Бескорыстная душа

Олег Слюсарев
   Лихие 90-ые. Пошли мы с супругой на Центральный рынок  в Москве.  Ходим, присматриваемся. Есть все. Откуда все взялось после общего дефицита. Однако цены пугают. При нашей зарплате ничего не купишь.
Две женщины торгуют клюквой. Так клюквы захотелось…Пойду по торгуюсь …может и куплю. Спрашиваю женщин: « Откуда клюква?» Они такие разговорчивые оказались. Назвали деревню за Тверью. Рассказали, что клюквы там «видимо невидимо». Вот только дорога в Москву долгая, потому и дорого. Купили мы тогда килограмм клюквы. Очень вкусная была. 
   А я все дома думаю. Вот две женщины приехали, продали клюкву…а я что, не мужик?
Машина есть. Мы только что купили «Москвич 402». Места я те, более- менее, знаю.
Наберу клюквы себе и на продажу. И поездку оправдаю.
Так  и решил.  Правда, поехал один… по разным причинам.
 Добрался я до той деревеньки без особых осложнений.  Тогда уже стало подмораживать.  Как сказали мне местные жители: летом бы я до деревни не доехал.
Тогда я четко понял, почему хан Батый повернул отсюда назад, не добравшись до Новгорода. 
Вокруг - непроходимые леса и болота. Когда я сказал, что приехал за клюквой, то меня уговорили не собирать ее – заблудишься, а предложили купить. Цена и  впрямь мне показалась смешной после московских цен. В общем, накупил я клюквы под завязку.
И вот еду я уже назад где-то между Осташково и Тверью.  Дорога не плохая.  Вечереет. Наруже  холодюка, а у меня в машине тепло, уютно. Включил приемник. Музыку слушаю. 
Вижу в свете фар, на дороге камушек лежит. Небольшим показался. И лень было мне руль шевельнуть, чтобы его объехать …пропустил между колес. Будто чиркнуло что то слегка, но особенно и не взволновался. Еду дальше. Уже темно стало.  Вдруг вижу, на панели лампочка масла красным мигает. Что за черт?
Съехал на обочину. Открыл капот. Уровень масла 0. Тут меня как током ударило. Камушек!! Посветил под машину. А под двигателем пятно масла на снегу. Все понятно стало. Что делать?  На машине ехать нельзя. Загублю двигатель.  Оставаться на дороге грустно. Да  и замерзнуть можно. Решил пройти вперед. Может, жилье найду.
Взял с собой сумку с едой, да бутылку водки. Она у меня всегда в машине была на всякий случай. Километра два прошел и повезло. Стоит деревенька…несколько домов. Света на улице нет. Но в одном доме свет в окошке есть. Покричал.  Вышел пожилой мужик.
Я объяснил ему свое положение. Попросил приютить на ночь. Внимательно посмотрев на меня, он коротко сказал: «Заходи». Это было спасение. К этому времени я уже замерз основательно. Когда я прошел в комнату, то мне показалось, что там воздух горячий.  В печке потрескивали дрова. Мне сразу стало тепло и уютно. Я рассказал своему спасителю (его звали Андрей) свою историю. Откуда ехал, как вытекло масло… Андрей, на мое счастье, оказался трактористом и меня понимал.
Он был не очень разговорчив, но сразу сказал: « Сейчас поужинаем, а машину посмотрим завтра».
Я вытащил свои запасы еды и поставил на стол бутылку водки. Увидев водку, Андрей повеселел.  Снял с печи кастрюлю с горячей картошкой, достал банку с солеными огурцами.  «Домашние» - заметил он.
Мы закусили. Огурцы,  действительно, были вкусные. Разговорились.  Андрей рассказал, что колхоз, в котором он работал здесь, развалился. Живу сейчас на пенсию и подрабатываю. Живу один. Так случилось.  Я ему рассказал про свою жизнь. Как вот заработать решил на клюкве. Все бы хорошо, да вот на камушек налетел…
   Утром с Андреем мы пошли к машине. Подойдя, Андрей без колебаний вдруг скинул телогрейку и полез под машину.
Я был поражен его деловитостью.  Он делал все обдуманно и решительно. В нем чувствовалась широкая, волевая  натура русского человека - трудяги.
 Выползая из-под машины, он мне и сказал, что на картере двигателя трещина. Картер надо менять. Стали думать, что делать. « Вот, что» - сказал Андрей – машину сначала отбуксируем  к дому - будем толкать. Здесь ровная дорога".  Мы стали толкать – я с боку, держа руль, а Андрей сзади. Так мы и вернулись к его дому.
Там договорились. Я еду в Москву за новым картером, а Андрей снимет за это время  старый.  Вечером я уехал на автобусе «Осташков – Москва», проходящем по трассе возле деревеньки Андрея. Утром я был уже в Москве. Но купить картер мне удалось только на второй день. И то это была удача. Купив моторное масло, крепежные болты…, я поспешил в обратный путь. Андрею я также взял в подарок свою новую теплую, военную куртку.
   Я как чувствовал, что денег он у меня в благодарность  не возьмет. Так, впоследствии, и  оказалось.

Тогда он мне сказал: « Ты, как думаешь? Разве  можно спасти человека, а потом взять за это деньги».
 Эти слова я запомнил навсегда.

    По приезде, вдвоем, мы быстро справились с ремонтом. Установили новый картер, залили масло и…завели двигатель. Машина была на ходу.
   Вечером мы это дело отметили. Я на стол кроме водки поставил бутылку армянского коньяка, надеясь обрадовать Андрея. Но он отказался: « Нет, сам пей. Не привык я к таким напиткам. Мне лучше наливай нашу…».  Отметили мы хорошо.
   Наутро  распрощались. Я поблагодарил Андрея за все! Отдал ему подарок. Он тут же надел куртку. Она ему подошла. По всему было видно, что куртка ему понравилась.
 Когда я уже отъезжал, подумал: «Как повезло мне. Вот есть же на Руси такие добрые люди, с широкой, бескорыстной душой. И я такого встретил и буквально был спасен».
   Больше нам не пришлось встретиться. Но одна мысль, что живет где-то  такой человек Андрей, всегда согревает мне душу.
А еще я тогда понял, что за рулем нельзя лениться.