Дорога на Украину

Алексей Индриков
Как написал недавно Юрий Поляков в журнале «Москва», «перебрать свой пыльный архив — лучший способ вспомнить достоверное прошлое и полнее понять его».

Вот так, перебирая материалы моей же фотовыставки «Горящие горизонты», представленной еще в 2010 году, я был неожиданно потрясен тем, какой пророческой оказалась фоторабота под названием

«Дорога на Украину». Именно в 2010 году подразделения милиции специального назначения «Беркут» в первый раз схватились на Майдане с палаточным городком, воздвигнутым в знак протеста против налоговой реформы Януковича, которая предполагала некоторые ограничения для малого бизнеса на Украине. И именно тогда и возник этот образ – пустая  пыльная дорога, которая долго поднималась вверх, и все, к чему ей удалось прийти, – развалины  здания, перекрывшие путь. Идея фотоработы – безысходность, пустое однообразие вокруг, тупик, которого поначалу не было, но он как будто упал с неба, как наказание за неправедно выбранный путь.

Инцидент 2010 года с его разрушительным сценарием быстро завершился,   но создан был прецедент. Кто мог тогда подумать, что примерно такие же развалины будут каждый день появляться на центральных телеканалах в репортажах с Донбасса. Украина как государство действительно шагнула в страшную эпоху, но шагнула она туда не зимой 2014, а тогда, когда ее оторвали от единого с Россией пути. Этот путь стал для Украины пустынным. Оторванная от единого славянского мира с центром в Москве, она и не примкнула к западному славянству во главе с Варшавой, давно поставившему славянскую удаль на службу западным интересам, и не стала самобытным историческим феноменом, как Югославия, которая, сохранив православную веру, тем не менее смотрела Москву как  на партнера, но не как на наставника – сказалось  долгое историческое самостояние южных славян в сложных геополитических конфликтах. Тупик на историческом пути Украины в ее общественной, культурной и политической жизни: развратное движение Femen, создание памятников Бандере, переписывание учебников истории, где опасно искажаются российско-украинские отношения. И если перевести все эти явления на фотоязык, представить в виде художественного кода, то как раз и получатся – бесплодное, заросшее сорняками поле, дорога, на подъем по которой и одновременно на уход по которой от России – было потрачено столько исторических сил. Сил, ушедших безвозвратно, отнятых у общей истории русского и украинского народов. Тупик на этой дороге.

…На моей фотоработе 2010 года грязное, разбитое здание, перекрывшее будущее и из которого сегодня жители Украины – ищут спасения в России.