История Кадма. Часть 18. Астарта

Светлана Каплун
   Анаит и Асирату…

   Простите за непрофессиональный подход, но имя Анаит я склонна переводить как «демоница» (ан а ит).

   Если мы начнём рассматривать имя Астарта, то это греческий вариант имени богини любви и власти Иштар, заимствованной греками из шумеро-аккадского пантеона через культуру финикийцев. В северной Сирии в текстах, найденных в Угарите (современный Рас Шамра), упоминается с XIV века до н. э. как — Ашерах, Ашерат, Аштарт, Ашера, Ашират. У западносемитских племён Аштарот, Ашторет (иврит), у южносемитских Аштерт. Её культ был известен в Израиле с X по VIII век до н. э.

   Хорошо, пусть побудет Ашерой. Хотя в предыдущей главе по отрывкам из мифов видно, что она всё-таки Асирату.

   В Месопотамии задолго до появления первых аккадских документов, написанных шумерским письмом, появляются имена царей, внесённые в список города Киша, который являлся центром семитского населения южной Месопотамии в эпоху Древних династий (с 4 т. до н. э. по 2600 г. до н. э. начала гегемонии Ура). Семитские божества до правления Саргона (2371—2316 гг. до н. э.) входят в шумерский пантеон. Известно, что предки Авраама находились в Уре, а евреи Моисея позднее приняли богов амореев. В имперскую эпоху (2380—2200 гг. до н. э.) семитская богиня Эсдар (Иштар) — Астерт — астар, что у восточных семитов означало богиня, и являлась центральной фигурой аккадского пантеона, идентично шумерской богине любви и плодородия Инанне — матери неба. У западных семитов имя Астарта было именем собственным, определённой богини, а у южных — бога. Нарицательный характер слова «астар» способствовал поглощению образом Иштар — Эсдар множества шумерских и хурритских богинь. У хеттов и хуритов культ получил распространение с 2000 г. до н. э. Созвучие имени осталось в хеттском Аштарта, Ашерту. У динамичных скифов корень имени можно увидеть в Айст — Аэр. В Сирии получает распространение имя Атаргатис (Atargatis), где Астарта сливается с Анат. На арамейском корень звучит Атарате, на армянском и персидском Анахит, на староарабском Аттар.

   Из вышесказанного следует, что имя Ашера означало сперва просто «богиня». То же самое – аккадская (семитская) Иштар. А теперь вопрос: разве  Ишкур (то ли потомок Ану, то ли его прообраз) не созвучен с Иштар? Логично предположить его семитское происхождение ещё до возвышения шумеров. А вот Ашеру я не буду спешить причислять к семитским именам…

   У финикийцев Астарта являлась женой бога неба Ваала. Он возглавлял круг божеств в городах Финикии и позднее имя его становится нарицательным, а не собственным, отсюда Ваал и Астарта несли обобщающее наименование всех богов и богинь Сирии, Палестины и соседних стран. Например, хурритская Нину, или Нино, стала Иштар. А вот здесь интересно. Обратите внимание на хурритский корень нин-. Он же просматривается в шумерских Иннана, Нингикуга, Нинхурсаг, Нининсина, боги-ануннаки (дети Ану), предполагаемый «отец» Ишкура - Наннар.  Это я к тому, что не свалились шумеры в Месопотамию откуда-то с неба, и не на корабле приплыли. Местные они таки были…

   Придётся дать небольшую справочку по хурритам.

   Хурриты — древний народ, появившийся на территории северной Месопотамии во второй половине 3-го тысячелетия до н. э. и принадлежавший к неизвестной языковой группе Передней Азии. Известны с 3-го тысячелетия до н. э. в Северной Месопотамии и по левым притокам Тигра. В Сирии и Месопотамии жили вперемежку с семитами. В XVI—XIII веках до н. э. хурриты создали в Северной Месопотамии государство Митанни и оказывали сильное влияние на Хеттское царство.

   На сегодняшний день нет точных сведений о происхождении хурритов. Известно, что хурриты, наряду с аккадийцамии урартами, принадлежали к арменоидной группе популяций. Родственные связи хурритского языка остаются невыясненными, по мнению С. А. Старостина он находится в отдалённом родстве с современными северокавказскими (нахско-дагестанскими) языками.

    А вот исконно армянскую дицуи плодородия и материнства звали Нар. Впоследствии её сменит Анаит (персидская Анахита), с происхождением которой мы уже знакомы. Но Бэл, как властелин опасного соседа-Ваилона, превратится у армян в демона и станет противником Хайка. Зато останется Ваагн (Вахагн) – бог грозы и молнии, бог-драконоборец, позднее бог войны, охоты, огня и молнии. Иногда считается предком армян. И будет у него возлюбленная Астхик (Астгик или Астлик)  - от армянского «звёздочка» - в армянской мифологии богиня (дицуи) любви и красоты. Легенды рассказывают о превращении Астхик в рыбу — хорошо сохранившиеся каменные рыбообразные изваяния, называемые вишапами, представляют собой предметы культа Астхик. Ничего удивительного: Анаит с Балу – брат и сестра, а мы уже сталкивались с утверждением, что Балу – сын Дагану-рыбы. Так что всё здесь взаимосвязано. Только в древности народы, похоже, совсем запутались, что к чему…

    Пока говорим об армянах, ещё немного сведений из армянской мифологии: «Земля, согласно одной версии, находится на рогах быка. Когда он трясет головой, происходит землетрясение. По другой версии, земля окружена телом огромной рыбы (Лекеон или Левиатан), плавающей в мировом океане. Рыба стремится поймать свой хвост, но не может. От её движений происходят землетрясения. Если удастся рыбе поймать свой хвост, разрушится мир…» Опять появляется угаритский змей Латану и семитский Левиафан.

   А ведь ещё есть греческий титан Ладон, который после поражения во времена Титаномахии был обращён в дракона. Есть такие варианты его имени как Лафон и Лефон.

   Знаете, о ком я ещё вспоминаю? О славянском Ладе… Но об этом, если получится, то позже.

   Опять армянская мифология:
 
   Нане — богиня войны, материнства и мудрости — дочь верховного бога-творца Арамазда, выглядящая как молодая женщина в одежде воина (подобно Афине), с копьём и щитом в руках. Её культ был тесно связан с культом богини Анаит. Нанэ также почиталась как Великая мать (в народной армянской речи имя Нанэ приобрело нарицательное значение — бабушка, мать).

   Кстати, греческие богини-девы Артемида и родившаяся с доспехами Афина (в древнем написании — Атана) вышли из образа угаритской богини-девы Анату. Первая восприняла ее жестокость и необузданный нрав, вторая — мудрость и рассудительность (или это уже наследие змеи, символа Афины-амазонки?).

   Интересно, когда цыгане поют своё «ай нане…», что они имеют в виду?

Ну, например: Да нанэ ж мандэ родо ли, да ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну…
Оказывается, вот что: Да нету ж у меня рода-ли, да ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну…
Получается, ай – это «да», нанэ – это отрицание, «нет». А вот слово «род», надеюсь, любому русскому понятно, т.к. это всё из санскрита.

   Кстати, наше русское "айда!" вспомнили? Это по-каковски мы там дублируем?! Также, впрочем, как и в "трын-трава"...

   А теперь пора вернуться, всё-таки к Асират.
 
   Асират (или Асирту, Асирату, хеттская Ашерту, аморрейская Ашрату, позднее на иврите Аше;ра) — угаритско-финикийская богиня (западносемитская мифология), праматерь и владычица богов, супруга верховного угаритского бога Илу. А также название деревянного столба, символизирующего богиню. Слово встречается в Ветхом Завете, в текстах угаритских мифов и других памятниках древнего Ближнего Востока. Синодальный перевод передает слово «ашера» как «роща», «дубрава», «идол дубравный», «дерево». Если помните, в Додонском святилище, посвящённом богине-матери Дионе,  дуб почитался священным деревом. Уверена, что помните о священных дубравах славян. Видите, как много у нас общего?

   В слове Асирату (а ещё лучше «Ашера») я слышу санскритский корень асур-. И я немножечко знаю об асурах.

   Асуры -  в индуизме божества низкого ранга, иногда называются демонами, титанами, полубогами, антибогами, гигантами. И противопоставлены сурам (богам).

   А вот в ведийский период слово «асура» означало, скорее всего, «обладающий жизненной силой»: asu  - это «жизненная сила». Думаю, в отношении Богини-матери употребление этого слова будет закономерным. Кстати, кто такие асы? Я полагаю, это мастера своего дела. Такой эпитет даётся только в качестве похвалы. Так что с индуизмом нам не очень по пути. В нём последующие наслоения скрывают изначальный смысл.

    В Ригведе понятие асура не несет отрицательного значения и не противопоставляется богам. Одних и тех же божеств называют и дэвами (богами) и «асурами». Асурой называют богов солнца Савитара ( «златорукий асура», «мудрый асура»), Сурью , Пушана.

   Часто это слово относится к Индре, Варуне и Митре. Асурой называют Агни,  Рудру и др. В «Атхарваведе» слово «асура» несколько раз встречается в значении обладающий «силой и мудростью». В «Самаведе», Индру в одном месте называют асурой, в другом говорится о его победе над асурами.

   В «Кришна-Яджурведе» мотив конфликта богов и асуров с дальнейшей победой богов повторяется во многих разделах. В одном месте асурой называют Агни, в других подчеркивается что Агни — вестник богов. Вот ведь заварилась в древности каша!

   Получается, что на территории Малой Азии в древности сошлись три силы: семиты, северо-кавказцы и арии. Причём, все они были носителями более древней единой культуры (или скорее уже её осколков).

   Чуть не забыла об Ахура Мазде – боге-Творце в зороастризме. Ахура (ahura-), представляет собой соответствие санскритскому  asura, эпитету многих богов в Ригведе, прежде всего Варуны. Асуры — это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры, по преимуществу — Ахура Мазда. Напомню, что дравидийская Индия «откололась» от арийской общности около 10 тысяч лет назад…

   Интересно, что в санскрите есть имя Хара (с коротким «а» в конце слова или даже совсем без него, Хар) — это одно из имён Шивы. Известный индолог Р. Н. Дандекар описал религию Шивы, как древнейшую из ныне существующих религий цивилизованного мира.

   Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной, проявляющемуся в виде материального мира. И только гораздо позднее Шиве припишут разрушительное начало.  Не отсюда ли (Шива-Хар) происходит имя египетского Гора (Хора)-старшего, супруга Хатхор? Кстати, на Крайнем Севере самец северного оленя – это тоже «хор» (т.е. мужское начало).

   Интересно, кем был сидонец-Кадм, почитавший богиню-мать Астарту: семитом-финикийцем или же всё-таки арием?