О жертвоприношении

Фелиссия
...они так сомнительны,
эти рассказы победителей о побежденных.
Похоже в них степень отвратительности побежденных
напрямую зависит от жестокости победителей.
Человек ведь не зверь. Он нуждается в оправдании своего зверства.
Я призадумалась об этом читая упоминания христианских летописцев
о страшных обрядах языческих славян,
о "строительной жертве": по словам летописца,
человека убивали и захоранивали в основание строения.
Но это же абсурд!
Это скорее обряд создания вечного врага для обитателей строения.
Вера в потусторонний мир, в духов предков,
в то, что духи умерших могут помогать или вредить - наидревнейшая.
Дух врага или невинно убиенного представлялся как реальная опасность.
От этого считали нужным защищаться.

Человеческие жертвоприношения часто ставят в вину язычникам.
Славянские языческие источники  зачищены очень основательно.
Из них уже ничего не узнать.
Но в религиозных обрядах уникальна лишь внешняя, зрелищная сторона.
Глубинный смысл един, общечеловеческий.
Есть ли рассказы о человеческих жертвоприношениях,
рассказанные представителями народа, а не его противниками?
Есть!
Например в Библии, в книге судей, есть рассказ о Иеффае.
Во время сражения его отряд был окружен. В отчаянье он воззвал к Богу и обещал, в случае спасения, отдать в жертву первого, кто выйдет к нему из ворот родного дома, разумея домашний скот.
Отряд спасся, благополучно вернулся домой,
и навстречу Иеффаю выбежала  дочь.
Единственная.
Поздний, долгожданный ребенок.
Иеффай был в ужасе.
Он созвал законников. Он пытался найти возможность обойти обет.
Как оказалось обойти обет очень легко.
ПО ЗАКОНУ человека могут принести в жертву лишь с его согласия.
Девочке достаточно было сказать "я не хочу!"
Она сказала "хочу!"
Фейхтвангер в романе "Иеффай и его дочь"
сделал великолепный психологический анализ этой истории.
Жертва это ОБЯЗАТЕЛЬНО добровольный акт.
Если некто убивает человека на алтаре, это не есть жертвоприношение.
Это убийство и осквернение алтаря.

Центральный эпизод христианства - распятие
это ведь тоже жертвоприношение.
Христианские мученики - тоже добровольные жертвы.
Почему их считают святыми?
В этой жестокой жизни многие страдают, гибнут в муках.
Это жертвы разбоя. Их жалеют, но святыми не считают.
К жертвоприношению это отношения не имеет.
Жертва - умереть за други своя.
То, что человеку хватило мужества добровольно идти на смерть,
то, что мука не сломила его, есть доказательство силы духа,
демонстрация зрелости духовной,
залог духовной концентрации,
позволяющей перейти в качественно иное существование,
не уничтожимое со смертью тела.