Непишущему поэту или наблюдения простого слушателя

Елена Сукачёва
На меня набрасываются со всевозможными обвинениями и упрёками, обвиняют в принижении искусства, в неизяществе и грубости типов, в очернительстве и «клевете»  (также в преувеличении их достоинств) на современных поэтов, упрекают, что я прислужница поэзии, «околотворческая тля» и даже почему-то «фря», а ведь все мои статьи пишутся под впечатлением услышанного, увиденного. Возможно неизящества в написанном  у меня вдоволь, красоты – ни на грош.  Но поэты мои кредиторы, вот у кого я в неоплатном долгу.
Спешу напомнить, что понимание поэзии не даётся само по себе, оно требует определённых усилий. Есть большая дистанция между первой детской «Чукоколой» и восьмитомником Блока на моей книжной полке. Только пройдя эту дистанцию, начинаешь понимать какие сокровища человеческих чувств  кроются в поэзии.

Один за другим поэты входят в сознание, тревожат, будоражат ум, воображение и совесть современного слушателя. Их художественные произведения волнуют меня глубоко.

Волнует весь калейдоскоп и спектр современной поэзии, её обилие, многообразие, самобытность и неровность, неоднородность по манере написания и по художественному достоинству. Наряду с великолепными реалистическими стихами читаю неистовую романтику, рядом с человеческой правдой неврастенический декаданс, рядом с произведениями, врезающимися в память, произведения поверхностные, декоративные, экзальтированные, китчевые. И наблюдать всё это мне безумно интересно.

Думаю, что на протяжении всей истории человека, люди искусства сталкивались с кризисом в творчестве на многие месяцы и даже годы. Полагаю, что и древний художник наскальных рисунков испытывал подобное. Всегда в истории присутствовала неудачная охота, неурожай,  безработица, банкротство, экономические кризисы, неудачи в личной жизни, индивидуальное несовершенство личности, наконец, судьба, что часто как вдохновляют к творчеству, так и обрубают крылышки.

Паузы в творчестве, всегда сопутствуют творческим людям и это естественный процесс. Процесс метаний, исканий, борьбы художественной личности с самим собой. И это тоже своеобразное творчество. Но часто бывает так, что поэт, написав в юности сотню интересных стихов, прощается с Музой навсегда. Чаще это бывает от душевной лени, когда дух роговеет от влияния среды, в которой он живёт.

Выходит, что поцелуй Бога промеж глаз был дарован зазря, божественная энергия была по какой-то ошибке  направлена не на того человека. Непишущий поэт складывает лапки и прикрывает своё угасание крайней своей даровитостью, экстремизмом гения, мол, я написал нетленку, потомки обрыдаются, мои произведения будут изучаться в школе и на этом можно поставить точку. Враньё, господа! Не справился с промыслом! Это всего лишь перекос в природе, тривиальная душевная и физическая лень, упадничество, отбирание природой таланта назад, работа Боженьки над своими ошибками.

Непишущему поэту просто нечего сказать, а дублировать старые образы стыдно. Наряду с усыханием Музы, теребление своих поэтических регалий двадцатилетней давности выглядят плачевно. Часто исход таланта из некогда поэтической натуры спровоцирован её деморализацией, беспринципностью, бездельем. Небо угасших звёзд не слишком высоко.

Истая творческая личность не останавливается, не входит в творческий ступор. Всем известно, что лучшее произведение автора всегда впереди.

Даровитость заключается в способности к новизне, в постоянном труде, в постоянных думах и анализе собственной жизни и явлений в мире и опрокидывании это на бумагу, затем её посыл в стол или донос до ушей пытливого читателя, слушателя.

Не имеющие уже за душой ничего, так называемые «боги искусства» и «Колизеи Фортунычи», кроме выучки естественных отправлений и окостенелых привычек, не желают видеть, что вокруг бурлит жизнь и что нарождается новая, новые тенденции.

Радуюсь, когда уснувших навсегда поэтов есть с кем сравнить. Многие поэты переходят в другие ипостаси: пробуются в прозе, перекладывают стихи на струнные, духовые, клавишные музыкальные инструменты, совершенствуются в фотографии коллег, снимают клипы, записывают диски, издают книги, занимаются наставнической работой, режиссурой, совершенствуются в актёрском мастерстве, оттачивают декламацию.

Мелодии Петвала, Михаила Есикова, Михаила Валовликова, Николая Подвального, Сергея Мошкова, Алексея Рузина, Анетты Руж, и мн.др., стихи  милых сердцу моему  авторов: Азизы,  Юрия Мышонкова, Юлии Михайловой, Александра Смирнова,  Александра Сумбатяна,  Алины Весенней,  Наталии Филатовой, Далии Рухам, Кирилла Головина, Всеволода Волоколамского и др.,  статьи обозревателя Татьяны Гусаровой, пейзажи и натюрморты Алёны Мак, общественная деятельность столпов культуры Елены Жмачинской, Сергея Берсенева, Ирины Комаровой, Натальи Никифоровой, Анны Коротковой и др. – это ли не возвышает нас, не помогает нам стать лучше, чем мы есть?!
Эстетическое наше счастье в том, что на свет народилось и творит столько поэтов от стара до млада, призванных пробуждать в сердцах все присущие человеку чувства – и гнев и печаль и тихую радость и сострадание и ненависть и любовь. И что бывшим  «богам искусства»  до подобных тонкостей!

Вместе с полными гражданских чувств, вместе с обличающими тёмными сторонами современной жизни, сценами несовершенства мира сосуществует мягкая лиричная поэзия. Рядом с портретными стихами о современниках, есть исторические полотна, воскресающие страницы прошлого, религиозные мотивы.

Среди поэтов есть люди разной силы таланта, разного характера, разной душевной настроенности. И стихи их разные, просится сравнить их со стилистикой художников-живописцев: Николай Рерих поэзии – Оксана Светлакова, Кагай – Григорий Горнов, Рембрант – Илья Бестужев, Пиросмани  – Юлия Зазимко, Бидструп -  Вадим Шильцын, Рафаэль – Григорий Тачков, Клод Мане – Анна Блантер, Тициан – Георгий Бойко, Ренуар – Татьяна Аксёнова. И эту занятную игру в ассоциации и параллели можно продолжать сколь угодно долго!

Современные поэты не наболованы шумной славой или богатством (но бывают необъяснимые исключения – Лариса Рубальская, Александр Вишневский и др.) и не числятся среди великих. Много найдётся поэтов пишущих так просто и свободно, так искренне, без всяких эффектов, без признака заискивания перед зрителем, без малейших уступок моде или дурному вкусу, без расчёта на непременный успех. Таковыми я считаю Бориса Прахова, Владимира Шостака, Евгения Глушакова и др.


Современная поэзия многообразна, как многообразен современный челок, которому она служит. Рядом с горьким трагизмом живёт буйное веселье, эротизм. Кроткая человечность соседствует с мятежностью. Искромётность так же дорога нам, как суровые мотивы, близки беспечные и религиозные.

Каждому своё, у каждого своя натура и своя жизнь и никому нет надобности поглядывать на другого – «у всякого шлык на свой салтык». Лишь одно каждый обязан делать – то, что больше всего ему ближе, что ближе всего его натуре, только бы не останавливался на одном месте, только бы не убавлял того пару, что кипел в молодости, только бы шёл всё вперёд и вперёд!

Вперёд, ведь жизнь не стоит на месте. Вперёд, потому как движется, неустанно меняясь, человеческий разум. Вперёд, потому что любое искусство спешит объяснить жизнь.