Близость несходного - одним файлом

Юрий Вигнер
правило выбора – три мушкетера в ожидании Кафки – два великана –– замок, построенный двумя великанами – два корифея – два собеседника – самообладание Кафки – близость несходного

=========================================

ПРАВИЛО ВЫБОРА

выбирая между Басё,
Уитменом,
Ницше,
выбирай того, кто усатее,
узкоглазее,
выше.


ТРИ МУШКЕТЕРА В ОЖИДАНИИ КАФКИ

вот три мушкетера – Уитмен, Басё и Ницше.
не хватает четвертого –
недавно приехавшего из Праги Кафки.
он занят: в своей комнатке на втором этаже
он что-то пишет.

Кафка снимает комнату у чиновника
какого-то департамента.
у этого чиновника есть юная дочь, –
ее зовут то ли Фелиция, то ли Констанца, –
и Кафка влюблен в нее
с того дня, как занял эти апартаменты.

сейчас поздний вечер, и он пишет девице
письмо, где хочет объяснить ей
свои сложные чувства.

а три мушкетера – Уитмен, Ницше, Басё, –
ждут его у монастыря Дешо,
и вид у них, если приглядеться,
грустный.


ДВА ВЕЛИКАНА

Уитмен и Ницше
приходят ко мне вдвоем,
будто великаны
Фазольт и Фафнер, –

как будто у меня с ними
заключен договор,
как будто я им что-то
за что-то должен.


ЗАМОК, ПОСТРОЕННЫЙ ДВУМЯ ВЕЛИКАНАМИ

два великана выстроили для меня замок –
архитектурное диво,
что снаружи, что изнутри.
я давно мечтал о таком жилище.
мне почему-то с детства казалось,
что я должен жить именно в таком замке,
но приходилось жить черт-те где.
теперь замок построен –
красив так, что дух захватывает.
замечательная постройка –
так мне казалось во время осмотра,
когда я ходил по замку
в сопровождении мастеров.

но осталась одна проблема,
которую нужно решить
прежде, чем замок перейдет
в мою собственность:
осталось уплатить по договору,
который я заключил
до начала строительства, –
заключил, не собираясь платить,
надеясь обмануть мастеров,
полагая, что обмануть мертвецов
будет не трудно.
но оказалось, что обмануть их
не так-то просто:
каждый требует половины
моей крови и мозга.

эти живые мертвецы, безжалостные вампиры,
не собираются отказываться от
причитающейся им доли, караулят должника
у подъезда его старого дома
днем и ночью.

хорошо еще, что высунувшись из окна,
он может увидеть чудесный замок,
парящий над его головой в эфире,
и может любоваться им,
не выходя из своей квартиры.


ДВА КОРИФЕЯ

один ведет за собой пляшущую и поющую толпу образов.
случается, они застывают на месте,
бледнеют, истончаются, делаются невидимыми,
превращаются в понятия.

другой управляет рядами невидимых безголосых понятий,
страстно желающих сделаться видимыми,
обрести голос,
чтобы петь, танцевать,
и, случается, им это удается.


ДВА СОБЕСЕДНИКА

когда меня ничто не тревожит,
я люблю говорить с Басё:
он учит меня замечать малое
и видеть в нем большое, великое.

а когда на душе у меня тревожно,
я  предпочитаю беседовать с Ницше:
он учит меня не замечать малого
и видеть только большое, огромное.


САМООБЛАДАНИЕ КАФКИ

Буковски, бывало, подначивал Кафку:
«на такие рассказы бумаги жалко!
где тут драки, скачки, выпивка, шлюхи?..»
он рвал книги, журналы, топтал листы,
бросал пустые бутылки в кусты…
а Кафка даже не притворялся, что слушает.


БЛИЗОСТЬ НЕСХОДНОГО

Сравнивая жизни Хемингуэя и Кафки,
поражаешься их несходству.
Но на книжной полке они стоят рядом –
Хемингуэй и Кафка, разделенные
(не помню уж, как так получилось)
томиком Бродского.