о певице

Натали Ривара
прочитала:  http://www.stihi.ru/2014/11/08/9219



и решила:

..........Не в возрасте - тоска,
..........Хранить и навсегда...


А в броше - талисман:
Надежда - и хвала,
Переступить - порог -
От бдительности зла...

Всего успешней тот -
Кто боли не даёт - заём:
Отнять от света - вздох -
И выдох - голосом,

Но удержать реестр
И тон - и разворот -
В поклоне величавом - тест:

Со всем - потом останется -
Великая - наедине, вдвоём...
 

Натали Ривара   13.11.2014 14:02****
***************************(((****(*********
********************************************

Магия его музыки и смелость ее романов – все это плоды любовного союза двух талантливых людей, так непохожих друг на друга: мужественной писательницы-феминистки Жорж Санд и по-детски ранимого композитора Фредерика Шопена.

Их история окутана тайнами и домыслами, им было суждено разлучиться, но даже на смертном одре Шопен думал о ней. Что же кроится за всем этим? Подробности их отношений – в этой статье.
******

Фредерик родился в 1810 году в простой семье. Его отец, посвятивший свою жизнь преподаванию, когда-то переселился из Франции в Польшу. Сын и другие дети воспитывались в любви, поэтому все они выросли весьма одаренными личностями.

Маленький Шопен с младенчества воспринимал музыку особенно чутко и уже в 7 лет написал композицию, которую местные газеты признали шедевром. Неудивительно, что через несколько лет он стал признанным гением.

Жорж Санд, а на самом деле Аврора Дюпен (первое имя – литературный псевдоним) появилась на свет в 1804 году в результате неравного брака между аристократом и дочерью птицелова. Бабушка будущей писательницы так и не приняла невестку в дом. Аврора находилась постоянно между двух огней. А после смерти отца свекровь и вовсе забрала внучку жить к себе. И как бы ни было тяжело на сердце у матери, она не возражала, обеспечив ей таким образом хорошее воспитание и наследство.
*******************

Разлука со столь близким ей человеком не могла не сказаться на ребенке. Тоска по маме с возрастом переросла в бунты. Чтобы как-то усмирить внучку, графиня отдает ее на воспитание в монастырь. Раненная душа Авроры со всем усердием погрузилась в духовную жизнь. Вскоре в ней стало зреть желание быть монахиней, но и тут бабушка вмешалась в ее судьбу, решив выдать ее замуж.

Еe брак не увенчался успехом, несмотря на то, что в семье родилось двое детей.

*****************************************

Не находя любви в объятиях мужа, Аврора сменила несколько любовников. Она понимала, что так не может продолжаться и, бросив все, уехала от супруга в Париж. Чтобы как-то обеспечить свою жизнь, она занялась литературным творчеством, что и стало ее призванием.

Псевдоним «Жорж Санд» появился на свет после любовных отношений с Жюлем Сандо. Именно под этим именем она и прославилась на всю Францию.

Встретил по одежке
Детство без матери и несчастливый брак закалили Жорж. Она не признавала общественные нормы, что отразилось и на ее внешнем виде: всегда в мужском костюме и с сигарой в зубах. Именно такой она и предстала перед Шопеном в день их первой встречи. Случилось это на одном из светских приемов.

Санд сразу прониклась к музыкальному гению теплыми чувствами, что нельзя сказать о нем. Он был шокирован ее внешним видом и даже усомнился, что под мужским сюртуком может скрываться женщина.

Втайне от всех
Череда совместных встреч открыла композитору тонкую творческую натуру Жорж. Кроме того, в ней он увидел силу, к которой так стремилась его ранимая душа.

Они держали свой роман в секрете, ведь французское общество не погнушалось бы посплетничать о любовной интриге скандально известной своими ухажерами писательнице с гением моложе ее на несколько лет. Но их отношения становились все крепче и серьезнее, дальше скрывать было невозможно.

Совместная жизнь
Они перебрались жить в поместье, доставшееся Жорж от бабушки. Там писательница создавала романы под звуки фортепиано, на котором композитор оттачивал свои гениальные вальсы. Окруженные природой, запахом роз, пением птиц и вдохновленные друг другом они в этот период создали множество шедевров.


*************************************

Никто не мог даже предположить, что Жорж Санд и Фредерик Шопен могут влюбиться друг в друга. Слишком уж разными они были — хрупкий болезненный юноша с манерами рыцаря и решительная женщина в мужском костюме, с неизменной сигарой в зубах. Тем не менее их роман продолжался десять лет и сподвиг обоих на создание выдающихся произведений — он писал музыку, она — книги.

«Что это за отвратительная женщина?»

К моменту знакомства у неё был солидный жизненный опыт за плечами. Амандина Аврора Люсиль Дюпен, которой было немного за тридцать, успела пожить в женском монастыре, выскочить замуж, родить сына и дочь, оставить супруга, уехать вслед за любовником в Париж и написать несколько романов под мужским псевдонимом «Жорж Санд». Фредерику Шопену не было ещё и тридцати. Он слыл музыкальным гением и виртуозом, объездил с концертами множество стран и был брошен той, с которой был помолвлен.

Когда они впервые встретились на светском вечере в доме их общей знакомой, Шопен развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила познакомить двух творческих натур, но музыкант тогда не придал значения этой встрече. А после спрашивал знакомых: «Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?». Молодого человека с изысканными манерами тогда шокировало фривольное поведение и экстравагантный внешний вид писательницы, которая не просто носила мужской костюм, но ещё и дополняла его высокими грубыми сапогами, шляпой и сигарой. А вот «возмутительница спокойствия», по-видимому, сразу обратила внимание на молодого композитора.

Фрагмент портрета Фредерика Шопена 1835 года. Художник Maria Wodzi;ska.
Любовное проклятие Фредерика Шопена. Кто погубил великого пианиста?
Подробнее
Совсем не медовый месяц

Санд и Шопен часто пересекались на разных светских мероприятиях. После общения с писательницей мнение музыканта о ней изменилось, и спустя какое-то время пара начала встречаться — пока втайне от окружающих. Спустя несколько месяцев влюблённые стали жить вместе открыто, а в конце 1838-го уехали «зимовать» на Майорку — вместе с детьми Санд, как одна семья. В то время Шопена, который с детства страдал от туберкулёза, мучили приступы кашля, и пара надеялась, что мягкий климат поможет поправить здоровье.


Портрет Жорж Санд художника Огюста Шарпантьё. 1838 год.
Однако вышло наоборот: в Испании музыканту стало только хуже. Санд ухаживала за ним день и ночь, а тут ещё владелец квартиры узнал о недуге своего постояльца. По законам того времени, мебель и все предметы, к которым прикасался больной, приходилось сжигать — разумеется, оплачивать их стоимость пришлось Шопену и Санд. Самих же молодых выставили за дверь. Поскольку никто не соглашался принять человека, страдающего туберкулёзом, другого жилья они так и не нашли — их приютили лишь в монастыре.

На этом злоключения не закончились. Влюблённым предстояло вернуться в Париж, но все корабли отказывались брать их на борт. После ряда безуспешных попыток всё же удалось уговорить одного из капитанов. Правда, гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выделили худшую из всех кают — по соседству с загоном для свиней. Как потом говорил Шопен, у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него. Санд же ни на что не жаловалась.

Дети против!

Вернувшись во Францию, «семейство» поселилось в поместье Жорж Санд. Но и там счастья не было: Шопен по-прежнему болел, сын ревновал мать к чужому мужчине. А повзрослевшая дочь наоборот — настраивала «отчима» против матери. Отношения постепенно начали сходить на нет, и в 1847 году Шопен не выдержал. Музыкант собрал вещи и ушёл. Санд не стала его останавливать.

Поначалу они слали друг другу письма, но дочь Санд рассказывала Шопену про измены экс-подруги.

«Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком», — писала сама Жорж композитору.

А вскоре прекратились и письма. В последний раз Шопен и Санд встретились случайно — за полтора года до смерти композитора. Он не стал разговаривать с бывшей возлюбленной, но до конца жизни поддерживал тёплые отношения с её дочерью. А умирая, всё-таки вспомнил писательницу: «Она обещала, что я умру в её объятьях».

После Шопена

В романе Жорж Санд «Лукреция Флориани» возникают чёткие ассоциации: Лукреция — это сама писательница. А молодой эгоист Кароль, которого она так любила и из-за которого погибла, очень напоминает Шопена. Однако реальность отличалась от сюжета романа. Санд пережила своего любимого на 27 лет. После его смерти у неё был ещё один мужчина — с ним она оставалась до последних лет, ухаживая за хозяйством и заботясь о детях.

Шопену отношения с эпатажной Санд давались с большим трудом, но многие биографы сходятся во мнении: именно в те годы композитор написал свои лучшие произведения. Их отношения продолжались около десяти лет и принесли обоим много страданий: наверное, счастливый брак и спокойная семейная жизнь — слишком сложное понятие для двух гениев под одной крышей. Но об их романе помнят до сих пор. Даже спустя почти две сотни лет.
***************************







**************************************







*********************************
*************************************