История Кадма. Часть 14. Подмена

Светлана Каплун
    Наконец-то подошёл черёд поговорить о Кибеле, а заодно и вспомнить о других «верховных» богинях Малой Азии.

    Кибела родом из Фригии. Выступала как дарительница плодородия, владычествующая над горами, лесами и зверями. Главные атрибуты Кибелы — золотая колесница, запряжённая львами, и корона в виде зубчатой башни. Окружение её составляли безумствующие корибанты и куреты, дикие пантеры и львы. От служителей Кибелы, исполнявших культ, требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения кровавых ран и членовредительства.

    В 204 году до н.э. культ Кибелы был введён в Риме. С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов.Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью). Из этих данных можно предположить, что Кибела – достаточно поздний культ.

    А вот первоначальное имя фригийской богини -  Аммас. И была ли она в действительности таким чудовищем?

    Давайте посмотрим, откуда взялась Кибела… Оказывается, Кубаба – персонаж шумеро-аккадской мифологии. Затем под именем Хебат она появляется у хурритов. В Лидии она известна как Кував, а у лувийцев и фригийцев – как Кибеба.

    Самое интересное, что в списках шумерских царей Третьей династии Киша есть единственная женщина Куг-Бау (Ку-баба). Время её правления – примерно 2500 годы до н.э. В хронике Эсагилы говорится, что она была современницей Пузур-Нираха из Акшака, и за её лояльность Мардуку он дал ей власть «над всем миром». А ведь начинала Куг-Бау свой путь простой трактирщицей.

    Впоследствии Кубаба почиталась как богиня в разных частях Месопотамии. Причём произошло её отождествление с богиней алкогольных напитков Нинкаси, дочерью бога Энки и богини Нинхурсаг. Вот так Кубабе обеспечилось божественное происхождение.

    Давайте-ка познакомимся с «родителями» Кубабы.

    Шумерский Энки, аккадский Хайя, или по принятому в науке, но неправильному чтению — Эйа (Эа),  в шумеро-аккадской мифологии, один из трёх великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод (создатель реки Тигр) и подземного мира, культурных изобретений; благосклонный к людям. Отец Мардука.

   Изображался окружённым источниками вод, с рыбьим хвостом (подобно Олокуну и Дагону) и светильником. При раскопках возле его жертвенника найдено особенно много рыбьих костей.
Имел эпитеты «хитроумный, многомудрый, совершенный разумом, Разум Обширный». Само имя Энки значит «Господин-Земля», «Владыка Низа».


    Самое интересное, что именно этот «добрячок» сотворил людей из глины, чтобы избавить богов от работы по прокапыванию русел рек и гор при сотворении мира. Именно он предупредил Зисудру (шумерского аналога библейского Ноя) о насланном Энлилем Всемирном потопе и убедил построить Ковчег. Как видите, по версии шумеров люди изначально выступают в роли рабов.

    Но ещё интереснее история Нинхурсаг. Она богиня земли, богиня-мать, супруга бога Энки. Также с Нинхурсаг был первоначально неотъемлемо связан верховный бог неба Ану, породивший от неё бога воздуха — Энлиля, отделившего небо от земли. Эпитетами Нинхурсаг были Нинту («госпожа, давшая жизнь»), Нинмах («высокая госпожа»).

     В древнейших перечнях богов Нинхурсаг стоит впереди Энки. По-видимому, эта богиня первоначально звалась Ки (земля) и считалась женой Ана (неба), являлась древнейшим олицетворением «богини-матери», прародительницы всех живых существ, покровительницей плодородия и урожаев. Она — мать богов и её черты обнаруживаются во многих божествах женского пола. Нинхурсаг играет также чрезвычайно важную роль в сотворении человека. Позднее её культ был вытеснен культом Инанны.

    Заметили? Рыба-Энки (творец человеко-рабов) вытеснил сначала бога неба Ана, присвоил его жену (богиню-мать Ки), которую впоследствии свела на нет некая Инанна…

    Несколько слов о шумерах.Чтобы не путаться в шумерах, аккадцах, вавилонянах...

    По поводу того, откуда взялись шумеры, ясности в умах учёных нет.  Приблизительно с шестого тысячелетия до н.э. фиксируются следы колонизации Нижнего Междуречья пришельцами из Центральной и Верхней Месопотамии, возможно Элама и Восточного Средиземноморья. По всей видимости, главную роль играли выходцы с севера (представители самаррской и халафской культур), обладавшие навыками ирригации, монументального строительства, специализации ремесел, хозяйственного учета и т. д. В Нижней Месопотамии они основывали автономные колонии (как Телль эль-Уэйли), жившие за счет ирригации и ресурсов окрестных рек и болот. Со временем некоторые колонии превратились в крупные центры, протогорода (самый яркий пример — Эреду).  Не исключено, что ранние контакты с северными колонистами привели к заимствованию шумерами ряда «культурных терминов» - нешумерскую этимологию имеют и названия некоторых известных городов Нижней Месопотамии — Ларсы, Вавилона и др. Это позволяет сделать вывод, что цивилизацию в этот регион принесли не шумеры, а выходцы с севера!

    В убейдское время (ориентировочно V — начало IV тыс. до н. э.) фиксируется экономический подъем Нижней Месопотамии. Обилие сельскохозяйственной продукции приводит к быстрому росту населения. Появляются первые храмы (в Эреду, Уруке). Этнический состав Нижней Месопотамии убейдского времени неясен, однако предки шумеров могли быть в числе местного населения.

    Дальнейший прогресс наблюдается в эпоху Урук (вторая половина IV тыс. до н. э.). Подавляющее большинство исследователей принимает тезис о наличии или преобладании в это время шумеского населения в Нижней Месопотамии.  Шумерские колонии представляли собой хорошо укрепленные крепости с продуманной планировкой (примеры — памятники Хабуба Кабира, Джебель Аруда). В конце урукского времени, в период Джемдет Наср (кон. IV — нач. III тыс. до н. э.) появляются изображения правителей, царей-жрецов, уже существует полупиктографическая письменность, формируются города-государства, сложная храмовая администрация, ведется монументальное строительство, совершаются грабительские походы в соседние страны. Таким образом, к началу III тыс. до н. э. сформировались основы шумерской цивилизации.

       XXVIII — XXIV вв. до н. э. — время расцвета шумерской цивилизации. Она охватывала территории Нижней Месопотамии — области Ки-Энги (собственно Шумер) и Ки-Ури (впоследствии — Аккад). По неизвестным причинам урукская колонизация ко времени Ранней Династии прекратилась и пребывание шумерского населения в центрах севернее Ки-Ури — предмет дискуссий. В Раннединастическую эпоху Нижняя Месопотамия представляла собой конгломерат непрерывно воюющих между собой городов-государств или номов.

    С древних времен по соседству с шумерами обитали восточные семиты. Обстоятельства и время появления их в Нижней Месопотамии доподлинно неизвестны. Восточные семиты составляли меньшинство в Шумере (Ки-Энги), но в области Ки-Ури их доля была значительной. В XXIV в. до н. э. в Ки-Ури возникло Аккадское царство, правители и язык которого были семитскими. Аккадцы (так с этого времени принято называть восточных семитов) смогли установить контроль над городами-государствами Шумера. После крушения державы III династии Ура, земли Шумера и Аккада попадают под власть амореев. Впоследствии эта территория была подчинена вавилонскими царями. Во II тыс. до н. э. в результате смешения шумеров с аккадцами и некоторыми другими этническими группами сформировалась народность вавилонян.

    Остаётся добавить, что  Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родствен ни одному из сохранившихся до наших дней.

    Так кто же такая Инанна? Инанна (аккадская Иштар) — в шумерской мифологии центральное женское божество. Первоначально считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. При неизвестных обстоятельствах культ этой богини вытеснил в Уруке культ бога Ану. Считалась дочерью бога Луны Нанна и богини Нингаль — то есть, внучкой Энлиля и правнучкой Ану (хотя некоторые мифы называют Инанну дочерью Ану). Во 2-ом тысячелетии до н. э. культ аккадской Иштар широко распространилась среди хурритов, митаннийцев, финикийцев.  Соответствует финикийской Астарте.

   А вот с последним утверждением я хотела бы поспорить. И такую возможность мне подарили мифы города Угарит: финикийская Асират, супруга верховного бога Илу, и кровожадная Анат(она же Инанна -  Иштар) – это две противоборствующие богини. И только позже вавилонская блудница Иштар полностью вытеснит в культе Астарты прежнюю Асират!



---------



В качестве иллюстрации - фото вишапа в форме сома, Армения.