Сапфо с острова Лесбос

Илья Казаков-Волжанин
О древнегреческой поэтессе, дата жизни между 630…612 – 572…570 до н.э.
Представительница мелической музыкально-песенной лирики.

Помпеи, фреска и Сапфо,
Все в греческом: душа и лира.
От бога многое дано,
Но образ сохранен для мира.

На остров Лесбос жребий пал:
Там родилась и повзрослела.
Отец был знатен, торговал,
Но в шесть уже осиротела.

Родня не думала всерьез:
Судьба решилась в одночасье…
Не слыша просьб и горьких слез,
В гетерах пусть находит счастье.

Учеба – выход лишь один,
Подняться в обществе мечтает.
Ведь род богат, и он един,
Сапфо все это вдохновляет.

Со словом дружит с малых лет
И с музыкой и ритмом ладит.
И гимны, оды видят свет,
И в песнях многое прославит.

До нашей эры это было,
Примерно век седьмой уж шел.
А время то кровавым слыло,
И к финишу Мирсил дошел.

Так в Митиленах страшно стало,
Тиран преследует всю знать.
Из города Сапфо бежала,
Туда где будут уважать.

В Сицилии, пускай на время,
Найдет свой временный приют.
И слово – брошенное семя,
В стихах и в песнях воспоют.

А жизнь ее - уже легенда,
Как правду, вымысел узнать?
Сапфо и мода, символ бренда,
Хороший тон ее читать.

Алкей, поэт, в нее влюбился,
Где правда, выдумка людей?
В одной: Фаон ее добился,
Влюбил в себя, как чародей.

Любил моряк одно лишь море,
А женщин просто презирал.
И приносил тем самым горе,
Но вот к Сапфо он воспылал.

Луна и звезды, час томлений,
И строчки о любви звучат.
И в серенадах восхвалений
Сказать о нежности спешат.

В один из дней его не стало.
Хоть допоздна Сапфо ждала.
Над морем плакала, рыдала…
Свидетелем была скала.

И прыгнув с горя, пожелала
Найти его в пучине вод.
На дне морском его искала
И заходила в каждый грот.

А по другой: У Афродиты
Служил красивым божеством.
Им судьбы многие разбиты,
И страсть пылала в нем огнем.

У Лесбоса Фаон остался
И одиночества не знал.
Любвеобильным назывался
И в женской ласке утопал.

А по другой: Любовь андрийца…
И дочь родится у нее.
В Сапфо нельзя ведь не влюбиться,
Все, что прекрасно - все ее.

Фигура, голос - выше планки,
Фиалковая прядь волос.
И губы алые гречанки,
Как буйство красок нежных роз.

И в жизни есть такой отрезок,
В легенде так освещено:
Как Харакс из своих поездок,
Привез Родопу, только но...

Хоть и была любовью брата,
К Сапфо вниманье привлекла.
То действие сравнят с Сократом –
Любовь в поэзию влекла.

Что делать? Если эти нравы
Считались нормою тогда.
Судить сейчас: «А были ль правы?»,
Вопрос открытый, как всегда…

Предания гласят, что школой
Руководила в те года.
Не все подвластно протоколу,
Лишь только не было б вреда…

Учили в школе, как спартанцев,
Считалась женскою она.
Стихи и муза в ритме танцев,
Душа звенела, как струна.

Соревновались и влюблялись,
Искусство – идол божества.
Поэмы о любви слагались,
Вот цель и символ торжества.

И на монетах ее профиль
Чеканил город Митилен.
До нас тот образ так и дожил,
Над памятью бессилен тлен.

Ее стихи тогда читали…
Неравнодушным был Алкей.
Солон, Платон – все почитали,
Не уступал лишь соловей.

«Десятой музой»  называли,
И «чудом» называл Страбон.
Те строчки страстью восхищали,
Гораций был в нее влюблен.

Гимн Афродите сохранился,
И к счастью, даже целиком.
Сам Дионисий восхитился
Сапфо  чудесным мастерством.

Вот колесница пролетает:
Там Афродита, как звезда,
И воробьями управляет,
Быстра по небу та езда.

Луна в ночи тиха, спокойна,
И ветер ласков и влюблен.
Верхушка яблони достойна,
Стихами плод там утомлен.

И одинокий плод краснеет,
То от любви – ответа нет.
И страсть над ним давно давлеет,
Но у Луны холодный свет.

Луна и ветер – одиноки…
Сапфо бессмертна – спору нет.
Стихи, рождаясь, очень робки,
Потом живут по многу лет.


16-17.12.2014г.
Иллюстрация из интернета: https://www.grekomania.ru/