В начале было Слово 9

Лидия Лукашина
ЕВАНГЕИЕ ОТ ИОАННА  глава 9

1
И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2
Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3
Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4
Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5
Доколе Я в мире, Я свет миру.
6
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7
и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8
Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9
Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10
Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11
Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12
Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13
Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14
А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15
Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16
Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17
Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18
Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19
и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20
Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21
а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.
22
Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23
Посему -то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.
24
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26
Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27
Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28
Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29
Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30
Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31
Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32
От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33
Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34
Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35
Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36
Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37
Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38
Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
39
И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
40
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
41
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

      
                *****КОММЕНТАРИИ К ГЛАВЕ 9 *****

И. Шестое чудо: исцеление слепорожденного (9,1-12)

9,1 Этот случай, возможно, произошел после описанного в главе 8, когда Иисус оставил территорию храма, а может, и некоторое время спустя. Упоминание о том, что человек был слепорожденным, показывает безнадежность его состояния и поразительность чуда, которое вернуло ему зрение.

9,2 Ученики задали довольно странный вопрос. Они спросили, чем вызвана слепота человека: его собственным грехом или грехом его родителей?

Как причиной слепоты мог быть его собственный грех, если он родился слепым? Верили ли они в некое перевоплощение, в то, что души мертвых возвращаются на землю в новом теле?

Может, они предполагали, что он родился слепым в наказание за грехи, которые совершит после своего рождения, о чем наперед известно Богу? Ясно одно: они полагали, что слепота была непосредственно связана с грехом в семье. Мы знаем, что это не обязательно так. Хотя в конечном счете все болезни, страдания и смерть вошли в мир в результате греха, не верно то, что в каждом отдельном случае человек страдает из-за совершенных им грехов.

9,3 Иисус не имел в виду, что ни человек, ни его родители не грешили. Скорее Он подразумевал, что слепота не является прямым результатом греха в их жизни. Бог лишил человека зрения от рождения, чтобы на нем явились могущественные дела Божьи. До рождения человека Господь Иисус знал, что вернет зрение этим слепым глазам.

9,4 Спаситель осознавал, что Ему отведено около трех лет служения, после чего Он будет распят. Каждый момент этого времени нужно было использовать на дела Божьи. Перед Ним был человек, слепой от рождения. Господь Иисус должен явить на нем чудо исцеления, хотя бы даже и в субботу.

Время Его служения скоро завершится, и Его больше не будет земле. Это серьезное предупреждение каждому христианину, день жизни которого стремительно проходит, и приходит ночь, когда наше служение на земле будет навсегда закончено. Поэтому мы должны использовать данное нам время на ревностное служение Господу.

9,5 Когда Иисус жил в мире в человеческом облике, Он был явным и особенным светом миру. Он творил чудеса и учил людей, поэтому они видели свет миру перед своими глазами. Господь Иисус и сейчас Свет миру; всем, кто приходит к Нему, обещано, что они не будут ходить во тьме. Однако именно в этом стихе Господь говорит о Своем служении на земле.

9,6 Нам не сообщается, почему Иисус смешал глину и слюну и помазал глаза слепому. Некоторые предполагают, что у человека не было глазных яблок и Господь Иисус просто создал их. Другие полагают, что, возвращая зрение слепому, Господь Иисус, как обычно, использовал методы, презираемые мнением мира. Для осуществления Своих целей Он использовал неэффективные и маловажные вещи. Даже сегодня, возвращая зрение духовно слепым, Бог использует мужчин и женщин, созданных из праха земного.

9,7 Господь призвал к действию веру слепого, сказав ему пойти и умыться в купальне Силоам. Несмотря на слепоту, он, вероятно, знал, где находится купальня, и сделал так, как ему было сказано. Священное Писание обращает внимание на слово "Силоам", что значит "посланный". Возможно, оно символизирует Мессию (Того, Кто "послан"). Тот, Кто совершил это чудо, был послан в мир Богом Отцом. Слепой пошел и умылся в купальне и обрел зрение. Человеку, который до того совсем не видел, было восстановлено зрение. Чудо произошло мгновенно, и человек смог видеть глазами сразу же.

Какая, должно быть, для него восхитительная неожиданность - впервые взглянуть на мир, в котором он жил!

9,8-9 Соседи этого человека были поражены. Они едва могли поверить, что это тот самый человек, который сидел и просил милостыню. (Такой путь, должно быть, проходит и человек, получающий спасение. Наши соседи должны бы заметить в нас перемену.)

Иные настаивали, что это тот самый человек. А иные были не совсем уверены, но допускали, что имеется некоторое сходство. Но человек рассеял все сомнения, заявив, что он тот, кто был рожден слепым.

9,10 Всякий раз, когда Иисус совершал чудо, это вызывало различные вопросы в сердцах людей. Часто эти вопросы давали возможность уверовавшему свидетельствовать о Господе. Здесь люди спросили человека, как все это произошло.

9,11 Его свидетельство было простым, но убедительным. Он рассказал об исцелении, отдав должное Тому, Кто сотворил чудо. В то время человек еще не осознавал, Кто такой Господь Иисус. Он просто упомянул Его: "Человек, называемый Иисус". Но позже понимание человека возросло, и он пришел узнать об Иисусе.

9,12 Свидетельствуя о Господе Иисусе Христе, мы также часто пробуждаем в сердцах других желание прийти и познать Его.

К. Растущее противодействие иудеев (9,13-41)

9,13 Вероятно, искренне воодушевленные чудом, некоторые из иудеев привели бывшего слепца к фарисеям. Они, наверное, не понимали, как религиозных лидеров возмутит то, что этот человек исцелен.

9,14 Иисус сотворил чудо в субботу. Критически настроенные фарисеи не понимали, что Бог никогда не хотел, чтобы суббота становилась препятствием на пути проявления милосердия или доброты.

9,15 Исцеленному представилась еще одна возможность свидетельствовать об Иисусе. Когда фарисеи, в свою очередь, спросили, как он прозрел, они услышали тот же незатейливый рассказ. На этот раз человек не упоминал имени Иисуса, вероятно, не потому, что боялся это сделать, а потому что понял, что все знают, Кто совершил это могущественное дело. К тому времени Господь Иисус был известен в Иерусалиме.

9,16 Вновь возникла распря: фарисеи не сошлись во мнении, Кто такой Иисус. Некоторые из фарисеев смело объявили, что Иисус не может быть Божьим Человеком, потому что нарушает субботу. Другие полагали, что грешный человек не может творить такие удивительные чудеса. Иисус часто становился причиной разногласий между людьми. Люди были вынуждены принимать какую-то сторону: быть либо за Него, либо против Него.

9,17 Фарисеи спросили бывшего слепого, что он думает об Иисусе. Тот еще не понимал, что Иисус - Бог. Но его вера возросла до такой степени, что он признал Иисуса пророком. Он полагал, что Давший ему зрение послан Богом с Божественной вестью.

9,18-19 Многие иудеи все еще не желали верить в свершившееся чудо. Они призвали родителей прозревшего - послушать, что скажут те.

Кто лучше родителей знает о том, что у них родился слепой ребенок? Их свидетельство расставит все точки над "i". Фарисеи спросили, это ли их сын и как он обрел зрение.

9,20-21 Свидетельство родителей подтверждало: это был их сын и все эти годы они страдали, зная о его слепоте.

Но они не хотели говорить больше того, что сказали. Они не знали, как было восстановлено зрение сына или кто тот человек, который отверз ему очи. Они направили фарисеев назад к сыну, чтобы те спросили у него, так как только он может сказать сам о себе.

9,22-23 Стих 22 объясняет страх родителей. Они слышали, что всякий, признающий, что Иисус - Мессия, будет отлучен от синагоги. Такая изоляция - очень серьезная проблема для любого иудея. Они не желали платить такую цену. Признать Иисуса - значило потерять средства к существованию, а также лишиться всех привилегий иудейской религии.

Посему-то, из страха перед иудейскими начальниками, родители переложили ответственность за свидетельство на своего сына.

9,24 Предложение "воздай славу Богу" может иметь два значения. Прежде всего, это может быть форма клятвы.

Возможно, фарисеи говорили: "Теперь скажи правду. Мы знаем, что Человек Тот грешник". Но оно может означать и то, что фарисеи потребовали воздать славу Богу за это чудо, но не воздавать хвалу Иисусу, поскольку полагали, что Он грешник.

9,25 Неудача преследовала фарисеев на каждом шагу. Всякий раз, когда они пробовали дискредитировать Господа Иисуса, все заканчивалось тем, что Ему воздавалась еще большая хвала. Свидетельство прозревшего здесь замечательно. Он не знал слишком много о Личности Иисуса, но знал одно: что он был слеп, а теперь видит. Это доказательство никто не мог отрицать.

То же происходит и с теми, кто рожден свыше. Мир может сомневаться, насмехаться и глумиться, но не может отрицать наше свидетельство о том, что раньше мы погибали, а теперь получили спасение по благодати Божьей.

9,26-27 Фарисеи снова стали выяснять у него все детали случившегося. Теперь прозревший был явно раздражен. Он напомнил им, что он уже все сказал, а они не слушали. Что еще им захотелось услышать? Может, они хотят стать Его учениками? Очевидно, он спрашивал это с сарказмом. Он прекрасно знал, что они ненавидят Иисуса и не имеют никакого желания следовать за Ним.

9,28 Есть такое выражение: "Если нет доказательств, обвиняют истца". То же мы видим и здесь. После того как попытки фарисеев поколебать свидетельство этого человека потерпели полную неудачу, они начали укорять его.

Они обвинили его в том, что он ученик Иисуса, как будто это самое худшее в мире! Затем они объявили, что являются Моисеевыми учениками, как будто это самое лучшее из всего возможного.

9,29 Фарисеи сказали, что с Моисеем говорил Бог, об Иисусе же они отзывались с пренебрежением. Если бы они верили Писаниям Моисея, то приняли бы Иисуса как Господа и Спасителя. И если бы они хоть немного подумали, то поняли бы, что Моисей никогда не возвращал зрение слепорожденному. Больший, чем Моисей, был среди них, и они не понимали этого.

9,30 Сарказм исцеленного стал еще язвительней. Этого фарисеи не ожидали. Прозревший сказал им в ответ: "Вы - начальники в Израиле. Вы - учителя иудейские. И все же среди вас есть Человек, Который имеет власть отверзать очи, а вы не знаете, откуда Он. Позор вам!"

9,31 Теперь прозревший становится более смелым в своем свидетельстве. Его вера возросла. Он напомнил им о том, что, как правило, Бог не слушает грешников и не творит через них чудеса. Бог не одобряет людей, творящих зло, и не дает таким людям власть творить великие дела. Но тот, кто чтит Бога, получает одобрение Божье и уверенность в том, что Бог его слушает.

9,32-33 Этот человек понял, что на протяжении всей истории человечества он первый из слепорожденных обрел зрение. Он не мог понять, почему фарисеи, став свидетелями такого чуда, придираются к Человеку, сотворившему это.

Если бы Господь Иисус не был от Бога, Он никогда не мог бы творить такие сверхъестественные чудеса.

9,34 Снова фарисеи принялись укорять человека. Они высказали мысль, что слепота этого человека была прямым результатом его грехов. Какое право он имеет учить их? В действительности он имел полное право учить, потому что, как сказал Райл: "Ученичество Духа Святого чаще наблюдается среди людей низкого сословия, нежели среди людей состоятельных и образованных". Когда говорится, что его выгнали вон, этим, вероятно, подразумевается не только то, что его выгнали из храма. Вероятно, он был отлучен от иудейской религии. И все же, что послужило основанием для отлучения? Слепорожденному вернули зрение в субботу. Он был отлучен, поскольку не сказал ничего злого о Сотворившем чудо.

9,35 Тогда Иисус разыскал этого человека. Возможно, Он сказал следующее: "Если они отвергли тебя, Я приму". Тот, кого изгоняют из-за Иисуса, ничего не теряет, но получает большое благословение, ибо Он принимает его и предлагает Свою дружбу. Посмотрите, как Господь Иисус ведет исцеленного к личной вере в Себя как Сына Божьего! Он задал простой вопрос: "Ты веруешь ли в Сына Божьего?"

9,3 Хотя человек и обрел зрение, он все еще нуждался в духовном видении. Он спросил Господа, кто такой Сын Божий, чтобы ему веровать в Него. Под словом "Господь" человек здесь просто подразумевал "Господин".

9,37 Теперь Иисус представился прозревшему как Сын Божий. Он не просто человек, давший зрение и сотворивший невозможное в его жизни. Он Сын Божий, Тот, Кого он видит и Кто говорит с ним.

9,38 И тогда тот человек просто и радостно уверовал в Господа Иисуса, встал на колена и поклонился Ему. Отныне он стал спасенным и исцеленным человеком. Какой это был великий день в его жизни! Он получил и физическое, и духовное зрение.

Заметьте: прозревший человек не поклонялся Господу, когда не знал, что Он - Сын Божий. Будучи наставленным в законе иудеем, он не мог поклониться простому человеку. Но как только он узнал, что исцеливший его есть Божий Сын, он поклонился Ему - не за то, что Тот сделал, а за то, Кто Он есть.

9,39 На первый взгляд, этот стих противоречит Иоанна 3,17: "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир", хотя на самом деле никакого противоречия здесь нет. Цель прихода Христа в мир в том, чтобы не судить, но спасать. Однако все, кто не принял Его, не избегут суда.

Проповедь Евангелия имеет двоякое действие. Тот, кто признает свою слепоту, обретает зрение. Но тот, кто настаивает, что имеет совершенное зрение и без Господа Иисуса, станет слепым.

9,40 Некоторые из фарисеев поняли, что Господь Иисус говорил о них и их слепоте. Они подошли к Нему и с негодованием спросили: неужели Он хочет сказать, что и они слепы? Их вопрос предполагал отрицательный ответ.

9,41 Ответ Господа можно перефразировать следующим образом: "Если вы признаете свою слепоту, греховность и нужду в Спасителе, то ваши грехи могут быть прощены и вы можете получить спасение. Но вы заявляете, что ни в чем не нуждаетесь. Вы утверждаете, что праведны и не имеете на себе греха.

Поэтому грех остается на вас и нет вам никакого прощения". Когда Иисус сказал: "...то не имели бы на себе греха", Он не подразумевал, что они были бы абсолютно безгрешны. Но Он имел в виду, что они были бы относительно безгрешны. Если бы они всего лишь признали свою слепоту, которая помешала им принять Его как Мессию, их грех был бы ничто в сравнении с огромным грехом в претензии на способность видеть и нежелании при этом признать Его как Сына Божьего."



                ***** К ИСТОИЧСИМ ИСТОКАМ *****

1-5

СВЕТ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОЧЕЙ (Иоан. 9,1-5)
Это единственное чудо, записанное в Евангелиях, в котором о страдальце говорится, что он был рожден со своим недугом. В Деяниях святых Апостолов дважды говорится о людях, которые были немощны от рождения: хромой у Красных ворот Храма в Деян. 3,2, и калека в Листре в Деян. 14,8, но это единственный случай в Евангелиях, когда упомянут человек, страдающий от рождения. Он был, по-видимому, известной личностью, потому что ученики прекрасно знали о нем. Увидев его, они воспользовались случаем, чтобы обратиться к Иисусу с вопросом, который с незапамятных времен беспокоил иудеев и поныне еще беспокоит многих. Иудеи связывали страдание с грехом. Они всегда понимали, что там, где страдание, там должен быть грех. И поэтому ученики задали Иисусу этот вопрос: "Равви, кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым?" Как могла его слепота быть следствием его греха, если он родился слепым? На этот вопрос иудейские богословы давали два ответа.

1. У некоторых было странное представление о грехе до рождения. Они буквально верили, что человек может начать грешить еще в утробе матери. В воображаемой беседе между Антонием и Раввином Иудой Патриархом, Антоний, якобы, спрашивает: "С какого времени злое влияние оставляет свой след на человеке, со времени образования зародыша в утробе, или от момента рождения?" Раввин ответил сперва: "От начала формирования зародыша". Антоний возразил и переубедил Иуду своими доводами, и Иуда должен был признать, что если бы злое влияние начиналось от зародыша, ребенок бы так бился во чреве матери, что вырвался бы наружу. Иуда нашел текст для подтверждения этого взгляда. Он взял изречение из Быт. 4,7. где говорится: "У дверей грех лежит" и придал ему значение, что грех может ожидать человека у дверей утробы, в момент его рождения. Этот спор показывает, что идея утробного греха была известна.

2. Во дни Иисуса иудеи верили в предсуществование души. Они позаимствовали эту идею у Платона и греков. Они верили, что все души существовали до создания мира в Едемском саду, или что они были на седьмом небе, или в известном месте, где они ожидали вселения в тело. Греки верили, что такие души добры, и что вселение в тело оскверняет их, но были некоторые группы иудеев, которые верили, что уже тогда души были добрыми и злыми. Автор "Книги Мудрости" говорит: "Я был добрым ребенком по природе, и Добрая душа выпала мне на долю" ("Мудрость" 8,19).

Во дни Иисуса некоторые иудеи верили, что недуг человека, даже если он у него от рождения, может быть у него по причине греха совершенного еще до рождения. Это странная мысль и может казаться нам даже фантастичной, но в ее основании лежит идея зараженной грехом вселенной.

Второй возможной причиной недуга этого человека был грех его родителей. Идея, что дети наследуют последствия греха родителей, вплетена в мышление всего Ветхого Завета. "Я Господь Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода" (Исх. 20,5; 34,7; Числ. 14,18). О нечестивом человеке псалмопевец говорит: "Да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его, и грех матери его да, не изгладится" (По. 108,14). Исаия говорит об их беззакониях и "о беззакониях их отцов" и добавляет: "И отмерю в недра их прежние деяния" (Ис. 65,6.7). Одна из ведущих мыслей в Ветхом Завете мысль о том, что грехи родителей всегда поражают детей. Да не забудет никто, что ни один человек не живет сам для себя и не умирает сам для себя. Когда человек грешит, он пускает в ход цепь последствия, которым нет конца.

СВЕТ ДЛЯ СЛЕПЫХ ОЧЕЙ (Иоан. 9,1-5 (продолжение))
В этом отрывке есть два великих и вечных принципа.

1. Иисус не пытается выводить или объяснять связь между страданием и грехом. Он говорит, что недуг у этого человека существовал для того, чтобы на нем явились дела Божий. Это можно понять в двух смыслах,

а) В Евангелии от Иоанна чудеса всегда знак славы и силы Божией. У других евангелистов другое мнение. Они видели в них проявление сострадания Иисуса к людям. Глядя на голодную толпу, Иисус сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря (Мар. 6,34). Когда пришел к Нему прокаженный со своей жалобной просьбой об очищении, Иисус умилосердился над ним (Мар. 1,41). Поэтому можно часто услышать, что в этом отношении четвертое Евангелие отличается от других. Конечно, здесь нет противоречия. Это просто два взгляда на одно и то же, оба основаны на высшей истине, что слава Божия в Его сострадании, и что Он ни в чем не проявляет Своей славы так, как в сострадании.

2. Но есть еще другой смысл, в котором человеческое страдание служит к явлению славы Божией. Недуги, скорбь, болезнь, разочарования, утраты всегда служат возможностью проявления Божественной благодати.

Во-первых, все это делает страдальца способным показать Бога в действии. Когда беда постигает неверующего, он может сломиться под нею, но когда она постигает того, кто ходит с Богом, она пробуждает в нем силу, терпение и благородство, в которых проявляет Себя Бог. Рассказывают о смерти одного верующего, который в муках и страданиях послал за близкими и сказал: "Придите и посмотрите, как умирает христианин". Только тогда, когда жизнь нас жестоко бьет, у нас появляется возможность показать миру, как живет христианин, и как, если нужно, умирает. Всякое страдание - это возможность показать славу Божию в нашей собственной жизни.

Во-вторых, помогая тем, кто страдает или находится в стесненных обстоятельствах, мы можем показать другим славу Божию. Франк Лаубах выразил мысль, что когда Христос, Который есть Путь, вселяется в нас, "мы становимся частью Пути. Божья дорога проходит прямо через нас". Когда мы расходуем себя, помогая тем, кто в беде, горе, болезни. Бог пользуется нами, как дорогой, по которой Он шлет помощь в жизнь Его детей. Помогать ближнему в нужде, значит показать славу Божию, потому что это показывает, каков Он.

Иисус далее говорит, что Он Сам и Его последователи должны делать добро, пока есть время. Бог дал человеку день для труда и ночь для отдыха. День приходит к концу и время для труда оканчивается. Иисус должен был торопиться делать дела Божий, потому что Его день близился к концу и ночь Креста приближалась. Но это верно и в отношении каждого человека. Нам дано только определенное количество времени, и все, что мы должны сделать, должно быть сделано в этот срок. В городе Глазго есть солнечные часы, на которых написано: "Думай о времени, пока оно не прошло". Мы не смеем ничего откладывать на потом, потому что потом может не придти. Долг христианина - использовать то время, которое у него есть, и ни один человек не знает, сколько у него времени для служения Богу и ближнему. Нет более трагической скорби, чем открытие, что уже поздно делать то, что должно было быть сделано. Скорбь упущения ужасна.

Но есть еще одна возможность, которую мы можем пропустить. Иисус сказал: "Доколе Я в мире, Я свет миру". Говоря это, он не имел в виду, что время Его жизни и служения ограничено, но что наша возможность принять Его ограничена. Каждому человеку предоставляется возможность принять Иисуса Христа, как Господа и Спасителя, и если эту возможность упустить, она может никогда уже не повторится. В произведении Е. Д. Старбука "Философия религии" есть несколько интересных наблюдений относительно возраста, когда обычно происходит духовное обращение. Оно может произойти в раннем возрасте - семилетнем или восьмилетнем, чаще в возрасте десятилетнем и одиннадцатилетнем, потом частота резко возрастает до шестнадцати, но резко падает к двадцатилетнему возрасту, а после тридцати лет бывает уже весьма редко. Бог всегда говорит нам: "Время - сейчас". Не потому, что сила Христа ослабевает, или Его свет тускнеет, а потому, что откладывая величайшее в жизни решение, мы становимся все менее и менее способными принять его с годами. Трудиться и принимать решения нужно, пока есть день, и пока не наступила ночь.

6-12

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЧУДА (Иоан. 9,6-12)
Это одно из двух чудес в которых Иисус пользовался слюной для исцеления. Второе чудо произошло с глухим косноязычным Шар. 7,33). Употребление слюны кажется нам странным, неприятным и негигиеничным, но в древнем мире оно было весьма распространенным. Слюна, и особенно слюна выдающегося лица, считалась целебной. Тацит говорит, что во время посещения Александрии Веспасианом, к нему подошли два человека: один с больными глазами, а другой с больной рукой, и сказали, что пришли к нему по совету их бога. Больной глазами попросил Веспасиана смочить его глаза слюной, а человек с больной рукой попросил его наступить ему на руку ногой. Веспасиан вначале не соглашался исполнить такие просьбы, но был переубежден ими и согласился, наконец, сделать то, что они просили. "Рука мгновенно окрепла, а слепой смог снова видеть. Оба факта засвидетельствованы до сего дня, теми, кто присутствовал при этом случае" (Тацит "Истории" 4,81).

У Плиния, римского собирателя того, что тогда считалось научной информацией, есть целая глава об употреблении слюны. Он говорит, что это самый сильный предохранитель от укуса змеи, и что карсиномата (злокачественная опухоль) и растяжение шейных мышц могут быть успешно исцелены слюной. Слюну считали весьма полезной и в исцелении от "дурного глаза". - Персии рассказывает, как тетя или бабушка, боящаяся богов и способная отвращать "дурной глаз", поднимала ребенка из колыбели и средним пальцем "мазала блестящей слюной его лобик и губы". Пользование слюной было весьма распространенным в древнем мире. Доныне, обжегши палец, мы инстинктивно суем его в рот, и многие уверены, что бородавки можно лечить обмазыванием их слюною во время поста.

Факт тот, что Иисус воспользовался методами и обычаями того времени. Он, как мудрый врач, стремился завоевать доверие пациента. Он поступил так не потому, что верил в силу Своей слюны, но потому, что хотел возбудить веру таким действием, которое пациент ожидал от врача. Ведь и до наших дней успех лечения любым методом зависит в равной мере, как от лекарства, так и от веры пациента в него.

Помазав глаза слепого слюной, Иисус послал его на купальню Силоам. Эта купальня была одной из памятников Иерусалима. Она была достижением строительного искусства древнего мира. Запас воды в Иерусалиме всегда был ненадежным во время осад. Он пополнялся главным образом из Источника Девы или Геона (Тихона по-иудейски), расположенного в долине Кедрон. К нему спускалась лестница из тридцати трех каменных ступеней, и люди сходили вниз и черпали воду из каменного бассейна. Источник был совершенно открытым и в случае осады мог быть легко отрезан, последствия чего могли быть катастрофическими для города. Когда царь Езекия узнал, что Санна Хриним задумал напасть на Палестину и захватить ее, он решил прорезать водопровод сквозь скалу и соединить город с источником (2 Пар. 32,2-8; Ис. 22,9-11; 4 Цар. 20,20). Если бы строители прорезали гору напрямик, водопровод был бы длиною в 366 ярдов, но они прорубали зигзагом, следуя за природными трещинами в камне или обходя священные места, и туннель вышел длиною в 583 ярда. Местами туннель не шире двух футов, но вышина его везде в среднем шесть Футов. Строители начали работу с двух концов, чтобы встретиться посредине, что было поразительным достижением в строительном деле их времени.

В 1880 г. была обнаружена памятная табличка с надписью об окончании этого строительства. Ее нашли случайно два мальчика, купавшиеся в пруду. На ней говорилось следующее: "Работа окончена. Когда еще рабочие поднимали кирки по направлению к их товарищам с обратной стороны, и когда только три локтя оставалось до встречи, каждая сторона услыхала голоса с другой стороны, кричащие к ним, потому что там была трещина в камне с правой стороны. И в день окончание туннеля каменотесы ударили в последний раз, чтобы уже увидеться со своими товарищами, кирка к кирке, и потекла вода по туннелю на тысячу двести локтей, а на сто локтей была вышина камня над головами каменотесов".

Купальня Силоам была тем местом, где Источник Девы (Геон) втекал в город. Это был водоем под открытым небом размером двадцати на тридцати футов. Вот откуда у этого водоема было название Силоам, означавшее посланный: вода в нем была послана по водопроводу в город.

Иисус послал этого человека умыться в купальне и он умылся и прозрел. Исцелившись, он никак не мог убедить народ в том, что с ним действительно произошло настоящее исцеление. Но он стойко отстаивал чудо, которое Совершил Иисус. Иисус все еще творит дела, которые кажутся неверующему невероятными, чтобы их принимать на веру.

13-16

ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ И УБЕЖДЕНИЕ (Иоан. 9,13-16)
Теперь наступает неизбежное недовольство фарисеев. Иисус сделал брение и исцелил слепого в субботу. Иисус нарушил субботу и фарисеи готовы были обвинить Его во многом.

1. Сделав брение, Он оказался виновным в том, что "работал" в субботу, ибо даже самые простые занятия считались работой. Вот, к примеру, несколько вещей, которые нельзя было делать в субботу: "Нельзя наливать масло в сосуд и, поставив его рядом со светильником, окунать Фитиль в масло". "Нельзя ходить в субботу в сандалиях с гвоздями". (Гвозди считались грузом, а в субботу не разрешалось носить груз.) "Нельзя в субботу срезать ногти, вырывать хотя бы один волос из головы или бороды". Очевидно, при таком строгом законе приготовление брения было трудом, нарушающим субботу.

2. В субботу запрещалось исцелять. Врачебную помощь можно было давать только в случае крайней опасности. Но и тогда можно было только помочь больному не ухудшить состояние, но не пытаться улучшить его. Например, человеку с зубной болью запрещалось всасывать уксус сквозь зубы. Вправлять кости тоже было запрещено. "Если у кого будет вывихнута рука или нога, ему нельзя лить холодную воду на них". Ясно, что слепорожденный не был под угрозой и, следовательно, Иисус нарушил субботу, исцелив его от смерти.

3. Ясно объяснялось и применение слюны: "Относительно слюны, незаконно употреблять ее на глазных веках".

Фарисеи было подобны многим в наши дни, которые осуждают всех, кто не практикует религии, как они. Они думали, Что служить Богу можно только так, как служат они. Но были и другие, которые думали, что никто не мог сделать, что сделал Иисус и быть грешником.

Они привели исцеленного и пытали его. Когда его спросили, что он думает об Иисусе, он ответил без запинки, что Иисус пророк. В ветхозаветные времена пророка часто узнавали по знамениям и чудесам, которые он мог сотворить. Моисей доказал Фараону, что он на самом деле посланник Божий тем, что творил перед ним чудеса (Исх. 4,1-17). Илия доказал, что он пророк истинного Бога теми делами, которые пророки Ваала не могли делать (3 Цар. 18). Несомненно, этот человек вспомнил эти события, прежде чем решился назвать Иисуса пророком.

Этот человек был смелым. Он хорошо знал, что думали Фарисеи в отношении Иисуса, и знал что если примет сторону Иисуса, ему будет грозить отлучение от синагоги. Но он высказал свое мнение и стоял на нем твердо. Он как бы говорил: "Я обязан верить в Него и обязан защитить Его, потому что Он так много сделал для меня". В этом он может служить нам примером.

17-34

НЕПОВИНОВЕНИЕ ФАРИСЕЯМ (Иоан. 9,17-34)
Во всем Евангелии нет более яркого описания персонажей, чем здесь. Искусными, резкими штрихами Иоанн заставляет всех участников этого события, живо выступить перед нашим взором.

1. Первый персонал - сам слепой. Он начинает проявлять раздражение в ответ на приставания Фарисеев. "Говорите, что хотите об этом человеке, - как бы заявляет он, - но я не знаю о Нем ничего, кроме того, что Он исцелил мои глаза". Это простой христианский опыт, когда многие не могут передать словами, или выразить на богословском языке, что они думают об Иисусе, но могут всегда свидетельствовать о том, что Он сделал с их душой. Даже тогда, когда человек не понимает своим умом, он может чувствовать сердцем. Лучше любить Иисуса, чем красиво говорить о Нем.

2. Там были родители слепорожденного. Они явно не дружили с фарисеями, но боялись их. В руках фарисеев было сильное оружие: оружие отлучения от синагоги, после чего человек лишался общения с Божьим народом. Мы читаем, что за непослушание властям "на все имение того, по определению начальствующих и старейшин, будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев" (Ездр. 10,8).

Иисус предупреждал, что "возненавидят вас люди и... отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого" (Лук. 6,22). Он говорил им: "Изгонят вас из синагог" (Иоан. 16,2). Многие начальники в Иерусалиме верили в Иисуса, но боялись признаться в этом "чтобы не быть отлученными от синагоги" (Иоан. 12,42).

Существовало два рода отлучения. Было проклятие (херем), после которого человек отлучался от синагоги на всю жизнь. В таких случаях его публично предавали анафеме. Его проклинали в присутствии народа и он становился отрезанным от Бога и людей. Был приговор и временного отлучения, которое могло длиться месяц, или какой-нибудь другой установленный срок. Самое страшное в этом было то, что иудей в таких случаях считался себя отрезанным от Бога, а не только от общества. Поэтому родители исцеленного сказали с осторожностью, что сын их в зрелом возрасте и может сам за себя ответить. Фарисеи были настолько ядовито ожесточены против Иисуса, что готовы были прибегнуть к самому страшному, к чему иногда прибегает духовенство - воспользоваться духовной процедурой для продвижения и достижения их собственных целей.

3. Там были фарисеи. Они не поверили, что этот человек был слепым. То есть они подозревали, что это чудо было ложным. Закон признает, что ложные пророки могут творить ложные чудеса для своих целей. Втор. 13,1-5 предупреждает о лжепророках, которые являют лонные знамения, чтобы увести народ вслед ложных богов. Поэтому фарисеи начали с подозрения. Они начали с запугивания этого человека: "Воздай славу Богу, - сказали они, - мы знаем, что человек тот грешник". "Воздай славу Богу" - было выражение, которое употреблялось при перекрестном допросе, и которое означало "Говори правду пред лицом Бога и во имя Бога". Когда Иисус Навин допрашивал Ахана о грехе, который навлек беду на Израиль, он сказал ему: "Воздай славу Господу Богу Израилеву, сделай пред Ним исповедание, и объяви мне, что ты сделал, не скрой он меня" (Иис. Н. 7,19).

Их раздражало то, что они не могли воспротивиться доводам исцеленного, который говорил: "Иисус совершил дивное дело, и то, что Он мог сделать это, говорит о том, что Бог Его слышит". Что Бог не слушает грешника, было одной из основных мыслей Ветхого Завета. Говоря о лицемерах, Иов восклицает: "Услышит ли Бог вопль его, когда придет беда?" (Иов. 27,9). Псалмопевец говорит: "Если бы я увидел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь" (Пс. 65,18). Исаия слышит, как Бог говорит согрешающему народу "И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу. Ваши руки полны крови" (Ис. 1,5). Иезекииль говорит о непокорном народе: "И хотя бы они взывали в уши Мои громким голосом, - не услышу их" (Иез. 8,18). "Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их" (Пс. 33,16). "Желание боящихся Его, Он исполняет, вопль их слышит, и спасает их" (Пс. 144,19). "Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит" (Прит. 15,29).

Бывший слепец представил фарисеям аргумент, на который у них не было ответа. Смотрите, что они сделали, когда встретились с таким доводом: они осыпали его укорами. Затем перешли к оскорблениям и сказали ему, что он весь во грехах родился. То есть, они обвинили его в утробном грехе. Когда и это не помогло, они перешли к угрозам, и выгнали его вон.

У нас часто бывают разногласия с людьми и это не беда. Но когда укоры, оскорбления и угрозы выходят на сцену и становятся частью спора, тогда это уже не спор, а состязание в жестокости. Если вступив в спор, мы начинаем злиться и пускать в ход брань и угрозы, это значит только, что наше дело весьма слабо.

35-41

ОТКРОВЕНИЕ И ОСУЖДЕНИЕ (Иоан. 9,35-41)
Этот отрывок начинается двумя великими духовными истинами.

1. Иисус искал этого человека. Иоанн Златоуст (Хризостом) говорит об этом случае так: "Иудеи прогнали его из Храма, но Господин Храма нашел его". Когда чье-нибудь христианское свидетельство отделяет его от ближних, оно приближает его к Иисусу Христу. Иисус всегда верен тому, кто верен

2. Этому человеку было дано откровение, что Иисус Сын Божий. Верность всегда приводит к откровению. Тому, кто больше верен Ему, Господь открывается больше. Ценою верности может быть преследование от руки людей, но ее награда более близкое хождение со Христом и возрастающее познание Его дивной природы.

Иоанн оканчивает это повествование двумя мыслями.

1. Иисус пришел в этот мир на суд. Всякий раз, когда человек встречается с Иисусом, он невольно произносит суд над собою. Если он не находит в Иисусе ничего достойного стремления, восхищения, любви, он сам себя приговорил к осуждению. Если же он в Иисусе видит что-то достойное удивления, отклика, приобретения, он находится на пути к Богу. Тот, кто сознает свою собственную слепоту, и жаждет видеть лучше и знать больше, может прозреть от прикосновения Иисуса, и Он поведет его глубже и глубже в познание истины. Человек, который думает, что он уже знает все, который не понимает, что он слеп и не может видеть, воистину слеп и безнадежен. Только тот, кто сознает свою слабость может стать сильным. Только тот, кто сознает собственную слепоту, может прозреть. Только тот, кто сознает свой грех, может быть прощен.

2. Чем больше человек знает, тем больше он достоин осуждения, если, увидев добро, не узнает его. Если бы фарисеи были воспитаны в невежестве, они не подлежали бы меньшему осуждению. Их осуждение пришло от того, что они думали о себе, И говорили что они знают и видят все, но, несмотря на это, они не узнали Сына Божьего когда Он пришел. Закон о том, что ответственность - вторая сторона преимущества, вписан в жизнь.

БОЛЬШЕ И БОЛЬШЕ (Иоан. 9)
Прежде чем покинуть эту замечательную главу о слепорожденном, нам полезно прочитать ее еще раз от начала до конца. Если мы будем читать ее внимательно и сосредоточенно, мы заметим дивное продвижение мысли слепого в отношении Иисуса. Его рассуждения проходят через три стадии, и каждая новая стадия выше предыдущей.

1. Он начал с того, что назвал Иисуса человеком. "Человек, называемый Иисус, сделал брение (и) помазал глаза мои" (9,11). Он начал с того, что посчитал Иисуса удивительным Человеком. Он не встречал еще никогда никого, кто мог бы сделать то, что сделал с ним Иисус. Он начал с того, что подумал о Нем, как о Человеке превосходящем других.

Нам полезно иногда подумать о величии Иисуса, как Человека. В любом ряду героев мира Ему нужно уступить место. В любом сборнике знаменитых биографий Его имя должно быть первым. В любом сборнике величайшей мировой литературы должны быть Его притчи. У Шекспира Марк Антоний говорит о Юлии Цезаре:

Он скромно жил и весь его состав

Был смешан так, чтобы природа, встав,

Могла сказать на весь широкий мир:

"Вот это человек".

Если в чем-то другом можно усомниться, то в одном нет никакого сомнения: Иисус был лучшим из людей.

2. Далее слепой называет Иисуса пророком. "Он сказал: это пророк" (9,17). Таким был его ответ, когда его спросили, что он о Нем думает после того, как Иисус отверз ему очи. Пророк - это человек, который передает слова Божий людям. "Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим - пророкам" (Ам. 3,7). Пророк живет вблизи Бога и знает Его мысли. Читая слова Иисуса, мы не можем не воскликнуть: "Вот это Пророк!" Если кто когда-либо имел право называться пророком, то величайшим был Иисус.

3. Наконец, слепорожденный пришел к исповеданию Иисуса, как Сына Божьего. Он увидел, что человеческие определения не достаточны для описания Его. Рассказывают, что Наполеон, будучи однажды в гостях, услыхал как несколько скептиков обсуждало личность Иисуса. Они заключали, что Он великий человек, но не больше. "Господа, - обратился к ним Наполеон, - я знаю людей, но Иисус был больше, чем Человек".

Поразительное в Иисусе то, что чем лучше Его узнаешь, тем больше Он становится. Его величие в нашем понимании со временем возрастает все больше и больше. В отношении с людьми беда всегда в том, что чем ближе мы знакомимся с ними, тем больше видим их слабости и недостатки, но чем больше мы знакомимся с Иисусом, тем больше удивляемся, и это распространяется не только на время, но и на вечность.

************
По материалам сайта http://allbible.info/bible/sinodal/joh/9/

************

Внимание! Приведённые ниже комментарии носят исключительно КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ характер. Благодаря имеющимся в них историческим справкам они ВСЕГО-ЛИШЬ ПОМОГАЮТ ПОНЯТЬ написанное в Библии. Комментарии ни в коем случае НЕ должны восприниматься на равне с Писанием!