Когнитивный диссонанс

Просто Борис Сапожков
В последнее время меня интересует проблема КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА, а если точнее, его выявления и борьбы с последствиями. Я не специалист, поэтому буду излагать по-своему, как понимаю, без терминов и ссылок на авторитеты. Тем, кто заинтересуется, не составит труда найти материалы – в недрах интернета огромные залежи информации.
В жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью сделать выбор. Одним выбор даётся легко, другие долго перебирают варианты, а третьи вообще не в состоянии его сделать. Вторая группа наиболее многочисленна, к ней причисляю и себя, поэтому о ней и поговорим. Обычно проблема выбора возникает, когда оба варианта почти равнозначны. Вокруг этого «почти» и крутятся доводы «за» и «против». Выбрать обувь или новый телевизор, то есть вещи длительного пользования всегда труднее. Параметры выбора исчисляются десятками – соотношение цена-качество, цвет, размер, бренд, наличие подобного предмета у подруги или соседа и т.п. В конце концов, когда выбор сделан, человек начинает увеличивать значимость положительных свойств приобретения, а минусы затушевывает и через некоторое время уже сам не понимает, как он мог сомневаться в выборе, ведь эта вещь ОЧЕВИДНО лучше всех других. Эта маленькая ложь не имеет прямого практического влияния на нравственную платформу человека, но позволяет чувствовать себя умным, практичным, удачливым, то есть даёт приятное положительное самочувствие, излечивая стресс, пережитый во время выбора.
Подобные процессы происходят и при более сложном выборе. Например, супружеская измена. Я не буду приводить многочисленные способы самооправдания, они известны, рассмотрены в различных произведениях искусства, закреплены в культурной среде, в национальных традициях. Совершив проступок или преступление, человек не может мириться с чувством вины. Оно гнетёт, изводит, лишает возможности радоваться жизни, просто не даёт жить. Противоречие между тем, как ПРАВИЛЬНО и тем, как ПОЛУЧИЛОСЬ, этот самый когнитивный диссонанс, способен довести человека до депрессии, а то и до суицида. Институт исповедания, отпущения грехов, в былые времена помогал решить эту проблему, но современный человек привык делать всё сам и лишь некоторые доверяют свои тайны священнику, психиатру или друзьям и подругам. Каким бы способом не воспользовался человек, цель у него одна – возвращение гармонии психологического состояния. Самый доступный способ – оправдание. Виновата среда, случай, алкоголь, бес, который попутал, и ещё тысячи других причин. Если бы не эти причины, то «никогда бы я так не поступил, потому что я нормальный, порядочный и честный человек». Более честный путь – искупление вины, но элементы самооправдания есть и в нём – «Да, я виновен, но я заплатил за свою слабость, а значит, я честный, добрый, порядочный человек». Но без нравственной оценки своего поступка и действительного, чистосердечного покаяния, искупление вины в таком виде, мало чем отличатся от простого самооправдания и обвинения других. Это неминуемо приведёт к рецидиву, если не в том же, так в другом месте. В результате человек вырабатывает свой СОБСТВЕННЫЙ МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС. Он допускает сделки с совестью, имеет свои расценки на обман и предательство. Это не обязательно «воровской закон» или «ницшеанство», обычно «допуски» лишь слегка отличаются от нормы. Например, все знают, что давать взятки не хорошо, но в данном случае просто нет времени на заполнение протокола, и легче дать. Ну, разве это преступление? ВСЕ ТАК ДЕЛАЮТ. Таких примеров – пруд пруди и оправданий – целое море. Человек живет в полной гармонии с собой, с окружающим миром, казалось бы, действительно, ну, что тут такого страшного?
А страшное всегда ходит рядом. Как сказали бы в старину: «враг рода человеческого только и ждёт случая поймать заблудшую душу». Есть две существенные опасности. Первая, в личном плане – человек, убаюкавший свою совесть самооправданиями, может переступить «грань сравнительной безопасности» и для него начнутся реальные неприятности – жена выгонит или в тюрьму попадёт, короче, сломает жизнь себе и близким. Опять же, вариантов уйма.
Вторая опасность ещё страшней. Когда снижается общий моральный уровень социальной группы или всего общества на первые роли выходят аморальные личности. Они берут власть в свои руки, они занимают ключевые места во всех сферах жизни, они принимают законы и диктуют правила игры. Игры заведомо нечестной, так как напрочь лишены нравственности. Используя привычную, оправдательную тактику, они находят причины и врагов, используя правильные лозунги, скрывают истинные мотивы своих дел. Общество, люди, те, кто и сам привык пользоваться такой оправдательной тактикой, легко идут у них на поводу, поддерживают решения лидеров и осуждают несогласных. Для них кажется очевидной правда, являющаяся на самом деле полуправдой или полной ложью, потому, что они привыкли жить в психологическом комфорте, и, раз согласившись с обманом, начинают его поддерживать и сами находят «доказательства» этой «правды». Такое общество обречено. Когнитивный диссонанс, подавленный на личном уровне, переходит на общественный – в экономику, политику, культуру, уничтожая здоровые, нравственные, основополагающие принципы существования цивилизации.
Что делать? Как понять, что происходит со мной и с обществом? Не иду ли я на поводу «доброго беса», успокаивающего меня, в пропасть? Такой вопрос должен задать себе каждый человек, которому небезразлично кто он и зачем пришел в этот мир. Для себя я определил ориентир, эталон по которому можно сверяться в своих поступках – это христианские заповеди. Какие бы причины и оправдания не придумывал мой мозг, если есть расхождения в том, как надо, и как сделал, выводи один – виновен. Точно так же, кто бы ни объяснял мне, почему он поступил вопреки заповедям, я не оправдаю его, а призову покаяться, будь то человек или группа людей.
Как жить с виной в непрекращающемся диссонансе? Не знаю. Тяжело, но, по-моему, это единственный способ оставаться человеком.