Моя дружба с хунвейбинами

Илья Токов
      В начале 70 - тых я служил в КДВО (Краснознаменный Дальневосточный Военный округ) на озере  Ханка в  ОСБ. Вспоминаются интересные приколы на границе с Китаем. Хоть хунвейбинов тогда уже не было, времена были лихие: Мао Цзэдун, "доменные печи" во дворах китайцев, красные цитатники Великого Кормчего, горы убитых воробьев, винтовки, поставленные шалашиком поодаль от работающих на поле крестьян...
У нас тогда считались последним писком моды китайские кеды, цветастые термоса и махровые полотенца. Мы все это везли домой вместе с дембильскими альбомами.
   А началась китайская революция, когда появились хунвейбины, 18 августа 1966 года. Потом, в 69 - том, был конфликт на полуострове Даманский, где кровь наших пограничников была пролита напрасно - полуостров  снова отдали Китаю вместе с большой приграничной полосой русской земли. Щедрым был Ельцин, хотя отписано все было гораздо позже...
   Были случаи, когда китайские диверсанты тайком пробирались на нашу территорию и"палочкой в ухо", без единого выстрела, убивали наших солдат. А еще до моей службы, зимой 67-года, когда Ханка замерзала, юные хунвейбины и хунвейбинки били наших погранцов цытатниками по лицу, с воплями пробираясь на нашу территорию. У наших за спиной были только саперные лопатки, да сбоку на поясе штыкножи от АКМ. Но ими солдаты могли воспользоваться только в крайнем случае. Стрелять, даже в воздух было категорически запрещено во избежании международного конфликта.
   С оторванный пуговицами и погонами, с фингалами, избитые и измотанные, возвращались погранцы в казарму.               
   ...Мао шел медленно и торжественно, держа за руку десятилетнюю девочку. Он неспеша прошел на трибуну и стал говорить. Он говорил, что все старое и отжившее надо истребить. Идея   создания организации молодежи, направленной на борьбу со старым миром, встретила горячий отклик у юных китайчат. Самым молодым было по 12 лет. 25 - летние считались пожилыми. 40 - летние - немощными стариками. С разрешения Мао хунвейбинам  бесплатно выдавалась военная форма, они без билетов ездили по всей стране и в Пекин "для обмена опытом". Огнестрельного оружия у хунвейбинов не было, только холодное. И если целью штурмовиков фашистского "Гитлерюгенда" было создание "нового порядка", то целью хунвейбинов было разрушение всего "отжившего." Их лозунгами были "победа юности над старостью", "нового над отжившим ", "победа над стариками, идущими по капиталистическому пути". Кровь и убийства их ещё больше распаляли. Они без разбора уничтожали культурные ценности, произведения искусства, книги, заставляли украшать общественный транспорт и все здания портретами и изречениями Мао Цзэдуна. При хунвейбинах были своеобразные тюрьмы "лаогайсо", где людей просто уродовали. Тюрьмы были во множестве пекинских школ.
      Эра хунвейбинов была короткой.
Не на шутку испугавшись разрушительной активности миллионов молодых людей, Мао уже вначале 1968 года объявил об установлении военного контроля над партийными и государственными организациями. С хунвейбинами рассправились быстро и без сантиментов.  Из 25 - миллионов членов организации 7 - миллионов были сосланы на физические работы в деревню, остальные же привлекались к труду по месту жительства. Началась эра "китайских хиппи", мало интересующихся политикой и ведущей созерцательный образ жизни. А "цепных псов Мао" в Китае вспоминают, как кошмарный сон.   

фотография из "дембельского альбома" , осень 1973 года, я третий слева.