Уходящая натура

Анатолий Федосов
                НАТУРА, натуры, жен. (лат. natura)
                Прирожденный темперамент, природа, характер человека.
                Слабая натура. Широкая натура. Пылкая натура.
                Восприимчивая натура. По своей натуре человек хороший.
                «Привычка - вторая натура.» (посл.)

Если принять априори, что душа каждого человека стремится к совершенству, придется согласиться, что не каждой душе удастся быть чистой и к тому же оказаться в нужном месте и в нужный момент, чтобы срезонировать, настроиться на одну волну – услышать чистый звук и, усилив его, дать возможность услышать его другим. Сериал «Уходящая натура» и есть тот камертон НАТУРЫ (природы) человека, которая УХОДИТ. Трудно представить большего соответствия названия фильма его содержанию. О какой НАТУРЕ идет речь? Что уходит? И надо ли нам печалиться или хотя бы задумываться о расставании? Что теряет сообщество в связи с этим уходом? Слишком сложный и болезненный вопрос, чтобы о нем не говорить.

Если бы не было ничего другого УХОДЯЩЕГО, кроме любви, как то: душевность и жертвенность, простота и человечность отношений людей деревни, особенная родственность и взаимопонимание душ, приходящая через застолье, с её рюмкой, общую беду или вину, то и сериал вполне можно было бы назвать «Уходящая любовь». Да и то с большой натяжкой, ибо можно было бы счесть, что речь идет о конкретной, единичной любви, а не о том, что касается всех людей – их ПРИРОДЕ.

Настоящая и глубокая любовь, потребность в ней, как составная и, пожалуй, главная составная часть НАТУРЫ (природы) человека – главная боль и тема сериала, потому что она УХОДИТ. Пальцев одной руки хватит, чтобы пересчитать те фильмы, где это чувство показано в чистом виде, показано обреченным и уходящим в прошлое. Обычно, всегда что-то мешает показать и выделить любовь в чистом виде: необходимость и вынужденность принятия этого чувства, отсутствие глубины (именно любви, а не страсти), несамодостаточность, приукрашенность, корысть, расчет и пр. - все это зачастую мешает нам лицезреть её в чистом виде, подобно тому, как туман мешает нам видеть путь, а тучи - солнце или луну.

Здесь все эти помехи умело и тонко (на первый взгляд – грубо) отведены в сторону, поэтому можно любоваться ей, словно диковинной птицей, севшей вам на руку и более того – заглядывающей вам в глаза и пытающейся понять – есть ли в вас тоже это чувство, способны ли вы на него, на эту жертвенность, при всей, казалось бы, её простоте, непрактичности и ненужности. В самом деле – взрослые люди, отягощенные годами, семьями, детьми и прочими званиями и обязанностями перед собой и обществом, обоюдно «поражены» этим глубоким, непонятным чувством, которое многие охотно принимают за болезнь, блажь и изъян, мешающий здраво мыслить и поступать.

Но, они, оба жертвенно предаются этому чувству, причем, с такой простотой и будничностью, что мы все, поначалу,  не готовы, ни верить этому всерьез, ни понимать и более того – даже осуждать. Исподволь, хотя и не веря, мы все же начинаем замечать, что они счастливы, благодаря этому чувству, преображаются и светятся счастьем, тихим светлым счастьем. И в нас уже невольно закрадывается мысль: «А правильно ли мы относимся к этому чувству, не обкрадываем ли мы свою жизнь, относясь к нему несерьезно и даже шутя?» Эту задачу каждый, разумеется, волен решать так, как ему позволяет его душа и его НАТУРА. Создатели же, сериала талантливо предложили нам свое видение и свое решение этой задачки – задачки про любовь, настоящую любовь!

Создатели сериала позволили нам проложить перспективу, заглянуть в будущее, увидеть ответ этой задачи, условие которой ставила и будет ставить жизнь перед каждым, хотя бы однажды, в подходящее и не совсем подходящее время. Доходчиво продемонстрировали этим взглядом в будущее – что происходит с людьми, когда эта диковинная птица улетает, удостоверившись в нежелании и невозможности, любящих, её принять, и в неприятии, непонимании и даже осуждении её окружающими.

Создатели фильма наглядно продемонстрировали, что отвергая  настоящую любовь – именно о ней идет речь – человек не может быть по-настоящему счастлив, он может быть обречен на все виды удач и неудач, но только не на полновесное, цельное счастье. Так уж устроен человек – все в нем зиждется на фундаменте любви и приводится в восхитительное и истинное движение этим чувством. Не имея этой струны, этого камертона в своей НАТУРЕ, человек не ощутит в своей жизни полноценного счастья, а только эрзац удач и видимость движения. Потеряв любовь, человек, так часто, теряет смысл и путеводную нить жизни и ему зачастую, ничего не остается, кроме как влачить существование и видеть, лишь прозу жизни, вместо вдохновения и песни души.

                *******