Ничего себе пустяки!

Валентина Лефтерова
- Статья по поводу –

Ничего себе пустяки!
(Третье дополнение к статье «Израильская символика – как родная?..»)

На днях взяла в руки книжку А.А.Бычкова «Энциклопедия языческих богов» (изд-во «Вече», М.; 2001г.), хотела уточнить имя одной древнеславянской нимфы. Полистала, почитала, а в конце книжки вдруг обнаружила несколько кратких статей, которые, вроде бы, прежде не прочитывала. Заинтересовалась, так с конца книги и стала читать: «Заметка о каменных бабах близ Москвы» (с.393), «Из «Троянской истории» Гвидо де Колумна» (с.390),  «Из вводной части еллинских летописцев» (с.382), и др.

Далее наткнулась на заголовок «Асинарии» (с.364), с подзаголовком (печ. по кн. «Еврейская энциклопедия», т.2). – А это кто такие? Что-то не помню, - подумалось мне, - и я стала читать.

«Асинарии – ослопоклонники. Таковыми в известных кругах древности считались Евреи. 1) По-видимому, средою, в которой возникла эта легенда, был александрийский антисемитизм;..» Далее идёт речь о древней притче (около 200 г. до Р.Х.) о золотой ослиной голове, хранившейся в иерусалимском храме иудеев, «которой они воздают почести и благоговейно поклоняются». Об этом писано у разных авторов, в т.ч. у Тацита.

В общем, в этой статье написано много – и о диких ослах, указавших евреям путь к воде в период их блужданий по пустыням, и о том, что осёл был священным животным для бога подземного царства Тифона, который и сам изображался с ослиной головой, и о вопросах – реально ли евреи поклонялись ослиной голове и Тифону? О свидетельствах о том в разных исторических источниках, в т. ч. у Плутарха.

В п.5 статьи – речь об асинариях-христианах, т.к. «язычники считали на первых порах христианство отпрыском иудаизма… и легенда об Асинариях была ими с евреев перенесена на христиан»: «клевета постигла христиан»  (Тертуллиан, римский автор). Предполагали, что «ослоносец должен считаться плодом инцеста женщины с ослом».  Эта пародия переносилась «на сказание о чудесном происхождении Иисуса» и «должна была логически возникнуть из того факта, что Иисус считался сыном (еврейского) бога, а еврейским богом у язычников считался осёл».

Так легенда об асинариях как бы вводилась «в цикл пародических и потешных сказаний в (преимущественно александрийский) мим, т.е. фарс». Так, в Италии был найден черепок с изображением ослоголовца «среди других комических фигур», - для «увеселения невзыскательной народной толпы». Предположительно, это были антисемитские выпады, потешки над евреями (доказательства чего, пишется в статье, «Лукий»* Лукиана и «Золотой осёл» Апулея).

Сохранился и другой «знаменитый памятник об асинариях-христианах – тот Палатинский**  graffito, в котором раньше видели пародию на распятие»: ослоголовец, висящий на кресте и рядом человек, поклоняющийся ему (по греческому обряду), с надписью: «Алексамен поклоняется богу». Этот и некоторые другие факты свидетельствуют о «недопустимости пародического толкования» этого изображения.

На иных «магических дощечках» изображён ослоголовый демон, он же египетский бог Тифон-Сет (известен в мифах как враг Осириса, египетский Сатана, бог подземного ада). Культ его существовал «в эпоху раннего христианства, когда возникла гностическая секта сифиян (от Сифа=Seth, сына Адама). Эта секта признавала Иисуса как «сына человека», тождественным с Сифом, сыном Адама (так как Адам=человек). Произошло слияние этих богов. «На почве этого гностического верования секта сифиан» и якобы «пародийное» распятие «получают вполне серьёзное, хотя и символическое значение: «верный».

Алексамен совершенно искренно поклоняется своему богу в этом странном для нас виде. Сифианский характер палатинского распятия…  доказывается и загадочным знаком Y направо от головы ослоголовца. Этот знак (символ двух путей подземного царства) много раз встречается на сифианских магических дощечках. – Итак, в этом одном случае мы имеем действительно асинариев; когда же секта сифиан прекратила своё существование, то и асинарии отошли в область предания». (с.368).

Для меня, автора настоящих «Заметок по поводу», особенно интересны три последние фразы этой статьи из «Еврейской энциклопедии», на которую ссылается А.А.Бычков. И вот почему. Ранее, в статье «Израильская символика – как родная?» я писала о странной символике на первом государственном телеканале в заставке, которая используется в информационной  программе «Новости». Через месяц-другой эту заставку частично видоизменили: убрали элементы, которые создавали на экране символ израильского государства – Давидову звезду.

Но что любопытно, по-прежнему были оставлены многочисленные огромные столбы в виде буквы Y, которые и по сей день возвышаются над головами телеведущих этой программы***. Эдакая непонятная, броская, давящая на психику телезрителей, заставочка. При том – создающая ещё и впечатление некоего хаоса-фона на, можно сказать, одном из официальных каналов России!  Я совершенно не понимала значения этой белиберды, но сегодня, после прочтения вышеизложенной статьи, кажется, начинаю понимать, что к чему.

Похоже, авторы этой «художественной» заставочки хорошо знали и понимали, что они создают. Не понятно только -  с какой целью? То ли пророча нам всем эти самые двойные «пути подземного царства»? То ли намекая на нашу «историческую» неграмотность? (Кто из нас ныне озадачивается проблемами «ослоголовцев?) То ли  откровенно потешаясь над нашим тупоголовием, поскольку мы ведь даже не сумеем угадать ни недоброжелательства, ни насмешки, ни издёвки в тех «тонких» символах, которые сегодня предложены телевизионщикам (и всем нам в том числе!) этими лжехудожниками?

Да, кто-то нам лишний раз показал, что пропаганда – весьма тонкое дело. И что очень интересна наука о символах, как и полезна (увы, подзабыла, как её сейчас называют в западной эстетике?). Одновременно и подсказал, что сектантство (сектизм – изобрету новое, более короткое, слово) или подражание ему не изживается, быть может, даже тысячелетиями?
02.12.2014г.
Валентина Лефтерова
__________________________

*Статья Лукиана известна под названием «Лукий, или Осёл» (примеч. В.Л.).

**Палатин - центральный из семи холмов Рима, на которых расположен город.

***В первом дополнении к статье «Израильская символика – как родная?» я писала, что знак Y в еврейском алфавите называется «цади» (информ. - из  интернет-статьи).