Музыка Свиридова-душа России. К юбилею

Зера Черкесова Новеллы
06/12/2014
 
Если меня спросят, кто мой любимый русский композитор 20 столетия, то я, не задумываясь, отвечу:Георгий Свиридов. Даже если бы от этой глыбы русской музыки осталось только Время, вперед!-этого было бы достаточно, ибо сюита "Время, вперед!" из давно забытого одноименного кинофильма-музыка тысячелетия, без всяких преувеличений. Это произведение по силе воздйствия можно сравнить с немногими шедеврами мировой музыки. Вот разве с триумфальным Первым концертом для фортепиано с оркестором П.И. Чайковского; с бетховенской "Одой к радости" на слова Шиллера "Обнимитесь, миллионы", ставшей гимном ООН.
Время, вперед! Свиридова стал музыкальным символом индустриально-космического периода нашей Державы, остается заставкой главной новостной телепрограммы "Время" и остается музыкой воодушевления -не случайно балет в стиле Красный модерн на Открытии Сочинской Олимпиады в красных сполохах был поставлен именно на это великое и страстное произведение Силы и Веры.

Но на другом полюсе могучего свиридовского гения - тончайшие, кружевные гармонии вальса, романса, Тройки из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина-"Метель"-одни из немногих произведений в академических жанрах-широко популярные в России у всех слоев слушателей. Здесь уже не обойтись без ассоциации с симфонией "Зимние грёзы" и пьесой "Декабрь" из Времен года П.И. Чайковского.

С 50-хгг. Свиридов, пройдя период увлечения немецкими романтиками и авангардом, стал писать исключительно в русском стиле. Его страстное с юности увлечение литературой проявилось в его музыкальном наследии богатым объемом   русской литературы, которой посчастливилось зазвучать в музыке Георгия Свиридова. Помимо повести Пушкина"Метель"-это еще и Блок. Цикл романсов на стихи А.Блока. На стихи А.Блока-"Флюгер"-яркий необычный романс, посвященный Елене Образцовой. "Ветер принес издалека" и др., исполняемый лучшими певцами.

И, конечно, известнейший вокальный цикл на стихи Сергея Есенина "Отчалившая Русь". Дмитрий Хворостовскйи наверное был последним певцом, с которым работал сам Мэтр над этим циклом.

Он был увенчан высшими знаками признания-Народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975), лауреат Ленинской (1960) и Государственных премий СССР (1946, 1968, 1980). Но главное все-таки что эти высокие регалии совпали(что не всегда и не у всех совпадало, по разному складывалось) и с народным признанием, и огромным авторитетом в среде академических музыкантов-Россия чтит Свиридова, и это главное.

Пожалуй, Георгий Свиридов по общей оценке выражает в русской музыке дух России более, чем его современники-композиторы с мировым именем. Вот мирового имени Свиридов не стяжал. Как ни страно это прозвучит! А при этом по самым авторитетным свидетельствам и википедии в частности:малоизвестный на Западе, Свиридов остается одним из самых популярных русских композиторов в России. На Западе широко известны и многоисполняемы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев,  Альфред Шнитке, Родион Щедрин.

Но не в обиду ценителям этих великих композиторов будь сказано, Россию в музыке выразили немногие композиторы с потрясающей силой и всеохватностью - я бы сказала, что это прежде всего Чайковский, затем Рахманинов(Второй фортепианный концерт, циклы романсов) и Свиридов. Это наиболее русские композиторы в музыке. Даже  Михаила Глинку я сюда не отнесу, несмотря на "Жизнь за царя"("Иван Сусанин"). Глинка учился в Италии и его музыка очень итальянская, она прекрасна, но кроме песни "Жаворонок" и  Вальс-фантазии, этих двух наиболее известных и популярных его сочинений, в целом глинкинская музыка пронизана итальянским духом более, чем русским. Чего уж говорить о Дмитрии Бортнянском, этом "русском Моцарте", одним из первых русских композиторов получившим музыкальное образование и композиторскую школу в Италии. К сожалению, в России почти забыт, хотя и незаслуженно. Его опера "Сокол" была написана на французский текст либретто-в эпоху когда Двор и аристократия еще говорила только  по французски.

Шостакович? Да, Седьмая симфония "Ленинградская"-Этого достаточно.Это музыка-подвиг. Музыка-документ эпохи и его страстный призыв.

Но уже музыка Прокофьева достаточно элитарна и ...кто назовет хоть один ставший популярным фрагмент его колоссальног оперного полотна "Война и мир"по роману Л.Толстого? Эта опера больше известна западной публике, чем российской.
И тем паче, многие ли назовут что-то из оперы "Декабристы"Шапорина, которую композитор писал 30 лет? Такой огромный многолетний труд.Возможно, что это несправедливо и время откроет их с новым вниманием, как не сразу были открыты Вивальди и Й.-С.Бах, ныне самые популярные композиторы мира.
Но очевидно, что одной патриотической темы недостаточно, чтобы выразить  душу страны и времени. Такая счастливая судьба выпала Георгию Васильевичу Свиридову.
16 декабря 2014г. Россия отметит 90-летия великого композитора России.

 
Приложение. Чтобы не перегружать текст эссе, выношу сюда сочинения Свиридова-давайте ихслушать и открывать заново русскую поэзию в магиечском криталле свиридовской музыки. Кстати, не только музыканты-академисты, но и исполнители в иных стилях могут почерпнуть для себя интересный материал. К примеру, для исполнителей бардовской песни  я слышу более подходящим, чем для академистов- "О, Родина, счастливый и неисходный час!" из цикла на стихи Есенина "Отчалившая Русь". Сколько не слушала у выдающихся певцов-ни одно не покорило, кроме исполнения хором мальчиков.
 ------------
илл.Русь-тройка. Замечательно выражена вечная тема Руси-тройки в цикле "Метель " Свиридова!




Сочинения

    7 маленьких пес для фортепиано (1934—1935)
    6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
    7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
    Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936—1939)
    Камерная симфония для струнных (1940)
    3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
    Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
    Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
    Соната для фортепиано (1944)
    Романсы для голоса и фортепиано на стихи У. Шекспира (1944-60)
    Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
    Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
    Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
    Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
    Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954—1955, не окончена)
    Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955)
    Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956)
    Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
    «Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959; Ленинская премия, 1960)
    Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961—1969)
    Music for chamber orchestra (orchestral version of the Quintet for Piano and Strings 1964)
    «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
    Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1964)
    Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А. Есенина (1964)
    «Маленький триптих» (1964)
    Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л. Пастернака (1965)
    Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А. Блока (1965)
    Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Ф. И. Тютчева (1965)
    Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера — тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
    «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
    Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
    Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
    Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
    Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
    «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина (1977)
    Гимны Родины для хора (1978)
    25 песен для баса и фортепиано (1939—1979)
    «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
    «Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока для смешанного хора a cappella (1979)
    10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
    «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
    «Песни», концерт для хора a cappella на слова А. А. Блока (1980—1981)
    «Петербург», вокальная поэма (1995)
    «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения).

Фильмография

Георгий Свиридов — автор музыки к тринадцати фильмам:

    1940 — Поднятая целина
    1946 — Дон Сезар де Базан
    1951 — Пржевальский
    1952 — Римский-Корсаков
    1953 — Великий воин Албании Скандербег
    1956 — Полюшко-поле
    1960 — Красная площадь
    1961 — Воскресение
    1964 — Русский лес
    1964 — Метель
    1966 — Время, вперёд!
    1976 — Доверие
    1982 — Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
    1996 — «Время Георгия Свиридова» — документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихонов