На улице Сталина

Екатерина Чебирова
                1

 В скромном доме на улице Сталина жила  семья вполне счастливая и почитаемая. Муж, кадровый офицер, и жена , медсестра, прошагали благополучно Отечественную. Их приглашали на встречи ветеранов, на торжественные мероприятия, посвящённые победе над фашизмом, и они шли не потому, что нравилось рассказывать о войне, а потому что – так надо.
 Единственный сын не подвёл родителей: стал капитаном корабля. Невестка- с далёкого Севера, преподавала в университете. Внук, красавчик, решил пойти по стопам деда: поступил в военное училище.
 Мне пришлось обратиться к старику  не по своей воле. Надо было написать сочинение об  участнике войны, к тому же что-либо неординарное. Вот с такой-то просьбой  я подошла к нему , как  обычно, сидящий на лавочке перед желтым домом, оценивающе посмотрел на меня:   
– Пойдём-ка в дом,- сказал спокойно. Опираясь на палку, встал. Мы вошли в     небольшую,  но уютную комнату, среднюю между гостиной и кабинетом. Так началось мое знакомство с партизаном.


                2


Худощавый старик оказался не рядовым партизаном, а командиром целого отряда,
развернувшего военные действия в пограничной зоне Украины и Белоруссии.
- Меня, кадрового офицера, тайно, направили, в уже образовавшийся, отряд партизан, состоящий из местного населения, стихийно действующий в тылу врага, таким образом, превратив в мощную силу его , контролируемую  руководством единого фронта. В подтверждение своих слов, он навалил  письменный стол журналами, газетами, книгами.В декабре 1942 года в лесах был создан партизанский отряд имени ,,Фрунзе”. Авторы красноречиво описывали героические события Великой Отечественной войны, говорили о месте партизанского отряда имени ,,Фрунзе” в единой картине военных действии.
 - А это мои записи,- дрожащей рукой достал из ящика письменного стола стопку бумаг и стал бережно перебирать листки. Старик пытался писать о пережитом , но нелегко передать на бумаге картины службы бывшему служивому.
Столько времени прошло, а фамилию - Вестенберг,  надо же, помню...
Волнительно, за правое дело жертвовать  жизнью, воевать против немецких оккупантов, будучи немцем по национальности. Немного я об этой истории знаю. Да и вспомнила, когда в интернете  случайно наткнулась на статью,из которой цитирую:
 
,,Действия партизан против мирного населения

В ходе работы над книгой-документом «Я з вогненнай вёскі…» белорусские писатели и публицисты Алесь Адамович, Янка Брыль и Владимир Колесник во время опроса получили свидетельские показания у Веры Петровны Слободы, учительницы из д. Дубровы недалеко от поселка Освея Витебской области о карательной акции партизанского отряда под командованием Калайджана Ваграма Погосовича [3], в ходе которой были убиты мирные граждане, не пожелавшие уходить из деревни перед приходом немецких войск. Восемьдесят человек было убито, деревня сожжена. [4]

Поспешу привести ещё одну вырезку с другой статьи:

,,22 декабря 1942 года отряды «Штурм», «Грозный» и «За Отечество» атаковали вражеский гарнизон в районном центре Логойск. Был разгромлен полицейский участок, захвачен банк, районная управа, продовольственные и фуражные склады. Трофеями партизан стали 10 лошадей с повозками, 500 тысяч немецких марок, важные документы. Потери противника составили несколько десятков убитых. Это было первым боевым крещением бригады «Штурмовая», в которую вошел впоследствии также отряд имени Фрунзе. Численность бригады достигла 800 человек.”

Вот что пишет А.Е.Ростованов, Председатель Совета Старейшин Армянской общины г.Адлер:

,,Старший лейтенант Ваграм Калайджян из Абхазии с 1942 г. был командиром партизанского отряда им. Фрунзе в Витебской области. В первое время отряд насчитывал всего 15 человек, а уже через год в его рядах сражались две тысячи партизан. За год они уничтожили более двух тысяч немецких солдат и офицеров, подорвали 32 эшелона, сбили самолет, вывели из строя свыше 20 мостов. С 1943 г . В. Калайджиян вновь в рядах Советских войск, с которыми он и дошел до Восточной Пруссии”.

И где эта правда?



                3



    Летом 1989 г.  в стране запахло палённым... Старик Ваграм Погосович, видимо, раньше своих соседей догадался о том, что мир пошатнулся...Он каждое утро, по привычке, продолжал сидеть один на обочине дороги перед своим жёлтым  домом , так как в 1991 году умерла его супруга. Сын был призван в Россию, внук - в училище. А он с невесткой оказались среди мирного населения в подвластной Грузии части, ибо в Августе 1992 г. начнётся война в Абхазии, страна разобьётся на две воюющие части. Абхазы назовут эту войну – Отечественной,  грузины – Междоусобной.
    Позиция старика с невесткой была ясна и тверда, оказавшись оторванными от Российской границы, от своих самых любимых людей, они ни на долю секунды не сомневались в победе абхаз. Они не могли рукоплескать зачинщикам войны, каковы бы ни были приведённые ими аргументы в своё оправдание. 
    Время с 14 Августа 1992 г. по 24 Сентября 1993 г. прошли, как во сне. Была суета: кто-то из соседей куда-то ехал , возвращался, опять уезжал. Не стало света, телефон стал непригодной вещью,  сложно было достать хлеб, магазин как  небывало, хотя  появился так называемый – толчок – объединивший в себе рынок и продуктовый магазин. Бывать там, конечно же, было небезопасно: мог начаться в любое время  налёт с воздуха или обстрел с моря, могли и лазутчики взорвать что-либо или кого-нибудь, просто мог учинить драку или стрельбу пьяный или  кайфующий мародёр, солдат или просто сумасшедший. Невестка считала – это всё грузины-варвары, свёкор лишь головой мотал. Он то не сомневался: абхазам нелегче, у них такая же разруха. По улице разъездились: танки, БТР-ы, бронетранспортёры; мужчины оказались одеты в пёструю военную форму и вооружёнными, женщин и детей  становилось всё меньше: умудрялись как-то покидать пламенем охваченную Абхазию. Недалёк был тот день, когда на местном кладбище похоронили первого погибшего. Ночи становились всё светлее от,  дальнобойных снарядов, шумно несущихся по небу, создающих при этом  прочное красно-чёрное плетённое полотно в клетку над, утопающей в крови, землёй. 
   

               
                4


   Наконец,  небо над Сухуми засверкало разноцветными салютами.
   Женщина дождалась-таки Победы. Старик заволновался пуще прежнего, но продолжал молчать...
Какое-то время по небосклону плыли дымовые облака, а ночи всё светлели от пылающих здании, домов, сараев... Воздух вместе с запахом гари пропитался зловонью от разлагающих тел убитых людей и домашних животных... К переполохам , автоматным очередям никто не удивлялся. Когда всё стихало,  живые, как мотыльки, собирались у кого-нибудь в доме, для того, чтобы поделиться новостями. И на этот раз так случилось... У кого стреляли?  Ворота - нараспашку у Калайджян... Старик на коленях у порога... Дверь отброшена в сторону... Дальше картина не для слабонервных...
Всё верх дном: разбросанные вещи, осколки стекла, ваз и сувениров,  искалеченное тело невестки  на полу застывало в луже крови... За домом, в сарае, нашли два трупа; застреленные:  муж и жена – соседи – грузины, а если точнее – мингрелы ( этническая группа грузин)... Такие простые люди лет пятидесяти...



                5



-   Кажись четверо...
-   Абхазы?
-   Кто их разберёт...
-   Один был кабардинец...
-   А тот урод, кажется, мингрел.
-   Что происходит...
-   Точно, был один абхаз, по акценту определил...
-   Как же так? Они вроде бы и не дружили?
-   Надо же такому случиться? Она грузин и не признавала...
-   Ваграм их тоже не обожал...
-   И на те ... скрывали...
-   Кто-то сдал... Но ...
-   Вот именно кто-то...
-   Тот - кто знал...
-   Он уж точно – армянин...
-    Будь проклята эта война!
 Завидев подходящего старика, замолчали. То-ли услышал конец беседы, то-ли догадался о теме разговора:    
-  Война... Война – Смерть. Национальность тут ни при чём. Криминал... У криминала -  нет национальности. Войны без мародёров не бывает...

 Возможно ли  возразить "амшенскому" армянину, чей дед перенёс все тяготы, выпавшие на долю, армянского народа в Османской Турции в начале двадцатого века; отец разделил судьбу людей в рождающемся  СССР; сам является участником войны с Гитлеровской Германией...

                Апрель 2014