19 декабря - память святителя Николая-Чудотворца

Галина Николаевна Николаева
                С Праздником, дорогой читатель!
                Поздравляю с Днем Ангела НИКОЛАЯ!         

        В наше время часто приходится слышать жалобы на человеческую черствость и безразличие к чужим страданиям и на то, что нет людей, которые умели бы подойти к своим ближним в переживаемые ими тяжкие минуты, хотя бы с одним словом утешения и ласки. Действительно, не надо быть очень наблюдательным, чтобы воочию убедиться, сколько черствости, духовного холода и эгоизма окружают нас в нашей жизни. Слишком погрязли мы в свои интересы, радости и печали, слишком мало видим из-за этих стен то, что творится около нас и наших эгоистически обособленных жизней.
        И вот в противоположность нашей жизни, Сегодня Церковь, совершая память святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийского, жившего в IV веке, предлагает нам прикоснуться к живому примеру духовно прекрасного его жития.
        Житие Святителя Николая потрясает. Ему молятся во всех странах нашей планеты. Его чтят, к нему прибегают за помощью христиане. Но бывает, что за его помощью обращаются и мусульмане.
        Николай, что значит победитель народов, родился в городе Патаре Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Эта благословенная чета за свою богоугодную жизнь, многие милостыни и великие добродетели, долгие молитвы ко Господу удостоилась произрастить святую ветвь, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» (Пс.1:3). И он, по благословению Божиему, воистину явился победителем злобы, на благо всему миру.
        Младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни и с того времени до самой своей кончины оставалась неплодною. Этим сама природа как бы засвидетельствовала, что у жены сей не могло быть другого сына, подобного святому Николаю: он один долженствовал быть первым и последним. Новорожденный младенец еще в купели Крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

        С ранних лет Феодор и Нонна прививали сыну любовь к Господу и жажду к молитвенному служению. Николай быстро научился грамоте, и все свободное время занимался чтением Священного Писания и молитв. Своим благочестием он ярко выделялся среди сверстников. Ему были чужды праздные утехи и забавы молодежи. Бывали случаи, когда дни и ночи напролет отрок уделял чтению божественных книг.
        Вскоре на смиренного юношу обратил внимание его дядя епископ Патарский. Он начал убеждать родителей отдать сына в священники, поскольку воля Господа очевидна. Феодор и Нонна с радостью согласились. Что касается Николая, то предложение дяди насказано осчастливило его. Давнее желание денно и нощно служить Богу исполнилось.
        Изначально епископ Патарский сделал племянника чтецом в храме, а затем рукоположил в сан пресвитера. Это сделало возможным беседы отца Николая с паствой. Жаркие речи молодого проповедника привлекали в храм большое число паломников. После службы многие прихожане задавали Николаю вопросы и обращались за советом в своих тяжбах. Добрые, светлые слова и благочестивая жизнь святого отца стали путеводной звездой для множества заблудших душ.
        Через некоторое время епископ Патарский отправился на Святую Землю и оставил все многотрудные обязанности, связанные с управлением духовной епархией, своему племяннику. Отец Николай с готовностью взял на себя этот долг, видя в нем возможность более ревностного служения Господу. В те годы посетила Николая глубокая скорбь: закончились земные дни его благочестивых родителей. Все нажитые ими богатства перешли в наследство к единственному сыну. Он направил все свое состояние на благотворительные цели, раздал бедным и ютился, где придется, не имея собственного крова.
       Хорошо известен случай, когда он спас от позора и безчестия своего некогда богатого, но разорившегося соседа и трех его дочерей. В страшной нищете он не мог помышлять о замужестве трех своих прекрасных дочерей. И тогда несчастный решился на греховный и нечестивый поступок: отдать девушек в публичный дом и так заработать им приданное.
      
        Узнав об этом, Николай решил оградить бедного от духовного падения и сохранить честь его дочерей. В одну из ночей он тихо пробрался к ним во двор и бросил в окно мешочек с золотыми монетами. Найдя наутро нечаянный подарок, счастливый отец занялся устройством свадьбы старшей дочери. Девушка была спасена от безчестия! То же самое произошло и со средней дочерью.
        Понимая, что благодетель вскоре вновь наведается к нему, торговец спрятался в комнате младшей дочери. В полночь в оконце показалась рука, и заветный мешочек с золотыми упал к ногам отца. Старик поспешил во двор и наткнулся там на отца Николая. Увидев священника, он бросился на колени и стал жарко благодарить его и целовать ноги. Но святой тихо промолвил: «Не меня следует благодарить, а Господа», и тихо удалился. Таковыми были все деяния отца Николая, великими и безкорыстными, весьма значимыми, но при этом не раскрывающими лика благодетеля.
        Епископ Патарский вернулся из путешествия и застал свою епархию в идеальном порядке: его племянник проявил высокую ответственность в выполнении порученного ему дела. В качестве благодарности епископ благословляет отца Николая на путешествие в Палестину. Священник отправляется в далекое плавание к Святым местам.
        Ещё в начале путешествия Николаю является видение: будто кораблем управляет сам диавол. Впечатленный инок пророчит страшную бурю на море, хотя по отплытию из гавани на небе сияло солнце, и ничто не предвещало беды. Однако вскоре небо затянули черные тучи, и разразился ужасающий шторм. Корабль носило по волнам как щепку, а волны были готовы поглотить его и сокрыть в темных пучинах.
        Отец Николай взошел на палубу и начал молиться о спасении, перекрывая молитвами шум смертоносной стихии. И – о чудо! Буря утихла, волны спали, и ветер ослабел. Вскоре корабль вновь поплыл вперед по спокойной морской глади. Спасенные пассажиры судна возблагодарили святого. Отец Николай же тихо подошел к мертвому матросу, который в бурю упал с мачты, и молитвами вернул его к жизни.

        Достигнув древнего города Иерусалима, святой Николай, взойдя на Голгофу, возблагодарил Спасителя рода человеческого и обошел все святые места, поклоняясь и творя молитву. Ночью на Сионской горе сами собой отверзлись запертые двери церкви перед пришедшим великим паломником. Обойдя святыни, связанные с земным служением Сына Божия, святой Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен Божественным гласом, увещавшим его вернуться на родину.
        Возвратившись в Ликию, святой, стремясь к безмолвному житию, вступил в братство обители, именуемой Святым Сионом. Однако Господь снова возвестил об ином пути, ожидающем его: "Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое." В видении Господь подал ему Евангелие в дорогом окладе, а Пресвятая Богоматерь - омофор.
        В то время отдал свою душу Господу архиепископ Мир Ликийских Иоанн. Почтенные архиереи собрались для избрания наиболее достойного лица на этот высокий пост. Но согласия при голосовании меж ними не было. И тогда обратились в молитве к Богу святые отцы, чтобы он направил их на верный путь. В один из дней глас Божий поведал им, что следует спрятаться близ двери храма и ждать того, кто первым придет к утренней службе. Открылось архиереям и имя будущего архиепископа: Николай.
        В утренних сумерках следующего дня настоятель церкви притаился в тени храма. Вскоре на тропинке показалась одинокая фигура. При ближайшем рассмотрении священник увидел оборванного мужчину, который направился к дверям храма. Подойдя к нему, он спросил: «Кто ты?». Пришелец ответил: «Называюсь я Николай, раб святыни твоея, владыко!» Воля Божия свершилась: отца Николая отвели на собор епископов и назначили в тот же день архиепископом Мир Ликийских.

        Сам отец Николай воспринял это назначение, как знак к тому, что жить теперь следует не ради себя, а ради своих духовных чад. Он продолжил творить чудеса и благодеяния, день-деньской занимался делами вверенной ему епархии, а ночами молился. Двери дома отца Николая всегда были открыты для всех. Он помогал паломникам советом и благословением, а порой оказывал и материальную помощь. Паства глубоко почитала своего духовного наставника. При своем высоком положении святой вел скромную жизнь: носил простую одежду и питался только один раз в день.
        Между тем, в 303 году, в царствование Деоклетиана, разрозилось последнее и одно из самых жестоких гонений на Христиан первых веков, в самый день Пасхи было сожжено разом около 20000 христиан. Сотни и тысячи верующих были замучены, казнены и томились в холодных темницах. Преследователи не щадили никого, ни рабов, ни знать, ни женщин, ни детей.
        Исповедающие Христа должны были отречься от него или умереть в муках. Волна гонений докатилась и до Ликии. Схватили императорские солдаты и архиепископа Николая и со множеством христиан был заключен в тюрьму. Но святой не роптал на судьбу, понимая, что в тюрьме он будет ближе к тем своим чадам, которые более всего нуждаются в его помощи.
        Так и случилось. Пламенные и яркие речи отца Николая укрепляли дух тех, кому суждено было терпеть голод, пытки и мучения под сводами мрачных темниц, помогал и вылечивал болящих, укреплял малодушных. Николаю и находившимся с ним в заточении приходилось ежедневно переносить голод, нечеловеческие пытки и мучения, которым их подвергали чтобы они отреклись от Христа, но они были готовы идти до конца: "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; (Мф. 24,9), претерпевший же до конца спасется" (Мф.24,13).
      
        Голод, жажду, тюремную тесноту архиепископ Николай переносил с достоинством и простотой. Его надолго заточали в кандалы, лишая возможности двигаться, мучали на дыбе, которую считают матерью всех пыток. Он был готов идти на смерть и пострадать за веру, но Бог уберег его от этого.
        После смерти Диоклетиана императорский трон занял Константин Великий, который не только прекратил гонения, но и способствовал освобождению всех христиан из тюрем. По его воле отец Николай был восстановлен в сане архиепископа Мирликийской епархии. Николай пробыл в тюрьме около трех лет и выжил, но видимо мучения, которым он был подвергнут в тюрьме были таковы, что Симеон Метафраст называет его мучеником принявшим безкровный венец.
        Архиепископ Николай вернулся на свою кафедру и продолжил разрушать языческие храмы, жертвенники, капища, обращая народ в Истиную Веру и свидетельствуя о Господе.
        В 325 году был созван Первый Вселенский Собор, проходивший в Никеи, в Храме Святой Софии и имел своей целью восстановление Церковного мира. Он собрал 318 служителей Церкви наряду с императором Константином с целью выработать единый Символ Веры, документ содержащий основы Христианского вероисповедания.
        В Соборе принял непосредственное участие и Святой Николай. Его оппонентами выступали ариане во главе с еретиком Арием, ересь которого заключалась в том, что он принижал Христа, считая его созданием Божиим, а не Единосущным Отцу, Который был, есть и будет всегда. Ариане предложили свой текст Символа Веры, который содержал хулы на Христа, обычные арианские выражения, принижающие Его Божественную сущность и был отвергнут.
        После чего началась жесткая полемическая борьба за текст Символа. В какой-то момент она достигла такого накала, что святой Николай не вынес богохульства Ария и ударил его по щеке. Император Константин посчитал, что такое поведение на соборе недопустимо и повелел лишить святого отца омофора и заключить его в тюрьму. Неизвестно устоял ли Арий на ногах, но удар видимо был не слабый, его силы хватило, чтобы весть о нем дошла и до наших дней.
      
        Надо сказать, что поступок Николая был еще серьезен в том плане, что за подобное, да еще и в присутствии императора, вполне могли отрубить руку. Николай тут же был осужден Собором и разжалован. Неизвестно чем бы все закончилось, если бы Сам Господь Иисус с Богородицей не вмешались в это дело.
        Ряду участников Собора во сне было видение, в котором Иисус подавал Николаю Евангелие, а Богородица облачала Николая в Омофор. Наутро, придя в темницу к Николаю, его обнаружили с Евангелием в руках и облаченным в Омофор, чего после разжалования быть не могло. Стало понятно, что поступок Николая был угоден Богу и Николай был официально восстановлен в сане и выпущен из темницы.
        Это помогло в выработке Символа Веры, стала очевидна несостоятельность позиции ариан и стало очевидно каким должен быть Истинный Символ Веры за который ратовали Отцы Церкви во главе с Николаем, ополчившись на хуления Ария и его последователей.
        Впоследствии изображение на ряде икон Николая Чудотворца с Иисусом, передающим ему Евангелие и Богородицы с Омофором, связано со случаем происшедшим на Первом Вселенском Соборе.
        Возвратясь с собора к своему стаду, святитель Николай принес ему мир и благословение. Своими медоточивыми устами он преподал всему народу здравое учение, пресек в самом корне неправые мысли и умствования и, обличив ожесточенных, безчувственных и закоренелых в злобе еретиков, прогнал их от Христова стада.
        Как мудрый земледелец очищает все, находящееся на гумне и в точиле, отбирает лучшие зерна и отрясает плевелы, так благоразумный делатель на гумне Христовом святитель Николай наполнял духовную житницу добрыми плодами, плевелы же еретической прелести развевал и далеко отметал от пшеницы Господней.
        Посему-то святая Церковь и называет его лопатою, ариевы плевельные учения развевающую. И был он поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости. Сей добрый пастырь имел великое попечение о своем стаде, во всех его нуждах, не только питая его на духовной ниве, но заботясь и о телесной его пище.

        Любовь Николая к людям, забота о них и самоотверженность воистину безгранична. Так, когда имперские налоги, которые были возвышены до предела (новая строящаяся столица империи Константинополь требовал все новых поборов) и вот-вот должны были переполнить чашу терпения мирликийцев, Николай отправился на прием к императору с целью обсудить создавшееся положение и договориться о снижении налогового бремени.
        Перед этим Николай долго молился Господу, чтобы Он смягчил сердце императора. Константин радушно принял Угодника Божия, еще помня его по Вселенскому Собору. Молитвы Николая были услышаны, после той встречи Николай вышел от императора с хресавулом с подписью и печатью императора, в котором говорилось о снижении налогов с 10000 до 100 динариев!!! Случай просто безпрецендентный в налоговой практике империи!
        Николай понимал, что чиновники из министерства по налогам и сборам не оставят этого так и сделают все, чтобы император поменял свое решение и забрал хресавул обратно, дабы не допустить подобной льготы.
        Выход был один, как можно быстрее огласить его в Мирах, тогда бы он принял силу имперского закона, и Константин не решился бы дать ему обратный ход. От Константинополя до Мир шесть дней пути при попутном ветре и даже если бы он отплыл незамедлительно, быстроходные имперские корабли все равно за пару дней догнали бы и вернули его к императору вместе с документом.
        Тогда Николай горячо помолился Богу, вышел на берег, запечатал хресавул в тростник и перекрестив бросил его в море. Весь оставшийся день и всю ночь, Николай молится Богу и Пресвятой Богородице. Наутро он явился во сне одному своему подопечному присвитеру, Николай велит ему идти к гавани с тем, чтобы он на берегу отыскал трубку с хресавулом. Присвитер вместе с другими клириками по указанию Николая находит ее на берегу.
      
        Переданный тут же местным чиновникам хресавул буквально ошеломил их, но подпись и гербовая печать императора сделали свое дело, чиновник целует печать, кланяентся хресавулу и оглашает Мирам императорский указ о снижении налога народу!
        Тем временем Константин, придя в себя и опомнившись, вызывает к себе Николая с просьбой отдать хресавул, дескать он погорячился. Но тот сообщает что указ императора еще вчера был оглашен в Мирах. Константин удивлен до предела и не может поверить этому, но тем не менее отправляет в Миры комиссию, чтобы они на месте разобрались в ситуации, те по прошествии нескольких дней прибыв обратно, сообщают Константину, что все так и есть как говорит Николай, что указ был оглашен народу на следующий день после его подписания. Увидев в этом Божью волю, Константин не стал отменять приказ и отпустил Николая.
        Однажды постиг Ликию страшный голод, который удалось преодолеть только молитвами святого Николая. Так, одному из купцов, который находился далеко от Ликии и собирался продать за морем целый корабль хлеба, приснился сон. Явился ему старец и сказал: «Вези хлеб в Ликию. Я его у тебя куплю. А вот тебе задаток – три золотых». Каково же было удивление купца, когда, проснувшись, он обнаружил в руке три золотых. Недолго думая, торговец направился в ликийские земли. Там он встретил старца из своего сна: им оказался архиепископ Николай, который выкупил у него хлеб и накормил город.
      
        Был Святой Николай и противником смерти невинных граждан. Однажды во Фригии вспыхнул мятеж, и император Константин направил туда войска под началом трех воевод. Но по велению рока корабль прибило к землям Ликии. Лишенные провианта солдаты начали грабить местное население. Узнав об этом, святитель Николай прибыл на побережье и прекратил безчинства без угроз и пролития крови. Он приютил и накормил воинов, а наутро отправился вместе с ними во Фригию. Там, не применяя военной силы, святой одним лишь словом сумел усмирить мятежников.
        В это время в Ликии градоначальник Евстафий осудил на смерть невинно оклеветанных горожан. На следующий день несчастных ждала неминуемая казнь. В последнюю ночь своей жизни взмолились они о заступничестве к отцу Николаю, хотя понимали, что он сейчас далеко. И вот оно – страшное утро казни. Горожан вывели на площадь и поставили на колени, чтобы привести в исполнение приговор.
        И вот палач уже занес свой меч над головами несчастных, но кто-то его окликнул. То был святитель Николай. Он решительно подошел к палачу, вырвал меч из его рук и бросил на землю. В его поступке было столько духовной силы, что никто не посмел воспротивиться ему.
        Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть. Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя.
        Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах. Наделенный Господом даром творить чудеса, святитель Николай использовал его на благо людям, являя милость Божию и помогая всем скорбящим и надеющимся на него.

         Великий Божий Угодник Николай прожил долгую, наполненую любовью и служением Богу и людям жизнь и после непродолжительной болезни отошел ко Господу († 345-351). На его погребение собрались епископы Ликийской страны со всем клиром и иноками и безчисленное множество народа из всех городов. Честное тело святителя с честью было положено в соборной церкви Мирской митрополии 6 декабря/19 декабря по новому стилю.
        Честные его мощи хранились нетленными в местной кафедральной церкви. От святых мощей угодника Божиего совершалось множество чудес. Ибо его мощи источали благовонное и целебное миро, которым помазывались больные и получали исцеление. По этой причине к его гробу притекали и притекают люди со всех концов земли, ища исцеление своим болезням и получая его. Ибо тем святым миром исцелялись не только телесные недуги, но и душевные, и были прогоняемы духи лукавые. Ибо святитель не только при своей жизни, но и после своего преставления вооружался на бесов и побеждал их, как побеждает и ныне.
        Через 700 лет после смерти Николая Чудотворца ликийские земли захватили сарацины. Оберегать святые мощи в стенах полуразрушенного храма осталось лишь несколько благочестивых монахов.
        В это время одному из итальянских святых отцов из города Бари явился во сне отец Николай и повелел перевезти его мощи в этот город. Священники и горожане Бари отправили в Миру три корабля. Там посланцы из избранного святым города высадились под видом торговцев, а ночью проникли в храм. Пришельцы сломали каменную плиту над гробницей Николая Чудотворца и – о чудо!
        Останки святого покоились в благоуханном мире, которое заполняло все пространство. Моряки погрузили мощи святого в специальный ковчег и отправились в Бари. Ровно через 20 дней экспедиция достигла итальянских берегов. В 1087 году мощи его были перенесены в итальянский город Бари. Здесь мощи Николая Чудотворца встретили с почестями и перенесли в гробницу церкви святого Евстафия, где они покоятся и поныне.
        "Ра­дуй­ся, Николае, ве­ликий Чу­до­твор­че".
      
        За свою жизнь с Божией помощью святитель Николай совершил множество чудес и безчисленное множество уже после окончания своего земного пути.
        «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мф17:20). «По вере вашей да будет вам» (Мф9:29).
        И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно.
        Святой слышит все обращенные к нему молитвы, поэтому верующие часто рассказывают о чудесном исцелении или спасении из беды, произошедшем после молитв к Николаю Чудотворцу, а также о его помощи в быту — вплоть до чудом нашедшихся очень важных утерянных документов.
        Заступник, святитель Николай милостив и молится о покаявшихся грешниках, вразумляет отступивших от православной веры.
        Вот одно из множества современных нам чудотворений святителя. Этот случай произошел в 1956 году на нашей земле. В прошедшем ХХ веке в России богоборческое государство воздвигло страшные гонения на христиан; стремясь до конца истребить веру, оно насаждало в народе противные христианскому благочестию обычаи, воспитывало молодежь в духе безбожия.
        В г.Самаре (тогда Куйбышеве) жила благочестивая верующая мать с дочерью Зоей. Шел Рождественский пост. Несмотря на то, что мать была против веселья в пост, Зоя решила с друзьями встретить Новый год, а Зоин жених по имени Николай где-то задержался. Молодежь танцевала, только у Зои не было пары. Обиженная на жениха, она взяла с божницы икону святителя Николая Чудотворца и сказала: "Если нет моего жениха, потанцую со святым Николаем". На увещания подруг она дерзко ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет". С этими словами Зоя пошла по кругу.
        На третьем круге вдруг в комнате поднялся невообразимый шум, вихрь, засверкали вспышки ослепительного света. Все в страхе выбежали из комнаты, одна Зоя осталась стоять с иконой святителя, прижав ее к груди, окаменевшая, холодная, как мрамор. Она оставалась живой, ее сердце билось, но девушка не могла пошевелиться, и окружающие не смогли сдвинуть ее с места — ноги будто приросли к полу.
        Дежурившие на Зоином посту милиционеры по ночам слышали, как Зоя страшно кричала: "Мама, молись! В грехах погибаем! Молись!" Некоторые молодые милиционеры, слыша этот крик, поседели от ужаса. Мать горячо молилась Господу и Чудотворцу Николаю о прощении дочери и помощи.
        Медицинское обследование подтвердило, что сердцебиение у девушки не прекратилось, несмотря на окаменение тканей (не могли даже сделать укол: иглы ломались). Приглашенные священники после чтения молитв не могли взять икону из ее застывших рук.
      
        Но в праздник Рождества Христова пришел отец Серафим (Тяпочкин, тогда еще отец Димитрий), отслужил водосвятный молебен и освятил всю комнату. После этого он взял из рук Зои икону и сказал: "Теперь надо ждать знамения в Великий день".
        Перед праздником Благовещения некий благообразный старец просил охрану пропустить его. Ему отказали. Появлялся он и на следующий день, но и другая смена его не пропустила. В третий раз, в самый день Благовещения, охрана его не задержала. Дежурные слышали, как старичок говорил Зое: "Ну что, устала стоять?" Прошло какое-то время, старец все не выходил. Когда заглянули в комнату, его там не обнаружили. Все свидетели происшедшего убеждены, что являлся сам святитель Николай.
        Зоя простояла 4 месяца (128 дней), до самой Пасхи, которая в том году была 23 апреля (6 мая по новому стилю). В ночь на Светлое Христово Воскресение Зоя громко взывала: "Молитесь! Страшно, земля горит! Весь мир в грехах гибнет! Молитесь!" С этого времени она стала оживать, в мускулах появилась мягкость, жизненность. Ее уложили в постель, но она продолжала взывать и просить всех молиться о мире, гибнущем во грехах, о земле, горящей в беззакониях.
        - Как ты жила? - спрашивали ее. - Кто тебя кормил?
        - Голуби, голуби меня кормили, - отвечала Зоя.
        Молитвами святителя Николая Господь помиловал ее, принял ее покаяние и простил ее грехи.
        Все случившееся настолько поразило жителей Куйбышева и его окрестностей, что множество людей обратилось к вере. Спешили в церковь с покаянием, некрещеные крестились, не носившие креста стали его носить - для просящих даже не хватало крестов.
      
        Святитель Николай Сербский в день памяти Божиего угодника сказал:
        «Сегодня мы прославляем одного богача, который вошел в Царство Небесное. Господь сказал, что «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф.19,23). Но Господь не говорил, что богатый совсем не может войти в Царство Небесное. Ибо если бы Он сказал, что это невозможно, то многие из богатых людей, которые унаследовали богатство от родителей, были бы с самого начала, не будучи виновными в этом, отлучены от Небесного Царства.
        В таком случае и святой Никола, который наследовал богатство от родителей, был бы отлучен от него. Был бы отлучен и царь Неманя (Святой Симеон Мироточивый — сербский царь), который имел «семь башен грошей и дукатов». Были бы отлучены и другие, которые в этой жизни считались богатыми и чьи имена, между тем, мы находим в церковном календаре.
        Никого благий Господь наперед не лишает Своего Царства и ни перед кем, кто желает вечной жизни, Он не закрывает врата небесные, какого бы положения или звания он ни был. По неизреченному Своему человеколюбию Бог желает всем людям спастись. И в этой жизни невозможно помешать кому бы то ни было спастись, ни единому человеку, если он сам себе в этом не помешает.
        Не потому богатому трудно войти в Царство Небесное, что он богат, но потому, что мало кто из богачей может справиться с искушениями, которые приходят с богатством. Редко кто из богатых людей может воздержаться и не злоупотребить богатством. Мало таких богатых на свете, кто бы своим богатством не купил себе место в аду вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, которые не прилепились бы сердцем к своему богатству и не удалились от Творца всяческих. Мало их, но были и они.
        Тяжко богатому войти в Царство Божие, но некоторые богачи вошли. Вошел святой Никола, вошел царь Неманя, вошли и другие. Им богатство не только не помешало, но еще и помогло войти в Царство и быть вписанными в святцы. Ибо они употребили свое богатство во славу Божию и на спасение своих близких. Имея богатство, они как бы ничего не имели. Все, что у них было, считали они собственностью Господа, а себя Божиими слугами и хранителями чужих сокровищ, которые распределялись и делились ими согласно евангельским заповедям.
        Таким путем они спасли свои души, и другим помогли спастись. Это — героические души, которые не поддались тому, чтобы ими завладело их богатство, но они сами владели им.

        Кроме земного богатства святой Никола имел еще три гораздо более великих сокровища: богатство веры, богатство правды и богатство милости.
        Раздавая свое земное богатство нищим из любви ко Христу, он и сам стал нищим. Но эти три сокровища только более умножились к концу его земной жизни.
        То, что он в изобилии передал свою веру другим людям, сделало его богатым верою. Из-за того, что он ревновал за правду Божию, душа его наполнилась правдой.
Сердце его было полно милости, изливая милость на людей.
        Вера, правда и милость — небесные богатства, которые при раздаче их не умаляются.
        Вера, правда и милость — три сокровища святого Николы, которые он оставил в наследство Церкви, и которые еще до сего дня не истрачены. Это тройное благо оставил святитель Божий в наследство тем, кто его помнит и прославляет.
        Кто славит святого Николу, знайте, что ему милее то, что мы от него берем, чем то, что он от нас получает.
        Вера святого Николы была чиста как кристалл, и как алмаз тверда. Он показал это в Никее, защищая Православие от еретика, подвергая при этом свою жизнь опасности.
        Правда Божия в святом Николе ясна как солнце. Он показал это, когда помешал палачу казнить трех мужей, невинно осужденных на смерть, появившись пред палачем и исторгнув меч из его рук, снова подвергая свою жизнь опасности.
        А милость святого Николы к бедным и нишим была подобна Христовой милости. Все свое имение он раздавал как милостыню — более тайно, чем явно — обрекая себя на нужду и голод.
        Но этот великий слуга Христов не страшился ни еретика, ни палача, ни голода. Он знал с уверенностью, что Всевышний бдит над верными слугами своими. И действительно, Всевышний защищал его до конца жизни и прославил после смерти среди ангелов и людей, как мало кого.

        Но кроме этих трех великих сокровищниц духовных благ, кроме веры, правды и милости, святой Никола имел и еще несколько переполненных ризниц.
        Это ризница кротости, ризница воздержания, поста и молитвы, ризница смирения и так далее.
        Все эти переполненные ризницы духовного и морального блага оставил этот дивный святитель Христов нам, православным христианам, в наследие. На сегодняшний день все эти богатые ризницы открываются и предлагаются нам.
Святой Никола принимает наши хлебы и наши свечи, и молитвы, как ответный дар ему, а не как наш дар. Он предлагает нам сегодня свои дары. Если мы их примем, то и он примет от нас ответные дары. Если мы отвергнем его дары, отвергнет и он наши. Берегите добро и не отказывайтесь от даров, которые предлагает нам этот богач Христов.
        И еще на один момент обратите внимание и порадуйтесь. Святой Никола ни книг не писал, ни кровь свою мученически не пролил за Христа, и все же прославлен более многих святых, которые и мудрые книги написали, или мученически за Христа пострадали.
        Это великая и дивная тайна. Это дело Божие. Этим благий Господь хотел показать, что Он вводит в Свое Царство не только мудрых богословов и мучеников, но и все то неисчислимое количество добрых душ, которые ни книг не писали, ни мученичество не претерпевали, но истинную веру сохранили и закон Божий исполнили. А таких как раз большинство среди верных, т.е. таких, которые не говорят, но делают, которые книг не пишут, но Духом Божиим дышат.
        Действительно, много есть мудрых богословов и мучеников, но все же они в меньшинстве по сравнению с огромным числом этих последних, которые не прославились ни как богословы, ни как мученики, но как молчаливые, но верные слуги Божии, как святой народ Божий.
        Святой Никола — святитель народный, совершенный представитель того множества людей, которые слушают слово Божие и спешат исполнить его, и примером своим научить других. В этом причина того, почему святой Никола прославлен более многих святых учителей и мучеников.
        И поэтому Церковь посвятила чудотворцу Николаю Мирликийскому кроме сегодняшнего дня еще и все четверги обычных седмиц в продолжение целого года, вместе со святыми апостолами.
        Богу нашему слава, святому Николе честь и поклонение. Аминь».
      
         Тропарь, глас 4
        Правило веры и образ кротости, воздержания учителю яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

        Кондак, глас 3
        В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.               
      
        «Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».               
               
                Молитва святителю Николаю

        О всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!
        Молим тя, буди верных защититель, алчущих кормитель, плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель, убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель, да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу избранных Божиих на небеси и с ними непрестанно воспевати Единого в Троице покланяемого Бога во веки веков.

        О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!
        Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми, окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

         О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению и теплою молитвою тебе призывающих!
         Скоро потщися и избави Христово стадо от волков, губящих его; и всякую страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами, от мирскаго мятежа, труса, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от глада, потопа, огня и напрасныя смерти; и якоже помиловал еси триех мужей в темнице сидящих и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и мене, умом, словом и делом во тьме грехов суща, избави мя гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию.
         Своим же милосердием и благодатию Христос Бог тихое и безгрешное житие даст ми пожити в веце сем и да сподобит меня доброй участи со всеми святыми. Аминь.

               СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЕ, МОЛИ БОГА О НАС.



Составлено по материалам:
http://pravoslavie24.com/svyatoj-nikolaj-chudotvorec/
http://azbyka.ru/forum/showthread.php?t=9136
http://www.ufa.kp.ru/daily/26168.4/3055043/
http://azbyka.ru/tserkov/svyatye/svyatye_i_
podvizhniki_2/arhiepiskop_mirlikiyskiy_
svyatitel_nikolay-all.shtml#436
http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6399/