История Кадма. Часть 12. Великая Ма

Светлана Каплун
    А всё-таки я раскопала информацию, что возле Фив находилось древнее святилище кабиров. Павсаний утверждает, что храм кабиров находился в роще Деметры Кабирии. Очевидно, именно его и охранял священный змей Ареса. Напомню, что после вмешательства Афины, «подарившей» Кадму пятерых спартов, на месте, где легла корова, установили алтарь Афины Онги под открытым небом. Так что были учтены и её интересы. Но само святилище при Кадме оставалось действующим. Только после удачного похода Эпигонов на Фивы его служителей разогнали, но впоследствии при участии афинян таинства возобновились.

    Кто такие кабиры? Культ кабиров пользовался в древности большим уважением (приписывается пеласгам) и был распространен едва ли не во всех греческих городах. Ими клялись и их отождествляли с диоскурами (чаще всего), куретами, тельхинами и корибантами.

    Диоскуры – это Кастор и Полидевк, братья Елены Прекрасной. Значит, во время Кадма кабиры – это ещё не они.

    Куре;ты - название спутников Реи (сестры Зевса), а также название исторического племени. В микенских текстах есть некое божество ke-re-ta-o. Первоначально куреты имели, по-видимому, самостоятельное значение как демоны растительных сил земли.

    Куреты - племя божественного происхождения в Акарнании и Этолии, упоминания о них есть и у Гомера (т.е. это вполне реальные люди, жившие на западном побережье Древней Греции, южнее Иллирии).

   Куреты - жрецы Реи. После слияния культа Кибелы с культом Реи куретов стали отождествлять с  корибантами. Значит, корибанты относятся к культу Кибелы.

   Телхины — вулканические божества морской глубины, почитавшиеся на Родосе как спутники Посейдона и составлявшие, по преданию, древнейшее население острова. По Диодору, телхины были первые обитатели Родоса. Сыновья богини моря Талассы и вместе с Кафирой воспитали Посейдона, которого вверила их попечениям Рея.

    Корибанты - название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Овидий в «Метаморфозах» пишет, что корибанты были рождены из дождевой воды: таким образом Уран (небо) оплодотворил Гею (землю).  На Крите корибантов называли куретами. Они танцевали обнажёнными, с щитом и в шлеме, и подчас доходили до того же неистовства, что и жрицы-вакханки — менады.

   Куреты помогали воспитывать Зевса, всякий раз поднимая шум своими щитами, если младенец начинал плакать. Интересно, что Зевс – это по-гречески. А вот по-микенски его имя di-we «Дий». Общеарийское слово daiva означало род небесных божеств (от корня diu— «светить», «небо»). Учитывая, что ахейцы-микенцы переняли письменность у минойцев-критян, логично задуматься, кто жил на Крите до завоевания его ахейцами?

    Совершенно случайно наткнулась на арабское слово "кабир" в значении "большой". Кабиры - из Малой Азии.

    Обратите внимание, что кабиры-куреты-корибанты и тельхины связаны с образом великой Богини-Матери. У неё много имён: Гея, Рея, Деметра… В микенских текстах её называют te-i-ja ma-te-re (Матерь богов). Мне наиболее привычно имя Кибела. Именно с культом богини-матери связаны так называемые венеры палеолита: тучные фигурки с преувеличенными женскими признаками. А находят их на территории всей Европы, да и в Азии тоже.

    Начну лучше со своего, родного. У славян с Богиней-Матерью связан образ Мать-Сыра-Земля. Но есть и богиня в человеческом обличии. Это Макошь. Вариант Мокошь (который связывают с «мокнуть», «мокрый») мне нравится меньше потому, что в русском языке «мама» говорят только используя гласный «а».  В. В. Иванов и В. Н. Топоров предлагают и другую трактовку — от mokos, «прядение». Б. А. Рыбаков объясняет Макошь как производное от ма«мать», и кош «жребий» или «корзина для зерна». Меня же заинтересовал кокошник – русский женский головной убор. Название произошло от славянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха, от древнерусского «кокошь» — курица-наседка. Тогда получается, что Ма-кошь – это мать-наседка. Только вслушайтесь, сколько тепла в этом слове!

    Макошь  - покровительница женского начала, плодородия, брака, родов, домашнего очага. Имела 12 годовых праздников, изображалась с рогами. Женский рогатый головной убор носили ещё в XIX веке на народных праздниках.

    А теперь я предлагаю вернуться на Крит и познакомиться с Великой минойской богиней. Появление её на Крите относят к 4000 году до н.э. А родиной считается Ближний Восток. Именно оттуда пришли обоюдоострый топор и символ богини-матери – голубь. Изображали её с поднятыми к небу руками, держащей змею или обвитой ею, с обоюдоострым топором и «посвятительными рогами». (О связи Крита с культом быка вы, конечно же, помните). На некоторых печатях она представлена сидящей под деревом и принимающей в качестве даров первые плоды.

    Конечно же, хочу напомнить о Хатхор – египетской дочери Ра и тоже рогатой богине.

    А ещё хочу привести описание Радегаста,  бога земли бодричей. «Саксонская хроника», Конрад Бото, 1133 год :

    «В Мекленбурге ободриты почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена чёрная бычья голова, а ещё имел в руке секиру, а на голове птицу…»

    Возвращаясь к Минойской богине… В более поздних сценах (около 1500 г. до н.э., а это по времени вполне увязывается с появлением на острове ахейцев) она предстаёт в виде богини-охотницы с копьём в руке и в сопровождении львов. Иногда вместо богини изображали колонну или гору, расположенную между двумя стоящими на задних лапах львами.  Эти данные я взяла из книги Э.О. Джеймса «Тайны языческих богов».  Так что со временем образ Великой минойской матери очень сильно изменился. И тут придётся серьёзно разбираться, что к чему…

    Но в моём описании явно не хватает ещё одного образа. Христианская Богородица.  Я хочу напомнить о празднике Покрова.

     Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается только Русской православной церковью. Формально он связан с преданием о явлении Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году, когда византийская империя вела войну с сарацинами или, по другим источникам, с русами. Вот лично вы много ли об этом знаете?

    А в народной традиции этот день отмечает встречу осени с зимой. Название праздника связывают с первым снегом, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима».Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.

    В крестьянском быту само слово «покров» отделилось от церковной легенды и стало восприниматься по связи с обычаем покрывания женщиной головы после выхода замуж. Вероятно бытовое толкование слова «покров» было связано с тем, что с этого дня наступала пора заключения браков.

    Девушки, желающие поскорее выйти замуж, в этот день рано утром в церкви ставили свечу и приговаривали: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком». Накануне самого праздника девушки рядились в поношенную одежду — костюмы стариков и старух, а на сам праздник наряжались «по-хорошему», ходили по родным в гости. Девушек вознаграждали куриными яйцами.

    Интересно упоминание о том, что ребятишек обливали перед Покровом водою сквозь решето, на пороге хаты. Это делалось в предохранение от зимней простуды. Но ведь лить воду через решето на землю – это древнейший ритуал вызывания дождя! Таким образом отец-Громовержец оплодотворяет мать-Землю…

    На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращались с мольбою об этом к Параскеве Пятнице:  «Батюшка Покров, мою голову покрой, матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее»; «Матушка Параскева Пятница, покрой меня (или: пошли женишка) поскорея!». «Мать-Покров! покрой землю снежком, меня молоду платком (или: женишком)». «Свята Пакрова, пакрый зямельку лісточкам, а галоуку — вяночкам» (белорус.).

    Не секрет, что образ Параскевы Пятницы связан с Макошью, так же как и пятница считалась её днём.

    Но если Макошь у славян – повсеместно почитавшаяся богиня плодородия, то дева Мария (Ма- Рея, слышите ли вы это?) у христиан – дочь Евы, созданной из ребра Адама, созданного единолично строгим Богом-Отцом. А с фактом своего непорочного зачатия она и вовсе восходит к египетской Исиде, присвоившей себе славу Хатхор.

    Кстати, тот же Э.О. Джеймс переводит имя Хатор как «дом Гора». Я же сначала слышу «сердце Гора» (Хат - Хор). Ну и вспоминается наша «хата». Так что я вполне согласна, что Хатор – это обитель или дом Гора.

    В этой части я не стала говорить о Кибелле. С «львиной» богиней не всё так просто. Так уж получилось, что эта часть сложилась ко Дню матери, поэтому посвятила её только хорошему. Но не могу умолчать: помните, как троянский подарок стал Приамом?

    «Дали право Гесионе освободить одного из пленных, и она выбрала своего брата, и в качестве выкупа отдала она покрывало с головы…»



-----




   
В качестве иллюстрации взято фото из интернета.