Крымские былинки

Анна Фарумда
Былинки - это маленькие были-зарисовки, не претендующие ни на что. но если читатель немного задумается, я буду счастлива.

Человек под дождём
Отстояв многочасовую очередь на паром, оказываемся на благословенной крымской земле. Мы не верим своему счастью. Не верит ему, видимо, и наш навигатор - он отказывается работать. На пустынном шоссе обнаруживается только бородатый парень-хиппи, у которого сын узнаёт дорогу до Керчи. Парень просит подвезти его, но машина забита под завязку. Там не только барахло, там ещё маются наши обессиленные кошки в количестве двух штук. Поэтому отказываем. Но как только мы трогаемся, мне становится стыдно. Сын останавливается и открывает багажник, чтобы парень загрузил туда свой неподъёмный рюкзак. И вдруг мы видим, что из-под застёгнутой куртки нашего попутчика безмятежно торчат четыре лапы. "Щенка подобрал..." И я, и сын медленно впадаем в оцепенение при мысли о том, как отреагируют на собаку наши измученные кошки. Сын с извинениями захлопывает багажник. "Не судьба..." Парень улыбается. "Не парься, спасибо тебе." Он остаётся на дороге со своим щенком. А мы мчимся в Крым навстречу морю и солнцу. Но почему я плачу? Почему так мерзко на душе? Начинается дождь, потом заканчивается. А у меня всё текут и текут слёзы. 

"А мы там и не были ни разу..."
В Севастополе, в живописнейшей Голубой бухте, расположен памятник 35-ой береговой батарее. Защитники батареи стояли там насмерть летом 1942-го года, зная наверняка, что все они погибнут, и на помощь им никто не придёт. Теперь место боя очень красиво огорожено, ведутся поисковые работы, есть церковь, музей с военной техникой, много мемориальных досок с надписями "Десять безымянных защитников Севастополя", "Тринадцать безымянных защитников Севастополя", "Пять безымянных детей Севастополя". Экскурсии по комплексу проводятся бесплатно. Этот мемориальный комплекс сооружен и содержится не на государственные деньги, а на средства частного лица. Спасибо частным лицам за память... Чтобы сейчас люди могли купаться, загорать, дышать чудесным морским воздухом, другие люди когда-то захлебнулись в собственной крови...
Мы с мужем часто ездили туда. Место сказочное и не хватит никаких слов, чтобы его описать. Как-то вечером, возвращаясь с моря, встретили соседку по дому, постоянно живущую в Севастополе. Захлёбываясь, стали делиться впечатлениями. Девушка с улыбкой посмотрела на нас: "А мы там и не были ни разу..."
Кое-где в скалах ещё остались выдолбленные ниши, в которые наши солдаты смотрели, чтобы не пропустить фашистские корабли. Они ничего и никого не пропустили. А вот мы, живущие сегодня... пропустили всё.

Любимое место
В Севастополе очень много диких скалистых пляжей. Чтобы попасть к морю, надо спуститься вниз по дороге из гравия или по узкой тропинке. Во время спуска бывает немного страшно, зато потом можно купаться и загорать в окружении красивейших скал. Места там опасные, но перед спуском люди часто подходят к краю скалы и смотрят вниз, чтобы выбрать удачное место для купания или просто оценить обстановку.
Незадолго до отъезда мы приехали в одно из наших любимых мест. Любимым оно стало, в том числе, и потому, что спуск там был неопасный - спускаться надо было по широкой дороге. Спустившись, мы направились к морю, но вдруг муж увидел  пожилого мужчину, неподвижно лежащего под самой скалой. Ветер трепал его седые волосы. Муж подошёл ближе, но очень быстро вернулся. По его лицу я всё поняла. Тот человек разбился, упав со скалы. Не смог удержать равновесия, подойдя слишком близко. Мы отошли в сторону, я стала метаться, муж безуспешно набирал телефон скорой. Купавшиеся рядом люди с любопытством смотрели на нас. Какой-то мужчина спокойно сказал: "Уже всех вызвали..."
Хотелось куда-нибудь спрятаться, и мы отошли подальше, где никого не было. Через пару часов приехало много разных машин.
А родные этого человека, наверное, всё ещё думали, что у них есть муж, отец и брат.