геральдического общества

Помог Вадиму  Элли Юрьев
Раскрыть талант, найти себя.
- «Читай! - он говорил, - И думай,
Работай, тему полюбя».

- И «Гербовед» настольной книгой,
С тех пор в квартире моей стал.
Я прикоснулся к «высшей лиге»,
Наставник в этом помогал.

Так потихоньку с девяностых
Работа, конкурсы, друзья…
Рекомендован, хоть не просто,
Далась нагрузка для меня.

Был принят в Общество и сразу
Я окунулся в новый мир.
Поездки, выставки, за базу -
Элли потом благодарил.

«День города», эмблема, праздник,*
У Чебоксар хороший вид.
Как мушкетер – хороший всадник,
Я успевал, все без обид.

Санкт-Петербург, Москва, маршруты…
В которых надо побывать.
Символика, гербы - как круто!
Свой регион стал изучать.

Лет двадцать позади и сколько
На долю выпало мою:
К примеру герб с короной только,
Вопросов вызвал, не таю.

Как председатель горсовета,
Илларионов мне сказал:
-«Ну, ты спросил бы хоть совета,
Крест на звезду бы поменял.

И серп и молот хорошо бы
На той короне разместить…
Самодержавие мы что ли?
Попробуй это разъяснить.

Хоть утвердили все же после,
(Но, посмеявшись надо мной).
Я получил урок и пользу
Извлек в работе  над собой.

Спасибо Шолину, что выслал,
Исправленный потом мой герб
В Санкт-Петербург. Его увидел,
Сам Герольдический Совет.

Не побоялся он в то время,
(Ведь против был там замглавы).
Он говорил, что эта тема,
Не интересна им, увы…

- Провинция и захолустье
И герб в глубинке. Нет, Вадим!
Да примирись, забудь ты с грустью,
Добро на это – не дадим!

Мне грустно вспоминать об этом,
Еще смешнее говорить.
Чуть позже герб хвалил он этот:
- «Как хорошо теперь с ним жить!»

*С 1997г. член-корреспондент Всероссийского Геральдического Общества. В 1998г. разработал эмблему праздника «День города» г.Чебоксары.
С 1998г. стал регулярно сотрудничать с Геральдическим Советом при Президенте РФ в Санкт-Петербурге.

Глава XI. Медаль Ордена Золотой Пчелы

Не просто истина дается
В борьбе идей, без знаний тут:
Не обойтись, ведь кто смеется
Над новизной, наводит грусть.

И миссия сложна Вадима.
Он разработает гербы.
Работа эта достижима,
Но не дается без борьбы.

Известный главный геральдмейстер,*
Сам Вилинбахов оценил
Гербы, что созданы на месте,
Сокровищами объявил.

Конечно, трудно примириться
Тем людям, кто у власти был.
В районах, с главами чтоб биться,
Авторитет необходим.

Бывало Вилинбахов мудро,
Отстаивал простой сюжет:
Где дуб и желуди – не худо,
Что символ крепости – не вред.

И так везде, эскизы, споры
И доводы – должно быть как.
И здесь надежда и опора,
Бойца характер – только так!

Вадима скромность отличает.
Но в дружбе – верен мушкетер.
Лаушкин, Рыбкин получают**
Гербы от друга тех времен…

Когда еще учились вместе.
Делили хлеб свой пополам.
Теперь хорошие лишь вести,
Мы узнаем по похвалам.

То радио, газеты, пресса,
По телевизору порой…
Известность набирает веса,
Все труд! Ни что, само собой.

Известный миру композитор
Андрей Эшпай живет в Москве.
Имеет барельеф отлитый***
На школьной, той родной стене.

Теперь и герб есть утвержденный:
Червленый щит, двух городов
Есть элементы. Шлем с бармицей
И ангела трубящий зов.

В итоге  та медаль, как Орден****
И аура ее – Пчела.
Вадим наград своих - достоин,
Об этом говорят дела!

*В 2001г. Государственным геральдмейстером России Г.В.Вилинбаховым, Вадим Шипунов рекомендован Правительству ЧР в состав геральдической комиссии при Президенте ЧР, в качестве геральдического художника, для разработки гербов Чувашии.

**Личные гербы разработаны художникам Сергею Лаушкину из Екатеринбурга и Анатолию Рыбкину из Санкт-Петербурга, с которыми учился в Чебоксарском художественном училище Вадим Шипунов.

***Андрей Яковлевич Эшпай – народный артист СССР, лауреат Государственной и Ленинской премий, выдающийся композитор современности, пианист. На второй малой Родине г.Мариинском Посаде на школьной стене Гимназии №1 (в годы Великой Отечественной войны – школа второй ступени, где он учился) установлен барельеф А.Эшпая. Автор, скульптор А.Максимов (брат известного фотолетописца В.Максимова).

 Личный герб А.Я.Эшпая представляет собой червленый (красный) геральдический щит, в поле которого помещены элементы гербов двух городов: Козьмодемьянска и Мариинского Посада. Червленое поле щита говорит о том, что гербовладелец ныне проживает в г.Москве. Помимо основной части герба – геральдического щита, в состав герба входят дополнительные элементы: гражданский шлем с бармицей и наметом (развевающимся покрывалом). Нашлемник (фигура на шлеме) – трубящий ангел. Дед (отец матери) Константин Николаевич Тогаев – священнослужитель (в Козьмодемьянске, Акулеве, Мариинском Посаде).
Девиз «Concordia discordans» (созвучие несозвучного), как нельзя лучше характеризует композитора. Как единство «плача и славы, жалости и похвалы» сформулировал основной закон древнерусского искусства академик Дмитрий Лихачев. Это в полной мере относится к творчеству А.Эшпая.

**** Медаль Ордена Золотой Пчелы – награжден 14.04.2006г. №083  (учреждена 02.10.2005г. Председатель Всероссийского Геральдического общества И.С.Сметанников).
Орденами и медалями «Золотой Пчелы» - могут награждаться не только члены Всероссийского геральдического общества и не только специалисты по геральдике, но и представители многих других профессий, чей труд заслуживает поощрения. Обладателями «Золотой Пчелы» могут быть, в первую очередь талантливые руководители и творческая интеллигенция, духовенство и крестьянство, военнослужащие и госслужащие, медики и экологи, пчеловоды и цветоводы, кулинары и строители, а также многие другие великие труженики, приносящие пользу своему коллективу и Отечеству.

Глава XII. Геральдический художник
(Награждение медалью «За труды»)

Путь пройден – позади немало
Открытий, поисков, удач.
Но рядом многого не стало,
Заводов нет, и нет задач.

Конечно, впереди работа.
Вадиму некогда скучать.
Геральдика - его забота,
Гостей в музее принимать.

А то, что многого не стало,
История потом воздаст.
И время подвигов настало,
Вадим, родной край не предаст!

Поэтому девиз, он в тему:
Чтоб «необиженно нам жить».*
У города свои проблемы,
Их много – надо пережить.

Но есть мечта, и есть надежда,
Что будет все же хорошо.
И герб и флаг есть. А невежды?
Пусть спорят, время их ушло…

Теперь гербов за девяносто…
В Республике и книги есть.
Сейчас, казалось бы все просто,
А было - трудностей не счесть!

Музей художественный, флаги.
Гербы и книги, сам Вадим.**
Час истины, как на присяге,
Наш мушкетер – непобедим!

За  вклад в наследие народов***
И за заслуги – награжден.
А в памяти свежи походы
К чиновникам, где был сражен.

Не понимали, не хотели
Прославить город свой родной.
Менялись мэры, что сидели,
Лишь не менялся наш герой.

Медалью за труды  отмечен.****
И это заслужил Вадим.
Так, кем же путь его намечен,
Ответ, быть может, мы дадим?

Художником на этой ниве,
Конечно же, не просто быть.
Талант от Бога и в порыве
Готов прекрасное творить!

Трудолюбив, и дисциплина
На первом месте у него.
А трусость с подлостью - противны,
Узнал ведь в жизни он всего.

И верный друг, жена Галина,
В геральдике не первый год.
Надежный тыл и половина…
Всегда поможет без хлопот.

Вадим признался, что недавно,*****
Он получил награду вновь.
Что ж, поздравляем! Это славно,
Он заслужил  почет, любовь!

А в памяти  Орест Филиппов,
Студенты в Новинском – пленэр…
Он семиклассник и под липой,
Смотрел, как трудится «артель».

Мудрова Галя познакомит
И путь его определит.
Вадим Вьюжанина запомнит,
И пляж, что солнцем был залит.

Его дипломную работу,
Где в черной кожанке боец.
(Он видел, позже, как свободно),
Сжав кулаки, шел под свинец.

Мальчишка выбрал путь отважно,
И с д,Артаньяном  в сердце рос.
И с детства нам  понять, как важно,
Мечта – реальность, «не вопрос».

24.09.-19.11.2013г.
Фото:http://crkmp.ucoz.ru/
_nw/6/02024631.jpg

*«Необиженно жить»: девиз города – призывающий не пребывать в мрачных мыслях. Все надо делать легко – жить с удовольствием. Обиженный всегда чувствует  себя жертвой несправедливости, он не устает жаловаться на равнодушие со стороны государства. Людям нужна мечта, надежда. Сегодня мы имеем пропуск в элитарный клуб городов, имеющих выдающиеся заслуги и нам необходимо прошлое. Поступать так, как пристало городу – личности, достоинство которого будут определять шаги, развивающие то, что было сделано ранее.
Девиз «Необиженно жить», закрепленный в блазоне и начертанный на ленте, должен предоставить городу в будущем значительные привилегии и такой момент, быть может, уже наступил. А если это привилегия – она накладывает ответственность – быть лучшим и первым.

**      Книга гербов Чувашии – в годовщину 400 – летия правления Романовых в России художник - геральдист Вадим Анатольевич Шипунов порадовал выпуском книги – справочника «Гербы и флаги современной Чувашии», где напечатаны 94 знака, означающие символы районов, городов, поселений, учебных заведений, больниц, частных лиц. Это стало возможным после посещения Главы Чувашской Республики Михаила Васильевича Игнатьева геральдической выставки, где В. Шипуновым было высказано мнение о том, что все гербы имеют федеральное значение (газета «Наше Слово» №№64-65 от 19.06.2013г.).

***    Золотая медаль «За вклад в наследие народов России». Церемония вручения медалей прошло 6 сентября 2002г. в г.Костроме на третьем Конгрессе исторических городов и регионов России, заслуженным гражданам, внесшим достойный вклад в дело сохранения культурно-исторического и природного наследия.
В ноябре 2002г. на XVIII Международной генеалого-геральдической конференции научно-популярного журнала «Гербовед», награжден медалью «За заслуги».

****  В ноябре 2007г. на XXVIII Международной генеалого-геральдической научной конференции, награжден медалью «За труды».

***** Императорская медаль «Юбилей Всенародного подвига. 1613-2013г.г.».
Свидетельство по Указу Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны от 14.X.2013 года. Дано сие Свидетельство №1893 в том, что Вадиму Анатольевичу Шипунову предоставлено право ношения памятной медали «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013» учрежденной Ея Императорскимъ Высочеством въ ознаменование 400 летия окончания Смуты и возстановления Российской Государственности в 21 День Февраля 1613 года (А.Н.Закатовъ директор Канцелярии Е.И.В. Москва, 17.X.2013г.).