История Кадма. Часть 19. Око

Светлана Каплун
 В этот раз я хочу переместиться в Египет. Ведь именно там поселились Изида с Осирисом, история которых как две капли воды похожа на историю любви угаритской девы Анату и Балу.

   Но сейчас меня больше интересует не эта божественная парочка, а такое понятие как «око». И сталкиваемся мы с ним сразу же в мифе о сотворении земли. Постараюсь изложить кратко:

   «Давным-давно на месте городов с их дворцами, храмами и оживлёнными рыночными площадями был Хаос — бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.

   Однажды произошло чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

— Я существую! — воскликнул он, и Вселенная содрогнулась от громового голоса, возвестившего начало жизни. — Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо моё могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я — первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

   С  неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнёс волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен-Бен.

   Атум опустился на холм и стал размышлять, что же ему делать теперь.

«Конечно, сперва я создам других богов,— думал он. — Только вот кого именно? Может быть, бога плодородия? Но ведь нет ещё земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы посеять зерно и собрать урожай... Лучше я создам ветер. Без ветра этот океан снова замрёт и останется навсегда неподвижным. И ещё я создам богиню влаги — чтоб воды океана подчинились ей».

   И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут — женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле.

   Но тут случилась беда. Непроглядный мрак всё ещё окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглашая водную пустыню горестными рыданиями, ответом ему было безмолвие.

   В отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул:

— Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Ступай в океан Нун, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.

   Глаз отправился в океан. Атум поднялся на вершину холма Бен-Бен, сел на землю, горестно вздохнул и стал ждать.

   Медленно текло время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, всюду тишина и холод. Потеряв, наконец, надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал:

— О горе! Что же мне делать? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок ещё лишился Глаза!

   И бог создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу.

   Но, как только он сделал это, ему почудился шум где-то вдали. Бог насторожился: что это могло быть? Не грозит ли ему какая-нибудь новая, неведомая, опасность?.. Он поднялся с земли, повернул голову и напряжённо прислушался.

   Когда Шу и Тефнут ступили на холм, бог кинулся было им навстречу, чтоб поскорее обнять,— как вдруг Глаз, весь багровый от ярости, подскочил к Атуму и прохрипел гневно:

— Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты — и это благодарность! — ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!

— Не гневайся, — сказал Атум. — Я помещу тебя на лоб. Оттуда ты будешь созерцать мир, который я сотворю, будешь любоваться его красотой.

   Но оскорблённый Глаз не слушал никаких оправданий. Желая во что бы то ни стало отомстить богу, он превратился в ядовитую змею кобру. С грозным шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные в Атума.

   Однако бог спокойно взял змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз-змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея — урви. Урей зорко смотрит вдаль, и, если на пути бога встретятся враги, он уничтожит их, испепелив своими лучами.

   Из вод океана Нуна вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, увенчанный золотым диском. Растаяла первозданная тьма; мир наполнился живительным светом.

   Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

   Шу женился на Тефнут. У них родились дети, вторая божественная пара: бог земли Геб и богиня неба Нут. Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино.
Но однажды Геб и Нут поссорились. Ссора вспыхнула из-за того, что богиня неба по утрам поедала своих детей — звёзды.
 
   Тогда, чтобы положить скандалу конец, солнечный бог Ра приказал Шу:
— Ступай и разлучи их! Если они не могут жить в мире, пусть живут врозь.
Богу ветра ничего не оставалось делать, как исполнить волю владыки. Он взмахнул руками, произнёс заклинание, и в тот же миг по всей Вселенной завыл ураган.

   Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли. В океане Нуне зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горные хребты, с гор потекли реки, и люди, родившиеся из слез Ра, покинули холм Бен-Бен и разбежались по зеленеющим долинам. Они построили города, вспахали поля и посеяли зерно. Возле холма Бен-Бен вырос город Иуну, а на самом холме люди воздвигли святилище солнечного бога Ра…»

  Такая легенда о сотворении мира провозглашалась жрецами города Иуну. Греки называли этот город Гелиополем.

   Справочка:  Гелиополь, Гелиополис, Илиополь - расположен к северо-востоку от современного Каира. Там находился главный центр поклонения верховному богу солнца (первоначально Атуму, затем Атуму-Ра) и циклу связанных с ним божеств — «Великой Девятки Иуну» (Атум-Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сетх и Нефтида). Греки отождествляли Атума и Ра с Гелиосом (кстати, Гелиос считался «всевидящим оком» Зевса – случайность?)

    В древнейшей столице Египта городе Хет-Ка-Пта (Мемфис) творцом мира считался бог Птах (или Пта). Птах создал сам себя, затем создал Атума, — а уже Атум творил мир, действуя «согласно воле Птаха».

    В городе Хемену (по-гречески — Гермополь) провозглашалось иное учение: в первозданную тьму Хаоса влетела белая птица Великий Гоготун. Она снесла яйцо, в котором был свет. Этот свет и дал начало жизни. По другому мифу, мир сотворила Великая Восьмёрка  богов (гермопольская Огдоада) — четыре мужских божества с головами лягушек и четыре женских с головами змей. Боги Великой Восьмёрки плавали в океане Нуне, создали яйцо и возложили его на первозданный холм. Из этого яйца вылупился бог солнца Хепри — «молодой Ра» в образе жука-скарабея.

   Следует упомянуть и Фивы, где поклонялись Амону, богу небесного пространства и воздуха. Позже, при Новом царстве, он стал богом солнца (Амон-Ра), что отождествило его с Атумом-Ра. Священные животные Амона – баран и гусь.  Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады, состоя в паре со своей женской ипостасью Амаунет. Но что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела. Поэтому женой Амона называли Мут.

   Мут считалась матерью, супругой и дочерью Амона, «матерью своего создателя и дочерью своего сына» — выражение божественной предвечности. Среди её имен также «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов». Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру», по имени священного озера при её храме, выстроенном Аменхотепом III (правил  в 1388 — 1351 гг до н.э.) к северо-востоку от главного Карнакского храма Амона-Ра и соединенном с ним аллеей сфинксов. Сфинксы, Ишру… Видимо, и здесь не обошлось без влияния Анату-Иштар.

   Если вернуться к гелиопольскому мифу о создании мира, то из него получаются интересные выводы:

   Люди – потомки Ра. Создал ли его Атум? Или он, как и Атум, родился сам – в цветке лотоса, выросшего из вод первобытного океана Нуна? Этот момент мне не понятен.

   Дочь Атума – богиня влаги Тефнут, в образе львицы. Станет женой своего брата - бога воздуха Шу.

   Ра и Атум – первоначально не одно божество, и львица Тефнут – не дочь Ра.

   Интересный момент связан с Мемфисом: Верховный жрец бога Птаха (Пта) — высший титул среди жрецов древнеегипетского бога Птаха. Резиденция жрецов Птаха находилась в городе Мемфисе.

   Не могу привести здесь рисунки иероглифов должности Верховного жреца Птаха, но вот перевод: дословно это переводится как «Верховный руководитель мастеров» (или ремесленников).  Об этом мне поведала страничка Википедии под названием Верховный жрец Птаха.

   Вот имена некоторых верховных жрецов Птаха:

   Птахдуауу (нач XXV в. до н. э.) - первый известный первосвященник бога Птаха. Его титулами были Первосвященник Ка Птаха и Глава ремесленников Храма Птаха Белой Стены.

   Птахшепсес I (1-я пол. XXV в. до н. э.). Титулы: Глава ремесленников в Двойном Доме Великого Храма Пта, Жрец Ра — воплощённого «Хора на горизонте» (Хор-эм-акхет). Женат на дочери фараона.

   Ранефер (1-я пол. XXV в. до н. э.) - жрец Сокара, «Страж Дома Сокара», «Глава мастеров в день праздника».

   Сабу II Ибеби (сер.—2-я пол. XXIV в. до н. э.) - «Руководитель всех царских работ», «Начальник таинств» и «Привилегированный при каждом царе».

   Сенусертанх (между ок. 1956 и 1875 до н. э.) - Жрец Сокара. «Глава ремесленников в Двойном Доме». Царский архитектор. «Писец архивов бога». «Настоятель Дома Жизни». «Глава Большого Дома».

   Сенебуи (между кон. XVIII и кон. XVII до н. э.) - «Наследный князь и правитель, один, чьего прихода в Храм дождались в день восхода Софиса, Величайший из руководителей ремесленников Господина Всего, главный жрец своего бога, чтец бога». Сыновья: Ра-Сет.

   Справка: Сокар — бог плодородия и покровитель мёртвых, а также бог зла, огня и царства грешников. Центр его культа — Мемфис. Эпитет «из Ра-Сетау», то есть из царства мёртвых. Изображался в виде козла, нередко сидящим на холме возле некрополя. Отождествлялся с Птахом (Птах-Сокар), Осирисом (Осирис-Сокар) и считался его ба (душой) и мумией. Впоследствии культ Осириса оттеснил в Мемфисе почитание Сокара. С эпохи Среднего царства известен синкретический бог загробного мира ( Птах — Сокар — Осирис). Праздник Сокара в птолемеевский период связывали с поворотом солнца к весне. Не носил отрицательных черт.

   Ну и что это за «руководители ремесленников»? Что за «мастера» такие? А теперь соедините Око Атума с масонским «глазом» (хоть на зелёном, как сам Осирис, американском баксе, хоть с символическим его изображением на крыше Казанского собора в Петербурге). Вас всё ещё привлекают масоны?

   Кстати, Павел – «бедный Павел» - один из них. И то, что его придушили – трагическая случайность или вмешательство Провидения?

   С Оком в Египте связано понятие Уаджет. Уаджет (также око Ра или глаз Гора) — древнеегипетский символ, левый соколиный глаз бога Гора, который был выбит в его схватке с Сетом. Правый глаз Гора символизировал Солнце, а левый глаз — Луну.

   Сохранившиеся древнеегипетские тексты донесли до нас различные версии мифа об оке Гора. Согласно одной из них, Сет проткнул глаз Гора своим пальцем, согласно другой — наступил на него, согласно третьей — проглотил его. В одном из текстов рассказывается, что Хатхор восстановила глаз, напоив его молоком газелей. В другом сообщается, что Анубис захоронил глаз на склоне горы, где он дал побеги в виде виноградной лозы.

   Гор использовал возрождённый глаз для воскрешения своего отца Осириса. После того, как Осирис проглотил око Гора, его расчленённое тело срослось подобно тому, как это произошло с самим оком.

   Интересно, что Сурья (упоминается в старейшей из вед - "Риг-веде")- бог солнца в индуизме - также считался небесным стражем и всевидящим оком богов. В этом они с Гелиосом оказались похожи. А вот у египтян представление об оке "вылилось" в более сложную теорию, да ещё с элементами воскресения...

   Судя по объему, пора завершать эту часть. Выводов не делаю. Думайте сами. А с Египтом я ещё не прощаюсь…