Жизнь как сочинение. Продолжение

Наталья Мартишина
...Есть смысл поторопиться - и побольше вопросов задать во вступлении, понасыщеннее, что ли, как-то так, как бы.

Потом будет что развивать.

Собственно, так поступают родители, которые дают ребёнку побольше увидеть в детстве: книг, фильмов, поездок, знакомств, кружков разных...

А может, правы и те, кто почаще оставляет ребёнка в покое и дают увидеть побольше снов, разных там мечт...

Потом будет что развивать!

Вспомним лучшие вступления в литературе:

"Посадил дед репку.."

"Мой дядя самых честных правил..."

"Всё смешалось в доме Облонских..."

"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки..."

Остальное будет потом, а пока - Вы уже заинтересовались, не так ли?

Вроде начало ни о чём, не о том, о чем речь пойдёт на самом деле.

Ну не всё ли равно, когда Раскольников вышел из своего съёмного жилища?

Зимой, по петербургскому холодищу - было бы ещё пронзительнее.

А про холодище вы бы и читать не стали. Кому охота морозиться...

"Чрезвычайно жарким временем", да ещё под вечер,  Достоевский уже поймал Ваше внимание, а дальше он его не отпустит.

Это я о том, что во вступлении автор решает важнейшую задачу: покорить читателя, очаровать его, продышать ему чувства прямо в ухо, влюбить навсегда - или сделать неприятелем, - но завлечь, иначе книгу читатель отложит в сторону и не прочтёт.

"Не лепо ли бяшеть ны, братья..."

Ну не ясно, что ли, что западло нам начинать, как Боян...

а иначе и начинать незачем.

И заинтересовывать надо не прямо, типа, читай же, гад.

А по касательной - " а вот я кое-что знаю и сейчас, может, и скажу, если вы чуток послушаете..."

Вспомните: в боевых искусствах самые сильные удары - по касательной.
Прямой удар - ушибёт, касательный - свалит с ног. Во фронтальной плоскости мы защищены сильнее - всегда вперёд шли, природа и подстраховала. А про латерали никто не думал. Да, заснёт школяр на уроке, ткнётся лбом о парту, - вздрогнет класс от грома пострадавшей парты. Ничего. А вот идёт класс по лестнице, толкаются, спешат. Легко удариться на ходу виском о стенку. Незаметно. Но очень опасно, на самом деле. Височная кость - лучше её не трогать. Сохрани Господь.

Итак, вступления по касательной - незабываемы...

Ну, например:


 "Еh bien, mon prince..."


У нас навострились ушки на макушке.


"— Что, Петр, не видать еще?"


И мы шеи вытянули.


"Я ехал на перекладных из Тифлиса..."


Щас-щас, нам раскажут ужо...


"Однажды весною, в час небывало жаркого заката..."


Ой! Почти про Раскольникова с его топором: и жара, и вечер... Но только Москва, а не Петербург, и выйдет на разбой нечистая сила, на ювелирную работу, не топорную...

Интересно посмотреть первые строки классики, верно?

Как авторы нас завлекали в свои сети - почище всяких гадалок!

А иногда и приветы передавали - как доктор Михаил Афанасьевич - докторскому сынишке Фёдору Михайловичу. Так это, между делом))) Вроде бы)))

А может, здесь нечто большее, чем просто привет?

Вслушаемся:

"В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер..."

"Однажды весною, в час небывало жаркого заката..."

И случайностью не назовешь: начала "Преступления и наказания" и "Мастера и Маргариты" перекликаются, переливаются, отражают друг друга в небесных сферах-зеркалах...

Практически - это одна и та же строчка.

А что там ещё переливается и отражается?

Буква "и"!

Соединительный союз в названиях.

"Преступление и наказание".

"Мастер и Маргарита".

Булгаков будто сообщает нам, про что будет его повествование.

За фантастически-шуточным, за романтически-взвинченным антуражем речь пойдёт про серьёзные вещи.

Про преступления человечества. Распятие Христа. И много-много чего по мелочам - целая галерея преступных типов и типчиков. И наказания для этих типчиков: какие-то весело обставленные от лихой компании. Одному голову комсомольским трамваем отрезали, другому кошачьими лапами оторвали... Всё толпе на забаву... И мерцает в словах главная тема: о наказании всему человечеству...

Но мы отвлеклись.

Хороший писатель действительно завлекает читателя своим вступлением.

Ваше творение - школьное сочинение - проверяющие прочтут по-любому, так что можно не исхитряться на начало "по касательной".

Не тратьте время.

Начинайте прямо, в лоб.

Хочу, дескать, сказать то-то и то-то.

И говорите.

Прошло вступление  - и действуйте!

(В музыке вступление, увертюра - странная вещь. Редкий любитель закроет очи в предвкушении оперного действа, редкий станет ловить всеми фибрами души нюансы оркестровки. Чаще обыватель, скрепя сердце и скрипя зубами, просто переждёт это дело)

И вы не раздражайте проверяющего, - действуйте!

Человек разумный...

Я бы назвала - "Человек действующий".

Разум-то всегда появляется потом, вслед за действием, - откуда ни возьмись.

А до действия он, как правило, непонятно где.

Нет?

Великий Сеченов нам это говорил в книге о рефлексах.

Сначала - действие, мысль - потом.

Так что пишите основную часть, пишите, потом обдумаете написанное.

И ещё чуть-чуть допишете.

Вот и подойдёт дело к заключению: 4 листа накатали, больше и не надо.

Пора делать завершение работы.

Как в жизни.

Если начало в жизни не от нас зависит, то окончание, по логике вещей, - тоже не от нас.

"Положите меня в русской рубашке..."

Таким было желание. И вроде бы таким было стремление.

А на деле что вышло?

На деле - каждый шаг в цепи событий зависит именно от нас.

Что мы делаем. Что не делаем. Кого привлекаем в нашу жизнь. Кому не позволяем приблизиться... Каждый выбор - это работа на результат.

И вот здесь нам потребуется вся наша логика, чтобы не запутаться и не сбиться с пути.

А значит, нам потребуется план.

Хоть какусенький.

Это для жизни.

И хороший, цельный - для зачётного сочинения.

А о плане поговорим завтра.

Удачи!