про Новый Год...

Инна Васильева
      Когда-то давным-давно, в огромной стране, под гордым названием - СССР - жила была одна маленькая  девочка. Жила не одна, конечно. С папой, мамой и бабушкой. Даже с собакой Чапой и котом Барсиком. А потом уже и с младшей сестрой... Но сегодня не об этом.
 Новый год в этой замечательной стране был, пожалуй, единственным праздником, который не вызывал вопросов и протеста и был дорог всем без исключения. И детям и взрослым.
       Всё начиналось за неделю до назначенного дня. Надо сказать, что жизнь в этой огромной стране была  разная(несмотря на одинаковость). Чем дальше от столицы и крупных городов - тем беднее и неинтереснее. Но перед Новым годом даже в такие маленькие провинциальные города, как Энск,(где жила героиня этой рассказки) завозились волшебные дефицитные товары, что сразу настраивало жителей  ( или как говорили в этой стране - народонаселение) -  на праздничный лад. К примеру - мандарины и апельсины. Их не было никогда. Целый год их не было, а за неделю-две перед праздником их вдруг - "выбрасывали". Смешное такое слово. Но в СССР постоянно  "выбрасывали" на продажу какие-нибудь очень дефицитные товары. В Энске даже колбаса и мясо были всегда в огромном дефиците. И за колбасой, по госцене, всегда выстраивалась огроменная очередь. С началом у заветного прилавка и хвостом у выхода - через весь магазин. Шоколадных конфет не было никогда. Почти никогда. Не говоря уже о фруктах в магазинах...  Были сухофрукты. Это некая смесь чёрных скукоженных плодов, преимущественно червивых яблок. Варишь компот и всплывают червячки... А вообще - жизнь была ровная. Всем одинаково хорошо было жить в "стране советской".   А перед Новым годом "выбрасывали" апельсины, мандарины и яблоки. Яблоки доставались многим. А вот апельсины...Обычно заканчивались у Аниной  мамы перед носом. Так она говорила. Но как-то умудрялась доставать. Каждый год. И апельсины и яблоки и конфеты шоколадные давали в подарках на работах(у кого дети), в детсадах и школах. Родственники, из более благополучных мест обитания, присылали всякие вкусности,  подгадывая именно к Новому году. На почтах в этот период бывало очень жарко.
     И вот когда приближался праздник - главный народный праздник - всех лихорадило. Люди в два раза чаще  улыбались, говорили громче, чем обычно. Дети готовились к Ёлкам в детсадах и школах. Ане мама всегда сама шила очень красивые платьица. И на праздник тоже - костюм снежинки у девочки был самый нарядный. Ёлку покупали всегда заранее.  У Ани в семье это делала мама. Ну, это чтобы потом не ссорится с папой, что он выбрал самую замухрыжную, самую дешёвую, самую пожелтевшую... и без макушки. Ну, как-то так...  Мама брала девочку с собой - выбирать ёлку. Они рассматривали ёлочки, вдыхая аромат хвои. Главное, чтобы была макушка такая, чтобы можно было насадить звезду. Макушку должна украшать звезда. Это традиция. А низ можно отпилить. Лишь бы верх был пушистый. Это были не ёлки, конечно. Ёлки НИКОГДА  ТАК не пахнут - смолой и хвоей, волшебством леса. Сосны. Всегда только сосны.  Просто называли их все - ёлками. Ёлку укладывали на санки(в руках такое дерево далеко не унести). Мама везла, а девочка придерживала на кочках (старалась по крайней мере)). Потом папа отпиливал низ. Прибивал к голым местам верхней части веточки с нижней. Ставил в крестовину - специально сделанную своими руками для таких случаев. И получалось очень красиво. От пола до самого потолка, занимая четверть всей комнаты(даже, если комната была единственной - поставить детям хорошую ёлку - это святое)) стояла пышная красавица. Благоухая по мере оттаивания и вселяя надежду и оптимизм. А для маленькой Ани - превращала "место жительства" - в сказочный волшебный лес. С гномами и лешими. С бабой ягой и прочими чертями и волшебниками.
  Украшать ёлку! Украшать ёлку - это потрясающий ритуал, который объединял ВСЮ семью. Давал повод пообщаться всем вместе. Тоже самое, как лепка пельменей к празднику. Все садились вокруг стола и лепили пельмени. Начинку всегда делала бабушка. Она умела делать потрясающий фарш. Аня, вся в муке по уши, тоже лепила какие-то загогулины, кои расклеивались тут же. Но все смеялись и было очень хорошо. Уютно так... Так вот - украшать ёлку Ане позволили лет с семи-восьми. Когда игрушки перестали выскакивать из её рук, как живые, и биться. Приносили огромную коробку из сарая. Холодную. Смахивали пыль. Открывали. А там... Там чего только не было. Мишура и "дождь" сверху. Шарики - сосульки. И самое интересное для Ани - игрушки - герои сказок. Красная Шапочка, например. Их было пять - блестящих девочек в золотистых платьицах с корзиночками. Были Белоснежки или Алёнушки. Черноморы. У этих игрушек были не петельки для ниточек, а прищепки. Зубастые. Металлические прищепки. В нижней части игрушки. Ане нравилось садить на ёлку именно их. С прищепками. Сначала ёлке на макушку надевали звезду и вешали гирлянду с лампочками. Лампочки были такие же, как обычные - "ильича". Только намного меньше. И лампочки в виде сосулек - заострённые к концу. Красные, синие, зелёные и жёлтые. Они вворачивались в маленькие патроны. Иногда лампочка перегорала. Её надо было найти и заменить. Иначе не горела вся гирлянда. Потом игрушки. Каждая рассматривалась. Привязывались ниточки. Развешивались. Потом мишура и сверху мама любила - укрыть ёлочку от макушки до насколькохватит серебряным   "дождём. Не цветным. Именно и только серебристым. "Дождь" ниспадал сверху ровными прядями, плавно переливаясь. Крестовину накрывали ватой. Обсыпали вату конфетти. Ставили Деда Мороза и Снегурочку.
А потом... Потом доставали припасённые конфеты в красивых блестящих обёртках и огромные красные яблоки, выбирая те, у которых крепкий черенок. К ним тоже привязывали ниточки. И, в тайне от девочки, взрослые прятали их меж стеклянных игрушек и мишуры. Чтобы съесть - надо было просто найти их на ёлке. Но это потом. В следующем году. А пока - Аня ходила вокруг ёлочки и высматривала - где спрятаны конфеты и яблоки. Это было что-то вроде игры.
    И самое интересное - этот, так ожидаемый всеми детьми мира, вопрос... А что ты хочешь, чтобы Дед мороз тебе подарил?
    Я, например, в Деда Мороза верила без вопросов лет до пяти-шести. Да и потом расставаться с верой в чудо не хотела. Точнее - мне нравилось верить. И я верила. Но вот в детстве всегда тайна и волшебство ближе и роднее.
    Сам праздник - застолье. Обязательный апельсиново-яблочный дух, смешивающийся с запахом сосны и пельменей. Игры в фанты. Играли даже папа и собака Чапа. Бабушка только не играла. Аню укладывали спать после боя курантов. Это была единственная ночь, когда детям разрешалось не спать до двенадцати(если дети того хотели, конечно) Впрочем - дети сами падали - переполненные впечатлениями. Обычно подарки кладут под ёлку. Так, кажется, принято. Где-то в носки... Где-то в башмаки. А в этой семье - подарки Дед Мороз всегда клал под подушку.
И не передать это чувство, когда  (с замиранием сердца) утром, ещё не открыв глаза, начинаешь медленно просовывать руку под подушку, пытаясь нашарить заветный подарок от Деда Мороза, когда дыхание перехватывает от предвкушения - ведь ты не знаешь ЧТО там. Потому что, почти никогда, не можешь внятно ответить на задаваемый вопрос. (А что ты хочешь, чтобы Дед Мороз...?)
Вы можете себе представить?!
Я - могу)))
С наступающим, друзья!