Алексей Пичков детям

Полярина
Чтобы писать для детей, мало таланта, необходим особенный взгляд «детской удивлённости» миром, оригинальность его свежего восприятия. Поэтому настоящих детских поэтов так мало.

Благородная ясность, простота, жизненная правда детских стихов не терпит фальши. Полное отсутствие «литературщины», выдуманности, вычурности.
Национальных детских поэтов ещё меньше… В европейском Заполярье жил и писал стихи удивительные ненецкий поэт – Алексей Ильич Пичков. Владея с детства тремя языками: ненецким, коми и русским, он писал, в основном, на русском, говорил: стихи приходят так.

В русских стихах ему удалось запечатлеть ненецкую душу.
Национальная ограниченность Пичкову была совершенна  чужда, хотя он и  говорил:
«Я ненец, но пишу на русском. Образ создаю на русском, хотя если пишу о тундре, мыслю категориями тундровика. Иначе мне верить не будут. Да не могу иначе, сросся я с ними. Я сам – творение тундры».
Конечно, его многочисленные книги стихов и прозы большей частью предназначены взрослым, но и детских произведений немало, в том числе, уникальная автобиографическая повесть о детстве «Сятук».
Алексею Пичкову всегда были свойственны озорство, юмор, недаром в Нарьян-Маре о нём до сих пор ходят анекдоты.

Автор всегда пишет для определённого круга читателей. Вот стихи Пичкова, обращённые к детям.

* * *
Оленёнок мой ручной
Ходит целый день за мной!
В своей одежде пестренькой,
Копыта:
– Тук, да тук!
За ним – четвероногим –
Как трудно
                мне на двух!

Литературный герой – малыш 2–3 лет. Ручные оленята нередко воспитываются в стойбище, особенно их любят детишки. Оленята-суляко рождаются в мае, когда в тундре появляются проталины-варюи, и сразу же встают на ноги. Бывает, мать отказывается кормить слабого оленёнка или (по разным причинам) – погибает. Таких оленят пастухи (они ходят и проверяют самочувствие всех новорождённых оленят в стаде)   бережно относят в чум и выкармливают.
Ручные олени ¬ – авки – подрастают и обычно используются в упряжке, доживая до глубокой старости. Умирают они естественной смертью.

АВКО – РУЧНОЙ ОЛЕНЬ

Есть у нас ручной олень.
В нашем стойбище весь день
Ходит-бродит возле чума,
Не боится авко шума.
Любят авко ребятишки,
Так и льнут к нему с утра.
И тынзеи-коротышки
Ловят авкины рога.
Есть у нас ручной олень,
Он у чума целый день.
Рада авке детвора,
Продолжается игра.

Не могу не отвлечься и не привести отрывок из рассказа  Марии Кравченко, о том, как воспринимает оленя взрослый человек, только приехавший в стойбище:
«– А вот наш малыш, Ванечка. Ему уже две недели. Ваня, поздоровайся с тётей.
Весело цокая, ко мне подбежал и прижался к ноге всем телом оленёнок. Он был такой маленький, что мне пришлось наклониться, что бы погладить шёлковую спинку.  Большие прозрачные глаза смотрели  доверчиво и ласково  – сердце захлебнулось нежностью» («Шоковая терапия у подножия Северного полюса»).

В конце мая-июне начинается кочевье, стада оленей пастухи ведут на летние пастбища – из тайги предстоит пройти сотни километров к северу, на побережье Баренцева моря, подальше от комаров. Оленята подрастают в пути, они идут вместе с важенками-оленихами, кормятся материнским молочком.

Весенняя тундра, как много в ней света.
Горит она пламенем
                тихо и ясно.
И куропатки, как малые дети,
Проводят все дни говорливо и праздно.
– А что там вдали?
                – Это движутся важенки.
– А что рядом с ними, как светлые капельки?
– А то оленята; даруется каждому
И жизнь, 
                и земли этой сладкие запахи!

Волшебное  пробуждение природы после восьмимесячного сна: «Зленые иголочки травы, желтые и красные цветы разгораются, как яркий костер, и только белая полоса пушицы местами студит это пестрое буйство огня» (А.Пичков).

На голубом небе светит доброе солнце и греет землю. Оно не садится: июнь, начало июля – полярный день в тундре. От этого травы растут с удвоенной силой, поэтому в Заполярье они даже более целебны, чем знаменитые алтайские.
Оленята начинают щипать свежую зелень, а потом и лишайник-ягель. И только в глубоких оврагах на вечной мерзлоте всё лето лежит снег...

ОЛЕНЕНОК

Боком, боком, словно птичка,
Он по снегу
                прыг да прыг.
Олененок-невеличка
Всё один играть привык.
Шаловливый,
                как ребенок.
Вдруг замрет он, не дыша.
Видно, в шустром олененке
Есть мальчишечья душа.

Поэт сохранил детскую свежесть восприятия мира до конца своей долгой жизни. Пичков писал: «Повторюсь во внучке, внуке, их глазами вижу свет». Алексей Ильич чутко понимал детскую душу и рождались добрые и светлые слова, близкие каждому ребёнку:

По родной пойду сторонке
Попытать свою судьбу…
Вдруг я встречу олененка
С белым пятнышком на лбу.

Для Алексея Ильича главным всегда было впечатление, которое остается после прочтения стихов. Он предпочитал писать о светлых сторонах жизни, создавая у читателей жизнеутверждающий настрой. Поэт считал, что главное в поэтическом произведении – образ, его внутреннее содержание и настроение,  осмысление с преломлением сознании автора: «Иногда бывает, читаешь стихи молодых и ловишь себя на мысли, что где-то подобное уже читал, слышал. Есенинские или иные настроения, а вот самого автора нет. Кто он, над чем думает, что его волнует. Искать самого себя в стихах – вот что нужно. Только тогда придет успех. А это уже зависит от него самого».
Алексею Пичкову удалось найти в поэзии свой неповторимый путь, получить признание, воспитать немало учеников и…читателей. Ведь с детского сада они росли с его стихами и песнями:

 

СУЮКОЦЯ – ОЛЕНЕНОК
Тонконогий оленёнок,
Тонконогий, быстроногий.
Стан ещё твой очень тонок
Для моей большой дороги.
Я тебя растил на воле
Моху много, трав душистых.
У тебя другая доля:
Пусть рога растут ветвистей.
Пусть копыта крепнут быстро
Для стремительного бега.
Полетят зимой со свистом
Надо мной кусочки снега.
А когда ты будешь сильным
И выносливым оленем,
Мы поедем к далям синим
И проталинам весенним.
…………………………..
А пока ты – оленёнок
Быстроногий,
Тонконогий.
Стан ещё твой очень тонок
Для большой моей дороги.


Солнце на рогах

Выходит солнце из-за сопок,
Оно сияет в двух шагах.
Олень – красавец быстроногий –
Его выносит на рогах.
Стоит олень перед тобою,
Глядит доверчиво, как друг.
А меж рогов его ветвистых
Сияет солнца алый круг.


Удивительного  северного поэта подарила судьба современникам и потомкам. Недаром в Нарьян-Маре он признан народным поэтом, живым классиком. С детства жителям города и округа знакомы его стихи, которые учат любить свою малую родину. Детские произведения Пичкова  написаны понятным каждому ребенку языком, без сомнения, их можно отнести к разряду высокой детской литературы.
Его стихи учат и детей, и взрослых любить и понимать жизнь, как любил её Поэт.



«И тундра и море в великом соседстве.
Так они лежат друг против друга
 на всем протяжении моей родины»
(Алексей Пичков)

Классик ненецкой литературы Алексей Ильич Пичков родился в тундре на полуострове Канин, который с запада омывается волнами Белого Моря, а с востока – волнами Баренцева моря. Школу он окончил в рыбацком посёлке Шойна. Поэтому тема моря в поэзии, даже в детских стихах – не редкость: душа сроднилась и с морем, и с тундрой.


ВЕТЕРОК ПОПАЛСЯ В СЕТИ

Справа тундра,
                слева море.
Слева волны,
             справа горы.
Посередке бережок.
На косе песчаной – сети.
Рано утром,
             на рассвете,
В них попался ветерок.
Долго я глядел с улыбкой,
Как в сетях он бился рыбкой.
Вижу, ветер еле дышит,
Даль над тундрою
                ясна.
Будет к вечеру потише
И уляжется волна.
Выйдем в море мы на лодках,
В сеть
       набьется нам селедка.

Какой свежий образ!  никто и никогда не писал о ветерке, попавшем, как рыбка, в сеть, выставленную сушиться на песчаной косе. Свежесть восприятия русского слова у Пичкова потрясающая.  Никто не рифмовал -  «лодках – селёдка» (и «вёснах – вёслах»).

ЛЕТОМ В ТУНДРЕ

В скалах птичьи разговоры
Не смолкают до утра.
Море бьет в большую гору,
Но не падает
                гора.
А ночами синий ветер
Любит в скалах отдыхать,
Чтобы утром
                на рассвете
Снова волны поднимать.

Край земли, где сошлись море и тундра, где «как дивное диво, прорастает трава» и «ветра хватит на всех» воспет в прекрасных стихах.

В поэзии Пичкова  для детей литературным героем выступает  даже рыба.
С присущим ему юмором, поэт пишет:

РЫБА-ГОЛЕЦ

Сети рву,
                крючки срываю,
Над волной стрелой летаю.
– Как у вас там на земле?
– Что там варится в котле?


В своём творчестве Пичков был голосом родной земли; всё живое обрело голос благодаря поэту. Это ему удалось в поистине, великом  ощущении своего единства с окружающим миром:

Ходят тучи над морем,
Солнца хватит на всех.
Серебрится равнина,
Словно беличий мех.
Руки тропок считают
Голубые бугры.

Вздохи встречного ветра
Словно стрелы, остры...
Солнце в тучах гнездится,
А лучи, как птенцы,
На ветвях тальниковых
Прозвенят бубенцы.

А зима отступает,
В тундре света полно –
Обнимает полнеба
В моем доме окно.


В 50-х годах XX века многие ненцы стали жить осёдло, в посёлках. Выпас оленей, в основном,  производится сменными бригадами. Дети учатся в школах, в школах-интернатах, после школы уезжают получать высшее образование в столицы. Так в своё время  уехал и Алёша Пичков – в Ленинград, учиться в педагогическом институте…

Но пока он вместе с литературным героем – мальчишка и продолжается счастливое детство… Весёлый и озорной мальчишка, для которого летние каникулы - долгожданный  праздник:
КАНИКУЛЫ

На озерах птичьи крики,
И не гаснут в небе зори.
Хороша пора каникул
В нашем стойбище у моря.
А когда аргиш по тундре
Тронет нарты на дороге,
Первыми встречаем утро,
Первыми встаем на ноги.
Только будет жаль немножко
Нам зимой в родимой школе –
Наши летние дорожки,
Это летний день
                веселый.

Постепенно, в меру сил, приобщаясь к будущей взрослой жизни, юные северяне осваивали, в том числе,  и охоту, и рыбалку. Надо сказать, дети у ненцев, русских, коми (да и вообще -  деревенские дети), приобщаясь к посильному труду,  к 6-7 годам умели делать многое. Всему родители учили, как водится, на собственном примере.


Собираю я друзей:
Мол, пойдём ловить язей!
На Печоре этой рыбы, –
Каждый знает наперед, –
Наловить мы все смогли бы,
Да вот только не клюёт!
Поостынем мы немножко,
Наберем себе червей.
Серебристая сорожка –
Эта рыбка поважней!

Дети  привыкали бережно относиться к природе, от которой бралось только необходимое для жизни, пропитания. Ребёнок  рос и  играл не только с ручными оленятами-авками, но, нередко, у него были ручной лисёнок, гусёнок,  чайка. И конечно – собаки. Так он учился понимать животных.

Нерпа-лежебока

Спит нерпа пёстрая на льду.
Тихонько к нерпе подойду.
– Вставай, вставай же,
                лежебока,
Охотник ходит недалёко.
Идёт охотник вдоль припая,
А ты пестреешь на виду.
Ох, как опасно спать, зевая,
На белом, как бумага, льду.

Чувство любви,  умение видеть красоту, воспитывается с детства, так человечность становится нравственным стержнем. Поэтому всё время меняющийся огромный окружающий мир для ребёнка, литературного героя Пичкова -  не чужой, не враждебный, а близкий и родной, «свойский»: «Утром солнцу киваю: /  – Веселее иди!» Это только потом ставший взрослым Алёша Пичков скажет: «Я хотел бы солнце заарканить, / Да тынзей, назло, кототковат».
.

* * *
Там у моря, где чаек
Говорливый базар,
Рано утром встречаю
Зорь далёких пожар.
А огни полыхают,
Хоть дрова поджигай.
Утром солнцу киваю:
– Веселее вставай!
День так день.
По порядку
До еды и мытья.
Будем делать зарядку
У шального ручья.
Раз! – и травы с поклоном
Нагибаются вниз.
Два! – и утки со звоном
Над рекой пронеслись.
Три! – туман прижимает
Травы к мокрой груди.
Утром солнцу киваю:
– Веселее иди!

(Алексей Пичков)


Положительное отношение к жизни, оптимизм естественны у человека, который с детства научился трудиться и любить. Именно этим жизнеутверждающим качествам учат молодых читателей стихи Алексея Пичкова. Когда эти стихи становятся частью духовного мира – это твердь.


Иллюстрация: посёлок Шойна "на краешке милой России", как сказал поэт.
Алексей Пичков в детстве с отцом.

А.Пичков в Ленинграде (2 ряд, справа) вместе со студентами разных вузов из Ненецкого автономного округа.